СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Различные способы разложения многочлена на множители

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Различные способы разложения многочлена на множители»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Краснинская средняя общеобразовательная школа Различные   способы    разложения     многочлена      на множители Работу выполнил Климов Никита 7а класс Руководитель: Серова Надежда Николаевна Красный 2015

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Краснинская средняя общеобразовательная школа

Различные

способы

разложения

многочлена

на множители

Работу выполнил Климов Никита

7а класс

Руководитель: Серова Надежда Николаевна

Красный 2015

Цели : изучить различные способы разложения многочлена на множители.   Задачи: Познакомиться с литературой по этой теме Научиться применять способы разложения на множители при решении задач Самостоятельно решить несколько олимпиадных задач по названной теме Выступить перед учащимися 7 класса

Цели : изучить различные способы разложения многочлена на множители.

Задачи:

  • Познакомиться с литературой по этой теме
  • Научиться применять способы разложения на множители при решении задач
  • Самостоятельно решить несколько олимпиадных задач по названной теме
  • Выступить перед учащимися 7 класса
Методы исследования Анализ математической литературы по теме исследования Изучение, исследование и сбор информации Решение задач по теме Гипотеза: «Мало иметь хороший ум, главное – уметь его применять» Р. Декарт
  • Методы исследования
  • Анализ математической литературы по теме исследования
  • Изучение, исследование и сбор информации
  • Решение задач по теме
  • Гипотеза:

«Мало иметь хороший ум, главное – уметь его применять» Р. Декарт

 Немного истории   «Если прямая линия (имеется в виду отрезок) как-либо рассечена, то квадрат на всей прямой равен квадратам на отрезках вместе с дважды взятым прямоугольником, заключенным между отрезками».  (α + b) 2 = α 2 + 2αb + b 2   α  b  b  b   α  α    α    b

Немного истории

  • «Если прямая линия (имеется в виду отрезок) как-либо рассечена, то квадрат на всей прямой равен квадратам на отрезках вместе с дважды взятым прямоугольником, заключенным между отрезками».
  • (α + b) 2 = α 2 + 2αb + b 2

α b

b b

α α

α b

Основные способы разложения многочлена на множители Вынесение общего множителя за скобки Способ группировки Применение формул сокращенного умножения Комбинация различных приемов Метод выделения полного квадрата Метод введения новой переменной Метод выделения полного квадрата Метод введения новой переменной Метод выделения полного квадрата Метод введения новой переменной

Основные способы разложения многочлена на множители

  • Вынесение общего множителя за скобки
  • Способ группировки
  • Применение формул сокращенного умножения
  • Комбинация различных приемов
  • Метод выделения полного квадрата Метод введения новой переменной
  • Метод выделения полного квадрата Метод введения новой переменной
  • Метод выделения полного квадрата
  • Метод введения новой переменной
Основные способы разложения многочлена на множители Вынесение общего множителя за скобки Алгоритм отыскания общего множителя нескольких одночленов Найти наибольший общий делитель коэффициентов всех членов многочлена – это общий числовой множитель (коэффициент) Найти переменные, которые входят в каждый член многочлена, и выбрать для каждой из них наименьший (из имеющихся) показатель степени. Произведение коэффициента, найденного на первом шаге, и степеней, найденных на втором шаге, является общим множителем, который нужно вынести за скобки

Основные способы разложения многочлена на множители

  • Вынесение общего множителя за скобки

Алгоритм отыскания общего множителя нескольких одночленов

  • Найти наибольший общий делитель коэффициентов всех членов многочлена – это общий числовой множитель (коэффициент)
  • Найти переменные, которые входят в каждый член многочлена, и выбрать для каждой из них наименьший (из имеющихся) показатель степени.
  • Произведение коэффициента, найденного на первом шаге, и степеней, найденных на втором шаге, является общим множителем, который нужно вынести за скобки
Основные способы разложения многочлена на множители  1) Вынесение общего множителя за скобки Примеры : 12ху 4 – 18сх 2 у 3 = 6ху 3 (2у – 3сх). 2,4х + 7,2у = 2,4(х + 3у);  2х (х – 2) + 5 (х – 2) 2 = (х – 2) (2х + 5(х – 2)) = =(х – 2)(2х + 5х – 10) = (х – 2)(7х – 10).

Основные способы разложения многочлена на множители

1) Вынесение общего множителя за скобки

  • Примеры :
  • 12ху 4 – 18сх 2 у 3 = 6ху 3 (2у – 3сх).
  • 2,4х + 7,2у = 2,4(х + 3у);
  • 2х (х – 2) + 5 (х – 2) 2 = (х – 2) (2х + 5(х – 2)) = =(х – 2)(2х + 5х – 10) = (х – 2)(7х – 10).
Основные способы разложения многочлена на множители 2) Способ группировки Этот способ заключается в том, что слагаемые многочлена можно сгруппировать различными способами на основе сочетательного и переместительного законов. На практике он применяется в тех случаях, когда многочлен удается представить в виде групп одинакового количества слагаемых таким образом, чтобы из каждой группы можно было выделить один и тот же множитель. Этот общий множитель можно вынести за скобку и исходный многочлен окажется представленным в виде произведения.

Основные способы разложения многочлена на множители

2) Способ группировки

Этот способ заключается в том, что слагаемые многочлена можно сгруппировать различными способами на основе сочетательного и переместительного законов. На практике он применяется в тех случаях, когда многочлен удается представить в виде групп одинакового количества слагаемых таким образом, чтобы из каждой группы можно было выделить один и тот же множитель. Этот общий множитель можно вынести за скобку и исходный многочлен окажется представленным в виде произведения.

Основные способы разложения многочлена на множители 2) Способ группировки Пример 1 . Разложить на множители многочлен 2х 2 + 6х + ху + 3у. Решение . 2х 2 + 6х + ху + 3у=(2х 2 + 6х) + (ху + 3у)= =2х(х + 3) + у(х + 3)= (х + 3)(2х + у). Пример 2 . Разложить на множители многочлен αb 2 – 2αb + 3α + 2b 2 – 4b + 6. Решение:  αb 2 – 2αb + 3α + 2b 2 – 4b + 6 = =(αb 2 + 2b 2 ) – (2αb + 4b)+ (3α + 6)= =b 2 (α + 2) – 2b(α + 2)+3 (α + 2)= (α + 2)(b 2 – 2b+3). Пример 3. Разложить на множители многочлен  х 2 – 7х + 12. Решение: . х 2 – 7х + 12 = х 2 – 3х – 4х + 12 = =х(х – 3) – 4(х – 3)= (х – 3)(х – 4).

Основные способы разложения многочлена на множители

2) Способ группировки

  • Пример 1 . Разложить на множители многочлен 2х 2 + 6х + ху + 3у.
  • Решение . 2х 2 + 6х + ху + 3у=(2х 2 + 6х) + (ху + 3у)=

=2х(х + 3) + у(х + 3)= (х + 3)(2х + у).

  • Пример 2 . Разложить на множители многочлен αb 2 – 2αb + 3α + 2b 2 – 4b + 6.
  • Решение: αb 2 – 2αb + 3α + 2b 2 – 4b + 6 = =(αb 2 + 2b 2 ) – (2αb + 4b)+ (3α + 6)=

=b 2 (α + 2) – 2b(α + 2)+3 (α + 2)= (α + 2)(b 2 – 2b+3).

  • Пример 3. Разложить на множители многочлен

х 2 – 7х + 12.

  • Решение: . х 2 – 7х + 12 = х 2 – 3х – 4х + 12 =

=х(х – 3) – 4(х – 3)= (х – 3)(х – 4).

Основные способы разложения многочлена на множители 3) Применение формул сокращенного умножения α 2 – b 2 = (α – b) (α + b)     (1)  α 3 – b 3 = (α – b) (α 2 + αb + b 2 )    (2) α 3 + b 3 = (α + b) (α 2 – αb + b 2 )    (3)  α 2 + 2αb + b 2 = (α + b) 2     (4) α 2 – 2αb + b 2 = (α – b) 2     (5) α 3 + 3α 2 b + 3αb 2 + b 3 = (α+b) 3    (6) α 3 – 3α 2 b + 3αb 2 – b 3 = (α – b) 3   (7)

Основные способы разложения многочлена на множители

3) Применение формул сокращенного умножения

  • α 2 – b 2 = (α – b) (α + b) (1)
  • α 3 – b 3 = (α – b) (α 2 + αb + b 2 ) (2)
  • α 3 + b 3 = (α + b) (α 2 – αb + b 2 ) (3)
  • α 2 + 2αb + b 2 = (α + b) 2 (4)
  • α 2 – 2αb + b 2 = (α – b) 2 (5)
  • α 3 + 3α 2 b + 3αb 2 + b 3 = (α+b) 3 (6)
  • α 3 – 3α 2 b + 3αb 2 – b 3 = (α – b) 3 (7)

Основные способы разложения многочлена на множители 3) Применение формул сокращенного умножения Пример 4 . Разложить на множители многочлен х 4 - 1.   Решение:  x  4  – 1 = ( x  2  )  2  – 1  2  = ( x  2  – 1)( x  2  + 1) = = ( x  2  – 1  2  )( x  2  + 1) = ( x + 1)( x – 1)( x  2  +1). Пример 5. Разложить на множители многочлен  x  4  + 4 x  2  – 5.   Решение . x  4  + 4 x  2  – 5= x  4  + 4 x  2 +4 – 9=(x  2 +2) 2 – 9= =(x  2 +2 – 3) (x  2 +2 +3)=(x  2 –1)(x  2 +5)=(х – 1)(х+1)(x  2 +5) Пример 6 . Разложим на множители многочлен х 6  – 1. Решение . х 6  – 1=  (х 3 ) 2  – 1 = (х 3  + 1) ∙ (х 3  – 1)=  =(х 3  + 1) ∙ (х 3  – 1) = (х + 1) ∙ (х 2  – х + 1) ∙ (х – 1) ∙ (х 2  + х + 1).

Основные способы разложения многочлена на множители

3) Применение формул сокращенного умножения

  • Пример 4 . Разложить на множители многочлен х 4 - 1.
  •   Решение:  x  4  – 1 = ( x  2  )  2  – 1  2  = ( x  2  – 1)( x  2  + 1) =

= ( x  2  – 1  2  )( x  2  + 1) = ( x + 1)( x – 1)( x  2  +1).

  • Пример 5. Разложить на множители многочлен 

x  4  + 4 x  2  – 5.

  •   Решение . x  4  + 4 x  2  – 5= x  4  + 4 x  2 +4 – 9=(x  2 +2) 2 – 9=

=(x  2 +2 – 3) (x  2 +2 +3)=(x  2 –1)(x  2 +5)=(х – 1)(х+1)(x  2 +5)

  • Пример 6 . Разложим на множители многочлен х 6  – 1.
  • Решение . х 6  – 1= (х 3 ) 2  – 1 = (х 3  + 1) ∙ (х 3  – 1)= =(х 3  + 1) ∙ (х 3  – 1) = (х + 1) ∙ (х 2  – х + 1) ∙ (х – 1) ∙ (х 2  + х + 1).

Основные способы разложения многочлена на множители 4) Комбинация различных приёмов Метод выделения полного квадрата Пример 7. Разложить на множители многочлен α 4 – 3α 2 + 1. Решение. α 4 – 3α 2 + 1=(α 4 – 2α 2 + 1) – α 2 =(α 2 – 1) 2 – α 2 = =(α 2 – 1 – α)( α 2 – 1 +α)=(α 2 – α– 1)( α 2 +α– 1). Пример 8. Разложить на множители многочлен α 4 + 4. Решение. α 4 + 4 = (α 4 + 4α 2 + 4) – 4α 2 =(α 2 + 2) 2 – 4α 2 = =(α 2 + 2 – 2α)( α 2 + 2 +2α)=(α 2 – 2α + 2)( α 2 +2α + 2). Пример 9. Разложить на множители многочлен х 5 – 1. Решение.  х 5 – 1= х 5 – х 2 + х 2 –1= х 2 (х 3 – 1) + (х 2 –1) = = х 2 (х – 1)( х 2 + х + 1) + (х –1)(х + 1)= =(х – 1)( х 2 ( х 2 + х + 1) + (х + 1)) = (х – 1)( х 4 + х 3 + х 2 + х + 1).

Основные способы разложения многочлена на множители

4) Комбинация различных приёмов

  • Метод выделения полного квадрата
  • Пример 7. Разложить на множители многочлен

α 4 – 3α 2 + 1.

  • Решение. α 4 – 3α 2 + 1=(α 4 – 2α 2 + 1) – α 2 =(α 2 – 1) 2 – α 2 =

=(α 2 – 1 – α)( α 2 – 1 +α)=(α 2 – α– 1)( α 2 +α– 1).

  • Пример 8. Разложить на множители многочлен α 4 + 4.
  • Решение. α 4 + 4 = (α 4 + 4α 2 + 4) – 4α 2 =(α 2 + 2) 2 – 4α 2 =

=(α 2 + 2 – 2α)( α 2 + 2 +2α)=(α 2 – 2α + 2)( α 2 +2α + 2).

  • Пример 9. Разложить на множители многочлен х 5 – 1.
  • Решение. х 5 – 1= х 5 – х 2 + х 2 –1= х 2 (х 3 – 1) + (х 2 –1) =
  • = х 2 (х – 1)( х 2 + х + 1) + (х –1)(х + 1)=

=(х – 1)( х 2 ( х 2 + х + 1) + (х + 1)) = (х – 1)( х 4 + х 3 + х 2 + х + 1).

Основные способы разложения многочлена на множители 4) Комбинация различных приёмов Метод введения новой переменной Пример 10. Разложить на множители  х(х + 1)(х + 2)(х + 3) – 15. Решение. х(х + 1)(х + 2)(х + 3) – 15 = =( (х(х + 3))((х + 1)(х + 2)) ) – 15 =(х 2 + 3х) (х 2 + 3х +2)– 15 . Далее введем новую переменную. Обозначим х 2 + 3х = α , тогда наше выражение примет новый вид (более простой): α(α + 2) –15 =α 2 + 2α –15 =α 2 + 2α + 1 – 16 = (α + 1) 2 – 16= =(α + 1  – 4)(α + 1  +4)= (α  – 3)(α  +5). Возвращаемся к исходной переменной, вместо α поставим х 2 +3х , получим х(х + 1)(х + 2)(х + 3) – 15 = (х 2 + 3х – 3)( х 2 + 3х  +5) .

Основные способы разложения многочлена на множители

4) Комбинация различных приёмов

  • Метод введения новой переменной
  • Пример 10. Разложить на множители
  • х(х + 1)(х + 2)(х + 3) – 15.
  • Решение. х(х + 1)(х + 2)(х + 3) – 15 =

=( (х(х + 3))((х + 1)(х + 2)) ) – 15 =(х 2 + 3х) (х 2 + 3х +2)– 15 . Далее введем новую переменную. Обозначим

х 2 + 3х = α , тогда наше выражение примет новый вид (более простой):

  • α(α + 2) –15 =α 2 + 2α –15 =α 2 + 2α + 1 – 16 = (α + 1) 2 – 16= =(α + 1 – 4)(α + 1 +4)= (α – 3)(α +5). Возвращаемся к исходной переменной, вместо α поставим х 2 +3х ,

получим

  • х(х + 1)(х + 2)(х + 3) – 15 = (х 2 + 3х – 3)( х 2 + 3х +5) .

Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения Решать уравнения Решать задачи на делимость Находить наименьшее или наибольшее значения многочленов Более рационально производить арифметические вычисления Доказывать тождества и неравенства Сокращать алгебраические дроби

Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения

Решать уравнения

Решать задачи на делимость

Находить наименьшее или наибольшее значения многочленов

Более рационально производить арифметические вычисления

Доказывать тождества и неравенства

Сокращать алгебраические дроби

Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения Пример11 . Решить уравнение (х – 1) 3 = х 2 (х – 1). Решение . Перенесу члены уравнения в левую часть и разложу её на множители:  (х – 1) 3 = х 2 (х – 1) , (х – 1) 3 – х 2 (х – 1) = 0,  (х –1)((х – 1) 2 –х 2 )= 0, (х –1)(х – 1 –х) (х –1 + х)= 0, – (х –1) (2х – 1)=0, произведение множителей равно нулю, если один из них равен нулю. Получаю два линейных уравнения: х – 1 = 0 (корень х = 1) и 2х –1= 0 (корень х = 0,5). Ответ: 0,5 и 1.

Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения

  • Пример11 . Решить уравнение
  • (х – 1) 3 = х 2 (х – 1).
  • Решение . Перенесу члены уравнения в левую часть и разложу её на множители:

(х – 1) 3 = х 2 (х – 1) , (х – 1) 3 – х 2 (х – 1) = 0,

(х –1)((х – 1) 2 –х 2 )= 0,

(х –1)(х – 1 –х) (х –1 + х)= 0,

– (х –1) (2х – 1)=0, произведение множителей равно нулю, если один из них равен нулю. Получаю два линейных уравнения: х – 1 = 0 (корень х = 1) и 2х –1= 0 (корень х = 0,5).

  • Ответ: 0,5 и 1.
Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения Пример12. Доказать, что при всех натуральных n значение выражения  (3n +2) 3 + (4n + 5) 3 кратно 7. Решение. Применяю формулу суммы кубов: (3n +2) 3 + (4n + 5) 3 = =(3n +2 + 4n + 5)( (3n +2) 2 - (3n + 2)(4n+5)+ +(4n +5) 2 )= =(7n+7)( (3n +2) 2 - (3n + 2)(4n+5) +(4n + 5) 2 )= =7(n+1)( (3n +2) 2 - (3n + 2)(4n+5) +(4n + 5) 2 ). Данное выражение имеет множитель 7, поэтому оно кратно 7.

Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения

  • Пример12. Доказать, что при всех натуральных n значение выражения

(3n +2) 3 + (4n + 5) 3 кратно 7.

  • Решение. Применяю формулу суммы кубов:
  • (3n +2) 3 + (4n + 5) 3 =

=(3n +2 + 4n + 5)( (3n +2) 2 - (3n + 2)(4n+5)+ +(4n +5) 2 )=

=(7n+7)( (3n +2) 2 - (3n + 2)(4n+5) +(4n + 5) 2 )=

=7(n+1)( (3n +2) 2 - (3n + 2)(4n+5) +(4n + 5) 2 ). Данное выражение имеет множитель 7,

  • поэтому оно кратно 7.
Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения Пример13.  Сократить алгебраическую дробь   Решение: Разложу числитель и знаменатель дроби на множители: х 2 + 10х+24= х 2 + 10х+25 – 1=(х +5) 2 –1= (х+5 - 1)(х+5+1)= =(х+4)(х+6), х 2 – 36=(х – 6 )(х+6).

Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения

  • Пример13. Сократить алгебраическую дробь

  • Решение: Разложу числитель и знаменатель дроби на множители:

х 2 + 10х+24= х 2 + 10х+25 – 1=(х +5) 2 –1= (х+5 - 1)(х+5+1)= =(х+4)(х+6),

  • х 2 – 36=(х – 6 )(х+6).
Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения  Пример14. Вычислить Решение. Применяю формулу разности квадратов:  = = 0,44

Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения

  • Пример14. Вычислить
  • Решение. Применяю формулу разности квадратов:
  • = = 0,44
Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения  Пример 15  Найти наименьшее значение выражения: α 2 + 6αb+10b 2 –2b+3. При каких значениях α и b оно достигается? Решение . Сгруппирую члены выражения и использую формулы квадрата суммы и разности . Получаю: α 2 + 6αb+10b 2 –2b+3= =(α 2 + 6αb+9b 2 )+( b 2 –2b+1)+2=(α+3b) 2 +(b – 1) 2 +2. Квадрат любого выражения неотрицателен, значит наименьшее значение данного выражения равно 2. Оно достигается при условии α+3b=0 и b –1=0, т.е. при b=1 и α= - 3b= - 3. Ответ: 2 при α= –3 и b=1.

Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения

  • Пример 15 Найти наименьшее значение выражения: α 2 + 6αb+10b 2 –2b+3. При каких значениях α и b оно достигается?
  • Решение . Сгруппирую члены выражения и использую формулы квадрата суммы и разности . Получаю: α 2 + 6αb+10b 2 –2b+3=
  • =(α 2 + 6αb+9b 2 )+( b 2 –2b+1)+2=(α+3b) 2 +(b – 1) 2 +2. Квадрат любого выражения неотрицателен, значит наименьшее значение данного выражения равно 2. Оно достигается при условии α+3b=0 и b –1=0, т.е. при b=1 и α= - 3b= - 3.
  • Ответ: 2 при α= –3 и b=1.
Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения  Пример 16. Пример 13 .Доказать неравенство: х 2 +4х≥ - 4. Решение. Преобразую левую часть неравенства до полного квадрата: х 2 +4х= х 2 +4х+4 – 4= (х+2) 2 – 4≥ - 4, т.к. (х+2) 2 ≥ 0. Что и требовалось доказать.

Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения

  • Пример 16. Пример 13 .Доказать неравенство: х 2 +4х≥ - 4.
  • Решение. Преобразую левую часть неравенства до полного квадрата:

х 2 +4х= х 2 +4х+4 – 4= (х+2) 2 – 4≥ - 4, т.к. (х+2) 2 ≥ 0. Что и требовалось доказать.

Решение олимпиадных задач Задача 1 . («Кенгуру»- 2014, 7-8 классы).Про числа х и у известно, что х≠у и (х –1) 2 + 3х=( у –1) 2 +3у. Чему равна сумма этих чисел? Решение. Раскрою скобки в левой и правой части, приведу подобные, перенесу всё в левую часть уравнения и разложу её на множители: х 2 – 2х +1+3х= у 2 – 2у +1+3у, х 2 +х – у 2 –у=0, х 2 – у 2 +х –у=0,  (х –у)( х +у)+( х –у)=0, (х –у)( х +у+1)=0. х –у≠0, т.к. х≠у, значит  х +у+1=0, х+у = - 1. Ответ: - 1. Задача 2. ( пособие Э.Н.Балаян . «750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике.7-8 классы.». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014) Разложить число 302 ∙ 324 + 121 на простые множители . Решение. Решается эта задача мгновенно: (313 - 11)(313 + 11)+121= 313 2 – 11 2 +121= 313 2 (313 – простое число).

Решение олимпиадных задач

  • Задача 1 . («Кенгуру»- 2014, 7-8 классы).Про числа х и у известно, что х≠у и (х –1) 2 + 3х=( у –1) 2 +3у. Чему равна сумма этих чисел?
  • Решение. Раскрою скобки в левой и правой части, приведу подобные, перенесу всё в левую часть уравнения и разложу её на множители:

х 2 – 2х +1+3х= у 2 – 2у +1+3у, х 2 +х – у 2 –у=0, х 2 – у 2 +х –у=0,

(х –у)( х +у)+( х –у)=0, (х –у)( х +у+1)=0. х –у≠0, т.к. х≠у, значит

х +у+1=0, х+у = - 1.

  • Ответ: - 1.
  • Задача 2. ( пособие Э.Н.Балаян . «750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике.7-8 классы.». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014)

Разложить число 302 ∙ 324 + 121 на простые множители .

  • Решение. Решается эта задача мгновенно: (313 - 11)(313 + 11)+121=

313 2 – 11 2 +121= 313 2 (313 – простое число).

k, то из чисел n – k и n+k+1 одно обязательно четное, значит А кратно 8. Задача 4 (олимпиады прошлых лет) Вычислить значение выражения Зх 4 +2у 4 + 5х 2 у 2 +у 2 , если х 2 +у 2 =1. Решение. Зх 4 +2у 4 + 5х 2 у 2 +у 2 = Зх 4 + 3х 2 у 2 +2х 2 у 2 +2у 4 +у 2 = =3х 2 (х 2 +у 2 )+ 2у 2 (х 2 +у 2 )+у 2 = 3х 2 ∙ 1+ 2у 2 ∙ 1+у 2 = 3х 2 + 3у 2 = 3(х 2 + у 2 ) = 3∙ 1=3. Ответ: 3. " width="640"

Решение олимпиадных задач

  • Задача 3 ( пособие Э.Н.Балаян . «750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике. 7-8 классы». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014)
  • Доказать, что разность квадратов двух нечетных чисел делится на 8.
  • Решение. Составлю эту разность: А= (2n+1) 2 – (2k+1) 2 =
  • =(2n+1- 2k -1)(2n+1+2k+1)=2(n - k)2(n+k+1)=4(n-k)(n+k+1)|. Если nk, то из чисел n – k и n+k+1 одно обязательно четное, значит А кратно 8.
  • Задача 4 (олимпиады прошлых лет)
  • Вычислить значение выражения Зх 4 +2у 4 + 5х 2 у 2 +у 2 , если х 2 +у 2 =1.
  • Решение. Зх 4 +2у 4 + 5х 2 у 2 +у 2 = Зх 4 + 3х 2 у 2 +2х 2 у 2 +2у 4 +у 2 =

=3х 2 (х 2 +у 2 )+ 2у 2 (х 2 +у 2 )+у 2 = 3х 2 ∙ 1+ 2у 2 ∙ 1+у 2 = 3х 2 + 3у 2 = 3(х 2 + у 2 )

= 3∙ 1=3.

  • Ответ: 3.
«Мало иметь хороший ум, главное – уметь его применять»     Р.Декарт  Я полностью согласен с Р. Декартом. Гипотеза подтвердилась.

«Мало иметь хороший ум, главное – уметь его применять» Р.Декарт Я полностью согласен с Р. Декартом. Гипотеза подтвердилась.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Список используемой литературы Список используемой литературы Учебник «Алгебра 7 класс». Под редакцией С.А.Теляковского. – М: «Просвещение», 2014 Учебник «Алгебра 7 класс». А.Г.Мордкович – М: «Мнемозина», 2014 Пособие «Школьные математические олимпиады. 5-11 классы» А.В.Фарков – м: «ВАКО», 2014 Пособие Э.Н.Балаян . «750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике. 7-8 классы». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014) Сайт учителя математики.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://le-savchen.ucoz.ru/publ/1-1-0-31 свободный

Список используемой литературы

  • Список используемой литературы
  • Учебник «Алгебра 7 класс». Под редакцией С.А.Теляковского. – М: «Просвещение», 2014
  • Учебник «Алгебра 7 класс». А.Г.Мордкович – М: «Мнемозина», 2014
  • Пособие «Школьные математические олимпиады. 5-11 классы» А.В.Фарков – м: «ВАКО», 2014
  • Пособие Э.Н.Балаян . «750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике. 7-8 классы». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014)
  • Сайт учителя математики.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://le-savchen.ucoz.ru/publ/1-1-0-31 свободный


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!