«ЛИЦЕЙ» Р. П. СТЕПНОЕ СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ: УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ.
МБОУ «Лицей» р. п. Степное
2017 г.
2. Познакомить с расчетом электроэнергии, газоснабжения и водоснабжения.
3. Научиться применять полученные знания по расчету коммунальных услуг.
4. Закрепить знания и умения на практике при решении задач из ОГЭ.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап | Словесное приветствие | Цель этапа: включить обучающихся в учебную деятельность; Включает обучающихся в учебную деятельность; определяет содержательные рамки урока: закрепить навыки действий с десятичными дробями. Здравствуйте, ребята! Улыбнемся друг другу! В добрый путь! | Организовывают рабочее место; приветствуют учителя. | Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; Регулятивные: создать ситуацию целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку. |
Актуализация знаний | Устная разминка | Цель этапа: закрепить навыки действий с десятичными дробями; определить тему урока. Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для закрепления: сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей; Известно, какое значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятой, смысл предложения может меняться. Помните, в мультипликационном фильме: «Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать». В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства, правильность чтения. На экране вам представлены задания. 1. Попробуйте придумать вопрос к этому заданию. 32 + 18 = 5 736 – 336 = 4 63 – 27 = 603 3 + 108 = 408 2. Как вы считаете, что нужно сделать в данном задании? 5,5 * 1,9 * 2,6 = 1 7,9 * 3,4 * 4,2 = 7,1 8,8 * 1,1 * 5,5 = 44 1,5 * 0,3 * 0,6 = 3 3. Даны числа: 2,67; 3,75; 3,51; 2,43. Сумма двух из них равна сумме оставшихся чисел. Найдите эти числа. Итак, скажите какова была основная ЗАДАЧА, объединяющая все три задания? Как вы думаете, какова сегодня ТЕМА урока? Верно, сегодня мы в комплексе рассмотрим все действия с десятичными дробями. | Выполняют устные упражнения: предполагаемые ответы: Поставьте правильно запятую в числах, чтобы числовое равенство стало верным? (3,2 + 1,8 = 5); (7,36 – 3,36 = 4); (63 – 2, 7 = 60,3); (3 + 1,08 = 4,08). Повторяют правила действий с дробями (Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби надо сначала записать их в столбик разряд под разрядом, запятая под запятой, вычислить не обращая внимания на запятую, в результате поставить запятую под запятой); Выполняют устные упражнения: предполагаемые ответы: Вместо звездочек поставьте знаки +, - ,× ,÷ так, чтобы равенства были верными 5,5 – 1,9 – 2,6 =1; 7,9 + 3,4 – 4,2 = 7,1; 8,8 ÷ 1,1 × 5,5 = 44; 1,5 ÷ 0,3 × 0,6 = 3. Повторяют правила умножения и деления десятичных дробей. 2,67 + 3,51 = 3,75 + 2,43. Выполнить +, - ,× ,÷ десятичных дробей Определяют тему урока (разные действия с дробями); | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические: формулирование проблемы. | Настроить обучающихся на работу. Отработать изученные правила. Поставить цель урока. |
Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Формулирование цели и задач урока (фронтально). | Цель этапа: организовать условия для постановки цели и задач урока Ставит цели урока; согласовывает цель и тему урока. Значение десятичных дробей в жизни велико. Что бы ни делал человек: строил бы дом, воздвигал бы плотину, лечил бы людей, везде мы можем встретить числа в виде десятичных дробей, С их помощью измеряют время, а в спорте они играют решающую роль, выражая сотые доли секунды. Всем нам известно как электроэнергия делает нашу жизнь комфортной, это очень удобная, а подчас и незаменимая вещь! Для чего нам нужна электроэнергия? Также нам ежедневно необходима вода и газоснабжение в доме. А считаете ли вы сколько в день вами потрачено электричества и какие затраты несет ваша семья? А воды и газа? Тогда, какую же ЦЕЛЬ мы поставим сегодня на уроке? Чтобы осуществить эту цель, что необходимо? Молодцы, запишите тему урока в тетрадь. | Отвечают на вопросы учителя; определяют задачи урока; записывают тему урока в тетради. Свет, тепло, возможность общения друг с другом на больших расстояниях, телевидение, компьютер, бытовые приборы и т.д. НЕТ! Применить знания действий с десятичными дробями при рассмотрении задач из реальной математики. Знать все действия с десятичными дробями. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор эффективного способа решения задачи; Личностные: самоопределение. | Правильное использование математических терминов. Умение давать полный ответ. |
Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные) | Пробное учебное действие | Цель этапа: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения. Организовывает коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения. Решить задачу и составить таблицу: В конце октября Михаил снял показания счетчика за горячую воду. Показания счетчика в сентябре – 276 кб.м., а в октябре – 283 кб.м. Сколько рублей необходимо оплатить Михаилу по итогам месяца, если горячая вода стоит 15,2 руб за 1 кб.м? Составим выражение: | Решают задачу с помощью учителя; составляют таблицу; составляют выражение задачи. Показания 1: 276 кб.м. Показания 2: 283 кб.м. Стоимость за 1 кб.м. (Тариф) 15,2 руб. Расход: ? кб.м. Оплата: ? руб. Вода Сколько потрачено 7 кб.м. Общая стоимость 106,4 руб. (283 – 276) ∙ 15,2 = 106,4 руб. | Предметные: формирование алгоритма решения практической задачи; Коммуникативные: организация работы в группах; Познавательные: моделирование и решение проблемы; Личностные: планирование учебной деятельности. | Закрепление полученных ранее знаний. Умение составлять таблицы. |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Беседа (фронтально); практическая работа (групповая) | Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи; проверить свое умение применять навыки сложения, вычитания, умножения и деления в типовых условиях. Фиксирует изученное учебное содержание во внешней речи; проверяет умения обучающихся применять навыки сложения, вычитания, умножения и деления в типовых условиях. Реально ли сэкономить на коммунальных услугах, чтобы увеличить бюджет? И сколько примерно можно сэкономить? Класс делится на группы. Каждая группа работает над заданиями и рассчитывает стоимость услуг за 1 месяц. При расчетах работы электрического тока часто применяется внесистемная кратная единица работы электрического тока: 1 кВт.ч (киловатт-час). В каждой квартире для учета израсходованной электроэнергии устанавливаются специальные приборы-счетчики электроэнергии, которые показывают работу электрического тока, совершенную за какой-то отрезок времени при включении различных бытовых электроприборов. Эти счетчики показывают работу электрического тока ( расход электроэнергии) в "кВт.ч". Необходимо научиться рассчитывать стоимость израсходованной электроэнергии. Такая же схема с газо и водоснабжением. Счетчики газа и воды показывают количество израсходованных ресурсов в кубических метрах (кубометрах, кб.м.) 1) Рассмотрите квитанции. По показаниям квитанций по оплате коммунальных услуг за октябрь составить таблицу. 2) Просчитайте сумму к оплате за электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение. (Приложение 1). 3) Запишите полученные результаты на доске и подсчитайте, сколько необходимо заплатить за октябрь за все услуги. Предлагает рассмотреть настоящие квитанции за электроэнергию: Ребята, вот перед вами настоящие квитанции об оплате электроэнергии. (Приложение 3). Посмотрите, почему такая разница в сумме? Давайте сравним показания счетчиков. | Высказывают свое мнение по заданным вопросам. Делятся на 3 группы. Рассчитывают по упрощенной квитанции (Приложение 1) расходы ресурсов. Записывают полученные результаты на доске и подсчитывают общую стоимость коммунальных услуг за месяц. Рассматривают квитанции: записывают в таблицу показания счетчиков, высчитывают расход ресурса и его стоимость. Полученные результаты записывают на доске. Проводят сравнительный анализ реальных квитанций об оплате и делают вывод (в зимние месяцы расход больше, т. к. продолжительность светового дня меньше). | Предметные: построение алгоритма решения практической задачи; Коммуникативные: организация работы в группах; Познавательные: видеть математическую задачу в окружающей жизни. | Приобретение навыков расчета оплаты коммунальных услуг. Умение работать в группе |
Закрепление материала | Самостоятельная работа | Цель этапа: проверить свое умение применять навыки сложения, вычитания, умножения и деления в типовых условиях. Оказывает необходимую помощь в решении задачи обучающимся. Подобные задачи встречаются в экзамене по математике за 9 класс. Предлагаю вам решить одну из задач самостоятельно. (Приложение 2.) | Самостоятельно решают задачу. Решение. Днём было использовано 9632 − 9546 = 86 кВт. Сумма к оплате равна: 86 · 3,8 = 326,8 руб. Ночью было использовано 6231 − 5937 = 294 кВт. Сумма к оплате: 294 · 0,95 = 279,3 руб. Итого было начислено: 326,8+279,3=606,1. | Предметные: построение алгоритма решения практической задачи; Коммуникативные: организация самостоятельной работы; Познавательные: видеть математическую задачу в окружающей жизни. | Умение решать задачи самостоятельно. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | | Цель этапа: оценить собственную деятельность на уроке. Готов ли ты помочь своей бабушке заполнить квитанцию об оплате коммунальных услуг? 1. Сделаю все сам и схожу оплачу; 2. Вместе с бабушкой заполню и схожу оплатить 3. Посмотрю, как это делает моя бабушка сама. | Выбирают для себя наиболее подходящий ответ. 1. Сделаю все сам и схожу оплачу; 2. Вместе с бабушкой заполню и схожу оплатить 3. Посмотрю, как это делает моя бабушка сама. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению. Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. | |
Подведение итогов урока | | Цель этапа: поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности. Выставляет отметки обучающимся по шкале: 25 баллов и более – отметка «5»; 20 баллов – отметка «4»; 15 баллов – отметка «3»; менее 15 баллов – отметка «2». Ребята, подсчитайте количество набранных вами баллов за урок. Заполните оценочный лист. Выставьте отметку в дневник за урок в соответствии с оценочной шкалой. | Подсчитывают количество баллов, выставляют отметки. Выставляют оценки в дневник. Благодарят одноклассников и учителя за совместную работу (2-3 человека) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению. Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. | Умение объективно оценивать свои знания. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | | Цель этапа: обсудить и записать домашнее задание. Объясняет домашнее задание. 1) В задачнике №330 (в, г), 332; 2) Придумать задачу на расчет оплаты каких-либо ресурсов. 3)Нарисовать плакат по теме «Энергосбережение» | Знакомятся с домашним заданием. Записывают руководство к выполнению. | Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. | |
Тариф: 5,02 руб.
Тариф: 3,31 руб.
Тариф: 46,44 руб.
Платеж за потребление электроэнергии осуществляется по двухтарифному счетчику. Тариф зависит от времени суток. Общая сумма платежа складывается из сумм по каждому из двух тарифов. Квитанция на оплату содержит следующую таблицу.
Вычислите общую сумму платежа за указанный в таблице расход электроэнергии.
Днём было использовано 9632 − 9546 = 86 кВт. Сумма к оплате равна: 86 · 3,8 = 326,8 руб.
Ночью было использовано 6231 − 5937 = 294 кВт. Сумма к оплате: 294 · 0,95 = 279,3 руб.
Итого было начислено: 326,8+279,3=606,1.