Каким образом учитель может использовать возможности современных информационных технологий в образовательном процессе
Пояснительная записка
В соответствии с мировым опытом на смену текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР. Особенно важны требования к интерактивности и мультимедийной насыщенности для учебных продуктов, используемых в общем образовании. Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.
В определенном смысле то, что учителя начали сами создавать электронные образовательные ресурсы, является одним из феноменов, то есть дополнительным, неожиданным, незапланированным результатом, возникшим в ходе проектной работы, эксперимента и оказавшимся важным.
Первым шагом на этом пути было создание видеорядов для уроков. Затем началась совместная работа учителя и учеников над созданием презентаций, иллюстрирующих работы по английскому языку, что, безусловно, делает их более наглядными. В результате накопленного опыта возникла идея создания электронного образовательного ресурса, сайта, своеобразного УМК.
Определимся с понятием «Электронные образовательные ресурсы».
Большую помощь в этом нам окажет Федеральное агентство по образованию РФ, на сайте которого помещен обширный материал «Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах», где на вопросы отвечал А.В. Осин – Генеральный директор Республиканского мультимедиа центра Рособразования, а активное участие в формировании вопросов и обсуждении ответов принимал И.И. Калина - Директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.
Воспользуемся предложенными во время обсуждения понятиями и классификацией ЭОР.
1. Что же такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.
ЭОР бывают разные, по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.
Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге.
ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.
Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты.
Создание электронного образовательного ресурса позволяет связать весь накопленный материал воедино, что, с моей точки зрения, помогает учителю более четко организовать свою работу на уроке, то есть ЭОР задуман в первую очередь как методическое пособие для учителя.
Как и в любой работе, особенно когда только осваиваешь ее, необходимо знать несколько простых правил, а именно:
Лучше все слайды презентации делать в едином стиле.
Лучше выбрать светлый фон и темный текст.
Осторожно выбирать цвета для оформления (не больше 3-х).
Выбирать для слайдов только качественные иллюстрации.
Следование этим действительно простым правилам позволяет создать эффективную презентацию.
Основная часть
В новых условиях информационного общества, учитель английского языка, должен осваивать новые телекоммуникационные технологии, посредством которых он профессионально и лично вливается в информационное пространство.
Еще совсем недавно наличие сайта у педагога было инновационным явлением, но введение нового федерального государственного образовательного стандарта привели к тому, что часть учителей стали активно использовать в своей практике сайты.
Многие полагают, что сайт учителю не нужен, но при этом активно скачивают электронные материалы коллег, ничего не давая взамен. Но мое мнение таково, используя материалы, мы должны делиться и своим опытом.
Я поставил перед собой цель:
создать условия для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса посредством интернет-ресурсов, социальных сетей.
Я поставил перед собой задачи:
- познакомить с видами образовательных сайтов и дать им краткую характеристику;
- определить условия эффективного применения интернет-ресурсов в профессиональной деятельности педагога;
- представить возможности применения персонального педагогического сайта, сайта классного коллектива;
- познакомить со структурой персонального сайта учителя иностранного языка, сайта классного коллектива;
- представить электронное портфолио учителя.
Педагогический сайт:
Новые возможности учителя:
презентация своего профессионального уровня;
интерактивное взаимодействие с учителями, родителями;
использование дистанционных форм обучения;
повышение уровня ИКТ компетенций;
создание систематизированного архива собственных материалов, хранящихся на сервере;
создание мотивации и условий для профессионального роста и творческого развития (процесс поиска новых ресурсов для сайта сопровождается открытиями и для самого учителя).
Потенциальная аудитория педагогического сайта: учителя-коллеги по предметной области, учитель, родитель, учителя иных предметных областей.
Сайт классного коллектива…. Как и педагогический сайт, сайт классного коллектива:
интегрирует участников классного коллектива (учащиеся, родители, учителя) в единое образовательное пространство.
является новым инструментом в педагогической деятельности;
Новые возможности классного руководителя:
интерактивное взаимодействие с учителями, родителями;
использование дистанционных форм обучения, онлайн-консультирования;
создание систематизированного архива методических материалов, хранящихся на сервере для учащихся и родителей.
Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей. В связи с этим в системе российского образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося.
Этот процесс заключает в себе следующие тенденции:
направленность на поддержку и защиту развивающейся личности, на создание оптимальных условий для её творческого развития, на «формирование социальной адаптивности и мобильности» в условиях рыночной экономики;
обретение школьником своего образа «лица» в процессе усвоения им накопленной культуры и выращивания своей собственной;
развитие школы как единого «благоустроеннейшего государства» с целью создания условий для созидательной деятельности каждого учителя, педагогического коллектива в целом.
Следовательно, имея в виду данные тенденции, мы призваны решать задачу по формированию разносторонней развитой личности путём приобщения её к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта и последующей его трансформации в опыт индивидуальный. Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования (уровня воспитанности) выпускников.
Показателями нового качества образовательного процесса могут выступать следующие характеристики:
новые знания, умения, навыки учащихся, повышение уровня их личностного развития;
отсутствие отрицательных эффектов и последствий (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья, психические расстройства, дефицит учебной мотивации и пр.);
повышение профессиональной компетентности педагогов и их отношение к работе;
рост престижа образовательного учреждения в социуме, выражающийся в притоке учащихся и педагогов и т.д.
Все виды деятельности школьников, несмотря на наличие индивидуальных специфических характеристик, тесно связаны между собой, что должно быть отражено в развитии процессов информатизации соответствующих направлений образовательной деятельности и объединении информационных средств и ресурсов, используемых при информатизации разных видов деятельности школьников. Учитывая перечисленные особенности, перед учителем ставится задача организации урочной и внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущество информационных и коммуникационных технологий и обеспечивающей:
повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
активизация познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;
углубление межпредметных связей, за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации;
усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;
формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.
Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:
вовлечение класса в построение единого информационного пространства (создание сайта классного коллектива);
формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества (методический сайт педагога, сайт классного коллектива, аккаунты в социальных сетях и т.д.);
развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий (классный уголок, информационные стенды, тематические открытки к знаменательным датам, информационные листовки, буклеты);
развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, всероссийского, международного масштаба);
развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей (сайт классного коллектива);
внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками (уроки с мультимедийным сопровождением и компьютерной поддержкой);
развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками);
оперативное информирование родителей о ходе и результатах обучения.
Использование средств информатизации для привлечения родителей и общественности к обучению школьников.
Мы рассматриваем информационно-коммуникативные технологии как принципиально новое средство обучения, призванное изменить роли и функции участников педагогического процесса, а также развивать способности учащихся к творчеству в учебной и внеучебной деятельности.
В образовательном процессе посредством информационно-коммуникационных технологий сегодня осуществляется:
подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов (создаются сценарии мероприятий, рефераты, пишутся сочинения и др.), создание графических изображений (диаграммы), сканирование, обработка цифрового фотоизображения средствами графических редакторов (фотографии);
создание звукового сопровождения и видеоизображения;
выполнение разнообразных творческих работ;
поисковая, исследовательская, конкурсная работа в Интернет-пространстве;
создание Интернет – сайта классного коллектива;
проведение классных часов, бесед, викторин с использованием интерактивного оборудования;
создание портфолио учащихся класса;
просмотр обучающих видеофильмов на классных часах, видео-лекториях;
использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
организация тематических вечеров эстетической направленности;
информационные стенды;
проведение родительских собраний, Дня семьи, Уроков семейной любви с использованием презентаций об успехах учащихся, видеороликов.
Всё это способствует всестороннему развитию личности ребенка и его организации содержательного досуга, повышению уровня воспитанности учеников.
Достигнутая успешность инновационной деятельности зависит не только от активного использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, но и от того, что в коллективе царит творческая атмосфера и позитивный эмоциональный фон взаимодействия учителей, а также конструктивная совместная работа с учениками и их родителями.
Многогранность образовательного и воспитательного процессов в современной школе дает широкие возможности для применения информационно-коммуникативных технологий и безграничный простор для модернизации классической методики. Результаты применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе превзошли все ожидания. Имидж школы преобразился, став социально более привлекательным.
Структурные компоненты учебно-воспитательного процесса были переработаны на всех технологических уровнях, от метатехнологий воспитательного процесса до микротехнологий индивидуального взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Внедрение информационно-коммуникативных технологий – залог успешного функционирования любого образовательного учреждения в будущем.
Огромную роль в нашей жизни играет Интернет. Почти каждый ученик школы имеет доступ в Сеть в любое время. И как приятно слышать, когда ребенок с уважением спрашивает у своего преподавателя: «У Вас правда есть свой сайт?».
Подводя итог своей работы, хочется сделать некоторые выводы, исходя из тех требований, которые предъявляет к электронным образовательным ресурсам А.В. Осин. Среди них называется обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.
ЭОР, безусловно, обеспечивает получение информации, дает возможность организовывать практические занятия. Интерактивность достигается благодаря использованию кнопок переключения, гиперссылок. Хотя ресурс задумывался в первую очередь как методическое пособие для учителя, его можно использовать и для удаленного самостоятельного обучения. Думается, наш эор можно отнести к эорам второго уровня, то есть текстографическим, но имеющим существенные отличия в навигации по тексту.
Мы видим ряд перспектив в создании ЭОР. Во-первых, возможно включение аудиофайлов, во-вторых, предполагается разработка контрольно-измерительных материалов. Задумано создание электронных образовательных ресурсов по большинству тем курса школьной программы.
Список источников
Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы // В сб. науч. ст. "Интернет-порталы: содержание и технологии". Выпуск 4 / Редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: Просвещение, 2007. - С. 12-29.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011
Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с
Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения - Чернова С.
http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692/#q1