СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Различие звонких и глухих [ж] - [ш] в устной и письменной речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта открытого группового логопедического занятия для обучающихся 1 класса, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное НВОНР

Просмотр содержимого документа
«Различие звонких и глухих [ж] - [ш] в устной и письменной речи»

Технологическая карта логопедического занятия

Ф.И.О. учителя-логопеда

Ефанова Юлия Николаевна

Тема занятия

Различие звонких и глухих [ж] - [ш] в устной и письменной речи

Основное содержание и задачи

Коррекционно-образовательные:

- вырабатывать у обучающихся чёткую дифференциацию звуков [ж] – [ш];

- учить правильно обозначать эти согласные соответствующими буквами;

- предупредить ошибки на письме, при написании слов с буквами ж (жэ) и ш (ша);

- закреплять навык составления предложений с данными словами.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать мышление, внимание, память, зрительное восприятие;

- расширять и активизировать словарный запас на материале теме «Профессии».

Коррекционно-воспитательные:

- вызвать у детей интерес к материалу логопедических занятий;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать культуру коммуникации;

- формировать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, навыки сотрудничества.

Планируемые результаты

Коммуникативные УД

Личностные УД

Познавательные и регулятивные УД

Развивать умение слушать и понимать других.

Использовать речь для регуляции своего действия и предоставления результатов работы.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Определять значимость речи в общении и обосновывать свои суждения.

Использовать приобретенные знания при выполнении учебного задания.

Выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.

Оборудование: ИКТ, зеркала, раздаточный материал, сухой бассейн с гречневой крупой, смайлики, тетради, ручки.






















Этапы занятия

Задачи

Методы и

формы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые

результаты

I. Мотивация и самоопределение к деятельности

Обеспечить мотивацию обучающихся к изучению темы.

Развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку.


Фронтальная беседа.

- Здравствуйте, ребята. Давайте настроимся на занятие.

- Растираем «грабельками» (раздвинутые пальцы рук) лоб - все посторонние мысли уходят;

- Растираем ушки (вверх-вниз) - голова будет лучше думать;

- «Вилочкой» (указательный и средний пальцы) массируем точки перед ухом и за ним – хорошо будем видеть, и слышать, будем внимательными;

- А теперь, поставьте указательный пальчик на кончик носа, улыбнитесь. Ну, как – у всех хорошее настроение? Мы с вами это хорошее настроение возьмем на занятие.


Приветствуют учителя.


Выполняют инструкции учителя.

Мотивация к учебной деятельности, развитие познавательного интереса к обучению.

Осуществление совместной деятельности.

Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя.

II. Сообщение темы занятия

Определить тему занятия.

Диалог.

- Посмотрите на экран, это к нам пришли гости: Жужжалочка и Шипелочка.

- Догадайтесь, какой любимый звук у Жужжалочки?

- Какой любимый звук у Шипелочки?

- Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем различать?

- Правильно, мы сегодня будем различать звонкий и глухой звуки [ж] - [ш].

Отвечают на вопросы.




- Звук [ж].


- Звук [ш].


- Звуки [ж] - [ш].

Умение понимать и сохранять учебную задачу, выполнять инструкции.

III. Сравнительная характеристика звуков

Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание правильной артикуляции звуков [ж] - [ш].

Работа в парах.

Практическая, моделирование.

- Давайте поработаем в парах и сделаем характеристику звуков.

- Понаблюдайте за своими органами артикуляции. Расскажите своему соседу об артикуляции этих звуков.

Выложите схемы этих звуков.

- Расскажи, как ведут себя органы артикуляции при произнесении звука [ш].





- Дай характеристику звука [ш].

- Расскажи, как ведут себя органы артикуляции при произнесении звука [ж].





- Дай характеристику звука [ж].

- Могут ли эти два звука быть мягкими?

- Чем похожи эти звуки?



- Чем отличаются эти звуки?

Повторяют артикуляцию звуков перед зеркалом.








- Губы округлены, вытянуты вперед, зубы закрыты, образуют «заборчик», язык находится вверху, «чашечкой», при произнесении выходит теплый воздух.

- Звук ш согласный, твердый, глухой.

- Губы округлены, вытянуты вперед, зубы закрыты, образуют «заборчик», язык находится вверху, «чашечкой», при произнесении выходит теплый воздух.

- Звук ж согласный, твердый, звонкий.

- Нет, звуки [ж] и [ш] всегда твердый.

- У них одинаковая артикуляция, они оба согласные, всегда твердые.

- Звук [ш] - глухой, а звук [ж] - звонкий.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя-логопеда.

Осуществление совместной деятельности. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

IV. Дифференциация звуков [ш] - [ж] на слоговом уровне

Совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков Ш и Ж в слогах.


Фронтальная.


- Сейчас мы будем учиться различать эти звуки в слогах.

- Я произнесу ряд слогов, а вы назовете слог, который повторяется два раза:

жо-жо-шо, жу-шу-жу,

ша-жа-ша, шу-жу-шу-жу

Повторяют слоги, которые повторяются два раза.

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

V. Образование и чтение слогов

Совершенствовать и закреплять умения образования и чтения слогов.

Фронтальная.

ИКТ, моделирование.


- Теперь я назову звуки, вы образуете из них слог. Первый звук [ж], второй - [а]. Какой получится слог?

- Первый звук [ш], второй - [а]. Какой образуется слог?

- Первый звук [ж], второй - [о].

- Первый звук [ш], второй- [о].

- Первый звук [ж], второй - [у].

- Первый звук [ш], второй - [у].

- Первый звук [ж], второй - [ы].

- Первый звук [ш], второй - [ы].

- Давайте прочтем, какие же слоги получились.

- А правильно ли я написала слоги жи-ши.

- Какое правило мы знаем?


Образуют слоги.



- Слог «жа».


- Слог «ша».


- Слог «жо».


- Слог «шо».


- Слог «жу».


- Слог «шу».


- Слог «жи».


- Слог «ши».

- Жа-ша, жо-шо, жу-шу, жи-ши.


- Да, правильно.

- Жи-ши пиши с буквой И.

Умение принимать и сохранять

учебную задачу.

VI. Физкультминутка

Формировать установки на здоровый образ жизни.

Групповая.

Показ образца выполнения упражнения, ИКТ.

- Теперь давайте отдохнем. Встаем на физминутку.


Выполняют физминутку.


VII. Дифференциация звуков [ш] - [ж] на уровне слова

Развивать умение соотносить звуки [ш] - [ж] с буквами Ш (ша) и Ж (жэ).

Индивидуальная, групповая.

Практическая, письменные.

-Давайте вспомним, какими буквами обозначаются эти звуки на письме.

- Откройте тетради, подпишите число.

- Напиши букву ж (жэ), когда услышишь в слове звук [ж]. Напиши букву ш (ша), когда услышишь звук [ш].

Шаль, жаль, жил, шил,

баклажан, мешок, ножницы,

вишня, дождик, башня.

- Какие слова вы запомнили?

- Сколько слогов в слове?

- Запишите это слово.

Записываю буквы.












Определяют количество слогов в слове.

Записывают слова.

Умение применять полученные знания в практической деятельности.

Развивать фонематический слух на основе упражнений в определении места звука в слове.

Групповая.


- Жужжалочка и Шипелочка принесли интересные картинки.

- Кто нарисован на этой картинке?

- Расскажи, что делает на работе шофер (пожарный, шахтер, сапожник, швея)?

- А чем занимается художник?

- Есть ли в слове «шофер» сравниваемые нами сегодня звуки?

- В каком месте находится этот звук? В начале, середине или конце слова.

Отвечают на вопросы.











- Да, звук [ш].



- В начале слова.

Обобщать и подбирать слова на лексическую тему «Профессии».

Умение высказывать свое мнение и слушать и понимать других

VIII. Дифференциация звуков [ж] – [ш] на уровне предложений

Совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков [ш] и [ж] в словах.

Развитие мелкой моторики рук.

Групповая, индивидуальная.

Практическая

- Ребята, у вас на краю стола стоят контейнеры-бассейны (сухой бассейн с гречневой крупой).

- Положи ладони в бассейн, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Что ты чувствуешь?

- Давайте копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

- Из этих слов вам необходимо составить предложения.

По…арный поту…ил по…ар.

…вея …ьет пид…ак.

Сапо…ник при…ил подо…ву.

Худо…ник изобра…ал

деву…ку.

- Ребята, обратите внимание на то, что в словах есть пропущенные буквы. Давайте вставим их.











- Крупинки острые, они сильно колют наши ладошки, пальчики.



- Да, мы нашли слова.





Пожарный потушил

пожар.

Швея шьет пиджак.

Сапожник пришил

подошву.

Художник изображал

девушку.

Обобщать и подбирать слова на лексическую тему «Профессии».

Умение слушать и понимать других.

IX. Подведение итогов. Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Фронтальная.

Беседа.

- Вот наше занятие подошло к концу.

- Какие звуки мы сегодня учились различать?

- Оцените то, как вы поработали на занятии. Поднимите соответствующий смайлик.



- Мы учились различать звуки [ж] – [ш].

Умение анализировать и обобщать знания.

Оценивают результат своей деятельности.



4