«Различные формы проведения классных часов» (из опыта работы)
Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету - Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Здесь главную роль сыграет учитель, который обязан продумать воспитательную работу в классе. Одна из форм воспитательной работы - это классный час.
«Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое в общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов».
Различают классный час организационный и тематический.
Тематический классный час включает в себя нравственное воспитание, гражданское, эстетическое, воспитание культуры поведение и т. д.
На организационном часе подводятся итоги прошедшего мероприятия, обсуждение следующего, а также обсуждаются итоги выполнения детьми поручений, примером служит «Организационная беседа: «Что такое поручение?» Выбор Актива класса.
При подготовке классного часа в первом классе следует учитывать психологические особенности первоклассников. Дети семилетнего возраста с трудом сохраняют внимание и могут продуктивно работать не более 5-7 минут. Но ребенок 7лет –активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно. Следует помнить, что классный час должен быть не более 35 минут, с частой сменой видов деятельности. Должна присутствовать наглядность, интересные, неожиданные моменты.
Формы проведения классных часов различны. Это может быть викторина. Здесь идет подбор материала для познавательной активности детей. В современной, увлекательной форме проходит расширение кругозора первоклассников. Игра-викторина по правилам дорожного движения «Дорожная Азбука», предметной неделе игра - викторина «Лучший знаток грамматики и орфографии»
Классный час может пройти в форме устного журнала, который это тематические классные часы «Пионеры – герои». Классный час «Кто такие защитники Родины?» Этот классный час предполагает использование проектного подхода
Еще одна распространенная форма проведения классного часа – игра - путешествие. Данная форма отражает реальные факты и события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через преодолимое, необходимое - через интересное. Например «Путешествие в страну здоровья», «Путешествие в мир сказок».
Наиболее распространенной формой в первом классе является беседа в сопровождении презентации.
1.Беседа «Опасные ситуации на улице».
2. Беседа "Ваши добрые поступки".
При проведения классного часа следует использовать игры, загадки, сказки, ролевые сюжеты, что делает их более познавательными и содержательными. Не забывать о проведении физкультминуток, которые могут быть в стихотворной, игровой форме. Праздники «Посвящение в первоклассники», «Прощай, букварь», Инсценирование сказки «Репка».
Известно, что до 70% личных качеств закладываются в начальной школе. Уметь решать проблему, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
Культуру поведения надо воспитывать. Подрастающее поколение необходимо вооружить такими умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, помогают в создании атмосферы доброжелательности, Воспитание навыков и привычек, конечно же, начинается в семье, но также важна и систематическая работа по этому направлению в школе, начиная с первого класса и именно в большей части на классных часах.
Мы стараемся развивать у учащихся такие качества, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, Нравственные классные часы о невежах и вежливости;
Интересна и познавательна такая форма проведения классных часов, как экскурсия - прогулка. В первом классе это первая экскурсия по школе, в столовую, школьную библиотеку. После экскурсии обязательно обсуждение увиденного, подведение итогов.
Кроме того, хочется отметить еще одну форму проведения классных часов в начальной школе. Это школьные праздники, утренники.
В организации и проведении праздников принимают участие весь коллектив Наши первоклассники эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению. Малышам очень нравятся утренники.
Работа по подготовке и проведению праздников делится на несколько этапов. Это выбор темы праздника, составление сценария, подготовительная работа, Праздник превращается для детей в настоящую сказку. Он надолго запоминается детям.
Таким образом, каждый праздник - это большая творческая работа: удачно выбранная тема, разносторонняя подготовка учителя, учащихся. И конечно беседа – подведение итогов работы.