СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности»

Технологическая карта урока

Тема: Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

Класс: 7

УМК: Учебник («Алгебра» Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др. / Под ред. Теляковского С.А.)

Триединая дидактическая цель:

-цель обучения: формирование навыков формул квадрата суммы и квадрата разности двух выражений при разложении на множители выражений;

-цель развития: развитие у обучающихся логического мышления, речи, внимания, памяти, умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- цель воспитания: формирование положительной мотивации и интереса к математике, потребность в приобретении новых знаний.

Тип урока: урок по формированию понятия

Структура урока:

  1. Подготовительный этап;

  2. Мотивационный этап;

  3. Ориентировочный этап;

- введение определения;

- формирование действия распознавания понятия;

4. Применение понятия к решению задач;

Этапы формирования понятия формулы сокращенного выражения

1.Подготовительный этап

Цель: актуализировать опорные знания возведение в квадрат суммы и квадрат разности двух выражений

Метод: частично -поисковый

Прием: фронтальный опрос, беседа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развитие познавательных УУД

  1. Продолжите формулы сокращенного выражения:

а) …………………………;

б) …………………………


  1. Представьте выражение в виде квадрата одночлена:

а) ; г) ;

б) д) ;

в) ;




  1. Впишите вместо знака * недостающие одночлены, так чтобы получилось тождество:

1. Продолжают формулы сокращенного выражения:

а) ;

б) /


2.Представляют выражение в виде квадрата одночлена:

а)

б)

в)

г)

д)

е) .

3.Вписывают вместо знака* недостающие одночлены :


анализ эмоционального состояния;

анализ опорных знаний и умений;

умение структурировать знания;

умение осознанного и произвольного построения речевых высказываний в устной форме

умение структурировать знания;

построение логической цепи рассуждений

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач;

2. Мотивационный этап

Цель: заинтересовать учащихся в изучении понятия «формулы сокращенного умножения»

Метод: частично - поисковый

Прием: практическая работа, фронтальный опрос

Посмотрите на формулы сокращенного умножения внимательно и назовите, чем являются левые и правые части этих равенств?

а) ;

б) .

Поменяйте левые и правые части равенств, что бы левые и правые части всех формул можно было назвать одним понятием.


Что представляет собой левая часть всех равенств?

Что представляет собой правая часть всех равенств?


Дети называют формулы

=

;

=

произведение


многочлен


Меняют левые и правые части равенства

;

=

=

многочлен


произведение


Многочлен.



Произведение.

умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме;

выделение необходимой информации;

умение строить логические цепи рассуждений;

умение структурировать знания;

умение устанавливать причинно –следственные связи, делать выводы;

использовать знаково –символические средства для решения различных учебных задач.

Ориентировочный этап

- введение понятия

Метод: репродуктивный, частично – поисковый

Прием: беседа, объяснение, практическая работа

Предыдущая тема урока была «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений», то сегодня мы будем изучать на уроке один из приемов разложения на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.

Формулы квадрата суммы и квадрата разности применяются только для возведения в квадрат суммы и разности?

Пример 1. Разложим на множители трехчлен:

Укажите первое слагаемое, второе слагаемое удвоенное произведение двух выражений.


Пример 2. Разложим на множители:

.

Обратите внимание, на то, что есть в выражениях трехчлена первое слагаемое, второе слагаемое и удвоенное произведение двух слагаемых могут стоять в примерах не втором порядке как разлаживается множитель.

№895. Преобразуйте трехчлен в квадрат двучлена:

a) ;

б)

в)

г)

д)

Если поменять местами в формулах суммы квадрата и квадрата разности левую и правую часть, то формулы можно применить и для разложения на множители выражений.

Раскладывают на множители трехчлен:

Первое слагаемое представляет:

;

Второе слагаемое представляет:

Удвоенное произведение двух выражений:

.

Значит, данный трехчлен можно представить в виде квадрата разности:

( .

Пример 2.

Решение:

Первое слагаемое представляет:

;

Второе слагаемое представляет:

Удвоенное произведение двух выражений:

.

Значит, данный трехчлен можно представить в виде квадрата суммы:

( .

№ 895. Решение

a) ;

б)

в)

г)

д)

выделение необходимой информации;

умение строить логические цепи рассуждений;

умение структурировать знания;

выбор наиболее эффективного способа решения задач;



умение выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме;

умение строить логические цепи рассуждений;

выбор наиболее эффективного способа решения задач;

умение выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме;

использовать знаково символические средства для решения различных задач; анализировать, сравнивать и обобщать факты;

умение самостоятельно выделять и формировать познавательные цели;

умение усваивать общие способы действий.

- формирования действия распознавания

Метод: частично –поисковый

Прием: самостоятельная работа, беседа, объяснение

Найдите соответствие:

(



Находят соответствие

(


выделение необходимой информации;

умение строить логические цепи рассуждений;

умение структурировать знания; умение выбирать эффективные способы решения задач;


Первоначальное применение понятия

Цель: отработка навыков по использованию понятия «формулы сокращенного выражения» при решении задач

Метод: репродуктивный

Прием: решение практических задач, беседа, объяснение

Учитель вызывает учащихся к доске, контролируя работу и отвечающих, и выполняющих задания в тетрадях. № 871

Выполнить возведение в квадрат

а) (х2-5)2

в) (2a + b4)2

б) (7 – у3)2

г) (- 3p + q3)2



Выполняют № 871 у доски, при возведении в квадрат, обосновывая ответ.

а)(х2 -5)2 = х4 - 10х2 + 25

2)2 = х4 и 52 = 25 квадраты первого и второго выражений, 2 5 х2 = 10х2 удвоенное произведение двух выражений;

б) (7 – у3)2 = 49 – 14у3 + у6

(7)2 = 49 и (у3)2 = у6 квадраты первого и второго выражений, 27у3 удвоенное произведение двух выражений;

в) (2a + b4)2 = 4а2 + 4ab4 +b8

(2a)2 = 4a2 и (b4)2 = b8 квадраты первого и второго выражений, 2 (2аb4) удвоенное произведение двух выражений;

г) (- 3p + q3)2 = 9p2 – 6pq3 + q6

(-3p)2 = 9p2 и (q3)2 = q6 квадраты первого и второго выражений, 2((- 3pq3) удвоенное произведение двух выражений.

анализ;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действий;


выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;


усвоение общего способа действий

  1. Расширение класса решаемых задач.

Цель: воспроизведение и закрепление знаний и навыков, полученных на уроке.

Метод: частично – поисковый, репродуктивный.

Прием: работа с учебником, практическая работа

Чтобы возвести большое число не надо пользоваться калькулятором, а используя формулу квадрата суммы и квадрата разности можно вычислить быстро большие числа.

Например, в № 869 надо вычислить, используя формулу квадрата суммы или квадрата разности

а) 612

в) 9992

д) 9,92

б) 1992

г) 7022

е) 10,22








Вы сегодня изучили две формулы, которые вам, для выполнения следующего задания.

Найдите значения выражения:

а) 42 + 4ab + b2 при a + 2b = - 3;

б) b2 – 6ab + 9a2 при 3a – b = - 2

№ 869 вычисляют, используя формулу квадрата суммы и квадрата разности:

а) 612 = (60 + 1)2 = 602 + 2601 + 12 = 3600 + 120 + 1 = 3721;

б) 1992 = (200 – 1)2 = 2002 - 22001 + 12 = 40000 -400 + 1 = 39601

в) 9992 = (1000 – 1)2 = 10002 – 210001 + 12 = 1000000 – 2000 + 1 = 998001;

г) 7022 = (700 + 2)2 = 7002 + 27002 + 22 = 490000 + 2800 + 4 = 492804

д) 9,92 = (10 – 0,1)2 = 102 - 210 0,1 + 0,12 = 100 – 2 + 0,01 = 98,01;

е) 10,22 = (10 + 0,2)2 = 102 + 210 0,2 + 0,22 = 100 + 4 + 0,04 = 104,04.



Находят значение выражения, обосновывая ответ:

а) 42 + 4ab + b2 ,

если вспомнить формулу то квадрат первого выражения = 42, квадрат второго выражения равен b2? А удвоенное произведение равно 4ab? Следовательно, данное выражение можно представить в виде умножения многочленов (4 + b)(4 + b). При a + 2b = -3 получим (-3)(-3) = 9

ответ: 9

б) b2 – 6ab + 9a2 при 3a – b = - 2

если вспомнить формулу то квадрат первого выражения = b2, квадрат второго выражения равен 9a2. А удвоенное произведение равно 6ab? Следовательно, данное выражение можно представить в виде умножения многочленов (b – 3a)(b – 3a). при 3a – b = - 2получим (-2)(-2) = 4

ответ: 4


Выполнять учебно познавательные действия в материализованной и письменной форме;

Самостоятельное выделение и формирования познавательной цели;

Структурирование знаний;

Выбор наиболее эффективного использования решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов действия;

Преобразование модели с целью выявления общих законов;

Анализ объектов;

Использовать знаково – символичные средства для решения учебной задачи


Структурирование знаний;

Выбор наиболее эффективного использования решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов действия;

Преобразование модели с целью выявления общих законов;

Анализ объектов;

Использовать знаково – символичные средства для решения

учебной задачи

Д\ з стр. 148 вопрос 1,2 Проведите доказательство,

Выполнить в рабочих тетрадях № 893т(в, д), № 894 (в), 895 применяя формулы квадрата суммы и квадрата разности

Записывают задания на дом, задают вопросы по выполнению домашней работы

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Представлять информацию в развернутом виде.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!