СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разложение на простые множители.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока для 6 класса. Разложение на простые множители.

Просмотр содержимого документа
«Разложение на простые множители.»

Сценарный план урока.

Предмет: Математика.

Класс: 6

Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.

Тема: Простые и составные числа. Разложение на простые множители.

Тип урока: Изучение нового материала.

Подготовила и провела: Хакимова Нафиса Ралифовна учитель математики ( I квалификационная категория),

МОБУ Муллакаевская ООШ

Цель:

Образовательные цели урока: 

  • познакомить учащихся с разложением на простые множители числа; повторить признаки делимости чисел и научить использовать их при разложении чисел на простые множители.

Развивающие цели урока:

  • Развитие математической  речи, доказательного воспроизведения правила разложения числа на множители;

  • Развитие умственных операций (обобщение, сравнение, анализ, синтез)  при решении примеров.

  • Развитие коммуникативных навыков общения и умения слушать и слышать.

Воспитательные цели урока:

  • Воспитание настойчивости в достижении цели.

Формирование активной  позиции учащихся в различных формах учебного сотрудничества.

Учащиеся должны знать   как разложить составное число на простые множители

Учащиеся должны уметь применять разложение числа на простые множители при решении примеров.

Общие умения и навыки:   навыки самоконтроля, умение работать в группе, слушать и записывать объяснения учителя и решение задач.



План урока

Здравствуйте, ребята.

Сегодняшний урок мы как всегда начинаем с устного счета. На доске написаны примеры. Давайте их решим.

а). 27 + 33 б). 15 * 10 в). 17+28

*5 +50 * 2

+180 : 40 - 15

: 80 * 70 : 25

*15 : 50 * 90

____________ ___________ _________


На прошлых уроках мы с вами познакомились с признаками делимости на 10, 5, 2, 3 и 9. Давайте их повторим. ( фронтальный опрос).


I .Простые и составные числа.

1. На доске написаны натуральные числа. (Сразу отвечаем на вопрос « Какие числа называются натуральными?»)


Давайте найдем делители каждого из чисел:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, 17, 34, 43.

К доске идут 5 человек, которые выполняют это задание. Остальные делают тоже в тетради.

1:1 =1 2:1=2 3:1=3 4:1=4 5:1=5 6:1=6 12:1=12 17:1=17

2:2=1 3:3=1 4:2=2 5:5=1 6:2=3 12:2=6 17:17=1

4:4=1 6:3=3 12:3=4

6:6=1 12:4=3

12:6=2

34:1=34 43:1=43 12:12=1

34:2=17 43:43=1

34:17=2

34:34=1

Результат запишем в следующую таблицу :


Натуральное

число

1

2

3

4

5

6

12

17

34

43

Количество делителей

1

2

2

3

2

4

6

2

4

2


Итак, число 1 имеет один делитель, число 12 – шесть делителей, число 43 – два делителя.

В математике выделяют такие натуральные числа, которые имеют только два различных делителя : 1 и само это число. Такие числа называются простыми числами.

Числа, имеющее более двух делителей, называются составными числами.

Число 1 не относится ни к простым, ни к составным числам, так как имеет только один делитель.

Запишем в тетради эти определения.

Как определить, является ли число простым или составным? (например: 576).

Для этого нужно выяснить, имеет ли это число хотя бы один делитель, отличный от самого числа и единицы. Если такого делителя нет, то число простое, в другом случае – составное.

Нахождения делителей для больших чисел – дело сложное. Поэтому для упрощения работы составлена таблица простых чисел, которую вы найдете на форзаце учебника.

Сейчас выполним следующее задание.

2. Какие из чисел 7, 9, 11, 14, 19, 27, 29, 31 являются простыми, какие составными?

Перепишем их в тетрадь и подчеркнем карандашом простые числа.

( Несколько человек называют простые числа, которые подчеркнули. Объясняют почему.)


Работа с историческим материалом.

Ребята, вы сами можете составить свою таблицу простых чисел. Для этого мы воспользуемся способом, который предложил древнегреческий учёный Эратосфен. Этот способ так и называется «решето Эратосфена».

В чем он заключается?

Запишем в тетради и на доске числа, например от 1 до 20.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Теперь будем вычёркивать числа в следующем порядке:

- В первую очередь вычеркнем 1, так как это не простое число;

- Первое простое число «2». Подчеркнём его, а потом зачеркнём все числа кратные «2»;

- Следующее простое число «3». Подчеркнем его, а затем зачеркнём все числа кратные «3».

- итд.

Так мы «высеем» все простые числа: 2, 3 , 5, 7 , 11, 13, 17, 19.



Выполним следующие задания: (Работа в группах по 3 человека.)

№3. Назовите все простые числа, которые расположены на числовом луче между числами :

1). 1 и 10, 2). 10 и 20, 3). 20 и 30.


№4. Проверьте с помощью таблицы простых чисел, какие из чисел простые, а какие составные:

197, 207, 239, 617, 813, 929, 943.


№5. Найдите и запишите все простые числа, при которых неравенство верно:

а). х˂ 12, б). 23 ˂х ˂ 49, в). 150˂х˂180.


Выполнив задание, каждый участник группы читает 1 задание и говорит ответ. Остальные группы сверяют ответы. ( Можно выбрать по одному участнику из группы и предложить прочитать ответ на одно из заданий).




II. Разложение составных чисел на простые множители.


Каждое составное число можно представить в виде произведения хотя бы двух простых множителей, отличных от 1.

н-р:

24=6×4 =(3×2)×(2×2)=3×2×2×2.

18=9×2=3×3×2 .

итд.


При разложении больших чисел на простые множители можно пользоваться следующей схемой.


№6. Разложить на простые множители число 420, используя признаки делимости.


420

210

105

21

7

1


2

2

5

3

7



Столбик чисел справа от черты состоит из

простых множителей, произведение которых

равно 420.

420=2×2×3×5×7.














№7. Разложить на простые множители числа, которые записаны на доске:


8, 10, 12, 14, 17, 18, 20, 25, 27, 31.

Для выполнения этого задания к доске выходят по 1 ученику, остальные это же задание выполняют в тетради.


Теперь самостоятельно, в тетради, выполним следующее задание.


№8. Разложить на простые множители числа:

48, 60, 88, 96.

Работа с учебником.

стр 21 № 124, стр 23 №139(1,3)

III. Подведение итогов урока.


а). Ребята, в конце урока давайте ответим на следующие вопросы:

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Как можно сформулировать тему урока? Давайте запишем ее в тетради.

- Какие числа называются простыми числами?

- Какие числа называются составными числами?

- Какое число не относится ни к простым, ни к составным числам?

- Что значит разложить число на простые множители?


б). Выставление оценок за работу в классе.


IV. Задание на дом.


п. 4, 5 стр17,20

№ 116,117 стр 20, №141(а), 142 стр 23


V. Рефлексия.

Давайте попытаемся сформулировать, что сегодня удалось на уроке, а что нет?

На что следует обратить внимание при выполнении домашней работы?


Мы с вами плодотворно поработали. Вы узнали много нового и интересного.

Устали. Давайте встанем, потянемся. И с улыбкой пойдем на перемену. До свидания. Удачи!


Используемая методическая литература:

  • Учебник  «Математика 6, авторы: Н.Я.Виленкин и др.

  • Пособие для учителя «Преподавание математики в 5-6 классах»