Сценарный план урока.
Предмет: Математика.
Класс: 6
Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.
Тема: Простые и составные числа. Разложение на простые множители.
Тип урока: Изучение нового материала.
Подготовила и провела: Хакимова Нафиса Ралифовна учитель математики ( I квалификационная категория),
МОБУ Муллакаевская ООШ
Цель:
Образовательные цели урока:
познакомить учащихся с разложением на простые множители числа; повторить признаки делимости чисел и научить использовать их при разложении чисел на простые множители.
Развивающие цели урока:
Развитие математической речи, доказательного воспроизведения правила разложения числа на множители;
Развитие умственных операций (обобщение, сравнение, анализ, синтез) при решении примеров.
Развитие коммуникативных навыков общения и умения слушать и слышать.
Воспитательные цели урока:
Формирование активной позиции учащихся в различных формах учебного сотрудничества.
Учащиеся должны знать как разложить составное число на простые множители
Учащиеся должны уметь применять разложение числа на простые множители при решении примеров.
Общие умения и навыки: навыки самоконтроля, умение работать в группе, слушать и записывать объяснения учителя и решение задач.
План урока
Здравствуйте, ребята.
Сегодняшний урок мы как всегда начинаем с устного счета. На доске написаны примеры. Давайте их решим.
а). 27 + 33 б). 15 * 10 в). 17+28
*5 +50 * 2
+180 : 40 - 15
: 80 * 70 : 25
*15 : 50 * 90
____________ ___________ _________
На прошлых уроках мы с вами познакомились с признаками делимости на 10, 5, 2, 3 и 9. Давайте их повторим. ( фронтальный опрос).
I .Простые и составные числа.
№1. На доске написаны натуральные числа. (Сразу отвечаем на вопрос « Какие числа называются натуральными?»)
Давайте найдем делители каждого из чисел:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, 17, 34, 43.
К доске идут 5 человек, которые выполняют это задание. Остальные делают тоже в тетради.
1:1 =1 2:1=2 3:1=3 4:1=4 5:1=5 6:1=6 12:1=12 17:1=17
2:2=1 3:3=1 4:2=2 5:5=1 6:2=3 12:2=6 17:17=1
4:4=1 6:3=3 12:3=4
6:6=1 12:4=3
12:6=2
34:1=34 43:1=43 12:12=1
34:2=17 43:43=1
34:17=2
34:34=1
Результат запишем в следующую таблицу :
Натуральное число | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 12 | 17 | 34 | 43 |
Количество делителей | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 6 | 2 | 4 | 2 |
Итак, число 1 имеет один делитель, число 12 – шесть делителей, число 43 – два делителя.
В математике выделяют такие натуральные числа, которые имеют только два различных делителя : 1 и само это число. Такие числа называются простыми числами.
Числа, имеющее более двух делителей, называются составными числами.
Число 1 не относится ни к простым, ни к составным числам, так как имеет только один делитель.
Запишем в тетради эти определения.
Как определить, является ли число простым или составным? (например: 576).
Для этого нужно выяснить, имеет ли это число хотя бы один делитель, отличный от самого числа и единицы. Если такого делителя нет, то число простое, в другом случае – составное.
Нахождения делителей для больших чисел – дело сложное. Поэтому для упрощения работы составлена таблица простых чисел, которую вы найдете на форзаце учебника.
Сейчас выполним следующее задание.
№2. Какие из чисел 7, 9, 11, 14, 19, 27, 29, 31 являются простыми, какие составными?
Перепишем их в тетрадь и подчеркнем карандашом простые числа.
( Несколько человек называют простые числа, которые подчеркнули. Объясняют почему.)
Работа с историческим материалом.
Ребята, вы сами можете составить свою таблицу простых чисел. Для этого мы воспользуемся способом, который предложил древнегреческий учёный Эратосфен. Этот способ так и называется «решето Эратосфена».
В чем он заключается?
Запишем в тетради и на доске числа, например от 1 до 20.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Теперь будем вычёркивать числа в следующем порядке:
- В первую очередь вычеркнем 1, так как это не простое число;
- Первое простое число «2». Подчеркнём его, а потом зачеркнём все числа кратные «2»;
- Следующее простое число «3». Подчеркнем его, а затем зачеркнём все числа кратные «3».
- итд.
Так мы «высеем» все простые числа: 2, 3 , 5, 7 , 11, 13, 17, 19.
Выполним следующие задания: (Работа в группах по 3 человека.)
№3. Назовите все простые числа, которые расположены на числовом луче между числами :
1). 1 и 10, 2). 10 и 20, 3). 20 и 30.
№4. Проверьте с помощью таблицы простых чисел, какие из чисел простые, а какие составные:
197, 207, 239, 617, 813, 929, 943.
№5. Найдите и запишите все простые числа, при которых неравенство верно:
а). х˂ 12, б). 23 ˂х ˂ 49, в). 150˂х˂180.
Выполнив задание, каждый участник группы читает 1 задание и говорит ответ. Остальные группы сверяют ответы. ( Можно выбрать по одному участнику из группы и предложить прочитать ответ на одно из заданий).
II. Разложение составных чисел на простые множители.
Каждое составное число можно представить в виде произведения хотя бы двух простых множителей, отличных от 1.
н-р:
24=6×4 =(3×2)×(2×2)=3×2×2×2.
18=9×2=3×3×2 .
итд.
При разложении больших чисел на простые множители можно пользоваться следующей схемой.
№6. Разложить на простые множители число 420, используя признаки делимости.
420 210 105 21 7 1 | 2 2 5 3 7 | Столбик чисел справа от черты состоит из простых множителей, произведение которых равно 420. 420=2×2×3×5×7. | |
№7. Разложить на простые множители числа, которые записаны на доске:
8, 10, 12, 14, 17, 18, 20, 25, 27, 31.
Для выполнения этого задания к доске выходят по 1 ученику, остальные это же задание выполняют в тетради.
Теперь самостоятельно, в тетради, выполним следующее задание.
№8. Разложить на простые множители числа:
48, 60, 88, 96.
Работа с учебником.
стр 21 № 124, стр 23 №139(1,3)
III. Подведение итогов урока.
а). Ребята, в конце урока давайте ответим на следующие вопросы:
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Как можно сформулировать тему урока? Давайте запишем ее в тетради.
- Какие числа называются простыми числами?
- Какие числа называются составными числами?
- Какое число не относится ни к простым, ни к составным числам?
- Что значит разложить число на простые множители?
б). Выставление оценок за работу в классе.
IV. Задание на дом.
п. 4, 5 стр17,20
№ 116,117 стр 20, №141(а), 142 стр 23
V. Рефлексия.
Давайте попытаемся сформулировать, что сегодня удалось на уроке, а что нет?
На что следует обратить внимание при выполнении домашней работы?
Мы с вами плодотворно поработали. Вы узнали много нового и интересного.
Устали. Давайте встанем, потянемся. И с улыбкой пойдем на перемену. До свидания. Удачи!
Используемая методическая литература:
Учебник «Математика 6, авторы: Н.Я.Виленкин и др.
Пособие для учителя «Преподавание математики в 5-6 классах»