СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разновозрастные детские коллективы в системе дополнительного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проживание  и коллективная деятельность в мире и согласии предполагает наличие у каждого из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

Просмотр содержимого документа
«Разновозрастные детские коллективы в системе дополнительного образования»





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»



Выступление на областном методическом объединении

руководителей детских автомодельных объединений



тема: «Разновозрастные детские коллективы

в системе дополнительного образования»







Автор:

Сушко Андрей Викторович,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Дом детского творчества»

Черлакского муниципального района

Омской области.














Черлак 2013



Проживание и коллективная деятельность в мире и согласии предполагает наличие у каждого из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Необходимо отметить, что предметом нетерпимости к кому-либо может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. В школах, классах, группах и объединениях по интересам очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают одинаковым правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. От имени этого человека и произошло понятие “толерантность”. Термин “толерантность” объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.


Психологи предлагают такие правила толерантного общения:

  1. Уважай собеседника.

  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

  3. Отстаивай свое мнение тактично.

  4. Ищи лучшие аргументы, чтобы убедить собеседника.

  5. Будь справедливым.

  6. Будь готовым признать правоту другого.

  7. Стремись учитывать интересы других.





На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак – МОНАДА, в которой воплощена древняя восточная теория о двух силах: “Инь” (темной) и “Ян” (светлой”). В человеке также уживаются добро и зло, правда и ложь и т.д. Обтекаемость формы монады и цветового рисунка внутри нее говорят о возможных тенденциях к изменению, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, завтра ненавижу, сегодня мне это нравится, а завтра – безразлично.

Темное пятно – на светлом фоне и светлое – на темном фоне. Все мы нормальные живые люди, ни кто не ангел во плоти. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике всегда имеются, быть может небольшие ростки позитивного.

Необходимо отметить, что каждый наш коллектив – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в каждой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов.

Но, мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако, в этом направлении важен даже самый маленький шаг. Важно, что каждый из нас привнесёт в реальную жизнь, как построит свои отношения с людьми.

Разновозрастные детские коллективы

Есть предположение, что одним из условий оптимальной организации жизнедеятельности детей в учреждениях дополнительного образования может и должно стать разновозрастное подростковое сообщество.

Такое мнение высказывает Новосибирский педагог Дейч Борис Аркадьевич в своей научной работе «Разновозрастные сообщества, как условие организации жизнедеятельности подростков в учреждениях дополнительного образования».

Он и его коллеги считают, что при соблюдении определенных условий (наличие интересной содержательной деятельности, выполнение организационных требований и т. д.) такое сообщество обеспечит наиболее тесное взаимодействие детей разных возрастов, и будет способствовать удовлетворению их потребности в познавательном досуге.

В системе дополнительного образования разновозрастные подростковые сообщества могут в комплексе с другими формами и методами, присущими учреждениям дополнительного образования, обеспечить развитие, как самих сообществ, так и личности каждого отдельного ребенка.

Использование разновозрастных подростковых сообществ, как условия организации жизнедеятельности детей в учреждениях дополнительного образования отражает тенденции развития системы дополнительного образования в современных условиях (деидеологизация, гуманизация, демократизация, социокультурная ориентация и т.д.), актуализирует ее воспитательные возможности, способствует совершенствованию деятельности учреждений дополнительного образования.

Межвозрастное взаимодействие в совместной деятельности способствует гуманизации отношений среди детей в разновозрастных подростковых сообществах, предоставляющих возможность свободы выбора вида деятельности, обмена информацией, передачи социального опыта, а отсюда – проявлению самостоятельности и творчества, созданию условий для самореализации личности ребенка.

Теоретический анализ научно-методической литературы и осмысление собственной экспериментально-опытной деятельности показали, что организация жизнедеятельности подростков в условиях разновозрастного взаимодействия, будучи явлением широким и многогранным, при правильном педагогическом подходе имеет большой воспитательный потенциал. Такое взаимодействие в различных его формах достаточно широко использовалось и используется российскими педагогами в практической деятельности. Именно оно дает возможность для скорого и легкого перенимания детьми общественного опыта, знаний и навыков; для развития самостоятельности и организаторских способностей; для реализации потребности в опеке или покровительстве; для воспитания гражданских и нравственных качеств, для социализации и, наконец, для удовлетворения потребности детей в межвозрастном взаимодействии и общении, которые, в свою очередь, способствуют взаимовлиянию и взаимообогащению разных возрастов и в то же время - реализации особенностей каждого возраста.

Наиболее реальной формой организации такой жизнедеятельности являются разновозрастные подростковые сообщества, которые в отличие от детских коллективов представляют собой менее жесткую организационную форму, которая при общем желании и общих усилиях всех его членов может развиться в коллектив, а может существовать как отдельная форма. При чем, многие из существующих сегодня детских коллективов относятся к данной организационной категории лишь формально, а, по сути, являются сообществами, то есть объединениями людей, основанными на общих целях, делах и интересах.

Широкие возможности при организации жизнедеятельности в разновозрастных подростковых сообществах, предоставляющих детям возможность свободного выбора для реализации своих интересов и потребностей в различных видах деятельности и коммуникации, а также способствующих развитию личности ребенка существуют в системе дополнительного образования. Эти возможности заложены в специфике организации педагогического взаимодействия в данной системе и заключаются в добровольности и возможности свободного выбора ребенком вида деятельности. К ним относится и учет интересов детей, их направленности на определенный вид деятельности. Особенностью учреждений дополнительного образования является возможность реализовывать программы занятий с учетом индивидуальных интересов, способностей и уровня развития ребенка. Важным фактором становятся общедоступный, массовый, самодеятельный, общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого воспитанника задачи, многообразие сфер общения, возможность неформального общения руководителя с детьми, а также творческая и доброжелательная атмосфера и возможность для ребенка изменения своего статуса в сообществе сверстников.


Во время подготовительного периода, происходит эмоциональный настрой членов будущего разновозрастного сообщества на предстоящую деятельность и разновозрастное взаимодействие, а также первичный контакт и знакомство детей друг с другом, что позволяет более результативно решать в дальнейшем задачи адаптационного периода.


В организационном периоде отношения между детьми достаточно неустойчивые. Нет ещё полного понимания, общественного мнения, осознания себя как общности, но уже закладываются нравственно - психологические основы жизнедеятельности данного подросткового сообщества, основанного на разновозрастном взаимодействии детей, вырабатываются законы и традиции такого взаимодействия, создаются условия, способствующие самораскрытию каждого отдельного ребенка и всего разновозрастного сообщества.

В ходе исследований выявлены психолого-педагогические условия развития разновозрастных подростковых сообществ:

1. Среда, в которой происходит организация жизнедеятельности разновозрастного подросткового сообщества. Оптимальным вариантом такой среды являются учреждения дополнительного образования, которые в условиях смены микросоциума, нового круга общения и взаимодействия предоставляют ребенку реальную возможность для смены ролевого статуса. Эта возможность привлекает детей вступать в те сообщества, в которых они могут занять иной социальный статус, чем в традиционном детском сообществе (классе, школе) и способствует развитию ребенка и сообщества в целом.

2. Добровольность вхождения детей в разновозрастное подростковое сообщество и свободу выбора ими наиболее привлекательного вида деятельности. Именно деятельность, основанная на свободном выборе, с учетом интересов, приобретает положительные качества самодеятельности. Это способствует, как развитию интересов, так и формированию навыков социальной активности и самоорганизации, что способствует переходу разновозрастного подросткового сообщества на новый качественный уровень.

3. Эмоционально положительные отношения, как приоритет развития сообщества. Не только от деятельности к отношениям, но и наоборот: от отношений к совместной деятельности - возможный путь развития разновозрастного сообщества.

4. Учет отношений, ожиданий и установок ребят на разновозрастное взаимодействие. Привлекательность сообщества для ребенка зависит от степени включенности его в жизнедеятельность на всех её этапах, начиная от ситуации выбора деятельности и до осознания им её смысла. Ценности, интересы и ожидания детей в разновозрастном подростковом сообществе определяют его быт, структуру, взаимоотношений и формы жизнедеятельности.

5. Педагогически организованное общение, как способ формирования положительных отношений, что предполагает учет всех его функций, этапов развития общения и педагогическое руководство этим процессом.

6. Постепенное изменение роли его педагога в процессе развития разновозрастного подросткового сообщества. Если на начальном этапе педагог - это организатор и руководитель, то в дальнейшем он становится равноправным членом разновозрастного сообщества. Такая позиция позволяет любому ребенку, столкнувшемуся с трудностями в решении той или иной задачи, обратится за помощью к педагогу, как к старшему товарищу, источнику разнообразного опыта. Демократизм взаимоотношений педагога и детей разных возрастов, основанный на сотрудничестве и содружестве, совместная творческая жизнедеятельность, общность интересов и увлечений детей и взрослых членов сообщества - всё это способствует развитию разновозрастного подросткового сообщества. При этом имеет смысл обратить особое внимание на учет психолого-педагогических требований при формировании такого сообщества (малая группа, количественный состав которой - 7-10 человек, трех - четырехлетняя разница в возрасте и т.д.)

Таким образом, проведенные теоретические исследования и опытно-экспериментальная работа, позволяют сделать вывод о том, что жизнедеятельность подростков, педагогически организованная через создание и развитие разновозрастных подростковых сообществ имеет значительные воспитательные возможности. В системе дополнительного образования разновозрастные подростковые сообщества, выступающие основным или ведущим условием организации жизнедеятельности подростков, обеспечивают развитие, как подростковых сообществ, так и личности ребенка.

Из своего личного опыта могу лишь добавить, что выезжая на любые соревнования стараюсь брать в команду представителей всех возрастов: и опытных старшеклассников, которые решают без труда все технические вопросы и поддерживают дисциплину, и среднее звено, и новичков, которые даже если не выступают то болеют за свою команду и учатся всему на примере старших.


Руководитель д.о. «Автомоделист» МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Черлакского муниципального района Омской области

Сушко Андрей Викторович.



Источники информации:

  1. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/

  2. http://maksiynolga.narod2.ru/

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  4. http://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/087/588.htm

  5. http://www.koob.ru/marcinkovskaya_t_d/pedagogy_and_psychology.