Продолжите формулы сокращенного выражения: а) …………………………; б) ………………………… Представьте выражение в виде квадрата одночлена: а) ; г) ; б) д) ; в) ; Впишите вместо знака * недостающие одночлены, так чтобы получилось тождество: | 1. Продолжают формулы сокращенного выражения: а) ; б) / 2.Представляют выражение в виде квадрата одночлена: а) б) в) г) д) е) . 3.Вписывают вместо знака* недостающие одночлены : | анализ эмоционального состояния; анализ опорных знаний и умений; умение структурировать знания; умение осознанного и произвольного построения речевых высказываний в устной форме умение структурировать знания; построение логической цепи рассуждений осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач; |
Посмотрите на формулы сокращенного умножения внимательно и назовите, чем являются левые и правые части этих равенств? а) ; б) . Поменяйте левые и правые части равенств, что бы левые и правые части всех формул можно было назвать одним понятием. Что представляет собой левая часть всех равенств? Что представляет собой правая часть всех равенств? | Дети называют формулы | = | ; | | = | | произведение | | многочлен | Меняют левые и правые части равенства ; | = | | | = | | многочлен | | произведение | Многочлен. Произведение. | умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме; выделение необходимой информации; умение строить логические цепи рассуждений; умение структурировать знания; умение устанавливать причинно –следственные связи, делать выводы; использовать знаково –символические средства для решения различных учебных задач. |
Предыдущая тема урока была «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений», то сегодня мы будем изучать на уроке один из приемов разложения на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. Формулы квадрата суммы и квадрата разности применяются только для возведения в квадрат суммы и разности? Пример 1. Разложим на множители трехчлен: Укажите первое слагаемое, второе слагаемое удвоенное произведение двух выражений. Пример 2. Разложим на множители: . Обратите внимание, на то, что есть в выражениях трехчлена первое слагаемое, второе слагаемое и удвоенное произведение двух слагаемых могут стоять в примерах не втором порядке как разлаживается множитель. №895. Преобразуйте трехчлен в квадрат двучлена: a) ; б) в) г) д) | Если поменять местами в формулах суммы квадрата и квадрата разности левую и правую часть, то формулы можно применить и для разложения на множители выражений. Раскладывают на множители трехчлен: Первое слагаемое представляет: ; Второе слагаемое представляет: Удвоенное произведение двух выражений: . Значит, данный трехчлен можно представить в виде квадрата разности: ( . Пример 2. Решение: Первое слагаемое представляет: ; Второе слагаемое представляет: Удвоенное произведение двух выражений: . Значит, данный трехчлен можно представить в виде квадрата суммы: ( . № 895. Решение a) ; б) в) г) д) | выделение необходимой информации; умение строить логические цепи рассуждений; умение структурировать знания; выбор наиболее эффективного способа решения задач; умение выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; умение строить логические цепи рассуждений; выбор наиболее эффективного способа решения задач; умение выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; использовать знаково символические средства для решения различных задач; анализировать, сравнивать и обобщать факты; умение самостоятельно выделять и формировать познавательные цели; умение усваивать общие способы действий. |
Учитель вызывает учащихся к доске, контролируя работу и отвечающих, и выполняющих задания в тетрадях. № 871 Выполнить возведение в квадрат а) (х2-5)2 | в) (2a + b4)2 | б) (7 – у3)2 | г) (- 3p + q3)2 | | Выполняют № 871 у доски, при возведении в квадрат, обосновывая ответ. а)(х2 -5)2 = х4 - 10х2 + 25 (х2)2 = х4 и 52 = 25 квадраты первого и второго выражений, 2 5 х2 = 10х2 удвоенное произведение двух выражений; б) (7 – у3)2 = 49 – 14у3 + у6 (7)2 = 49 и (у3)2 = у6 квадраты первого и второго выражений, 27у3 удвоенное произведение двух выражений; в) (2a + b4)2 = 4а2 + 4ab4 +b8 (2a)2 = 4a2 и (b4)2 = b8 квадраты первого и второго выражений, 2 (2аb4) удвоенное произведение двух выражений; г) (- 3p + q3)2 = 9p2 – 6pq3 + q6 (-3p)2 = 9p2 и (q3)2 = q6 квадраты первого и второго выражений, 2((- 3pq3) удвоенное произведение двух выражений. | анализ; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действий; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; усвоение общего способа действий |
Чтобы возвести большое число не надо пользоваться калькулятором, а используя формулу квадрата суммы и квадрата разности можно вычислить быстро большие числа. Например, в № 869 надо вычислить, используя формулу квадрата суммы или квадрата разности а) 612 | в) 9992 | д) 9,92 | б) 1992 | г) 7022 | е) 10,22 | Вы сегодня изучили две формулы, которые вам, для выполнения следующего задания. Найдите значения выражения: а) 42 + 4ab + b2 при a + 2b = - 3; б) b2 – 6ab + 9a2 при 3a – b = - 2 | № 869 вычисляют, используя формулу квадрата суммы и квадрата разности: а) 612 = (60 + 1)2 = 602 + 2601 + 12 = 3600 + 120 + 1 = 3721; б) 1992 = (200 – 1)2 = 2002 - 22001 + 12 = 40000 -400 + 1 = 39601 в) 9992 = (1000 – 1)2 = 10002 – 210001 + 12 = 1000000 – 2000 + 1 = 998001; г) 7022 = (700 + 2)2 = 7002 + 27002 + 22 = 490000 + 2800 + 4 = 492804 д) 9,92 = (10 – 0,1)2 = 102 - 210 0,1 + 0,12 = 100 – 2 + 0,01 = 98,01; е) 10,22 = (10 + 0,2)2 = 102 + 210 0,2 + 0,22 = 100 + 4 + 0,04 = 104,04. Находят значение выражения, обосновывая ответ: а) 42 + 4ab + b2 , если вспомнить формулу то квадрат первого выражения = 42, квадрат второго выражения равен b2? А удвоенное произведение равно 4ab? Следовательно, данное выражение можно представить в виде умножения многочленов (4 + b)(4 + b). При a + 2b = -3 получим (-3)(-3) = 9 ответ: 9 б) b2 – 6ab + 9a2 при 3a – b = - 2 если вспомнить формулу то квадрат первого выражения = b2, квадрат второго выражения равен 9a2. А удвоенное произведение равно 6ab? Следовательно, данное выражение можно представить в виде умножения многочленов (b – 3a)(b – 3a). при 3a – b = - 2получим (-2)(-2) = 4 ответ: 4 | Выполнять учебно познавательные действия в материализованной и письменной форме; Самостоятельное выделение и формирования познавательной цели; Структурирование знаний; Выбор наиболее эффективного использования решения задач в зависимости от конкретных условий; Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов действия; Преобразование модели с целью выявления общих законов; Анализ объектов; Использовать знаково – символичные средства для решения учебной задачи Структурирование знаний; Выбор наиболее эффективного использования решения задач в зависимости от конкретных условий; Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов действия; Преобразование модели с целью выявления общих законов; Анализ объектов; Использовать знаково – символичные средства для решения учебной задачи |
Д\ з стр. 148 вопрос 1,2 Проведите доказательство, Выполнить в рабочих тетрадях № 893т(в, д), № 894 (в), 895 применяя формулы квадрата суммы и квадрата разности | Записывают задания на дом, задают вопросы по выполнению домашней работы | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Представлять информацию в развернутом виде. |