Тема занятия: Разработка герба.
Цели занятия: знакомство с символическим языком геральдики, развитие графических навыков.
Задачи занятия: освоение основных понятий гербоведения, знакомство с основными частями классического герба и геральдическими символами, создание герба.
Место проведения занятия: МОУ «СОШ» п. Каджером, кабинет искусства.
Материально-техническое обеспечение занятия: мультимедийный проектор, принадлежности для рисования.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: презентация, таблицы, изображение герба России и республики Коми.
Тип занятия: урок изучения нового материала.
1. Организационный момент | Основные элементы |
| Цель: подготовка учащихся к работе на уроке. Здравствуйте, ребята! Для урока нам понадобятся наши обычные принадлежности для рисования. Прошу всех проверить: все ли необходимое есть на парте. Отлично. Начнем урок. Кто-нибудь уже догадался, о чем пойдет речь сегодня? Верно, таблицы и изображения государственных гербов подсказали вам тему занятия. Мы познакомимся с правилами создания герба и создадим свой герб. Кто может уже сейчас сказать, что такое герб, геральдика? |
Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Примечание |
Актуализация знание, осознание недостаточности имеющихся знаний для достижения цели урока. Учащиеся отвечают на вопросы, перечисляя предметы: история, иностранный язык, география... | Актуализация знаний. Постановка проблемы. Вопросы учителя: на каких уроках вы встречаетесь с гербом? | На уроке используется методы полилога. |
Эмблемы, гербы городов, официальные мероприятия... | Где вы встречаете герб в своей жизни? | |
| Учитель подводит итоги этапа актуализации знаний и делает вывод о необходимости расширить представления учащихся о гербе. Итак: мы познакомимся с основными понятиями и терминами гербоведения и геральдическими символами. | |
2. Изучение нового учебного материала. | Основные элементы |
| Цель: организовать деятельность учащихся по изучению новой темы. Обратимся к доске. Здесь два слова: наследство и heer-alt. Именно эти понятия и создали науку геральдику. Как только у человека появилась собственность- возникла необходимость заявить на нее свои право- мое! Сначала это были самые простые знаки-зарубки, кресты, простые рисунки, которые человек ставил на своем имуществе, отмечая свой скот, оружие, хозяйственный инвентарь. Со временем и у древних государств появились символы, которые размещались на монетах, печатях - это были первые гербы. Но самое большое распространение гербы получили в средние века, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. Вы изучаете историю средних веков, как вы себе представляете средневекового рыцаря? |
Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Примечание |
Ответы учащихся. Учащиеся используют свои знания из различных источников: уроки истории, литературы, иностранных языков, кино, художественная литература. | Верно, в рыцарских доспехах, которые полностью закрывали тело и лицо человека. Отличить рыцарей друг от друга во время сражений можно было только по специальным знакам. Вместе со славой и совершенными подвигами эти знаки завещались сыновьям из поколения в поколение. Появилась необходимость в составлении таких знаков и правил их использования. Эта почетная обязанность была возложена на тех, кто когда-то, во время военных походов, отличался храбростью- на ветеранов. По немецки- heer-alt. Они и создали науку геральдику. Сформулируем определение. | Учитель регулирует и направляет обсуждение. |
Учащиеся формулируют определение: Геральдика-это наука, изучающая гербы. | Учитель демонстрирует презентацию и работает с учебными таблицами. Форма щита: итальянский, французский, немецкий, варяжский, исландский и др. Символика и значение цвета: золотой, красный, зеленый, голубой, черный. Смысл изображений животных и растений: конь, орел, собака, змея, дуб и т.п. | При необходимости учитель обращается к жизненному опыту учащихся и подводит учащихся к формулировке основных правил создания герба. |
3. Закрепление учебного материала | Основные элементы |
Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Примечание |
Учащиеся формулируют основные правила создания герба: | Учитель направляет деятельность учащихся. | |
Главная часть герба-щит. Щит делится на части-поля. Основных делений щита три: рассечение, пересечение, скошение. Композиция обычно симметрична. Самая важная информация располагается в центре. Девиз-выражение, отражающий жизненный принцип рыцаря, пишется на ленте. Цвет и геральдические фигуры символичны. | | |
Ответы учащихся: -Гербы были у знатных людей. -Гербы были у ремесленников: ткачи, ювелиры, сапожники объединялись в цеха, имели свой устав и герб. - Гербы были у городов и государств. | Беседа по вопросам: у кого были гербы? | |
Подготовленные учащиеся делают короткие сообщения. | Сейчас мы станем герольдами. Два герольда у нас уже подготовлены. Они расскажут нам о Гербе России и Гербе Республики Коми. | |
4. Практическая работа. | Основные элементы |
Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Примечание |
Ответы учащихся: знаки зодиака, предметы увлечений, символы учебных предметов, девиз. Учащиеся осуществляют творческую деятельность: выдвигают гипотезы, планируют практическую работу, определяют алгоритм работы: 1. Выбор герба. 2. Определение вида щита и композиции. 3. Выбор девиза. 4.Определение геральдических цветов и фигур. 5. Создание эскиза. | Перед нами стоит задача - создать проект герба. Это может быть герб поселка, школы, класса, школьного кабинета, личный герб или герб семьи. Давайте обсудим, какие предметы могут характеризовать владельца личного герба в наше время. | |
5. Подведение итогов занятия, рефлексия | Основные элементы | |
Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Примечание |
Ответы учащихся: великодушие, силу, благородство, честность … | Беседа по вопросам: дисциплинирует ли человека герб? Если бы у каждого из нас был герб, полученный от предков и передать который мы должны потомкам, какие качества должны быть отражены в таком гербе? | |
Учащиеся записывают домашнее задание. | Домашнее задание: создать проект герба, пользуясь новыми знаниями о геральдике. | |
Учащиеся осуществляют саморефлексию. | На доске изображены два солнышка: веселый и грустный. Поставьте свой лучик тому солнцу, которое более соответствует вашему чувству удовлетворения от урока. | |