Просмотр содержимого документа
«Размышление учителя истории»
Размышление учителя истории
В нашем демократическом обществе учитель истории должен стать неким современным Сократом, который задает государству и людям сложные вопросы и не боится суда истории: какова цель воспитания? в чем смысл обучения? способствует ли повышению уровня образованности введение единого государственного экзамена? может ли воспитать свободную думающую личность не в полном объеме социально защищенный педагог? введение федеральных стандартов нового поколения не разрушит ли целостное и систематическое историческое и социально-гуманитарное образование? Перечень вопросов можно увеличивать до бесконечности. На мой взгляд, задача школьного исторического и социально-гуманитарного образования – поиск духовных основ жизни человека и общества, поиск смысла человеческого существования. Необходимо создавать на уроке истории условия для самопознания ребенка, моделировать ситуацию нравственного выбора. На уроке истории надо идти вместе с учениками по дороге к истине, и в этом на этом пути все равны.
Современный урок истории в школе – это диалог ребенка с учителем, со своим товарищем по классу, с текстом, с миром человеческой культуры. Урок истории и обществознания должен быть формой исследовательской деятельности учеников и их учителя, и, может быть, тогда не напишет о нас наш ученик: "на уроках этих господ мы или дремали, или рисовали какой-нибудь вздор, иногда собственные их карикатурные портреты, а потом к экзаменам выучивали кое-что в долбяжку без плода и пользы для будущего". Эти слова взяты из дневника будущего императора Николая I. Ну, разве они не актуальны сегодня в педагогической деятельности современного учителя?
Огромная роль учителя истории в нашем обществе, на мой взгляд, воспитывать в себе и своих учениках гражданскую ответственность за наше общее прошлое и настоящее, которую свободно и добровольно принимает на себя каждый человек. Но определенной части нашего российского общества кажется, что многие страницы нашей истории, особенно ХХ века, можно и нужно преодолеть. Но прошлое непреодолимо – в нем могут быть гири, тянущие нас назад, так и распрямляющие пружины, толкающие общество в будущее. Учитель истории в нашем российском обществе вынужден становиться мировым судьей между прошлым и будущим. Ответственность является той нравственной связующей линией, которая позволит человечеству выжить в условиях быстро меняющегося мира. Как писал Лев Толстой, "чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость".
Болтина Ольга Андреевна, учитель истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ” Средняя общеобразовательных школа № 6” МО г. Братска