СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разноуровневая подготовка учащихся к ГИА по математике 9 класс. Программы, индивидуальные образовательные маршруты

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная методическая разработка может быть испрользована учителями математики, работающими в 9 классе при подготовке к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Разноуровневая подготовка учащихся к ГИА по математике 9 класс. Программы, индивидуальные образовательные маршруты»













Разноуровневая подготовка

учащихся к ГИА по математике 9 класс.

Программы, индивидуальные образовательные маршруты







Выполнил:


Кудимова Н.В.

учитель математики

МБОУ СШ №75 имени В.Ф.Маргелова
















Ульяновск

Оглавление

Введение

  1. Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в форме ОГЭ

    1. Виды деятельности при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ

    2. Организация разноуровневого обучения и обобщающего повторения

    3. Индивидуальный образовательный маршрут, как средство повышения интеллектуальных способностей, обучающихся".

  2. Организация работы с детьми «группы риска» при подготовке к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации.

    1. Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута

    2. План работы со слабоуспевающими учащимися

  3. Приложение1

  4. Приложение2

  5. Приложение3








стр. 3

стр. 4






стр. 5


стр. 5



стр. 7


стр 9

стр12

стр. 13

стр. 15
















.Введение

Математика является одним из наиболее важных предметов школьного курса. Статусом математики как обязательного государственного экзамена подтверждается необходимость изучения математики каждым учащимся.

Ведение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме ОГЭ в 9-м классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Современное информационное общество предъявляет ко всем типам образовательных учреждений новые требования к подготовке выпускников. Учащиеся должны иметь необходимые знания, умения и навыки, адаптационные, мыслительные и коммуникативные способности, а также владеть способами работы с информацией: собирать необходимые для решения имеющихся проблем факты; анализировать их, предлагать гипотезы решения проблем; обобщать факты, сопоставлять решения, устанавливать статистические закономерности, аргументировать свои выводы и применять их для решения новых проблем; применять современные средства получения, хранения, преобразования информации.

Одной из задач развития математического образования в России является обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки «нет неспособных к математике детей», обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации. Государственная итоговая аттестация по математике - это результат работы ученика и учителя на протяжении всех лет обучения в школе, и подготовка к ней является важной составляющей учебного процесса.  

Цель исследования - разработка разноуровневых программ, индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих целенаправленно, последовательно развивать и углублять интерес к учебному предмету у школьника, а также подготовить его к успешной сдаче математики в форме ОГЭ. Объектом работы является процесс подготовки девятиклассников к экзаменам по математике в форме ОГЭ, предметом –ученики 9 класса.

Актуальность данной темы в наше время объясняется тем, что в связи с политическими и экономическими преобразованиями в России полным ходом идёт модернизация образования, а внедряемые ОГЭ должны стать не только показателем уровня подготовки выпускников, честной формой аттестации, но и определить горизонты развития школьной математики на ближайшие годы, тем более, что новая форма аттестации стала обязательной. Итоговая аттестация в новой форме помогает решать такую важную задачу, стоящую перед учителем, как освоение технологий обучения и организации итогового повторения, позволяющих выпускникам демонстрировать уровень своих знаний не ниже своей годовой оценки.

Основным критерием качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.

Практическая направленность: актуализация знаний и развитие необходимых умений, помогающих как успешно пройти ОГЭ, так и применять их в повседневной социальной практике

Практическое использование разноуровневых программ, индивидуальных образовательных маршрутов в основной школе способствует более глубокому усвоению теоретических положений, формированию умений применять математические знания на практике, а также развитию учебно-познавательного интереса учащихся при подготовке к ОГЭ

При выполнении работы использовались следующие методы исследования:

1. изучение и анализ научно-методической и педагогической литературы по теме исследования;

2. изучение научно-популярной литературы;

3. обобщение педагогического опыта;

4. теоретическое исследование проблемы.




1. Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в форме ОГЭ

1.1 Виды деятельности при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ

На основании закона РФ «Об образовании» освоение образовательных программ основного общего и среднего образования завершается государственной итоговой аттестацией выпускников. ОГЭ – форма аттестации выпускников, проверка их готовности к дальнейшему самоопределению, успешному вхождению во взрослую жизнь, диагностический механизм, позволяющий выявить уровень реализации прав на получение качественного образования, коллективное предъявление местному сообществу достижений выпускника, педагога, родителей, ОУ в целом. Учащиеся при сдаче ОГЭ сталкиваются со следующими проблемами: отсутствие необходимого уровня предметной подготовки, отсутствие необходимой тестовой культуры, эмоциональные проблемы, не позволяющие демонстрировать умения в непривычных условиях. Экзамен по математике при правильной подготовке может сдать каждый. Подготовка к сдаче ОГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний на уроках математики, дополнительных занятиях. Система подготовки состоит из следующих видов деятельности: информационная деятельность, аналитико - диагностическая деятельность, учебная и консультационная деятельность.

Информационная деятельность включает в себя:

1.Информирование выпускников об особенностях государственной (итоговой) аттестации. (По мере поступления материалов)

2.Информирование выпускников об адресах сайтов в Интернете, где размещены материалы по подготовке и проведению ОГЭ.

3.Оформление и пополнение классного уголка «ОГЭ – 2023-2024 по математике» (в течение года)

4.Составление рекомендаций для учащихся и их родителей по подготовке к ОГЭ по математике.

5.Оформление методического уголка в кабинете для подготовки к ОГЭ по математике (дидактический материал, демоверсии, образцы решений заданий разного типа и т.д.)

6.Информирование родителей о сборниках по подготовке к ОГЭ, сайтах Интернета с КИМами и тестовыми тематическими заданиями, знакомство с результатами ДКР (через классные собрания, индивидуальные консультации)

Аналитико - диагностическая деятельность:

1.Анализ успеваемости учащихся по математике за 8 класс.

2.Вводная диагностическая работа по материалам ОГЭ для определения проблем, учащихся в освоении тем (сентябрь- октябрь)

3.Систематизация затруднений и пробелов в знаниях учащихся по математике. (Октябрь)

4.Анализ успеваемости учащихся класса по математике в течение учебного года.

5.Ведение диагностических карт подготовки к итоговой аттестации учащихся по математике.

6.Мониторинг и анализ результатов самостоятельных, проверочных, плановых диагностических работ по математике

7.Репетиционный экзамен. Март 2024

8.Анализ результатов ЕГЭ по математике. Июнь 2024

Учебная и консультационная деятельность

1.Организация обобщающе-систематизирующего повторения на уроках

2, Дополнительные занятия для учащихся, мотивированных на получение хорошего результата на ОГЭ (в течение года)

3.Дополнительные занятия для слабоуспевающих учащихся (в течение года)

4.Индивидуальные консультации для учащихся (в течение года)

5.Работа с бланками ЕГЭ и ОГЭ (в течение года)

  1. Индивидуальные консультации для родителей слабоуспевающих (учеников1 раз в месяц)

В работе с учащимися важную роль имеет применение индивидуальных образовательных маршрутов, с помощью которых можно добиться значительного повышения качества знаний учащихся к моменту сдачи ОГЭ по математике.

1.2. Организация разноуровневого обучения и обобщающего повторения для подготовки к ОГЭ

Федеральный Закон «Об образовании» указывает, что «Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта регламентируется уставом данного образовательного учреждения»

 Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей:

· повышение уровня обученности учащихся и качества знаний;

· установление уровня остаточных знаний по основным темам, изученным на данный момент времени (для последующей корректировки поурочных планов работы учителя, направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся).

Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения учителям целесообразно определить у учащихся степень обученности

Сначала проводится диагностика всех учеников класса по качеству усвоения каждой темы, входящей в материалы ОГЭ. Эта диагностика осуществляется как в течение года, так, в большей степени, по результатам диагностических контрольных работ, которые школьники пишут в первом полугодии. По результатам этой диагностики учителем определяется набор тем, хорошо усвоенных и, так сказать, провальных для всего класса и для каждого ученика в отдельности. В соответствии с этим учитель планирует временное и тематическое распределение материала на этап заключительного повторения.

Учитывая степень обученности и мотивацию к учению учащихся, учитель планирует свою работу по подготовке к ОГЭ как в урочное, так и во внеурочное время. Для слабоуспевающих учащихся организуются бесплатные дополнительные индивидуально-групповые занятия, разрабатывается индивидуально-образовательный маршрут на каждого ученика. Подготовка учащихся «группы риска» находится на персональном административном контроле.

В системе подготовки учащихся к итоговой аттестации применяются разнообразные методы преподавания:

- блочно-модульная система урочных занятий;

- раннее начало подготовки к ОГЭ с 7-8 класса;

- регулярный внутренний контроль знаний (в том числе в форме ОГЭ);

- организация помощи сильных учеников слабым;

- работа с группой «риска»;

- проведение диагностических работ

- использование дополнительных возможностей: индивидуально-групповые занятия, платные образовательные услуги, консультации.

В урочной деятельности способы работы, как со слабыми учащимися, так и с учащимися с повышенной мотивацией разнообразны: индивидуальные задания, карточки, подготовленные для ликвидации пробелов по западающим темам, организация парной и групповой работы, работа с учениками-консультантами (когда сильный ребенок консультирует слабого), выбор темы исследовательской работы или проекта (для более сильного ученика).

В основу организации подготовки к ОГЭ заложена идея разноуровневой организации работы учащихся на основе технологии создания индивидуального образовательного маршрута.


1.3 индивидуальный образовательный маршрут, как средство повышения интеллектуальных способностей обучающихся

«Для соответствия современным жизненным потребностям развития страны необходимо достижение нового качества образования. Реализация продуктивного обучения в рамках общеобразовательной школы   при условии наличия небольшого количества классов-комплектов может быть осуществлена с помощью индивидуальных маршрутов обучения. Индивидуальный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации» Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) — это система изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний. Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту несколько:

  • в классе есть обучающиеся с повышенными образовательными потребностями и особыми способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования;

  • слобоуспевающие учащиеся, у которых в ходе входных, рубежных и итоговых контрольных работ выявлены пробелы в знаниях.

  • обучающиеся, находящиеся на длительном лечении и не имеющие возможности обучаться по обычной классно-урочной системе.

  • обучающиеся с ОВЗ.

Таким образом, такой маршрут может разрабатываться для любого учащегося с разными образовательными возможностями и способностями.

Образовательные маршруты могут быть кратковременными и долгосрочными. Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает решать многие задачи, связанные с развитием личности ученика: способствует формированию у него познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их на практике. Ребенок учится плодотворно работать и достигать успехов.

Индивидуальные образовательные маршруты могут быть составлены учителем для самореализации ученика как в урочной, так и во внеурочной деятельности, либо по двум направлениям одновременно.

  • ровень развития познавательных процессов;

  • уровень социализации и психологические особенности каждого школьника;

  • потребности и интерес ребенка и родителя.

Индивидуальных образовательных маршрутов для одного класса может быть составлено несколько, но, как показывает практика, не более трех. Работа этих учеников должна очень жестко контролироваться, а это очень затруднительно при большем количестве таких детей. Структура индивидуального образовательного маршрута по повторению следующая:

- на каждом уроке, пока идет повторение данной темы, ученик получает индивидуальное домашнее задание, оформленное в виде карточки, в которой присутствуют три блока: опорные формулы, образцы решения заданий, задания для самостоятельного решения;

- на следующий урок одновременно с разбором домашнего задания, полученного всем классом, эти ученики получают ответы к своей карточке, идет процесс самопроверки;

- следующий этап: учитель дает консультацию по возникшим вопросам, и эти ученики завершают все задания, не выполненные дома;

- далее, эти ученики присоединяются к общей работе в классе.

После завершения урока они вновь получают на дом индивидуальную карточку; по своему желанию. Дети, работающие по индивидуальным маршрутам, могут выполнять не только свою домашнюю работу, но и задания из общей домашней работы.

Для учащихся с повышенной мотивацией приоритетной деятельностью является самостоятельная работа, а учитель координирует эту деятельность. «Индивидуализированное, функциональное и эффективное образование, успешная подготовка к ОГЭ одаренных детей,

в том числе для одаренных детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, одаренных детей, проживающих в труднодоступных и отдаленных

местностях, осуществима с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования.

Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.» [5].

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде листа индивидуального маршрута обучения.

Также составляется индивидуальная образовательная программа учащегося, которая является технологическим средством реализации ИОМ.

Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности (в том числе в контексте предпрофильной или профильной подготовки), видов деятельности учащегося.

Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами:

  • целевое назначение,

  • исходный уровень знаний учащегося,

  • продолжительность обучения,

  • ожидаемый результат,

  • учебные программы,

  • формы аттестации достижений учащегося.

ОМ позволяет не только реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению пробелов в знаниях учащихся, позволяет подготовиться к успешной сдаче выпускных экзаменов, а учащимся с повышенной мотивацией поможет раскрыть свои таланты и определиться в выборе дальнейшего пути. В своей работе более подробно остановлюсь на организации работы с детьми «группы риска»


2. Организация работы с детьми «группы риска» при подготовке к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации.

2.1Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута

При работе с учащимися «группы риска» в 2023-2024 учебном году на каждого ученика мною был разработан индивидуальный образовательный маршрут Приложение2, план работы со слабоуспевающими учащимися на учебный год, программа индивидуально-групповых занятий Приложение1.

Учёт посещаемости индивидуально-групповых занятий отражается на каждом занятии в журнале учёта индивидуально-групповых занятий.

Регулярно один раз в неделю

проводились индивидуально-групповые занятия с целью ликвидации пробелов и подготовки к успешной сдаче ОГЭ. Учёт посещаемости индивидуально-групповых занятий отражается на каждом занятии в журнале учёта индивидуально-групповых занятий(Приложение3.)

На каждом занятии заполняется результативность индивидуального образовательного маршрута каждого ученика (Приложение 5)

Вместе с результативностью индивидуального образовательного маршрута на контроле учителя результаты контрольных работ по математике в 2023-2024 учебном году (Прилржение5).

Результативность индивидуального образовательного маршрута (Приложение 4).

В настоящее время эффективность деятельности всей системы образования напрямую связана с результатами государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов.

Каждое образовательное учреждение несет ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг, в связи с чем возникает потребность в получении информации о реальных результатах деятельности учителя и ученика и их динамике, в выявлении факторов, на них влияющих. Для решения этих задач становится актуальным построение в школе системы мониторинга качества образования, тем более, что закон «Об образовании» требует его организацию в каждом образовательном учреждении.

В последнее время в практику работы образовательных учреждений прочно вошло понятие «учащиеся группы риска», под которыми понимается группа обучающихся, у которых вероятность получения неудовлетворительной отметки (балла, ниже установленного минимального) на экзамене достаточно высока. Эти учащиеся требуют повышенного внимания со стороны администрации образовательного учреждения, психолога, учителей-предметников и родителей.

Надежным результативным средством подготовки к итоговой аттестации этих школьников и обеспечения им возможности успешно её пройти является работа по индивидуальным образовательным маршрутам.

Чтобы работать с учащимися «группы риска», необходимо ответить на вопросы ПОЧЕМУ? (выявить причины, по которым они отнесены к этой группе) и КАК? (какие шаги следует предпринять, чтобы обеспечить им положительные результаты итоговой аттестации).

Ответ на первый вопрос дает проведение диагностических работ, а на второй – разработка индивидуального маршрута для каждого учащегося «группы риска».

Что же должно быть сделано на уровне школы и отдельно взятого учителя, чтобы реализация системы мониторинга обеспечила положительные результаты ОГЭ у всех учащихся, в т.ч. и учащихся «группы риска»?

Обязательным этапом в этом направлении является деятельность учителя по реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проведение индивидуально-групповых занятий и консультаций, корректировка календарно-тематического планирования и индивидуального маршрута.

От учителя проведение цикла диагностических работ и необходимость дальнейшей систематической работы по устранению пробелов требуют коррекции календарно-тематического планирования, причем эти изменения должны коснуться главным образом часов повторения, так как никто не отменяет задачу прохождения программного материала.

После каждой контрольной работы учитель должен обязательно проводить анализ результатов для каждого ребенка и класса в целом.

Выявив ошибки, учитель совместно с учеником строит свою работу по их устранению, разрабатывая индивидуальный маршрут. (Приложение1)

Нельзя забывать, что основное время работы – урок, на котором должно отрабатываться максимальное количество учебного материала. При планировании учебных занятий необходимо тщательно отбирать материал для повторения, чтобы он не был оторван от основной темы урока.

Работа не будет продуктивной, если не просматривается обратная связь «ученик-учитель». Учителю необходимо процесс обучения ребенка по индивидуальному маршруту постоянно держать на контроле, следить за его достижениями и неудачами. Поэтому должен проводиться точечный контроль: каждой темы, каждого умения.

Для организации эффективной работы должно быть налажено взаимодействие учителей русского языка и математики; также необходимо сотрудничество с другими специалистами (психологом, классным руководителем, и т.д.).

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов – это одна из главных составляющих системы мониторинга и главная из его проблем.

Необходимо подчеркнуть, что работа с учащимися группы риска должна проходить индивидуально, с помощью составления и реализации индивидуального образовательного маршрута.

Логическая структура проектирования образовательного маршрута включает в себя следующие этапы.

Во-первых, необходимо выявить причины, по которым учащиеся отнесены к «группе риска». Это может быть и наличие пробелов в специальных для математики знаниях и умениях, и низкое качество мыслительной деятельности ребенка, и отсутствие у него мотивации к учению, и несовершенство организации учебного процесса (в т.ч. недостатки профессиональной компетентности учителя).

Существенную помощь на этом этапе могут оказать психолог, классный руководитель, родители учащегося. Знание конкретных причин отставания позволяет сформулировать цель образовательного маршрута.

Так, для учащихся с низким качеством мыслительной деятельности, но положительным отношением к учению – это будет одна цель, например, работа над преодолением пробелов в знаниях и умениях и работа по развитию основных мыслительных операций;

для учащихся с высоким уровнем мыслительной деятельности, но отрицательным отношением к учению – другая цель, например, работа над формированием мотивации к учению и работа над преодолением пробелов в знаниях и умениях;

для ребенка, имеющего существенные пробелы по математике и не желающего учиться – третья цель.

Другими словами, при разработке маршрута должны учитываться уровень предметной подготовки ученика, характер образовательных запросов и интересов, состояние здоровья. Для учащихся «группы риска» маршрут должен, в первую очередь, носить компенсирующий характер, т.е. быть направлен на ликвидацию тех или иных пробелов, выявленных по результатам контрольных работ.

Таким образом, алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута следующий:

– постановка цели маршрута;

– выбор способов реализации поставленной цели (форм и методов работы, форм и методов контроля);

– оформление маршрутного листа.

Маршрутные листы могут быть предложенной формы, а могут разрабатываться самостоятельно каждым учителем.

Учитывая психологические особенности учащихся «группы риска», реализация образовательного маршрута должна осуществляться ежедневно на уроках и индивидуальных занятиях.

Работа с «группой риска» требует от учителя:

– более глубокого анализа проблем и причин затруднений учащихся в изучении учебных предметов;

– более тщательной подготовки к урокам в части планирования оптимальных способов повторения ранее изученного материала;

– пересмотра методики преподавания в связи с необходимостью осуществлять индивидуальный подход к учащимся.


2.2 План работы со слабоуспевающими учащимися на 2023-2024 уч. год


Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.

При работе со слабоуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.

Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.

Для организации процесса обучения математике с такими детьми мною были разработаны рекомендации по отбору содержания, требования к организации деятельности и формам представления материала. Особое внимание я уделяю: решению учебных задач в парах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

Практики показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.

Цель – формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету; ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики; создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Задачи: создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся; развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности; удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность); формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету; расширение кругозора учащихся, их любознательности;

развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся; активизация слабых учащихся.

Планируемые результаты: создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей; - внедрение новых образовательных технологий.

Основные компоненты содержания.

Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес к предмету необходимо развивать любознательность. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу, воображение, фантазию, мечту.

Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность. Развитие заинтересованности – это постепенный переход от работы по образцам (воспроизведение) к более сложной, требующей применения умений и навыков к самостоятельному выполнению заданий, требующему проявления воображения.

Разработка системы индивидуальных классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение. Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни. Использовать наглядный материал.

Что, прежде всего, нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

 - создать благоприятную атмосферу на уроке;

 - оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов

 - изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность

обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

 - освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию выбора и успеха;

 - ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир

которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Мероприятия

Сроки

1. Составить список слабоуспевающих учащихся по математике. Информацию сдать завучу

Сентябрь

2.   Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения. (входной контроль)

Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

3. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: психологом, классным руководителем, индивидуальные беседы с родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь-Октябрь

4. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися

В течение учебного года.

5. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, ШМО)

В течение учебного года.

6. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

7. Использовать дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учета знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

10. Использовать на уроках различные виды опроса.

В течение учебного года.

11. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

 

12. Ставить в известность классного руководителя и непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 

13. Проводить дополнительные занятия для учащихся «группы риска»; учить навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.


















Приложение 1.

Индивидуальный маршрут подготовки к ОГЭ

ученика 9 _ класса 2023- 2024 учебного года

  1. Ф.И. ученика

Проблемно- ориентированная характеристика учащегося

Наличие пробелов в специальных для математики знаниях и умениях, низкое качество мыслительной деятельности ребёнка, единичные пропуски уроков без уважительной причины

Цель индивидуальной индивидуально-групповой работы по предмету

Работа над преодолением пробелов в знаниях и умениях и работа по развитию мыслительных операций

Основное содержание учебного материала

Нахождение значения выражения (действия с положительными и отрицательными числами десятичными и обыкновенными дробями), Функции, их графики и свойства; линейные, квадратные, рациональные уравнения и неравенства, определение квадратного корня и его свойства; рациональные дроби; алгебраические выражения; треугольники, соотношения между сторонами и углами треугольника, площади, четырёхугольники, окружность

Источники дополнительной информации

Математика 9класс, типовые тестовые задания, под редакцией И.В. Ященко Москва 2023

Планируемые результаты

Получение положительной оценки на итоговой аттестации


2.Предмет: Математика

3.Подготовкка к ОГЭ:

А) индивидуальные- групповые занятия

Б) Групповые занятия

В) Самостоятельная работа

Г) Результаты тренировочно-диагностических работ

4.Расписание индивидуально-групповых занятий по подготовке к ОГЭ :

пятница ………….

Учитель математики: ( )

Классный руководитель: ( )

















Приложение 2

Результативность индивидуального образовательного маршрута

Ф И ученика_____________________________


№п\п

Тема занятия

Дата

Форма контр-оля

Резуль-

тат

Анализ

Работа над ошибками

Дата

Форма

контроля

результат

1

Числа и вычисления







2

Дроби







3

Рациональные числа







4

Действительные числа







5

Измерения, приближения оценки







6

Проценты.

Пропорция.







7

Алгебраические выражения







8

Степень с целым показателем







9

Многочлены







10

Алгебраическая дробь







11

Уравнения







12

Линейные неравенства с одной переменной







13

Квадратные неравенства







14

Текстовые задачи







15

Функции и графики







16

Квадратичная функция, ее график







17

Координаты на прямой и плоскости







18

Декартовы координаты на плоскости







19

Геометрические фигуры и их свойства.







20

Треугольник







21

Прямоугольный треугольник







22

Зависимость между величинами сторон и углов треугольника







23

Признаки подобия треугольников







24

Четырёхугольники







25

Правильные многоугольники







26

Центральный, вписанный угол







27

Касательная к окружности







28

Окружность и круг







29

Площади







30

Площадь круга, площадь сектора







31

Числовые последовательности







32

Статистика и теория вероятностей







33

Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ОГЭ







34

 Итоговое занятие.








Приложение 3

Результаты контрольных работ по математике в 2023-2024 учебном году

№п\п

Тема

ФИ учеников

Дата

Оценка

Раб над ошибками

1

Административная контрольная работа (входной) контроль в форме ОГЭ

1




2




3




4




5




2

Контрольная работа № 1 по теме: Неравенства и системы неравенств

1




2




3




4




5




3

Контрольная работа № 1: Векторы. Метод координат

1




2




3




4




5




4

Контрольная работа № 2 по теме: Системы уравнений

1




2




3




4




5




5

Контрольная работа № 2по теме Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

1




2




3




4




5




6

Административная контрольная работа (промежуточный контроль)

1




2




3




4




5




7

Контрольная работа № 3 по теме: Числовые функции (Свойства функций)

1




2




3




4




5




8

Контрольная работа № 5 по теме: Прогрессии

1




2




3




4




5




9

Контрольная работа № 6по теме: Элементы комбинаторики, статистики, и теории вероятностей

1




2




3




4




5




10

Контрольная работа № 2по теме Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

1




2




3




4




5




11

Контрольная работа № 3 по теме: Длина окружности и площадь круга

1




2




3




4




5




12

Контрольная работа № 4 по теме: Движения.

1




2




3




4




5




13

Пробное тестирование

1




2




3




4




5





19