СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка электронных УМК

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая работа по курсу повышения квалификации преподавателей СПО и НПО  “Разработка электронных УМК”

Развитие информационных и коммуникационных технологий и привело к возможности создания гипермедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения. Основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка электронных УМК»

















Итоговая работа
по курсу повышения квалификации преподавателей СПО и НПО
“Разработка электронных УМК”



Выполнил: преподаватель

Тимонина Т.Е.




















Оглавление

Введение 3

Исследовательская часть 4

Проектная часть 9

Заключение 16

Список использованной литературы 18





























Введение


Современная эпоха характеризуется огромной скоростью обновления знаний, непрерывным появлением новых профессий, необходимостью постоянного повышения профессиональной квалификации. В этих условиях проблема роста количества и качества образовательных услуг становится актуальной.

Развитие информационных и коммуникационных технологий и привело к возможности создания гипермедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения. Основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов.

В связи с этим возникает необходимость использования ЭОР при изучении предметов экономического блока, а именно бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности предприятия, финансов и других.

В соответствии с мировым опытом на смену текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР. При этом необходимо обеспечить возможности сетевого распространения, поскольку в географических условиях нашей страны телекоммуникационный доступ к образовательным ресурсам трудно переоценить.

Перед учебными заведениями встает необходимость обеспечения учебного процесса всеми необходимыми образовательными ресурсами. Задачей преподавателя является создание методического обеспечения учебного процесса с использованием ЭОР, для того чтобы заинтересовать студентов при изучении дисциплины, обеспечить информативность образовательного процесса.

Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами, поэтому анализ качеств ЭОР заслуживает отдельного внимания.

Исследовательская часть


При изучении предмета «Основы бухгалтерского учета» выпускник должен овладеть следующими общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В результате изучения учебной дисциплины, «Основы бухгалтерского учёта « обучающийся должен уметь:

- применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;

- ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;

- соблюдать требования к бухгалтерскому учету;

- следовать методам и принципам бухгалтерского учета;

- использовать формы и счета бухгалтерского учета.

В результате изучения учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учёта»  обучающийся должен знать:

- нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;

- национальную систему нормативного регулирования;

- международные стандарты финансовой отчетности;

- понятие бухгалтерского учета;

- сущность и значение бухгалтерского учета;

- историю бухгалтерского учета;

- основные требования к ведению бухгалтерского учета;

- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;

- план счетов бухгалтерского учета;

- формы бухгалтерского учета.

Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы освоения дисциплины является значительное увеличение доли самостоятельной учебной работы. Это становится реальным при использовании активно-деятельностных форм обучения, обеспечиваемых компьютерными технологиями. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, открывает широкие возможности применения активно - деятельностных форм взаимодействия учащегося с образовательным контентом.

Можно утверждать, что в обозримом будущем общая структура образовательного процесса не изменится. Упрощенно ее можно представить состоящей из трех компонентов:

  • Получение информации традиционно обеспечивалось двумя источниками: педагогом и книгой. В последнее время все большую роль в этом компоненте играют электронные образовательные ресурсы (ЭОР);

  • Практические занятия способствуют усвоению информации, трансформируя ее в умения, навыки, компетенции, прагматические знания. Важно, что ЭОР впервые в истории образования могут обеспечить полноценную поддержку этого компонента, реализуя виртуальные лаборатории, обеспечивая выполнение упражнений и решение задач в интерактивном режиме, используя тренажеры в виртуальной реальности, в том числе – коллективные.

  • Контроль уровня учебных достижений обучаемых реализует проверку знаний в различных формах, от текущего опроса до комплексного экзамена, включающего решение конкретных задач в предметной области. Благодаря ЭОР проведение контроля также впервые стало возможным без участия преподавателя.

Учебное заведение Сергиево-Посадский радиомеханический техникум на данный момент имеет не достаточную базу электронных образовательных ресурсов как техническую, так и методическую. Для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» создана лаборатория, но компьютеризированных мест для группы студентов не достаточно, средства мультимедиа не стационарные (их можно взять при необходимости в другой лаборатории), программное обеспечение обновляется не регулярно, что создает сложности при подготовке учебного материала и его передачи (например одновременная работы программного продукта 1С:Предприятие не возможно с доступом в Интернет, что затрудняет работу студентов).

С точки зрения учащегося новые технологии обучения значительно индивидуализируют учебный процесс, увеличивают скорость и качество усвоения учебных материалов, существенно усиливают практическую ценность, в целом – повышают качество образования.

С точки зрения преподавателя новые педагогические технологии не только снимают рутинные проблемы, но позволяют перейти от вещания к творческой дискуссии с учениками, совместным исследованиям, новым формам обучения, в целом – к более творческой работе.

На данный момент остро встает необходимость создания собственных ЭОР. При создании необходимо исходить из следующих соображений:

  • Компьютер не заменяет преподавателя и в обозримом будущем заменить не сможет. Действительно, компьютерные технологии обучения в известной степени моделирует деятельность преподавателя. Но эта модель далека от мощной «экспертной системы» специалиста-предметника и, тем более, не претендует на роль педагога-воспитателя.

  • Электронные образовательные ресурсы не должны дублировать книгу, напротив, ЭОР должны быть нацелены на учебные задачи, решение которых недоступно полиграфическим изданиям.

Компьютер дает нам в руки пять новых педагогических инструментов: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность, от эффективности использования которых прямо зависят образовательные качества ЭОР.

С точки зрения использования ЭОР нового поколения открывают перспективы развития новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, прежде всего – активно - деятельностных форм обучения, в том числе – дистанционных.

Задачами создания ЭОР являются:

  1. Унификация ЭОР по соответствующим стандартам.

  2. Высокий уровень мультимедийности ЭОР.

  3. Централизованное хранение, сопровождение и предоставление доступа к ЭОР всем участникам образовательного процесса, в том числе через сеть Интернет.

  4. Активное использование ЭОР при реализации образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования по предмету, в том числе:

    • создание условий для самостоятельной работы над учебным материалом, позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы, а также темп учебного процесса;

    • более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности;

    • возможность взаимодействия с моделями изучаемых объектов и процессов; с виртуальными образами изучаемых объектов и явлений (когнитивная графика); возможность представления уникальной информации мультимедиа-средствами;

    • возможность автоматизированного контроля знаний, умений и навыков;

    • структурированность и возможность автоматизированного поиска информации;

Итак, компьютер дал нам целый класс новых учебных материалов – электронные образовательные ресурсы. ЭОР, в отличие от полиграфических изданий, способны эффективно поддерживать все компоненты образовательного процесса. При этом многие виды учебной работы, традиционно реализуемые в аудитории с участием преподавателя – лабораторные эксперименты, диспуты, коллективные тренинги, оценка знаний и многое другое – легко переносятся в сектор самоподготовки.








Проектная часть


Преподаватель

Тимонина Татьяна Евгеньевна

Предмет

Бухгалтерский учет

Тема

«Бухгалтерский баланс»

Продолжительность занятия

45 минут

Курс

3

Образовательное учреждение

СПРМТ

Электронный адрес

@mail.ru, телефон

Домашний адрес

141320 Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, г.Пересвет, ул. Строителей, дом12-В.

Используется:


Аппаратное обеспечение


Программное обеспечение




ЭОР сайты




Авторский продукт

IBM PC – совместимый компьютер, подключенный к сети Интернет;

Процессор не ниже Pentium3;

Оперативная память не меньше 256 Мб;

мультимедийный проектор.

Операционная система: WindowsXP (браузер Internet Explorer не старше версии 6.0);

2. Пакет Microsoft Office 2003 (MS Word и MS PowerPoint).

1. http://methmath.chat.ru/ 
2. http://www.bymath.net/
3. http://www.school.edu.ru/

PowerPoint презентация, 17 слайдов


План урока: 


N


Части-блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)


Время реализации

(минут)


1.

Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, цели урока, постановки краткого плана урока.


3

2.

Объяснение нового материала.

25

3.

Выполнение упражнений.

35

4.

Закрепление и обобщение нового материала.

10

5.

Контроль знаний.

10

6.

Итог урока.

2

7.

Резерв времени.

5


Задачи урока:

  • образовательная – закрепить понятие одночлена, повторить правила действий со степенями и применять их при умножении одночленов. 

  • развивающая – формирование навыков работы с ресурсами на образовательном портале, в процессе урока акцент на работу критического мышления обучающихся. 

  • воспитательная – положительная мотивация к обучению через информационную среду Интернет пространства.

Цели урока: ввести понятие бухгалтерского баланса; закрепить это понятие в ходе выполнения упражнений.

Методическое обеспечение:

  1. Закон Российской Федерации № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

  2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 26.03.2007 г.).

  4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н.

  5. Кириллова, Н.А. Основы бухгалтерского учета: Сборник задач: учебно-практическое пособие. /Н.А. Кириллова, В.М. Богаченко – М.: Феникс, 2008. – 454 с.

  6. Электронные образовательные ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru) и Федерального портала «Российское образование»:

Ход урока:

  1. Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, цели урока, постановки краткого плана урока.

На «рабочих столах» ПК приготовлен (положен) файл

Вступление. Одной из функций бухгалтерского учета является предос­тавление пользователям информации об имущественном и финансовом состоянии организации. Важнейшим источником такой информации является бухгалтерский баланс. (1 сл. – 1 мин.)

Основные вопросы.

  1. Сущность и строение бухгалтерского баланса

  2. Строение актива баланса

  3. Строение пассива баланса

  4. Пример баланса предприятия

  5. Составление баланса

  6. Тестовые вопросы

  7. Контрольные вопросы (2,3 сл. – 2 мин.)

  1. Объяснение нового материала.

Термин «баланс» происходит от латинского «bilanx», буквально — звучащие, и означает равновесие, равенство. Этот термин применяется в экономической литературе, как правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направления их использования за определен­ный период времени. Например, баланс производства и распределе­ния валового внутреннего продукта, материальные балансы, баланс денежных доходен и расходов государства и др. (4 сл. – 1 мин.)

Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используется в планировании, учете и экономическом анализе. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет двоякое значение:

• равенство итогов, когда равны итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пас­сива бухгалтерского баланса и т.д.;

• наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показываю­щая состояние средств организации в денежной оценке на определен­ную дату. (5 сл. – 2 мин.)

С помощью бухгалтерского баланса хозяйственные средст­ва организации группируют с одной стороны (в активе) по ви­дам и размещению, с другой стороны (в пассиве) - по источни­кам формирования и целевому назначению. (6 сл. – 3 мин.)

Таким образом, бухгалтерский баланс показывает состоя­ние средств организации на определенную дату.

Актив и пассив баланса состоят из отдельных статей.

Статья баланса представляет собой отдельное наимено­вание отдельных объектов имущества или его источников фор­мирования. Статьи, размещенные в активе, называются актив­ными, в пассиве - пассивными. Конечные итоги актива и пасси­ва баланса называются валютой баланса. (7 сл.)

Согласно международным стандартам в активе баланса по­казывают экономические ресурсы, принадлежащие организа­ции. Их рассматривают как потенциальные доходы организа­ции, которые она может получить в будущем вследствие их ис­пользования. (8 сл.)

В пассиве баланса содержится информация об источниках формирования средств организации, т. е. о капита­ле, который делится на два основных типа: собственный капитал и привлеченный ка­питал, или кредиторская задолженность. Кре­диторскую задолженность рассматривают как обязательства, предполагающие потенциальное уменьшение доходов органи­зации, вытекающее из получения активов (экономических ре­сурсов) или услуг от других юридических и физических лиц. В отношении обязательств организации, кредиторы имеют пре­имущественное право платежного иска перед инвесторами (собственниками) на полное получение причитающихся им сумм. Если организация не в состоянии погасить свои долги, то кредиторы могут потребовать принудительной продажи активов для оплаты долгов.

Собственный капитал представляет собой остаточный ин­терес инвесторов (собственников) в активах организации после вычитания пассивов. Инвесторы (собственники) в отличие от кредиторов обладают лишь правом остаточного иска, т. е. объ­ектом их исков могут быть все средства, остающиеся после платежей по обязательствам организации.

Из вышеизложенного следует, что все активы организации могут быть востребованы либо кредиторами, либо его владель­цами. А поскольку общая сумма всех претензий не может пре­вышать сумму востребованных активов, то из этого вытекает равенство актива и пассива, которое в бухгалтерском учете на­зывается балансовым уравнением.

Это уравнение может быть представлено в следующем ви­де:

Средства = Собственный капитал + Обязательства (7,8,9 сл. – 10 мин.)

Статьи баланса сгруппированы в пять разделов. Активные статьи объединены в два раздела:

I Внеоборотные активы.

II. Оборотные активы.

Характерной особенностью действующей структуры балан­са является расположение разделов и статей в каждом его раз­деле в строго определенной последовательности в зависимо­сти от степени их ликвидности, т. е. - возможности превращения их в деньги для оплаты обязательств организации.

В первом разделе идут наименее ликвидные статьи балан­са (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и др.).

Во втором разделе следуют более ликвидные статьи, по мере нарастания уровня их ликвидности (запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и др.). Заключительные статьи второго раздела актива показывают наиболее ликвидные оборотные средства (денежные средства в кассе, на расчетных и валютных счетах, прочие денежные средства).

Статьи пассива баланса сгруппированы в три раздела;

III. Капитал и резервы.

VI. Долгосрочные пассивы.

V. Краткосрочные пассивы. (10 сл. – 2 мин.)

Приведем пример статей баланса предприятия на 01.01.2014 год в тысячах руб. (11 сл. – 3 мин.)

Сгруппируем их по разделам. (12 сл. – 2 мин.)

  1. Выполнение упражнений

Составим баланс предприятия по исходным данным(13сл. – 10 мин.)

Задание1.

Составить баланс на 01.01. по следующим


Задание 2.

На предприятии по состоянию на 01.01. имеются следующие остатки. Составить баланс. (14 сл. – 25 мин.)



4.Закрепление и обобщение нового материала

Ответить на тест (15 сл. – 10 мин.)





5. Контроль знаний. Ответить на вопросы. (16 сл. – 10 мин.)





6. Итог урока










Заключение


По итогам проведенной работы приходим к пониманию, что для эффективного использования ЭОР, информатизации образования в целом требуется развитие новых образовательных технологий. Доминирующими тенденциями в этом процессе является расширение возможностей учащегося в самостоятельной учебной работе (аудиовизуальная информация, практика, аттестация – «дома») и рост творческого компонента в деятельности педагога в аудитории. Предполагается постепенный переход в деятельности педагога от вещания к дискуссии с учениками и перенос многих традиционно аудиторных видов занятий во внеаудиторную (самостоятельную) часть учебной работы.

Современные ЭОР способны обеспечить:

• поддержку всех этапов образовательного процесса - получение информации, практические занятия, аттестацию или контроль учебных достижений;
• расширение сектора самостоятельной учебной работы;
• изменение ролей преподавателя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащихся (активная вовлеченность в учебный процесс);
• ощущение способности управлять ходом событий и чувство ответственности за получаемый результат;
• переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;
• реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения.

Среди основных преимуществ ЭОР выделим следующие:

  • Отсутствие содержательных и технических ограничений.

  • Возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося.

  • Неограниченный жизненный цикл системы.

  • Возможность распространения на локальных носителях: избранные ЭУМ из совокупного контента ОМС вместе с программой-реализатором легко переносятся на компакт-диск.

В качестве неоспоримого преимущества можно отметить то, что пользователь (преподаватель, учащийся) становится, по существу, соавтором учебного курса.

В сумме указанные преимущества ОМС обеспечивают качество ЭОР, необходимое для широкого внедрения и эффективного использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельных форм обучения, открывают перспективы реализации новых образовательных технологий, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, в том числе – дистанционных. Совокупность новых возможностей ОМС позволяет определить её как ЭОР нового поколения.

По итогам пройденного обучения хотелось бы для себя выбрать основного направление для дальнейшей деятельности. Во-первых найти очные курсы и более практически направленные, во-вторых составить структуру ЭУМК и приступить к ее реализации. Данные курсы смогли заинтересовать рассматриваемыми вопросами, но полностью ответов на них не дали. Для более полного изучения должны быть online – уроки и оперативная обратная связь.









Список использованной литературы



  1. Закон Российской Федерации № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

  2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 26.03.2007 г.).

  4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н.

  5. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004; издание второе – М.: Ритм, 2005.

  6. Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям. Том 1: Отчет о НИР (заключит.)/ РМЦ; Руководитель А.В.Осин; А.В.Гиглавый, М.Н.Морозов, О.И.Руденко-Моргун, Ю.М.Тараскин и др.; ГР № 16518. – М., 2002. – http://www.eir.ru

  7. http://kvarks.narod.ru/quark/smolnik.htm

  8. Кириллова, Н.А. Основы бухгалтерского учета: Сборник задач: учебно-практическое пособие. /Н.А. Кириллова, В.М. Богаченко – М.: Феникс, 2008. – 454 с.

  9. Богаченко, В.М. Бухгалтерский учет: учебник. – 13-е изд., перераб и доп. / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова – М.:Феникс, 2010. – 479 с.

  10. Гомола, А.И. Бухгалтерский учет: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. / А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, С.В. Кириллов – М.: Академия, 2010. – 416 с.


13