СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Различные способы решения задач на концентрацию

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка заданий на концентрацию  и решение их разными способами. Можно использовать при подготовке к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Различные способы решения задач на концентрацию»

Различные способы решения задач на концентрацию  Автор: Быкова Светлана Таировна Учитель математики и физики МБОУ «Лицей имени А.Г. Баженова»

Различные способы решения задач на

концентрацию

Автор:

Быкова Светлана Таировна

Учитель математики и физики

МБОУ «Лицей имени А.Г. Баженова»

 Ч тобы лучше понимать условия задач, необходимо знать следующие понятия:      Чтобы лучше понимать условия задач, необходимо знать следующие понятия:  Все получающиеся сплавы или смеси однородны.  При решении этих задач считается, что масса смеси нескольких веществ равна сумме масс компонентов. Процент - одна сотая любого вещества.   Концентрацией вещества в смеси называется отношение его массы к общей массе всей смеси. Она показывает долю вещества в растворе.  (Это отношение может быть выражено либо в дробях, либо в процентах).  Сумма концентраций всех компонент, составляющих смесь, равна единице.

Ч тобы лучше понимать условия задач, необходимо знать следующие понятия:

  • Чтобы лучше понимать условия задач, необходимо знать следующие понятия:
  • Все получающиеся сплавы или смеси однородны.
  • При решении этих задач считается, что масса смеси нескольких веществ равна сумме масс компонентов.
  • Процент - одна сотая любого вещества.  
  • Концентрацией вещества в смеси называется отношение его массы к общей массе всей смеси. Она показывает долю вещества в растворе.  (Это отношение может быть выражено либо в дробях, либо в процентах).
  • Сумма концентраций всех компонент, составляющих смесь, равна единице.
типы задач  на вычисление концентрации; на вычисление количества чистого вещества в смеси (или сплаве); на вычисление массы смеси (сплава).

типы задач

  • на вычисление концентрации;
  • на вычисление количества чистого вещества в смеси (или сплаве);
  • на вычисление массы смеси (сплава).
Способы решения задач с помощью таблиц; с помощью схемы; по правилу креста; старинным арифметическим способом; алгебраическим способом;  с помощью графика;  с помощью формулы.

Способы решения задач

  • с помощью таблиц;
  • с помощью схемы;
  • по правилу креста;
  • старинным арифметическим способом;
  • алгебраическим способом;
  • с помощью графика;
  • с помощью формулы.
Рассмотрим несколько задач и решим их различными способами.

Рассмотрим несколько задач и решим их различными способами.

   Задача 1 . Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 200 г 70 % -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 8 % раствор уксусной кислоты?   Решение: 1 способ – с помощью таблицы: Наименование веществ, смесей Наименование веществ, смесей Исходный раствор 70 % = 0,7 Масса раствора (г) Воды долили Новый раствор Масса вещества (г) 200 - 8 % = 0,08 0,7·200 x - 200 + x 0,08(200 + x ) Так как подливали только воду, масса уксусной кислоты в растворе не изменилась. Составляем уравнение :  0,08(200 + х) = 0,7·200  16 + 0,08х = 140  0,08х = 124  х = 1550 Ответ :1,55 кг воды.

Задача 1 . Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 200 г 70 % -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 8 % раствор уксусной кислоты?

  • Решение: 1 способ – с помощью таблицы:

Наименование веществ, смесей

Наименование веществ, смесей

Исходный раствор

70 % = 0,7

Масса

раствора (г)

Воды долили

Новый раствор

Масса вещества (г)

200

-

8 % = 0,08

0,7·200

x

-

200 + x

0,08(200 + x )

Так как подливали только воду, масса уксусной кислоты в растворе не изменилась. Составляем уравнение :

0,08(200 + х) = 0,7·200

16 + 0,08х = 140

0,08х = 124

х = 1550

Ответ :1,55 кг воды.

 2 способ - с помощью схемы:  Пусть в сосуд долили х литров воды.  Получаем схему: Уксусная   Уксусная кислота    кислота     70%   + х литров  8%    воды  200 г.    (200 + х) г. 0,08(200 + х) = 0,7·200  16 + 0,08х = 140  0,08х = 124  х = 1550 Ответ :1,55 кг воды.

2 способ - с помощью схемы: Пусть в сосуд долили х литров воды. Получаем схему:

Уксусная Уксусная

кислота кислота

70% + х литров 8%

воды

200 г. (200 + х) г.

0,08(200 + х) = 0,7·200

16 + 0,08х = 140

0,08х = 124

х = 1550

Ответ :1,55 кг воды.

.

.

 Задача 3:  Смешали некоторое количество 15–процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 19–процентного раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? Решение: 1 способ – с помощью формулы.  Пусть количество каждого из растворов было V . Тогда количество сухого вещества в первом растворе 0,15 V , а во втором – 0,19 V . После того как растворы смешали их общий объем стал 2 V , а количество сухого вещества в смеси стало 0,15 V +0,19 V . Концентрация раствора равна: Таким образом, концентрация полученного раствора равна: Ответ: 17.

Задача 3: Смешали некоторое количество 15–процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 19–процентного раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Решение: 1 способ – с помощью формулы.

Пусть количество каждого из растворов было V .

Тогда количество сухого вещества в первом растворе 0,15 V , а во втором – 0,19 V . После того как растворы смешали их общий объем стал 2 V , а количество сухого вещества в смеси стало 0,15 V +0,19 V . Концентрация раствора равна:

Таким образом, концентрация полученного раствора равна:

Ответ: 17.

2 способ - правило креста или «Конверт Пирсона» Запишем исходные концентрации в левый столбец таблицы, искомую полученную концентрацию х запишем в центральный столбец. Правый столбец таблицы заполним разностями исходных и полученной концентрации, вычитая из большей концентрации меньшую. Отношение полученных разностей равно отношению долей, в которых требуется смешать растворы для получения из растворов исходной концентрации раствора с требуемой концентрацией. Так как объемы смешиваемых растворов равны, имеем: Ответ: 17% концентрация получившегося раствора. 15 19-х х 19 х-15

2 способ - правило креста или «Конверт Пирсона»

Запишем исходные концентрации в левый столбец таблицы, искомую полученную концентрацию х запишем в центральный столбец. Правый столбец таблицы заполним разностями исходных и полученной концентрации, вычитая из

большей концентрации меньшую.

Отношение полученных разностей

равно отношению долей, в которых требуется смешать растворы для получения из растворов исходной концентрации раствора с требуемой концентрацией. Так как объемы смешиваемых растворов равны, имеем:

Ответ: 17% концентрация получившегося раствора.

15

19-х

х

19

х-15

2 способ - алгебраический. Пусть первого сплава было x грамм, а второго y грамм. Тогда их масса равна x+y=200, а концентрация равна 0,15x+0,65y=0,3*200. Получаем систему уравнений: Ответ :надо взять140г. первого сплава и 60г. второго сплава.

2 способ - алгебраический.

Пусть первого сплава было x грамм, а второго y грамм. Тогда их масса равна x+y=200, а концентрация равна 0,15x+0,65y=0,3*200. Получаем систему уравнений:

Ответ :надо взять140г. первого сплава и 60г. второго сплава.

3 способ – старинный способ решения «метод рыбки .    Узнаем сколько грамм сплава приходится на 1 часть:  200: (35+15) = 4 (грамма ) – в 1 части  15*4=60 (грамм) – 2 сплав  35*4=140 (грамм) – 1 сплав   Ответ : надо взять140г. первого сплава и 60г. второго сплава

3 способ – старинный способ решения «метод рыбки .

Узнаем сколько грамм сплава приходится на 1 часть:

200: (35+15) = 4 (грамма ) – в 1 части

15*4=60 (грамм) – 2 сплав

35*4=140 (грамм) – 1 сплав

  Ответ : надо взять140г. первого сплава и 60г. второго сплава

 Задача 7:  Смешали 30%-й раствор соляной кислоты с 10%-ым раствором и получили 600 г 15%-го раствора. На сколько граммов масса первого раствора меньше массы второго?   Решение: 1 способ – алгебраический. Обозначим x массу первого раствора, тогда масса второго (600 - x). Составим уравнение:  0,3x + 0,1* (600 - x) = 600 * 0,15,  0,3х + 60 - 0,1х = 90,    0,2х = 30,  x = 150. 600 - 150 = 450 г; 450-150 = 300 (г.) Ответ: на 300 г. масса 1 раствора меньше массы 2 раствора

Задача 7: Смешали 30%-й раствор соляной кислоты с 10%-ым раствором и получили 600 г 15%-го раствора. На сколько граммов масса первого раствора меньше массы второго?

Решение: 1 способ – алгебраический.

Обозначим x массу первого раствора,

тогда масса второго (600 - x).

Составим уравнение:

0,3x + 0,1* (600 - x) = 600 * 0,15,

0,3х + 60 - 0,1х = 90,

0,2х = 30,

x = 150.

600 - 150 = 450 г; 450-150 = 300 (г.)

Ответ: на 300 г. масса 1 раствора меньше массы 2 раствора

   2 способ – графический:метод площадей равновеликих прямоугольников  Рассмотрим прямоугольники с площадями S 1 и S 2. Прямоугольники равновелики, так как количество соляной кислоты в обоих растворах после смешивания одинаково (Масса смеси умноженная на концентрацию равна количеству чистого вещества.)   Приравняв площади, равновеликих прямоугольников получаем  15x = 5 (600- x)  15х = 3000 – 5х  15х + 5х = 3000  20х = 3000  Х = 150  600 – 150 = 450г.; 450-150 = 300 (г.) Ответ: на 300 г. масса 1 раствора меньше массы 2 раствора

2 способ – графический:метод площадей равновеликих прямоугольников Рассмотрим прямоугольники с площадями S 1 и S 2. Прямоугольники равновелики, так как количество соляной кислоты в обоих растворах после смешивания одинаково (Масса смеси умноженная на концентрацию равна количеству чистого вещества.)

Приравняв площади,

равновеликих

прямоугольников получаем

15x = 5 (600- x)

15х = 3000 – 5х

15х + 5х = 3000

20х = 3000

Х = 150

600 – 150 = 450г.; 450-150 = 300 (г.)

Ответ: на 300 г. масса 1 раствора меньше массы 2 раствора

Заключение.    В ходе рассмотрения способов решения задач на концентрацию  мы увидели красоту, сложность и притягательность данных способов.    Выбор способа решения зависит от конкретной задачи и от умения решающего.   Спасибо за внимание!

Заключение.

В ходе рассмотрения способов решения задач на концентрацию мы увидели красоту, сложность и притягательность данных способов.

Выбор способа решения зависит от конкретной задачи и от умения решающего.

  Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс