Задачи | Методы и формы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
I. Мотивация и самоопределение к деятельности |
Обеспечить мотивацию обучающихся к изучению темы. Развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку. | Фронтальная беседа. | - Здравствуйте, ребята. Давайте настроимся на занятие. - Растираем «грабельками» (раздвинутые пальцы рук) лоб - все посторонние мысли уходят; - Растираем ушки (вверх-вниз) - голова будет лучше думать; - «Вилочкой» (указательный и средний пальцы) массируем точки перед ухом и за ним – хорошо будем видеть, и слышать, будем внимательными; - А теперь, поставьте указательный пальчик на кончик носа, улыбнитесь. Ну, как – у всех хорошее настроение? Мы с вами это хорошее настроение возьмем на занятие. | Приветствуют учителя. Выполняют инструкции учителя. | Мотивация к учебной деятельности, развитие познавательного интереса к обучению. Осуществление совместной деятельности. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя. |
II. Сообщение темы занятия |
Определить тему занятия. | Диалог. | - Посмотрите на экран, это к нам пришли гости: Жужжалочка и Шипелочка. - Догадайтесь, какой любимый звук у Жужжалочки? - Какой любимый звук у Шипелочки? - Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем различать? - Правильно, мы сегодня будем различать звонкий и глухой звуки [ж] - [ш]. | Отвечают на вопросы. - Звук [ж]. - Звук [ш]. - Звуки [ж] - [ш]. | Умение понимать и сохранять учебную задачу, выполнять инструкции. |
III. Сравнительная характеристика звуков |
Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание правильной артикуляции звуков [ж] - [ш]. | Работа в парах. Практическая, моделирование. | - Давайте поработаем в парах и сделаем характеристику звуков. - Понаблюдайте за своими органами артикуляции. Расскажите своему соседу об артикуляции этих звуков. Выложите схемы этих звуков. - Расскажи, как ведут себя органы артикуляции при произнесении звука [ш]. - Дай характеристику звука [ш]. - Расскажи, как ведут себя органы артикуляции при произнесении звука [ж]. - Дай характеристику звука [ж]. - Могут ли эти два звука быть мягкими? - Чем похожи эти звуки? - Чем отличаются эти звуки? | Повторяют артикуляцию звуков перед зеркалом. - Губы округлены, вытянуты вперед, зубы закрыты, образуют «заборчик», язык находится вверху, «чашечкой», при произнесении выходит теплый воздух. - Звук ш согласный, твердый, глухой. - Губы округлены, вытянуты вперед, зубы закрыты, образуют «заборчик», язык находится вверху, «чашечкой», при произнесении выходит теплый воздух. - Звук ж согласный, твердый, звонкий. - Нет, звуки [ж] и [ш] всегда твердый. - У них одинаковая артикуляция, они оба согласные, всегда твердые. - Звук [ш] - глухой, а звук [ж] - звонкий. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя-логопеда. Осуществление совместной деятельности. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
IV. Дифференциация звуков [ш] - [ж] на слоговом уровне |
Совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков Ш и Ж в слогах. | Фронтальная. | - Сейчас мы будем учиться различать эти звуки в слогах. - Я произнесу ряд слогов, а вы назовете слог, который повторяется два раза: жо-жо-шо, жу-шу-жу, ша-жа-ша, шу-жу-шу-жу | Повторяют слоги, которые повторяются два раза. | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. |
V. Образование и чтение слогов |
Совершенствовать и закреплять умения образования и чтения слогов. | Фронтальная. ИКТ, моделирование. | - Теперь я назову звуки, вы образуете из них слог. Первый звук [ж], второй - [а]. Какой получится слог? - Первый звук [ш], второй - [а]. Какой образуется слог? - Первый звук [ж], второй - [о]. - Первый звук [ш], второй- [о]. - Первый звук [ж], второй - [у]. - Первый звук [ш], второй - [у]. - Первый звук [ж], второй - [ы]. - Первый звук [ш], второй - [ы]. - Давайте прочтем, какие же слоги получились. - А правильно ли я написала слоги жи-ши. - Какое правило мы знаем? | Образуют слоги. - Слог «жа». - Слог «ша». - Слог «жо». - Слог «шо». - Слог «жу». - Слог «шу». - Слог «жи». - Слог «ши». - Жа-ша, жо-шо, жу-шу, жи-ши. - Да, правильно. - Жи-ши пиши с буквой И. | Умение принимать и сохранять учебную задачу. |
VI. Физкультминутка |
Формировать установки на здоровый образ жизни. | Групповая. Показ образца выполнения упражнения, ИКТ. | - Теперь давайте отдохнем. Встаем на физминутку. | Выполняют физминутку. | |
VII. Дифференциация звуков [ш] - [ж] на уровне слова |
Развивать умение соотносить звуки [ш] - [ж] с буквами Ш (ша) и Ж (жэ). | Индивидуальная, групповая. Практическая, письменные. | -Давайте вспомним, какими буквами обозначаются эти звуки на письме. - Откройте тетради, подпишите число. - Напиши букву ж (жэ), когда услышишь в слове звук [ж]. Напиши букву ш (ша), когда услышишь звук [ш]. Шаль, жаль, жил, шил, баклажан, мешок, ножницы, вишня, дождик, башня. - Какие слова вы запомнили? - Сколько слогов в слове? - Запишите это слово. | Записываю буквы. Определяют количество слогов в слове. Записывают слова. | Умение применять полученные знания в практической деятельности. |
Развивать фонематический слух на основе упражнений в определении места звука в слове. | Групповая. | - Жужжалочка и Шипелочка принесли интересные картинки. - Кто нарисован на этой картинке? - Расскажи, что делает на работе шофер (пожарный, шахтер, сапожник, швея)? - А чем занимается художник? - Есть ли в слове «шофер» сравниваемые нами сегодня звуки? - В каком месте находится этот звук? В начале, середине или конце слова. | Отвечают на вопросы. - Да, звук [ш]. - В начале слова. | Обобщать и подбирать слова на лексическую тему «Профессии». Умение высказывать свое мнение и слушать и понимать других |
VIII. Дифференциация звуков [ж] – [ш] на уровне предложений |
Совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков [ш] и [ж] в словах. Развитие мелкой моторики рук. | Групповая, индивидуальная. Практическая | - Ребята, у вас на краю стола стоят контейнеры-бассейны (сухой бассейн с гречневой крупой). - Положи ладони в бассейн, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Что ты чувствуешь? - Давайте копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное? - Из этих слов вам необходимо составить предложения. По…арный поту…ил по…ар. …вея …ьет пид…ак. Сапо…ник при…ил подо…ву. Худо…ник изобра…ал деву…ку. - Ребята, обратите внимание на то, что в словах есть пропущенные буквы. Давайте вставим их. | - Крупинки острые, они сильно колют наши ладошки, пальчики. - Да, мы нашли слова. Пожарный потушил пожар. Швея шьет пиджак. Сапожник пришил подошву. Художник изображал девушку. | Обобщать и подбирать слова на лексическую тему «Профессии». Умение слушать и понимать других. |
IX. Подведение итогов. Рефлексия |
Анализ и оценка успешности достижения цели. | Фронтальная. Беседа. | - Вот наше занятие подошло к концу. - Какие звуки мы сегодня учились различать? - Оцените то, как вы поработали на занятии. Поднимите соответствующий смайлик. | - Мы учились различать звуки [ж] – [ш]. | Умение анализировать и обобщать знания. Оценивают результат своей деятельности. |