СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Размножение и индивидуальное развитие организма»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Размножение и индивидуальное развитие организма»»

Открытый урок по биологии в 9 «А» классе.

Семинар по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организма»

Цели и задачи урока:

Повторить, обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Размножение и индивидуальное развитие организма»;

Закрепить знания основных понятий темы, развивать умения и навыки использовать их;

Установить влияние вредных факторов на развитие организма,

Содействовать формированию потребности ведения здорового образа жизни,

Ознакомить учащихся с современным состоянием проблемы клонирования.

Методы: словесный, наглядный, интерактивные методы изучения.

Формы проведения: индивидуальная, фронтальная, тестовая проверка знаний.

Оборудование:

Таблицы: «Индивидуальное развитие организмов», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз».

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Определение целей и задач урока.

  3. Повторение и обобщение по теме.

  4. Выводы по итогам работы.

  5. Проверочная работа.

  6. Итоги урока. Домашнее задание.

  7. Клонирование организмов. Проблемы, связанные с клонированием.

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие и определение готовности к уроку.

2.Цели и задачи:

Повторить, знать, уметь использовать знания:

- о размножении организмов, его формах, привести примеры;

- о делении клетки, его способах и значении, что такое митоз, мейоз;

- об оплодотворении индивидуальном развитии организма;

- о влиянии вредных факторов на развитие зародыша организма;

- важнейшие биологические открытия, их значение для науки и практики;

- что такое клонирование, его научные и нравственные аспекты, возможности дальнейшего развития.


3.Повторение и обобщение по теме:

Индивидуальные задания у доски:

1.Что такое размножение? Значение размножения для живой природы.

2.Формы и способы размножения.

3.Деление клетки (митоз)

4.Деление клетки (мейоз)


Задания по карточкам, для работы в парах:

Карточка № 1

Дать определение, что такое митоз. Каково его значение? Фазы митоза, их описание и определить их последовательность: - происходит образование хромосом ___________________ ; делится тело клетки _______________________; хромосомы расходятся к полюсам клетки ______________________________ ; хромосомы выстраиваются по экватору клетки ______________________________ ; к ним прикрепляются нити веретена деления _________________________ .


Карточка № 2 Дать определение, что такое мейоз. Какова его особенность и значение? Какое деление называется редукционным? Назвать фазы мейоза. Биологическое значение мейоза.


Карточка № 3.


Сравнить митоз и мейоз, заполнить таблицу:

митоз

мейоз

В каких клетках происходит



Число делений



Подготовка к делению



Последовательность делений



Результат процесса



Выявить сходства и различия митоза и мейоза.


Фронтальный опрос по просмотру презентации: «Оплодотворение и развитие земноводных»

Обратить внимание: как происходит оплодотворение,

- какие процессы осуществляются в дальнейшем,

- как происходит формирование и развитие бластулы, гаструлы, трехслойного зародыша.

Вопросы по итогам просмотра:

1.Что такое оплодотворение, его биологический смысл и механизм?

2.Как происходит индивидуальное развитие организма онтогенез.

3.Этапы онтогенеза.

4.Осуществление эмбрионального развития. Этапы эмбрионального развития.

5.Зародышевые листки и их производные.

6.Постэмбриональное развитие.

7.Прямое и непрямое постэмбриональное развитие животных, чем отличается.

8.В чем проявляется вредное действие алкоголя, наркотиков, никотина на развитие зародыша человека?

Сообщения учащихся о факторах, оказывающих вредное влияние на развитие организма: алкоголя, никотина, токсических и наркотических веществ.


Выводы по итогам работы


5. Проверочная работа.


1 вариант.

Задание № 1. Тест. Выберите правильный ответ.


1)Что такое размножение?

А-увеличение числа особей

Б - деление клеток

В - воспроизведение себе подобных

Г - образование новых видов


2)Какое размножение характерно для растений

А - половое и бесполое

Б - только половое

В - только бесполое

Г - только делением клетки



3)При мейозе образуются клетки с набором хромосом:

А- n

Б- 2n

в- 3n

г- 4n


4)Двухслойный зародыш называется:

А -нейрула

Б - бластула

В - личинка

Г - гаструла


5) Из эктодермы образуются:

А - кожа

Б - кишечник

В - скелет и мышцы

Г - все перечисленное


6) Делением клетки не является:

А - митоз

Б - мейоз

В - амитоз

Г – интерфаза


Задание № 2

Определить соответствие и вставить соответствующие числам названия стадий развития:

Непрямое развитие насекомых: 1-________,2-__________,3-_____________,

4- _______________.

Ответы: взрослая особь, куколка, яйцо, личинка, кокон, икринка.


Задание № 3

Дать краткое объяснение: В чем преимущество полового или бесполого размножения?


2 Вариант

Задание № 1. Тест. Выберите правильный ответ.


1)Что такое оплодотворение?

А-слияние двух половых клеток

Б - слияние яйцеклетки и сперматозоида

В - слияние организмов

Г - половой процесс


2)Какое размножение характерно для животных?

А - половое

Б - только половое

В - только бесполое

Г - только делением клетки


3) При митозе образуются клетки с набором хромосом:

А –n

Б-2n

В-3n

Г-4n


4) однослойный зародыш называется:

А - нейрула

Б - бластула

В - личинка

Г – гаструла


5)Из энтодермы образуются:

А - кожа

Б - кишечник

В - скелет и мышцы

Г - все перечисленное


6)Делением клетки не является:

А - митоз

Б - мейоз

В - амитоз

Г – интерфаза


Задание № 2

Определить соответствие и вставить соответствующие числам названия стадий развития:

Непрямое развитие земноводных: 1-____________,2- ____________,

3- ____________, 4- ___________________.

Ответы взрослая особь, куколка, икринка, яйцо, кокон, головастик.


Задание № 3 Дать краткое объяснение:

В чем проявляется вредное воздействие на развитие организма определенных факторов?


3 Вариант

Задание № 1 Тест. Выберите правильный ответ.


1)Что такое размножение?

А)- увеличение числа особей,

Б) – деление клеток,

В) – воспроизведение себе подобных,

Г) – образование новых видов.


2) Формы размножения организмов:

А) – половое и бесполое,

б) – только половое,

в) – только бесполое,

г) – только делением клетки.




3) При амитозе образуются клетки с набором хромосом:

А) – n

Б) – 2n

В) – 3n

Г) - любое число n


4) Двухслойный зародыш называется:

А) – нейрула,

Б) – бластула,

В) – личинка,

Г) – гаструла.


5) Из мезодермы образуются:

А) – кожа,

Б) – нервная система,

В) – скелет и мышцы,

Г) – все перечисленное.


6) Делением клетки не является :

А) – митоз,

Б) – интерфаза,

В) – амитоз,

Г) – мейоз.


Задание № 2

Определить соответствие и вставить соответствующие числам названия:

Оплодотворение 1- ___________Х 2____________3- ___________4____________

Ответы: зигота, сперматозоид, бластула, яйцеклетка.



Задание № 3 Дать объяснение:

В чем преимущество полового или бесполого размножения?


6.Подведение итогов, оценивание ответов.


Домашнее задание. Подготовить материал о практическом применении важнейших научных открытий в области биологии.


7.Клонирование организмов. Проблемы, связанные с клонированием.

Сообщения учащихся.








Семинарское занятие – форма коллективной самостоятельной работы.

Семинарское занятие – организационная форма, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам занятий и коллективно обсуждают результаты своей работы.

Семинар – форма коллективной самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению в наибольшей степени индивидуальных способностей, коллективного творчества.

Обобщая приведенные определения, можно сказать, что эффективность семинарских занятий во многом зависит от качества предшествующих семинару лекций учителя и самоподготовки старшеклассников.

В практике обучения общей биологии семинары традиционно организуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по теме, проверяются навыки и базовые знания по тематическому циклу, готовность к экзаменам и имеют следующую структуру:

1.Вводное слово учителя, формулирование задач, постановка проблемы, знакомство с планом проведения семинара.

2.Высуптение учащихся по заданным темам. Сообщения учащихся о факторах, оказывающих вредное влияние на развитие организма. Клонирование организмов. Проблемы, связанные с клонированием.

3.Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы (вопросы по итогам просмотра видеофрагмента «Оплодотворение и развитие земноводных»)

4.Тестирование.

5.Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка выступлений).






6