Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Выступление на областном методическом объединении руководителей детских автомодельных объединений
тема: «Разновозрастные детские коллективы в системе дополнительного образования»
Автор: Сушко Андрей Викторович, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Черлакского муниципального района Омской области.
Черлак 2013 |
Проживание и коллективная деятельность в мире и согласии предполагает наличие у каждого из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….
Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Необходимо отметить, что предметом нетерпимости к кому-либо может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. В школах, классах, группах и объединениях по интересам очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают одинаковым правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. От имени этого человека и произошло понятие “толерантность”. Термин “толерантность” объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Психологи предлагают такие правила толерантного общения:
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы, чтобы убедить собеседника.
Будь справедливым.
Будь готовым признать правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак – МОНАДА, в которой воплощена древняя восточная теория о двух силах: “Инь” (темной) и “Ян” (светлой”). В человеке также уживаются добро и зло, правда и ложь и т.д. Обтекаемость формы монады и цветового рисунка внутри нее говорят о возможных тенденциях к изменению, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, завтра ненавижу, сегодня мне это нравится, а завтра – безразлично.
Темное пятно – на светлом фоне и светлое – на темном фоне. Все мы нормальные живые люди, ни кто не ангел во плоти. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике всегда имеются, быть может небольшие ростки позитивного.
Необходимо отметить, что каждый наш коллектив – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в каждой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов.
Но, мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако, в этом направлении важен даже самый маленький шаг. Важно, что каждый из нас привнесёт в реальную жизнь, как построит свои отношения с людьми.
Разновозрастные детские коллективы
Есть предположение, что одним из условий оптимальной организации жизнедеятельности детей в учреждениях дополнительного образования может и должно стать разновозрастное подростковое сообщество.
Такое мнение высказывает Новосибирский педагог Дейч Борис Аркадьевич в своей научной работе «Разновозрастные сообщества, как условие организации жизнедеятельности подростков в учреждениях дополнительного образования».
Он и его коллеги считают, что при соблюдении определенных условий (наличие интересной содержательной деятельности, выполнение организационных требований и т. д.) такое сообщество обеспечит наиболее тесное взаимодействие детей разных возрастов, и будет способствовать удовлетворению их потребности в познавательном досуге.
В системе дополнительного образования разновозрастные подростковые сообщества могут в комплексе с другими формами и методами, присущими учреждениям дополнительного образования, обеспечить развитие, как самих сообществ, так и личности каждого отдельного ребенка.
Использование разновозрастных подростковых сообществ, как условия организации жизнедеятельности детей в учреждениях дополнительного образования отражает тенденции развития системы дополнительного образования в современных условиях (деидеологизация, гуманизация, демократизация, социокультурная ориентация и т.д.), актуализирует ее воспитательные возможности, способствует совершенствованию деятельности учреждений дополнительного образования.
Межвозрастное взаимодействие в совместной деятельности способствует гуманизации отношений среди детей в разновозрастных подростковых сообществах, предоставляющих возможность свободы выбора вида деятельности, обмена информацией, передачи социального опыта, а отсюда – проявлению самостоятельности и творчества, созданию условий для самореализации личности ребенка.
Теоретический анализ научно-методической литературы и осмысление собственной экспериментально-опытной деятельности показали, что организация жизнедеятельности подростков в условиях разновозрастного взаимодействия, будучи явлением широким и многогранным, при правильном педагогическом подходе имеет большой воспитательный потенциал. Такое взаимодействие в различных его формах достаточно широко использовалось и используется российскими педагогами в практической деятельности. Именно оно дает возможность для скорого и легкого перенимания детьми общественного опыта, знаний и навыков; для развития самостоятельности и организаторских способностей; для реализации потребности в опеке или покровительстве; для воспитания гражданских и нравственных качеств, для социализации и, наконец, для удовлетворения потребности детей в межвозрастном взаимодействии и общении, которые, в свою очередь, способствуют взаимовлиянию и взаимообогащению разных возрастов и в то же время - реализации особенностей каждого возраста.
Наиболее реальной формой организации такой жизнедеятельности являются разновозрастные подростковые сообщества, которые в отличие от детских коллективов представляют собой менее жесткую организационную форму, которая при общем желании и общих усилиях всех его членов может развиться в коллектив, а может существовать как отдельная форма. При чем, многие из существующих сегодня детских коллективов относятся к данной организационной категории лишь формально, а, по сути, являются сообществами, то есть объединениями людей, основанными на общих целях, делах и интересах.
Широкие возможности при организации жизнедеятельности в разновозрастных подростковых сообществах, предоставляющих детям возможность свободного выбора для реализации своих интересов и потребностей в различных видах деятельности и коммуникации, а также способствующих развитию личности ребенка существуют в системе дополнительного образования. Эти возможности заложены в специфике организации педагогического взаимодействия в данной системе и заключаются в добровольности и возможности свободного выбора ребенком вида деятельности. К ним относится и учет интересов детей, их направленности на определенный вид деятельности. Особенностью учреждений дополнительного образования является возможность реализовывать программы занятий с учетом индивидуальных интересов, способностей и уровня развития ребенка. Важным фактором становятся общедоступный, массовый, самодеятельный, общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого воспитанника задачи, многообразие сфер общения, возможность неформального общения руководителя с детьми, а также творческая и доброжелательная атмосфера и возможность для ребенка изменения своего статуса в сообществе сверстников.
Во время подготовительного периода, происходит эмоциональный настрой членов будущего разновозрастного сообщества на предстоящую деятельность и разновозрастное взаимодействие, а также первичный контакт и знакомство детей друг с другом, что позволяет более результативно решать в дальнейшем задачи адаптационного периода.
В организационном периоде отношения между детьми достаточно неустойчивые. Нет ещё полного понимания, общественного мнения, осознания себя как общности, но уже закладываются нравственно - психологические основы жизнедеятельности данного подросткового сообщества, основанного на разновозрастном взаимодействии детей, вырабатываются законы и традиции такого взаимодействия, создаются условия, способствующие самораскрытию каждого отдельного ребенка и всего разновозрастного сообщества.
В ходе исследований выявлены психолого-педагогические условия развития разновозрастных подростковых сообществ:
1. Среда, в которой происходит организация жизнедеятельности разновозрастного подросткового сообщества. Оптимальным вариантом такой среды являются учреждения дополнительного образования, которые в условиях смены микросоциума, нового круга общения и взаимодействия предоставляют ребенку реальную возможность для смены ролевого статуса. Эта возможность привлекает детей вступать в те сообщества, в которых они могут занять иной социальный статус, чем в традиционном детском сообществе (классе, школе) и способствует развитию ребенка и сообщества в целом.
2. Добровольность вхождения детей в разновозрастное подростковое сообщество и свободу выбора ими наиболее привлекательного вида деятельности. Именно деятельность, основанная на свободном выборе, с учетом интересов, приобретает положительные качества самодеятельности. Это способствует, как развитию интересов, так и формированию навыков социальной активности и самоорганизации, что способствует переходу разновозрастного подросткового сообщества на новый качественный уровень.
3. Эмоционально положительные отношения, как приоритет развития сообщества. Не только от деятельности к отношениям, но и наоборот: от отношений к совместной деятельности - возможный путь развития разновозрастного сообщества.
4. Учет отношений, ожиданий и установок ребят на разновозрастное взаимодействие. Привлекательность сообщества для ребенка зависит от степени включенности его в жизнедеятельность на всех её этапах, начиная от ситуации выбора деятельности и до осознания им её смысла. Ценности, интересы и ожидания детей в разновозрастном подростковом сообществе определяют его быт, структуру, взаимоотношений и формы жизнедеятельности.
5. Педагогически организованное общение, как способ формирования положительных отношений, что предполагает учет всех его функций, этапов развития общения и педагогическое руководство этим процессом.
6. Постепенное изменение роли его педагога в процессе развития разновозрастного подросткового сообщества. Если на начальном этапе педагог - это организатор и руководитель, то в дальнейшем он становится равноправным членом разновозрастного сообщества. Такая позиция позволяет любому ребенку, столкнувшемуся с трудностями в решении той или иной задачи, обратится за помощью к педагогу, как к старшему товарищу, источнику разнообразного опыта. Демократизм взаимоотношений педагога и детей разных возрастов, основанный на сотрудничестве и содружестве, совместная творческая жизнедеятельность, общность интересов и увлечений детей и взрослых членов сообщества - всё это способствует развитию разновозрастного подросткового сообщества. При этом имеет смысл обратить особое внимание на учет психолого-педагогических требований при формировании такого сообщества (малая группа, количественный состав которой - 7-10 человек, трех - четырехлетняя разница в возрасте и т.д.)
Таким образом, проведенные теоретические исследования и опытно-экспериментальная работа, позволяют сделать вывод о том, что жизнедеятельность подростков, педагогически организованная через создание и развитие разновозрастных подростковых сообществ имеет значительные воспитательные возможности. В системе дополнительного образования разновозрастные подростковые сообщества, выступающие основным или ведущим условием организации жизнедеятельности подростков, обеспечивают развитие, как подростковых сообществ, так и личности ребенка.
Из своего личного опыта могу лишь добавить, что выезжая на любые соревнования стараюсь брать в команду представителей всех возрастов: и опытных старшеклассников, которые решают без труда все технические вопросы и поддерживают дисциплину, и среднее звено, и новичков, которые даже если не выступают то болеют за свою команду и учатся всему на примере старших.
Руководитель д.о. «Автомоделист» МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Черлакского муниципального района Омской области
Сушко Андрей Викторович.
Источники информации:
http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/
http://maksiynolga.narod2.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/087/588.htm
http://www.koob.ru/marcinkovskaya_t_d/pedagogy_and_psychology.