СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка и использование электронного практикума на занятиях по Информатике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка и использование электронного практикума на занятиях по Информатике

Просмотр содержимого документа
«Разработка и использование электронного практикума на занятиях по Информатике»

РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЭЛЕКТРОННОГО ПРАКТИКУМА
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Слободнюк Г.В.,

преподаватель 1-ой квалификационной категории ГБПОУ РК «Крымский колледж общественного питания и торговли»

Рассмотрим этапы создания и преимущества практического использования студентами электронного практикума на занятиях по дисциплине «Информатика».

Стремительный процесс информатизации общества, широкое использование во многих сферах человеческой деятельности современных компьютеров и программного обеспечения настоятельно требует новых инновационных подходов в методах обучения для поддержания высокого уровня высшего образования.

В условиях массового внедрения вычислительной техники в образовательных учреждениях применение компьютерных технологий в преподавании основных учебных дисциплин является необходимым для обучения, воспитания и развития учащихся.

Использование компьютера в процессе изучения определенной дисциплины должно быть систематическим. Бесспорным является тот факт, что компьютер должен помогать преподавателю в организации учебного процесса, но ни в коем случае не заменять его полностью.

Очевидно, что на сегодня продолжает быть актуальным вопрос создания программно-методической поддержки основных учебных дисциплин в образовательных учреждениях.

Так, в частности, актуальным является использование электронных средств обучения в процессе традиционного преподавания информатики, как предмета, основой которого являются современные компьютерные технологии

В связи с этим создание электронного практикума по информатике представляется естественным и логически обоснованным.

Целью данной работы является практическая разработка электронного практикума по информатике и выявление преимуществ электронных средств обучения.

В процессе создания электронного практикума были реализованы следующие этапы и средства разработки:

этапа

Средства

разработки

Назначение этапа и

используемых средств

1

Приложения пакета Microsoft Office

Подготовка исходного текста.

Подготовка исходного иллюстративного материала

2

Adobe Photoshop

Обработка иллюстративного материала, его адаптация для размещения на веб-страницах

3

HTML, CSS

Подготовка и оформление исходного HTML-кода, пригодного для дальнейшей обработки

4

JavaScript, JavaScript
FrameWork jQuery

Подготовка сценариев для создания активных HTML-страниц, динамическое изменение текста загружаемого HTML-документа, авторизация пользователя, сообщения об ошибках

5

Система для ведения информационного Интернет-бизнеса BookBiz Master

Создание электронной книги: компиляция exe-файла с возможностью последующей активации, высокой степенью защиты от взлома и нелегального распространения

Сопровождение базового курса информатики электронным практикумом влечет за собой необходимость разработки программно-методического обеспечения. Следует отметить преимущества разработки необходимого программно-методического обеспечения и использованием распространённых (а, следовательно, вполне доступных широкому кругу лиц) программных пакетов и сред программирования для решения поставленных задач.

Рассматриваемая технология разработки электронных практических и лабораторных работ впервые была применена в нашем колледже и успешно прошла апробацию в текущем учебном году в нашем образовательном учреждении при проведении практикума по информатике у студентов первого курса.

Рис. 1. Авторизация пользователей электронного практикума

Практические занятия по информатике проходили в компьютерных классах, оснащенных IBM-совместимыми персональными компьютерами под управлением ОС Windows XP.

$(document.body).keydown(function(event){

pass=psw.value;

if (pass=="") {

} else{

if (event.which == 13) {

if (pass=="*****") {

document.getElementById('login-box').style.display='none';

$('#shitoKrito').show('true');

} else {

psw.value='';

$('#mistake').html('Неверный пароль, повторите ввод!').slideDown("slow");

psw.focus();

}

}

}

});

Рис. 2. Фрагмент кода на jQuery, демонстрирующий анимационный эффект «скольжения» при отображении сообщения об ошибке

Электронный практикум был разработан на основе рабочей программы по дисциплине «Информатика» и на текущий момент состоит из 8 практических и 16 лабораторных работ, которые используются при изучении таких разделов информатики:

  • Системное и сервисное программное обеспечение (ОС Windows; стандартные приложения Windows; файловые менеджеры; антивирусные программы; программы архивации данных);

  • Прикладное программное обеспечение офисного назначения (приложения MS Office);

  • Основы веб-дизайна, работа в сети Интернет.

Структура и содержание заданий, входящих в разработанный электронный практикум, разрабатывалась с целью повышения эффективности усвоения и углубления теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.

Рис. 3. Иллюстрация фрагментов работ электронного практикума

По мере необходимости в текст лабораторных и практических работ включаются теоретические сведения: основные понятия и определения, назначение используемых команд, режимов работы, комбинаций клавиш и т. д. Особое внимание в практикуме уделено получению практических навыков работы за компьютером, освоению базовых информационных технологий, решению задач обработки экономических данных.

Практическое использование работ электронного практикума позволило выявить недостатки и преимущества электронных средств обучения.

К основным недостаткам электронных средств обучения можно отнести следующие два:

  • необходимость специального дополнительного оборудования для работы с ними, прежде всего - компьютера с соответствующим программным обеспечением и качественным монитором, а иногда дополнительно также дисковода для компакт-дисков и/или сетевой карты или модема для работы в локальной или глобальной сети;

  • непривычность электронной формы представления информации по сравнению с традиционными «бумажными» средствами и повышенной утомляемости при работе с монитором.

Достоинств электронных средств обучения гораздо больше. К основным из них можно отнести:

  • Высокая юзабилити (удобство использования). Наглядность представления материала (технология гиперссылок, которые могут быть сделаны на документы, использующие цветные иллюстрации, видео, звук и т.д.)

  • Интерактивный режим обучения (позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материла).

  • Возможность регулярной корректировки содержимого.

  • Возможность гибкой адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса. В частности, имеется в виду возможность использования как текстовой или гипертекстовой, так и фреймовой структуры учебника, причем количество фреймов, их размеры и заполнение может изменяться. Вместо части фреймов, по желанию, можно использовать всплывающие окна с тем же самым содержимым, например, с рисунками или списком определений.

  • Возможность использования дополнительных (по сравнению с печатным изданием) средств воздействия на обучаемого (мультимедийное издание), что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал.

  • Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника. В печатном издании таких возможностей две: оглавление и колонтитулы, иногда к ним также относят глоссарий. Однако для практической реализации этих возможностей необходимо листать страницы учебника. В электронном пособии используются гиперссылки и фреймовая структура или карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы.

Резюмируя опыт разработки и практического применения электронного практикума, необходимо определить пути дальнейшего развития и совершенствования разрабатываемых программно-методических материалов. К ним следует отнести следующие:

1. Консолидация электронных ресурсов по дисциплине (опорных конспектов лекций, подборок компактных тематических статей по теоретическому курсу информатики, наборов электронных толковых словарей по компьютерной тематике, видеоуроков для самостоятельного изучения отдельных тем дисциплины, электронных экспресс-тестов для планомерного тестирования результатов усвоения материала, модульных контрольных работ и т.д.) для создания единого электронного программного комплекса дисциплины.

2. Создание развитого поисковый механизм не только в пределах электронного программного комплекса дисциплины, но и вне его. В частности, по гипертекстовым ссылкам можно перемещаться по тексту издания, просматривать рисунки, обращаться к другим изданиям, ссылки на которые имеются в нем (литература и пр.). При использовании сетевых обучающих структур возможно обсудить положения учебника с другими студентами (в электронном читальном зале), оставаясь на своем рабочем месте.

3. Реализация возможности встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента, и на этой основе автоматический выбор соответствующего уровню знаний слоя электронного программного комплекса дисциплины, как указано в следующем пункте.

4. Реализация возможности адаптации изучаемого материала к уровню знаний студента, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания информации. Адаптация основана на использовании слоистой структуры электронного программного комплекса дисциплины, причем в соответствии с результатами тестирования студенту предоставляется слой, соответствующий уровню его знаний.

Литература

  1. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook119/01/part-010.htm

  2. http://www.ics2.ru/blog/iThink/6.php

  3. http://pedsovet.su/forum/32-1566-1

  4. http://paidagogos.com/?p=154

  5. http://ipo.spb.ru/journal/article/409/

  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!