Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Краснинская средняя общеобразовательная школа
Различные
способы
разложения
многочлена
на множители
Работу выполнил Климов Никита
7а класс
Руководитель: Серова Надежда Николаевна
Красный 2015
Цели : изучить различные способы разложения многочлена на множители.
Задачи:
- Познакомиться с литературой по этой теме
- Научиться применять способы разложения на множители при решении задач
- Самостоятельно решить несколько олимпиадных задач по названной теме
- Выступить перед учащимися 7 класса
- Анализ математической литературы по теме исследования
- Изучение, исследование и сбор информации
- Решение задач по теме
«Мало иметь хороший ум, главное – уметь его применять» Р. Декарт
Немного истории
- «Если прямая линия (имеется в виду отрезок) как-либо рассечена, то квадрат на всей прямой равен квадратам на отрезках вместе с дважды взятым прямоугольником, заключенным между отрезками».
- (α + b) 2 = α 2 + 2αb + b 2
α b
b b
α α
α b
Основные способы разложения многочлена на множители
- Вынесение общего множителя за скобки
- Способ группировки
- Применение формул сокращенного умножения
- Комбинация различных приемов
- Метод выделения полного квадрата Метод введения новой переменной
- Метод выделения полного квадрата Метод введения новой переменной
- Метод выделения полного квадрата
- Метод введения новой переменной
Основные способы разложения многочлена на множители
- Вынесение общего множителя за скобки
Алгоритм отыскания общего множителя нескольких одночленов
- Найти наибольший общий делитель коэффициентов всех членов многочлена – это общий числовой множитель (коэффициент)
- Найти переменные, которые входят в каждый член многочлена, и выбрать для каждой из них наименьший (из имеющихся) показатель степени.
- Произведение коэффициента, найденного на первом шаге, и степеней, найденных на втором шаге, является общим множителем, который нужно вынести за скобки
Основные способы разложения многочлена на множители
1) Вынесение общего множителя за скобки
- Примеры :
- 12ху 4 – 18сх 2 у 3 = 6ху 3 (2у – 3сх).
- 2,4х + 7,2у = 2,4(х + 3у);
- 2х (х – 2) + 5 (х – 2) 2 = (х – 2) (2х + 5(х – 2)) = =(х – 2)(2х + 5х – 10) = (х – 2)(7х – 10).
Основные способы разложения многочлена на множители
2) Способ группировки
Этот способ заключается в том, что слагаемые многочлена можно сгруппировать различными способами на основе сочетательного и переместительного законов. На практике он применяется в тех случаях, когда многочлен удается представить в виде групп одинакового количества слагаемых таким образом, чтобы из каждой группы можно было выделить один и тот же множитель. Этот общий множитель можно вынести за скобку и исходный многочлен окажется представленным в виде произведения.
Основные способы разложения многочлена на множители
2) Способ группировки
- Пример 1 . Разложить на множители многочлен 2х 2 + 6х + ху + 3у.
- Решение . 2х 2 + 6х + ху + 3у=(2х 2 + 6х) + (ху + 3у)=
=2х(х + 3) + у(х + 3)= (х + 3)(2х + у).
- Пример 2 . Разложить на множители многочлен αb 2 – 2αb + 3α + 2b 2 – 4b + 6.
- Решение: αb 2 – 2αb + 3α + 2b 2 – 4b + 6 = =(αb 2 + 2b 2 ) – (2αb + 4b)+ (3α + 6)=
=b 2 (α + 2) – 2b(α + 2)+3 (α + 2)= (α + 2)(b 2 – 2b+3).
- Пример 3. Разложить на множители многочлен
х 2 – 7х + 12.
- Решение: . х 2 – 7х + 12 = х 2 – 3х – 4х + 12 =
=х(х – 3) – 4(х – 3)= (х – 3)(х – 4).
Основные способы разложения многочлена на множители
3) Применение формул сокращенного умножения
- α 2 – b 2 = (α – b) (α + b) (1)
- α 3 – b 3 = (α – b) (α 2 + αb + b 2 ) (2)
- α 3 + b 3 = (α + b) (α 2 – αb + b 2 ) (3)
- α 2 + 2αb + b 2 = (α + b) 2 (4)
- α 2 – 2αb + b 2 = (α – b) 2 (5)
- α 3 + 3α 2 b + 3αb 2 + b 3 = (α+b) 3 (6)
- α 3 – 3α 2 b + 3αb 2 – b 3 = (α – b) 3 (7)
Основные способы разложения многочлена на множители
3) Применение формул сокращенного умножения
- Пример 4 . Разложить на множители многочлен х 4 - 1.
- Решение: x 4 – 1 = ( x 2 ) 2 – 1 2 = ( x 2 – 1)( x 2 + 1) =
= ( x 2 – 1 2 )( x 2 + 1) = ( x + 1)( x – 1)( x 2 +1).
- Пример 5. Разложить на множители многочлен
x 4 + 4 x 2 – 5.
- Решение . x 4 + 4 x 2 – 5= x 4 + 4 x 2 +4 – 9=(x 2 +2) 2 – 9=
=(x 2 +2 – 3) (x 2 +2 +3)=(x 2 –1)(x 2 +5)=(х – 1)(х+1)(x 2 +5)
- Пример 6 . Разложим на множители многочлен х 6 – 1.
- Решение . х 6 – 1= (х 3 ) 2 – 1 = (х 3 + 1) ∙ (х 3 – 1)= =(х 3 + 1) ∙ (х 3 – 1) = (х + 1) ∙ (х 2 – х + 1) ∙ (х – 1) ∙ (х 2 + х + 1).
Основные способы разложения многочлена на множители
4) Комбинация различных приёмов
- Метод выделения полного квадрата
- Пример 7. Разложить на множители многочлен
α 4 – 3α 2 + 1.
- Решение. α 4 – 3α 2 + 1=(α 4 – 2α 2 + 1) – α 2 =(α 2 – 1) 2 – α 2 =
=(α 2 – 1 – α)( α 2 – 1 +α)=(α 2 – α– 1)( α 2 +α– 1).
- Пример 8. Разложить на множители многочлен α 4 + 4.
- Решение. α 4 + 4 = (α 4 + 4α 2 + 4) – 4α 2 =(α 2 + 2) 2 – 4α 2 =
=(α 2 + 2 – 2α)( α 2 + 2 +2α)=(α 2 – 2α + 2)( α 2 +2α + 2).
- Пример 9. Разложить на множители многочлен х 5 – 1.
- Решение. х 5 – 1= х 5 – х 2 + х 2 –1= х 2 (х 3 – 1) + (х 2 –1) =
- = х 2 (х – 1)( х 2 + х + 1) + (х –1)(х + 1)=
=(х – 1)( х 2 ( х 2 + х + 1) + (х + 1)) = (х – 1)( х 4 + х 3 + х 2 + х + 1).
Основные способы разложения многочлена на множители
4) Комбинация различных приёмов
- Метод введения новой переменной
- Пример 10. Разложить на множители
- х(х + 1)(х + 2)(х + 3) – 15.
- Решение. х(х + 1)(х + 2)(х + 3) – 15 =
=( (х(х + 3))((х + 1)(х + 2)) ) – 15 =(х 2 + 3х) (х 2 + 3х +2)– 15 . Далее введем новую переменную. Обозначим
х 2 + 3х = α , тогда наше выражение примет новый вид (более простой):
- α(α + 2) –15 =α 2 + 2α –15 =α 2 + 2α + 1 – 16 = (α + 1) 2 – 16= =(α + 1 – 4)(α + 1 +4)= (α – 3)(α +5). Возвращаемся к исходной переменной, вместо α поставим х 2 +3х ,
получим
- х(х + 1)(х + 2)(х + 3) – 15 = (х 2 + 3х – 3)( х 2 + 3х +5) .
Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения
Решать уравнения
Решать задачи на делимость
Находить наименьшее или наибольшее значения многочленов
Более рационально производить арифметические вычисления
Доказывать тождества и неравенства
Сокращать алгебраические дроби
Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения
- Пример11 . Решить уравнение
- (х – 1) 3 = х 2 (х – 1).
- Решение . Перенесу члены уравнения в левую часть и разложу её на множители:
(х – 1) 3 = х 2 (х – 1) , (х – 1) 3 – х 2 (х – 1) = 0,
(х –1)((х – 1) 2 –х 2 )= 0,
(х –1)(х – 1 –х) (х –1 + х)= 0,
– (х –1) (2х – 1)=0, произведение множителей равно нулю, если один из них равен нулю. Получаю два линейных уравнения: х – 1 = 0 (корень х = 1) и 2х –1= 0 (корень х = 0,5).
Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения
- Пример12. Доказать, что при всех натуральных n значение выражения
(3n +2) 3 + (4n + 5) 3 кратно 7.
- Решение. Применяю формулу суммы кубов:
- (3n +2) 3 + (4n + 5) 3 =
=(3n +2 + 4n + 5)( (3n +2) 2 - (3n + 2)(4n+5)+ +(4n +5) 2 )=
=(7n+7)( (3n +2) 2 - (3n + 2)(4n+5) +(4n + 5) 2 )=
=7(n+1)( (3n +2) 2 - (3n + 2)(4n+5) +(4n + 5) 2 ). Данное выражение имеет множитель 7,
Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения
- Пример13. Сократить алгебраическую дробь
- Решение: Разложу числитель и знаменатель дроби на множители:
х 2 + 10х+24= х 2 + 10х+25 – 1=(х +5) 2 –1= (х+5 - 1)(х+5+1)= =(х+4)(х+6),
Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения
- Решение. Применяю формулу разности квадратов:
- = = 0,44
Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения
- Пример 15 Найти наименьшее значение выражения: α 2 + 6αb+10b 2 –2b+3. При каких значениях α и b оно достигается?
- Решение . Сгруппирую члены выражения и использую формулы квадрата суммы и разности . Получаю: α 2 + 6αb+10b 2 –2b+3=
- =(α 2 + 6αb+9b 2 )+( b 2 –2b+1)+2=(α+3b) 2 +(b – 1) 2 +2. Квадрат любого выражения неотрицателен, значит наименьшее значение данного выражения равно 2. Оно достигается при условии α+3b=0 и b –1=0, т.е. при b=1 и α= - 3b= - 3.
- Ответ: 2 при α= –3 и b=1.
Способы разложения на множители позволяют решать следующие упражнения
- Пример 16. Пример 13 .Доказать неравенство: х 2 +4х≥ - 4.
- Решение. Преобразую левую часть неравенства до полного квадрата:
х 2 +4х= х 2 +4х+4 – 4= (х+2) 2 – 4≥ - 4, т.к. (х+2) 2 ≥ 0. Что и требовалось доказать.
Решение олимпиадных задач
- Задача 1 . («Кенгуру»- 2014, 7-8 классы).Про числа х и у известно, что х≠у и (х –1) 2 + 3х=( у –1) 2 +3у. Чему равна сумма этих чисел?
- Решение. Раскрою скобки в левой и правой части, приведу подобные, перенесу всё в левую часть уравнения и разложу её на множители:
х 2 – 2х +1+3х= у 2 – 2у +1+3у, х 2 +х – у 2 –у=0, х 2 – у 2 +х –у=0,
(х –у)( х +у)+( х –у)=0, (х –у)( х +у+1)=0. х –у≠0, т.к. х≠у, значит
х +у+1=0, х+у = - 1.
- Ответ: - 1.
- Задача 2. ( пособие Э.Н.Балаян . «750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике.7-8 классы.». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014)
Разложить число 302 ∙ 324 + 121 на простые множители .
- Решение. Решается эта задача мгновенно: (313 - 11)(313 + 11)+121=
313 2 – 11 2 +121= 313 2 (313 – простое число).
k, то из чисел n – k и n+k+1 одно обязательно четное, значит А кратно 8. Задача 4 (олимпиады прошлых лет) Вычислить значение выражения Зх 4 +2у 4 + 5х 2 у 2 +у 2 , если х 2 +у 2 =1. Решение. Зх 4 +2у 4 + 5х 2 у 2 +у 2 = Зх 4 + 3х 2 у 2 +2х 2 у 2 +2у 4 +у 2 = =3х 2 (х 2 +у 2 )+ 2у 2 (х 2 +у 2 )+у 2 = 3х 2 ∙ 1+ 2у 2 ∙ 1+у 2 = 3х 2 + 3у 2 = 3(х 2 + у 2 ) = 3∙ 1=3. Ответ: 3. " width="640"
Решение олимпиадных задач
- Задача 3 ( пособие Э.Н.Балаян . «750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике. 7-8 классы». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014)
- Доказать, что разность квадратов двух нечетных чисел делится на 8.
- Решение. Составлю эту разность: А= (2n+1) 2 – (2k+1) 2 =
- =(2n+1- 2k -1)(2n+1+2k+1)=2(n - k)2(n+k+1)=4(n-k)(n+k+1)|. Если nk, то из чисел n – k и n+k+1 одно обязательно четное, значит А кратно 8.
- Задача 4 (олимпиады прошлых лет)
- Вычислить значение выражения Зх 4 +2у 4 + 5х 2 у 2 +у 2 , если х 2 +у 2 =1.
- Решение. Зх 4 +2у 4 + 5х 2 у 2 +у 2 = Зх 4 + 3х 2 у 2 +2х 2 у 2 +2у 4 +у 2 =
=3х 2 (х 2 +у 2 )+ 2у 2 (х 2 +у 2 )+у 2 = 3х 2 ∙ 1+ 2у 2 ∙ 1+у 2 = 3х 2 + 3у 2 = 3(х 2 + у 2 )
= 3∙ 1=3.
«Мало иметь хороший ум, главное – уметь его применять» Р.Декарт Я полностью согласен с Р. Декартом. Гипотеза подтвердилась.
Спасибо за внимание!
Список используемой литературы
- Список используемой литературы
- Учебник «Алгебра 7 класс». Под редакцией С.А.Теляковского. – М: «Просвещение», 2014
- Учебник «Алгебра 7 класс». А.Г.Мордкович – М: «Мнемозина», 2014
- Пособие «Школьные математические олимпиады. 5-11 классы» А.В.Фарков – м: «ВАКО», 2014
- Пособие Э.Н.Балаян . «750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике. 7-8 классы». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014)
- Сайт учителя математики.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://le-savchen.ucoz.ru/publ/1-1-0-31 свободный