Письмо (8 класс)
Тема: правописание глаголов на -тся, -ться
Цель урока: познакомить учащихся с правилом написания -ться и –тся в глаголах. Отработать способ действия при выборе написания -ться и -тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы. Коррекция памяти, внимания, мышления. Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.
Методы и приёмы: словесные: беседа, опрос, наглядные: работа с дидактическим материалом, самостоятельная работа
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, таблицы, учебник
Тип урока: усвоение нового материала
ХОД УРОКА
I. Организация урока
II Актуализация знаний учащихся
К….мандир, д…ректор, ж…лать,в…лшебник, р…шать, св…ркать, к…питан,г…товить.
– На какие две группы можно разделить эти слова?
– От каких из этих глаголов можно образовать новые, с помощью суффиксов -ться, -тся?
Одновременно проводится индивидуальная работа учащихся по карточкам.
Карточка № 1.
Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме.
Увлечение, наслаждение, раздражение,удаление.
Карточка № 2.
Поставьте глаголы в неопределённой форме.
Тащимся, мчимся, рассержусь, улыбаюсь.
Карточка № 3.
Поставьте глаголы в неопределённой форме.
Умываемся, собираемся, возвращаюсь, приближаюсь.
– Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе?
– Помни: вопрос – твой помощник!
Что делает? Что делать?
Что сделает? Что сделать?
бросится броситься
нравится нравиться
удивится удивиться
вернутся вернуться
3. освоение нового материала:
– Существует еще один способ действия при определении правильного написания – -тсяи -ться в глаголах.
– Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь?
Работа с таблицей:
– От чего же зависит написание -тьсяи -тся в глаголах?
4. Физминутка
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться,
Кашу съесть,
Поскакать легонько,
На коленочки присесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
V. закрепление:
1. Аукцион пословиц, содержащих слова на изучаемую орфограмму.
– Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.
Друзья (что делают?) познаются (3-е л.) в беде.
Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)
Всякий человек в деле (что делает?) познаётся(3-е л.)
У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)
Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.),так и счастья (что делать?) невидать (неопр.ф.)
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться (неопр. ф.)
За всё (что делать?) браться (неопр. ф.) –ничего не сделать.
2. Исправь ошибки в тексте и докажите
В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвяться в своей клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держиться за ветку и сладко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.
3. Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными,которые оканчиваются на -ца!
Переносица – переносится
Водица – водиться
Спица – спится
– Составьте с этими словами словосочетания,чтобы было ясно лексическое значение слов.
Болит переносица – собрание переносится
Чистая водица – не надо с ним водиться
Острая спица – ему не спится
4. Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3лица ед.ч.
-
Проявлять стремление стремиться – стремится
-
Испытывать волнение волноваться – волнуется
-
Допускать ошибки ошибаться – ошибается
-
Принять решение решиться – решится
-
Чувствовать радость радоваться – радуется
6. Итог урока. Рефлексия
– Когда в глаголах, оканчивающихся на –тся пишется Ь?
7. Домашнее задание учить правила
8. Выставление оценок за урок.