СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Скорректировать и углубить знания по теме "Размножение и индивидуальное развитие организмов".

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Размножение и индивидуальное развитие организмов"»

Цель урока: закрепить знания о размножении и развитии организмов.

Задачи:

образовательная:

- углубить знания об основных понятиях темы, раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды;

воспитательная:

-показать негативное влияние вредных привычек на эмбриональное развитие организма;

развивающая:

-продолжить развитие умений и навыков работы с различными типами тестовых заданий

Тип урока: обобщение знаний, умений и навыков.

Методы и приёмы обучения: индивидуальная самостоятельная работа и работа в группах; эвристический, информационно-развивающий, поисково-практические, игровой

Оборудование: задания для учащихся (карточки), рисунки, интерактивная доска, магниты, презентация, видеофильмы.

Эпиграф урока: А.Дистервег «Можно знания человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности…»



Учитель. Работать мы будем устно, а так же выполнять задания на листе учета знаний.

Вопросы учителя. Что такое размножение? Каково его значение для природы? Какие существуют формы и способы размножения? (Предполагаемые ответы учащихся: Размножение – это воспроизведение себе подобных. Размножение обеспечивает непрерывность и преемственность жизни. Различают бесполое и половое размножение.)

Учитель. Приведите примеры полового и бесполого размножения (устные ответы учащихся)

Учитель. Бесполое размножение - очень эффективный процесс. В благоприятных условиях численность вида может быстро увеличиться. Но обеспечит ли бесполое размножение разнообразие особей? (Каждый организм при бесполом размножении идентичен материнскому)

Учитель. Чем же характеризуется половое размножение? (Половое размножение имеет большое эволюционное преимущество. Генотип потомков возникает путем комбинации генов родителей. Это приводит к разнообразию особей, новые сочетания генов могут быть более удачными и повысить приспособленность организмов)

Ученики выполняют 1 задание на листах учета знаний « Дописать предложения».

  • Процесс воспроизведения себе подобных, обеспечивающий непрерывность и преемственность жизни, -…

  • 2.Бесполое размножение, при котором дочерние особи формируются из тканей и органов материнского организма, -…

  • 3. Форма бесполого размножения, при котором от родительской особи отделяется небольшой вырост и образуется дочерний организм, - ….

  • 4. Процесс образования половых клеток, - …

  • 5. Диплоидная клетка, образовавшаяся в результате слияния мужской и женской гамет, - …

  • 6. Процесс слияния сперматозоида с яйцеклеткой с последующим слиянием их ядер, - …..

  • 7. Развитие зародыша у животных из неоплодотворенной яйцеклетки - ….

  • 8. Особый тип оплодотворения, характерный для цветковых растений, - ….

После выполнения задания, ученики обмениваются зачетными листами с соседями по парте и проверяют правильность выполнения задания.

Учитель. В основе роста, развития, размножения лежит деление клеток. Давайте вспомни , какие мы знаем типы деления клеток?(митоз и мейоз).

Какова роль митоза в жизни организма? (Нормальное функционирование многоклеточного организма невозможно без сохранения одинакового генетического набора генетического материала в бесчисленных клеточных поколениях. Митоз обеспечивает эмбриональное развитие, рост, восстановление тканей и органов после травм, физиологическую регенерацию )

Ученики выполняют задание 2. Назвать фазы митоза по их описанию.

Какова роль мейоза в жизни клетки? (Сущность мейоза состоит в том, что каждая половая клетка получает одинарный – гаплоидный набор хромосом. Вместе с тем, мейоз – это стадия, во время которой создаются новые комбинации генов путем сочетания разных материнских и отцовских хромосом. Перекомбинация наследственных задатков возникает, кроме того и в результате кроссинговера. Слияние половых клеток – оплодотворение – приводит к образованию зиготы и восстановлению диплоидного набора хромосом).

Учитель. Вспомним особенности протекания мейоза. ( Два последовательных деления, конъюгация, кроссинговер, редукционное деление, образование клеток с гаплоидным набором хромосом)

Учитель. Давайте вспомним особенности образования женских и мужских гамет. (Ученики устно называют особенности овогенеза и сперматогенеза)

Ученики выполняют письменно задание 3 и 4 .

Учитель. После оплодотворения, когда сливаются ядра половых клеток и восстанавливается диплоидный набор хромосом, начинается развитие нового организма - онтогенез.

На какие периоды делится онтогенез? (Эмбриональный период и постэмбриональный период)

Ученики вспоминают три основных этапа эмбрионального периода: дробление, гаструляцию, первичный органогенез.

Учитель. Какое развитие называют постэмбриональным? Что такое прямое и непрямое постэмбриональное развитие? Приведите примеры.

Сообщение учащихся о влиянии окружающей среды на онтогенез организма.

Учитель. Мы повторили самые основные понятия темы. Внимательно смотрим на доску и выполняем тестовые задания.

После завершения работы ученики, сидящие на одной парте, обмениваются зачетными листами и проверяют друг друга.

Рефлексия. Ученикам предлагается отметить на листах учета знаний, понравился ли им урок, был ли он полезным.

Учитель подводит итоги урока, выставляет отметки за устные ответы, собирает зачетные листы

Домашнее задание. Повторить записи в тетради.











































Лист учета знаний

__________________________________________________________.


Задание 1. Впишите необходимые понятия и термины:

1________________; 2________________; 3_______________;

4________________; 5_________________; 6______________; 7________________; 8__________________


Задание 2. Назовите фазы митоза по их описанию:

1_________________; 2 ______________; 3_________________;

4__________________

Задание 3.

А

Б

В

Г

Д

Е









Задание 4.

А

Б

В

Г

Д








Задание 5.

А 1 _____

А 2 _____

А 3______

А 4 _____

А 5______

6._________________________________________________________________.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________.

__________________________________________________________________.

__________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!