«Дискриминант. Решение квадратных уравнений различными способами»
Выполнил работу Ученик 8А класса
Ковтун Артем Артемович
Руководитель проекта
Учитель математики
Силькунова Ольга Владимировна
Актуальность темы
Актуальность этой темы: заключается в том, что на уроках алгебры, геометрии, физики мы очень часто встречаемся с решением квадратных уравнений. Поэтому каждый ученик должен уметь верно и рационально решать квадратные уравнения, это также может мне пригодится при решении более сложных задач, в том числе и при сдаче экзаменов.
Цели работы
- Цель данного индивидуального проекта состоит в рассмотрении формулировки, практического применения, а также история возникновения «Дискриминанта».
- Задачи индивидуального проекта включают в себя:
- исследовать историю открытия дискриминанта
- привести формулировки дискриминанта
- определить направления применения
- привести примеры использования дискриминанта при решении квадратных уравнений
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСКРИМИНАНТА
- Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н. э. вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись.
- Решением квадратных уравнений занимались и в Древней Греции такие ученые как Диофант, Евклид и Герон.
- Занимались решением квадратных уравнений и в Индии. Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом тракте «Ариабхаттиам», составленном в 499 г.
- В период Раннего Средневековья Средняя Азия становится мировым центром наук, подарившим миру многочисленных учёных. К числу знаменитых учёных того времени принадлежит аль-Хорезми Мухаммед Бен Муса. Учёный дал классификацию числовых линейных и квадратных уравнений и метод их решения.
- Формулы решения квадратных уравнений в Европе впервые были изложены в « Книге абака » (1202 г.) итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Эта книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы.
- Лишь в XVII в., благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других учёных, способ решения принимает современный вид. Первым, кто написал дискриминант в математическом виде, считается немецкий ученый Иога́нн Карл Фри́дрих Гаусс. А назвал дискриминант дискриминантом британский математик Джеймс Джозеф Сильвестр в 1851.
- Таким образом, квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных и трансцендентных уравнений и неравенств. Все мы умеем решать квадратные уравнения со школьной скамьи (8 класс), до окончания вуза.
Решение квадратных уравнений различными способами
Квадратным уравнением называют уравнение вида ах²+bх+с=0, где коэффициенты а, b, с - любые действительные числа, причем, а≠0. Коэффициенты а, b, с, различают по названиям: а – первый или старший коэффициент; b – второй или коэффициент при х; с – свободный член, свободен от переменной х.
Дискриминант
Пусть дано квадратное уравнение ах²+bх+с=0. Тогда дискриминант — это просто число D = b 2 − 4ac. Эту формулу надо знать наизусть. Откуда она берется — сейчас неважно. Важно другое: по знаку дискриминанта можно определить, сколько корней имеет квадратное уравнение.
Если второй коэффициент уравнения четный, можно решать уравнение через k, тогда будет другая формула дискриминанта: D1=k 2 -ac.
ТЕОРЕМА ВИЕТА
В математике существуют специальные приемы, с которыми многие квадратные уравнения решаются очень быстро и без дискриминантов. Более того, при надлежащей тренировке многие начинают решать квадратные уравнения устно, буквально «с первого взгляда». Мы рассмотрим один из таких приемов — теорему Виета.
Теорема звучит так: сумма корней приведённого квадратного уравнения x 2 + bx + c = 0 равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену .
Значимость теоремы Виета заключается в том, что, не зная корней квадратного трехчлена, мы легко можем вычислить их сумму и произведение, то есть простейшие симметричные многочлены от двух переменных x1+x2 и x1 x2 . Теорема Виета позволяет угадывать целые корни квадратного трехчлена.
ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕЩЕНИЯ КВАДРТАНЫХ УРАВНЕНИЙ график функции Х 2 −2x−8=0 .
- Запишем уравнение в другом виде Х 2 =2x+8.Рассмотрим функции в левой и правой частях уравнения y=x2;y=2x+8. В одной системе координат построим их графики и найдём точки пересечения графиков:
- Преобразуем уравнение к виду Х 2 −8=2x. Построим в одной системе координат графики функций: y= Х 2 −8;y=2x и определим точки их пересечения:
- Преобразуем уравнение к виду Х 2 −2x+1−9=0 и далее Х 2 −2x+1=9→(x−1)2=9. Построим в одной системе координат параболу y=(x−1)2, прямую y=9 и определим точки их пересечения
x−2−8x=0;x−2=8x.
Рассмотрим функции в левой и правой частях уравнения y=8x, y=x−2 и определим точки их пересечения:
Решения квадратных уравнений по свойствам коэффициента
Дано квадратное уравнение ax 2 + bx + c = 0. Если a + b + c = 0 (сумма коэффициентов), то
x 1 = 1, x 2 = c/a
х 2 + х – 2 = 0;
Свойство 2
Дано квадратное уравнение ax 2 + bx + c = 0. Если a - b + c = 0 (сумма коэффициентов), когда b взято с противоположным знаком или a + c = b, то
x 1 = -1, x 2 = -c/a
Свойство 3
Если в квадратном уравнении ax 2 + bx + c = 0. Коэффициент b представлен в виде 2k, т.е. является четным числом, то формулу корней уравнения можно переписать в более простом виде
D = (b/2)2 + a*c
Заключение
Подводя итоги, можно сделать вывод: квадратные уравнения играют огромную роль в математике. Эти знания могут пригодиться нам на протяжении всей жизни, а так как эти методы решения квадратных уравнений просты в применении, то они, безусловно, должны заинтересовать увлекающихся математикой.
Спасибо за внимание.