Открытый урок по биологии в 9 «А» классе.
Семинар по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организма»
Цели и задачи урока:
Повторить, обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Размножение и индивидуальное развитие организма»;
Закрепить знания основных понятий темы, развивать умения и навыки использовать их;
Установить влияние вредных факторов на развитие организма,
Содействовать формированию потребности ведения здорового образа жизни,
Ознакомить учащихся с современным состоянием проблемы клонирования.
Методы: словесный, наглядный, интерактивные методы изучения.
Формы проведения: индивидуальная, фронтальная, тестовая проверка знаний.
Оборудование:
Таблицы: «Индивидуальное развитие организмов», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз».
План урока:
Организационный момент
Определение целей и задач урока.
Повторение и обобщение по теме.
Выводы по итогам работы.
Проверочная работа.
Итоги урока. Домашнее задание.
Клонирование организмов. Проблемы, связанные с клонированием.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие и определение готовности к уроку.
2.Цели и задачи:
Повторить, знать, уметь использовать знания:
- о размножении организмов, его формах, привести примеры;
- о делении клетки, его способах и значении, что такое митоз, мейоз;
- об оплодотворении индивидуальном развитии организма;
- о влиянии вредных факторов на развитие зародыша организма;
- важнейшие биологические открытия, их значение для науки и практики;
- что такое клонирование, его научные и нравственные аспекты, возможности дальнейшего развития.
3.Повторение и обобщение по теме:
Индивидуальные задания у доски:
1.Что такое размножение? Значение размножения для живой природы.
2.Формы и способы размножения.
3.Деление клетки (митоз)
4.Деление клетки (мейоз)
Задания по карточкам, для работы в парах:
Карточка № 1
Дать определение, что такое митоз. Каково его значение? Фазы митоза, их описание и определить их последовательность: - происходит образование хромосом ___________________ ; делится тело клетки _______________________; хромосомы расходятся к полюсам клетки ______________________________ ; хромосомы выстраиваются по экватору клетки ______________________________ ; к ним прикрепляются нити веретена деления _________________________ .
Карточка № 2 Дать определение, что такое мейоз. Какова его особенность и значение? Какое деление называется редукционным? Назвать фазы мейоза. Биологическое значение мейоза.
Карточка № 3.
Сравнить митоз и мейоз, заполнить таблицу:
| митоз | мейоз |
В каких клетках происходит | | |
Число делений | | |
Подготовка к делению | | |
Последовательность делений | | |
Результат процесса | | |
Выявить сходства и различия митоза и мейоза.
Фронтальный опрос по просмотру презентации: «Оплодотворение и развитие земноводных»
Обратить внимание: как происходит оплодотворение,
- какие процессы осуществляются в дальнейшем,
- как происходит формирование и развитие бластулы, гаструлы, трехслойного зародыша.
Вопросы по итогам просмотра:
1.Что такое оплодотворение, его биологический смысл и механизм?
2.Как происходит индивидуальное развитие организма онтогенез.
3.Этапы онтогенеза.
4.Осуществление эмбрионального развития. Этапы эмбрионального развития.
5.Зародышевые листки и их производные.
6.Постэмбриональное развитие.
7.Прямое и непрямое постэмбриональное развитие животных, чем отличается.
8.В чем проявляется вредное действие алкоголя, наркотиков, никотина на развитие зародыша человека?
Сообщения учащихся о факторах, оказывающих вредное влияние на развитие организма: алкоголя, никотина, токсических и наркотических веществ.
Выводы по итогам работы
5. Проверочная работа.
1 вариант.
Задание № 1. Тест. Выберите правильный ответ.
1)Что такое размножение?
А-увеличение числа особей
Б - деление клеток
В - воспроизведение себе подобных
Г - образование новых видов
2)Какое размножение характерно для растений
А - половое и бесполое
Б - только половое
В - только бесполое
Г - только делением клетки
3)При мейозе образуются клетки с набором хромосом:
А- n
Б- 2n
в- 3n
г- 4n
4)Двухслойный зародыш называется:
А -нейрула
Б - бластула
В - личинка
Г - гаструла
5) Из эктодермы образуются:
А - кожа
Б - кишечник
В - скелет и мышцы
Г - все перечисленное
6) Делением клетки не является:
А - митоз
Б - мейоз
В - амитоз
Г – интерфаза
Задание № 2
Определить соответствие и вставить соответствующие числам названия стадий развития:
Непрямое развитие насекомых: 1-________,2-__________,3-_____________,
4- _______________.
Ответы: взрослая особь, куколка, яйцо, личинка, кокон, икринка.
Задание № 3
Дать краткое объяснение: В чем преимущество полового или бесполого размножения?
2 Вариант
Задание № 1. Тест. Выберите правильный ответ.
1)Что такое оплодотворение?
А-слияние двух половых клеток
Б - слияние яйцеклетки и сперматозоида
В - слияние организмов
Г - половой процесс
2)Какое размножение характерно для животных?
А - половое
Б - только половое
В - только бесполое
Г - только делением клетки
3) При митозе образуются клетки с набором хромосом:
А –n
Б-2n
В-3n
Г-4n
4) однослойный зародыш называется:
А - нейрула
Б - бластула
В - личинка
Г – гаструла
5)Из энтодермы образуются:
А - кожа
Б - кишечник
В - скелет и мышцы
Г - все перечисленное
6)Делением клетки не является:
А - митоз
Б - мейоз
В - амитоз
Г – интерфаза
Задание № 2
Определить соответствие и вставить соответствующие числам названия стадий развития:
Непрямое развитие земноводных: 1-____________,2- ____________,
3- ____________, 4- ___________________.
Ответы взрослая особь, куколка, икринка, яйцо, кокон, головастик.
Задание № 3 Дать краткое объяснение:
В чем проявляется вредное воздействие на развитие организма определенных факторов?
3 Вариант
Задание № 1 Тест. Выберите правильный ответ.
1)Что такое размножение?
А)- увеличение числа особей,
Б) – деление клеток,
В) – воспроизведение себе подобных,
Г) – образование новых видов.
2) Формы размножения организмов:
А) – половое и бесполое,
б) – только половое,
в) – только бесполое,
г) – только делением клетки.
3) При амитозе образуются клетки с набором хромосом:
А) – n
Б) – 2n
В) – 3n
Г) - любое число n
4) Двухслойный зародыш называется:
А) – нейрула,
Б) – бластула,
В) – личинка,
Г) – гаструла.
5) Из мезодермы образуются:
А) – кожа,
Б) – нервная система,
В) – скелет и мышцы,
Г) – все перечисленное.
6) Делением клетки не является :
А) – митоз,
Б) – интерфаза,
В) – амитоз,
Г) – мейоз.
Задание № 2
Определить соответствие и вставить соответствующие числам названия:
Оплодотворение 1- ___________Х 2____________3- ___________4____________
Ответы: зигота, сперматозоид, бластула, яйцеклетка.
Задание № 3 Дать объяснение:
В чем преимущество полового или бесполого размножения?
6.Подведение итогов, оценивание ответов.
Домашнее задание. Подготовить материал о практическом применении важнейших научных открытий в области биологии.
7.Клонирование организмов. Проблемы, связанные с клонированием.
Сообщения учащихся.
Семинарское занятие – форма коллективной самостоятельной работы.
Семинарское занятие – организационная форма, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам занятий и коллективно обсуждают результаты своей работы.
Семинар – форма коллективной самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению в наибольшей степени индивидуальных способностей, коллективного творчества.
Обобщая приведенные определения, можно сказать, что эффективность семинарских занятий во многом зависит от качества предшествующих семинару лекций учителя и самоподготовки старшеклассников.
В практике обучения общей биологии семинары традиционно организуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по теме, проверяются навыки и базовые знания по тематическому циклу, готовность к экзаменам и имеют следующую структуру:
1.Вводное слово учителя, формулирование задач, постановка проблемы, знакомство с планом проведения семинара.
2.Высуптение учащихся по заданным темам. Сообщения учащихся о факторах, оказывающих вредное влияние на развитие организма. Клонирование организмов. Проблемы, связанные с клонированием.
3.Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы (вопросы по итогам просмотра видеофрагмента «Оплодотворение и развитие земноводных»)
4.Тестирование.
5.Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка выступлений).
6