Дифференцированные задания по теме «Орфография» (5 класс)
Карточки можно использовать для индивидуальной и дифференцированной работы на уроках и дома. ...
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Правописание безударных гласных в корне слова
А. Выразительно прочитайте стихотворение кубанского поэта К. Обойщикова. Выпишите слова с пропусками букв, подберите проверочные слова
Кубань- з..мля такая:
От хлеба з..лотая,
Ст..пная сторона.
Г...стей она встр..чает
И песни зап..вает,
И душу открывает,
Прозрачную до дна.
Казачка огневая,
Красива, м.. лода,
Кубань - з..мля такая:
Однажды прил..скает –
Полюбишь навсегда.
К. Обойщиков
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
В. Выразительно прочитайте стихотворение кубанского поэта К. Обойщикова. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму графически. Выпишите 3 слова с орфограммой «Правописание безударных гласных в корне», подберите к ним проверочные, выделите орфограмму.
«Кубань-земля такая…»
Кубань- зе..мля такая:
Лишь первый луч ск..льзнет
И поле оживает,
И гром з..мной плывет,
И землю плуг ср..зает,
Как масло.
Круглый год
Здесь что-то засевают,
И что-то убирают,
И что-нибудь цв..тёт.
Кубань – з..мля такая:
От края и до края
Две Дании войдёт.
Омытая м..рями,
Укрытая в л..са,
Пшеничными п..лями
Глядится в н..беса.
А снежные в..ршины,
Как воина с…дины,
Как мудрость ст..рины.
Кубань- з..мля такая:
В ней слава б..евая
И слава трудовая
Цементом скр..плены.
Цв..тёт в Новороссийске
Св..щенная з..мля.
И, словно обелиски,
Застыли т..поля.
Кубань- з..мля такая:
От хлеба з..лотая,
Ст..пная сторона.
Г...стей она встр..чает
И песни зап..вает…
И душу открывает,
Прозрачную до дна.
Казачка огневая,
Красива, м.. лода,
Кубань - з..мля такая:
Однажды прил..скает –
Полюбишь навсегда.
К. Обойщиков
С. Выразительно прочитайте стихотворение кубанского поэта К. Обойщикова. Найдите слова с орфограммой «Правописание безударных гласных в корне», выпишите их, обозначьте орфограмму графически.
«Кубань-земля такая…»
Кубань- земля такая:
Лишь первый луч скользнет-
И поле оживает,
И гром земной плывет,
И землю плуг срезает,
Как масло.
Круглый год
Здесь что-то засевают,
И что-то убирают,
И что-нибудь цветёт.
Кубань – земля такая:
От края и до края
Две Дании войдёт.
Омытая морями,
Укрытая в леса,
Пшеничными полями
Глядится в небеса.
А снежные вершины,
Как воина седины,
Как мудрость старины
Кубань- земля такая:
В ней слава боевая
И слава трудовая
Цементом скреплены.
Цветёт в Новороссийске
Священная земля.
И, словно обелиски, Застыли тополя.
Кубань- земля такая:
От хлеба золотая,
Степная сторона.
Гостей она встречает
И песни запевает…
И душу открывает,
Прозрачную до дна.
Казачка огневая,
Красива, молода,
Кубань-земля такая:
Однажды приласкает –
Полюбишь навсегда.
К. Обойщиков
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
А. Выразительно прочитайте стихотворение кубанского поэта В. Бакалдина. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму графически.
Я не рос среди берез
Я не рос среди б…рез,
Я не рос под елями,
Мне не пел с…дой м…роз
Вьюгами – метелями,
Я черемух не л…мал
Ночью под окошками,
Сок б…резы не п…вал
И гр…бов не собирал
Целыми лукошками.
На Кубани выр…с я,
Мне р…дней, понятнее
Наши южные края:
Степи необъятные,
Горы хлеба до н…бес,
Ветки вишен алые,
Если лес – так южный лес
Перед перевалами…
Я запомнил у крыльца
Тополя зеленые
Черномазого скв…рца
Песни немудреные,
В завитушках вин..град,
Горы седовласые…
В. Бакалдин
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
В. Выразительно прочитайте стихотворение кубанского поэта В. Бакалдина. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму графически. Выпишите 3 слова с орфограммой «Правописание безударных гласных в корне», подберите к ним проверочные, выделите орфограмму.
Я не рос среди берез
Я не рос среди б…рез,
Я не рос под елями,
Мне не пел с…дой м…роз
Вьюгами – метелями,
Я черемух не л…мал
Ночью под окошками,
Сок б…резы не п…вал
И гр…бов не собирал
Целыми лукошками.
На Кубани выр…с я,
Мне р…дней, понятнее
Наши южные края:
Степи необъятные,
Горы хлеба до н…бес,
Ветки вишен алые,
Если лес – так южный лес
Перед перевалами…
Я запомнил у крыльца
Тополя зеленые
Черномазого скв…рца
Песни немудреные,
В завитушках вин..град,
Горы седовласые…
В. Бакалдин
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
С.Выразительно прочитайте стихотворение кубанского поэта В. Бакалдина. Найдите слова с орфограммой «Правописание безударных гласных в корне», выпишите их, обозначьте орфограмму графически. Ответьте на вопрос: « В чем заключается любовь к своей малой родине?»
Я не рос среди берез
Я не рос среди берез,
Я не рос под елями,
Мне не пел седой мороз
Вьюгами – метелями,
Я черемух не ломал
Ночью под окошками,
Сок березы не пивал
И грибов не собирал
Целыми лукошками.
На Кубани вырос я,
Мне родней, понятнее
Наши южные края:
Степи необъятные,
Горы хлеба до небес,
Ветки вишен алые,
Если лес – так южный лес
Перед перевалами…
Я запомнил у крыльца
Тополя зеленые
Черномазого скворца
Песни немудреные,
В завитушках виноград,
Горы седовласые…
В. Бакалдин
----------------------------------------------------
Тема «Буквы з и с на конце приставок»
А. Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки. Помните, что перед буквами П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ пишется С(бес-, вс-, вос-, ис-, рас-, с-, черес-):
Бе…причинный, бе…фамильный, ра…рисованный, и…ловить, в…копать, во…торгаться, бе…вкусная, ра…шифровать, ра…жевать, и…следовать, бе…характерный, ра…ценить, бе…чувственный, чере…чур, ра…щедриться,
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
В. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, выделите приставку. Выполните синтаксический разбор 1-го предложения.
Лучи вечернего солнца ра...рисовали ярким золотом стены. Тут надо было ра...статься. Валек ра...двинул кусты жимолости и сирени и скрылся в зелени. Ласточки бе...шумно влетали и вылетали в окна старой часовни.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
С. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, выделите приставку. Выпиши слова с орфограммой «Буквы з и с на конце приставок» в два столбика:
1-с приставкой рас-
2- с приставкой раз-
Дополни каждый столбик своими примерами
Лучи вечернего солнца ра...рисовали ярким золотом стены. Тут надо было ра...статься. Валек ра...двинул кусты жимолости и сирени и скрылся в зелени. Ласточки бе...шумно влетали и вылетали в окна старой часовни.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Непроизносимые согласные в корне слова.
Перепишите текст, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова. Подчеркните вставленные буквы, подберите проверочные слова.
А. Наступил ... ноябрь — самый ... месяц осени. Чувствуется приближение ... погоды, а это портит даже ... настроение. Ведь в этом месяце мы отмечаем День примирения, когда лица моих сверсников должны быть не ..., а .... И надо быть поистине ... патриотом, чтобы выйти на демонстрацию в ... настроении.
Для справки: горес…ный, доблес…ный, ненавис…ный, ненас…ный, поз…ний, радос…ный, счас…ливый, чудес…ный.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
В. Перепишите текст, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова. Подчеркните вставленные буквы. Выпишите слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова» , подберите проверочные слова.
Наступил ... ноябрь — самый ... месяц осени. Чувствуется приближение ... погоды, а это портит даже ... настроение. Ведь в этом месяце мы отмечаем День примирения, когда лица моих сверсников должны быть не ..., а .... И надо быть поистине ... патриотом, чтобы выйти на демонстрацию в ... настроении.
Для справки: горес…ный, доблес…ный, ненавис…ный, ненас…ный, поз…ний, радос…ный, счас…ливый, чудес…ный.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
С. Перепишите текст, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова. Подчеркните вставленные буквы. Выпишите слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова» , подберите проверочные слова. Выполните фонетический разбор слова ноябрь.
Наступил ... ноябрь — самый ... месяц осени. Чувствуется приближение ... погоды, а это портит даже ... настроение. Ведь в этом месяце мы отмечаем День примирения, когда лица моих сверсников должны быть не ..., а .... И надо быть поистине ... патриотом, чтобы выйти на демонстрацию в ... настроении.
Для справки: горес…ный, доблес…ный, ненавис…ный, ненас…ный, поз…ний, радос…ный, счас…ливый, чудес…ный.
Повторение. Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова, правописание приставок
Самостоятельная работа
Над у..кой лентой реч?ки ра..тилает..ся ле..кий туман. На небе нет уже туч?. Предра..ветная т..ш..на не нарушает..ся ник..кими звуками. В утреннем туман.. ничего не видно. Только от..желевшая от р..сы тр..ва ни..ко прил..гла к земле и бл..стит с..ребряными каплями. Но вот пр..б..жал ле..кий в..терок, заш..лестели лист?я на д..рев?ях. В гн..зде пр..снулись и ра..п..щались г..лодные птен?чики. Свис?нул б..лотный кулик, где-то треснул суч..к. Из-за куста выск..чил и..пуганный за..ц. В л..су пр..снулись и запели птицы.
А. Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы. Озаглавьте текст.Подчеркни слова, в которых есть безударные гласные. Подбери проверочные слова
Б. Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы. Озаглавьте текст. Выпиши по 3 слова:
а) с непроверяемыми гласными в корне
б) с безударными гласными в корне
в) правописание с –з в приставках
г) с чередованием в корне.
Разберите слова по составу. г…лодные, ра..тилает..ся
С. Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы. Озаглавьте текст. Напиши продолжение текста, употребляя изученные орфограммы.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Повторение. Имя существительное
Самостоятельная работа
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
Выполните одно из заданий после текста.
Доктор возвр…щался домой. Он ехал по наб…режной вдоль каме….ых оград. (В)низу медле….о и густо шла вода, ч…рная и бл…стящая, как см…ла. Город опрокидывался в воду т…нул уплывал и (не)мог уплыть только раств…рялся нежными з…л…тистыми пятн…ми. Он ехал м…стами, изогнутыми в виде ар…к.
(С)низу или с другого берега они к…зались кошками, выг…бающими перед прыжком ж…лезные спины. (З,С)десь, у въезда , на каждом м…сту распо л…агалась охрана. С…лдаты с…дели на бар…банах курили тру…ки играли в карты и з…вали, глядя на звезды. Доктор ехал см…трел и слушал.
Ю.К. Олеша
А. Выпишите существительные с безударными гласными в корне слова, подберите проверочные слова, определите их склонение. Разберите по составу любое слово из текста, в котором 3 слога.
В. Выполните синтаксический разбор 1 предложения. Выпишите 2-3 существительных, стоящих в род. пад., и разберите их по составу.
С. Выпишите из текста существительные, определите их склонение. Найдите в тексте нераспространенное предложение и преобразуйте его в распространенное.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
По теме «Имя прилагательное»
А.Отгадайте загадки. Ответьте (письменно) на вопрос: какая часть речи указывает в этих загадках на признаки предметов, по которым можно отгадать сам предмет?
1. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.
2. В тёмной темнице сидит красная девица, зелёная коса на улице.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
В.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя пропущенные запятые. Определите, какими частями речи являются слова, с помощью которых нарисован зимний пейзаж. Обозначьте падеж каждого слова.
Ч…дная к…ртина
Как ты мне р…дна:
Белая р…внина
Полная луна
Свет н…бес высоких
И бл…стящий снег,
И саней д…леких
Од…нокий бег.
(А. Фет.)
---------------------------------------------------------------------------------------------------
С.Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя запятые. Подчёркните имена прилагательные как члены предложения.
Это озеро (не)отыщеш.. на карт.. . Небольш.. оно зато пам..тное Васютке. Ещё бы! Это озеро назвали его именем. Пускай оно и не в..лико но Васютка сам наш..л его и людям пок..зал. Да, да, (не)удивляйтесь и (не)думайте что все озёра уже извес.ны. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек потому что велика наша Родина. (По В. Астафьеву.)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
По теме « Глагол»
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делаю? что буду делать? Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? что сделал? что сделаю? Перепишите словосочетания, вставьте пропущенные орфограммы. Определите вид глагола.
Пол...ваю цветы, нак...шу травы, нач...рчу таблицу, вым...ю пол, умею ч...тать, сумею нар...совать
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
В. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делаю? что буду делать? Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? что сделал? что сделаю? Вставьте пропущенные буквы. Напишите небольшой текст с использованием следующих глаголов:
просну...ся, вск...чить, умы...ся, торопи...ся, опазд...вать, б...жать, волнова..ся, отдыша...ся, успокои…ся.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
С. Вспомните алгоритм определения безударного окончания глаголов и определи, какие гласные надо писать в безударных личных окончаниях, вид и спряжение глаголов. Спиши, графически обозначь условия выбора орфограммы.
Бор...тся за победу, родители беспоко...тся, завис...т от спортсмена, крут...т колеса, наде...мся на удачу, вырыва...тся вперед, друзья боле...т, обход...т соперников, терп...т поражение, болельщик лику...т.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
А. Вставьте пропущенные буквы в словах, различающихся одной гласной корня.
Подберите синонимы к выделенным словам.
Прим...рять друзей, прим...рятъ к...стюм, пос.деть от горя, пос.деть на лавке, сл...пить глаза, сж..маться в комок, скр...пить печатью, скр...петь на морозе, пол...скать белье, пол...скать котенка.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
В. Вставьте пропущенные буквы в словах, различающихся одной гласной корня.
Сверху над всеми глаголами укажите спряжение.
Прим...рять друзей, прим...рятъ к...стюм, пос.деть от горя, пос.деть на лавке, сл...пить глаза, сж..маться в комок, скр...пить печатью, скр...петь на морозе, пол...скать белье, пол...скать котенка.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
С. Вставьте пропущенные буквы в словах, различающихся одной гласной корня, выделите корень. Составьте и запишите простое предложение со словом печать, уточнив его значение по словарю.
Прим...рять друзей, прим...рятъ к...стюм, пос.деть от горя, пос.деть на лавке, сл...пить глаза, сж..маться в комок, скр...пить печатью, скр...петь на морозе, пол...скать белье, пол...скать котенка.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------