СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Различие и правописание глаголов на -тся, -ться

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Различие и правописание глаголов на -тся, -ться»

Письмо (8 класс)

Тема: правописание глаголов на -тся, -ться

Цель урока: познакомить учащихся с правилом написания -ться и –тся в глаголах. Отработать способ действия при выборе написания -ться и -тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы. Коррекция памяти, внимания, мышления. Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.

Методы и приёмы: словесные: беседа, опрос, наглядные: работа с дидактическим материалом, самостоятельная работа

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, таблицы, учебник

Тип урока: усвоение нового материала

ХОД УРОКА

I. Организация урока

II Актуализация знаний учащихся

К….мандир, д…ректор, ж…лать,в…лшебник, р…шать, св…ркать, к…питан,г…товить.

– На какие две группы можно разделить эти слова?
– От каких из этих глаголов можно образовать новые, с помощью суффиксов -ться, -тся?

Одновременно проводится индивидуальная работа учащихся по карточкам.

Карточка № 1.

Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме.

Увлечение, наслаждение, раздражение,удаление.

Карточка № 2.

Поставьте глаголы в неопределённой форме.

Тащимся, мчимся, рассержусь, улыбаюсь.

Карточка № 3.

Поставьте глаголы в неопределённой форме.

Умываемся, собираемся, возвращаюсь, приближаюсь.

– Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе?

– Помни: вопрос – твой помощник!

Что делает? Что делать?
Что сделает? Что сделать?
бросится броситься
нравится нравиться
удивится удивиться
вернутся вернуться

3. освоение нового материала:

– Существует еще один способ действия при определении правильного написания -тсяи -ться в глаголах.
– Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь?

Работа с таблицей:

– От чего же зависит написание -тьсяи -тся в глаголах?

4. Физминутка

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться,
Кашу съесть,
Поскакать легонько,
На коленочки присесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.

V. закрепление:

1. Аукцион пословиц, содержащих слова на изучаемую орфограмму.

– Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья (что делают?) познаются (3-е л.) в беде.
Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)
Всякий человек в деле (что делает?) познаётся(3-е л.)
У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)
Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.),так и счастья (что делать?) невидать (неопр.ф.)
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться (неопр. ф.)
За всё (что делать?) браться (неопр. ф.) –ничего не сделать.

2. Исправь ошибки в тексте и докажите

В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвяться в своей клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держиться за ветку и сладко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.

3. Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными,которые оканчиваются на -ца!

Переносица – переносится
Водица – водиться
Спица – спится

– Составьте с этими словами словосочетания,чтобы было ясно лексическое значение слов.

Болит переносица – собрание переносится
Чистая водица – не надо с ним водиться
Острая спица – ему не спится

4. Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3лица ед.ч.

  1. Проявлять стремление стремиться – стремится

  2. Испытывать волнение волноваться – волнуется

  3. Допускать ошибки ошибаться – ошибается

  4. Принять решение решиться – решится

  5. Чувствовать радость радоваться – радуется

6. Итог урока. Рефлексия

– Когда в глаголах, оканчивающихся на –тся пишется Ь?

7. Домашнее задание учить правила

8. Выставление оценок за урок.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя