Доскажи словечко и узнаешь тему нашего урока:
Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое. Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса.
Человек и время года -Это все вокруг...
ПРИРОДА
Разнообразие живого
Цель урока:
расширить представления о многообразии живых организмов, населяющих Землю, их отличительных особенностях. Выяснить, в какие родственные группы объединяют организмы учёные.
3
4
5
На нашей планете обитает примерно 2,5 млн видов организмов
6
Некоторые ученые предполагают около 7 миллионов различных видов живых организмов!
7
Систематика – это наука, распределяющая организмы по родственным группам.
Эти родственные группы получили название таксоны.
Задание: прочитайте текст параграфа на с.58 и найдите ответы на вопросы:
1 группа: Какие признаки учитываются при объединении организмов в родственные группы?
2 группа: Какая единица /таксон/ является основной в классификации?
Какая систематическая единица является наиболее крупной?
Вид – это группа особей , сходных по строению и жизнедеятельности, дающих плодовитое потомство и обитающих на определённой территории.
Время на выполнение задания - 3 минуты
7
БАКТЕРИИ
РАСТЕНИЯ
ЖИВОТНЫЕ
ГРИБЫ
ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
7
7
Назови царство живой природы
Царство Растения
Царство Грибы
7
Назови царство живой природы
Царство Животные
11
Назови царство живой природы
Царство Растения
Царство Бактерии
Царство Животные
12
Назови царство живой природы
3
1
4
Царство Грибы
2
13
Царство Животные
Назови царство живой природы
Гидра
Венерина - мухоловка
14
Проект
«Определи царство природы»
Цель: выявить существенные признаки царств Растения, Животные, Грибы, Бактерии.
Время на работу – 5 минут
15
Царство Животные
16
Животные Одноклеточные и многоклеточные организмы
Многоклеточных подразделяют на Беспозвоночных и Позвоночных Питаются готовыми органическими веществами Растительноядные, хищники, паразиты, симбионты и др. Активно передвигаются Имеют органы дыхания, пищеварения, нервную систему
17
Царство Растения
17
Растения Одноклеточные и многоклеточные Особый пигмент – хлорофилл Процесс – фотосинтез Образуют органическую биомассу Производители органического вещества на Земле
Растения производят кислород, питание для всего живого, создают комфортный микроклимат .
19
Царство
Грибы
19
21
Царство Бактерии
21
Бактерии
3 млрд. лет
одна клетка нет ядра
«+» и «-» роль
разный способ питания
- палочковидные, шаровидные, грозди, в форме запятых, в форме спиралек
- питаются живыми организмами, мертвыми организмами
23
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились , ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
23
ОПРЕДЕЛИ ЦАРСТВО ПРИРОДЫ
2
1
3
4
5
6
7
8
10
9
11
12
23
Третий – лишний!
Составление «фоторобота» объекта
1)Растут, как растения, а питаются, как животные. Бывают полезными и вредными, съедобными и ядовитыми.
2)Они могут сделать йогурт, вино, уксус, почву. И всё это делают так незаметно!
3)они могут делать сахара, а из них – крахмал, жиры и белки. Они могут быть сладкими, а могут быть горькими, но самое главное, что они всех кормят и очень любят свет .
4)Сами не могут сделать себе еду, но хорошо добывают.
ТЕСТ
Вариант № 1
- В живой природе различают царства…
- Наука, занимающаяся классификацией живых организмов, называется…
- Критериями, на основе которых распределяют живых организмов, являются….
- Наибольшая систематическая категория это -….
Вариант № 2
- Наименьшая систематическая категория это -..
- Ввёл бинарную номенклатуру …
- Сходные виды объединяются в ….
- На какие две группы делят всех живых организмов?
ОТВЕТЫ
Вариант №1
- Бактерии, грибы, растения, животные
- Систематика
- Родство, внешнее и внутреннее строение
- Царство
Вариант №2
- Вид
- К. Линней
- роды
- Одноклеточные и многоклеточные
Вывод:
Систематика – наука, распределяющая организмы по родственным группам.
Основная единица классификации – вид.
Наиболее крупная систематическая группа – царство.
Учёные делят живую природу на несколько царств: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.
Каждое царство имеет свои особенности, представители каждого царства имеют отличительные признаки.
Домашнее задание
Параграф 10.
Вопросы на с.59, в рабочей тетради с. 31-33
Сообщение о И.И. Мечникове и Л. Пастере.
Определите уровень своей успешности на уроке .
- Я понял материал урока и
справился со всеми заданиями.
- Мне не все понятно, в моей работе
есть ошибки, мне нужна помощь.
- Я не понял материал, не смог выполнить задания,
мне срочно нужна помощь.
Автор презентации:Велижанина Ольга Викторовна Среднетымская СОШ
Источник фотографий, рисунков, шаблона для презентации: Internet /поисковая система Google/
Источник видео: YouTube