СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка и методика проведения факультативного занятия в школе на тему: «Народы родного края» (8 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка и методика проведения факультативного занятия в школе на тему: «Народы родного края» (8 класс)»

Разработка и методика проведения факультативного занятия в школе на тему: «Народы родного края» (8 класс)


Пояснительная записка

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» Д.С. Лихачев.

Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину.

Факультативные занятия дают возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.

Разрабатывая конспект факультативного занятия на тему «Народы родного края», мы исходили из того, что Татарстан – одна из самых многонациональных республик России. Бок о бок живут и учатся дети разных национальностей. Характерной чертой нашего края является то, что нет акцентов на межнациональные различия, то есть независимо от национальности, вероисповедания, обычаев в семьях, дети одинаково хорошо относятся друг у другу. Наша задача – поддержать это стремление к национальному равенству, а также ознакомить школьников с культурными, ценностями, самобытностью народов Татарстана, подробнее изучить культуру, обычаи своего народа, ознакомиться с его духовным потенциалом, и, конечно же, узнать о других народах, населяющих нашу республику.

Факультативное занятие дает возможность восьмиклассникам расширить свои знания. Занятие дает возможность приобрести нравственные качества.

Главные проблемы факультативного занятия – это:

  • это повышение занятости детей в свободное время;

  • привлечение детей к познанию культурных ценностей народов родного края.

Цель:

  • воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;

  • развитие интереса к изучению окружающего мира.

К задачам факультативного занятия можно отнести:

1) Обучающие:

  • углубленное изучение истории родного края;

  • ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;

  • привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

2) Развивающие:

  • обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

  • организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.

3) Воспитывающие:

  • воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира.

Ход занятия «Народы родного края»

1. Организационный момент: тема факультативного занятия была озвучена ученикам заранее, чтобы они смогли подготовить интересные сообщения о себе, своей семье, о национальном составе своей семьи, обычаях и традициях.

2. Работа по теме факультативного занятия.

Вступительное слово учителя, настрой на занятие, формирование целей факультативного занятия «Народы родного края».

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня на нашем занятии мы поговорим о том, как разных народов проживает на территории нашей республики, как многообразен ее этнический состав, а также о взаимопонимании и дружбе между различными народами Татарстана.

Поэтому тема нашего заседания звучит так: «Народы родного края»

Какие цели мы поставим с вами, которых нужно достичь в ходе нашего урока? Что мы хотим узнать нового? Для чего нам нужны эти знания?

Определение совместно с детьми целей и задач урока.

Учитель: Нельзя не отметить такой момент: среди вас, присутствующих на занятии, также есть представители разных национальностей. Давайте выясним, насколько многонациональна наша небольшая группа.

Выясняется, что среди присутствующих большая часть – это татары и русские. Но есть представители и других национальностей: чуваши, мордва и башкиры. Причем некоторые дети отметили, что внутри их семей имеются представители разных национальностей.

Учитель: Я предлагаю вам составить генеалогическое дерево. Оно даст вам возможность не только проследить свою родословную, но и национальный состав своей семьи.

Каждый из вас получит шаблон генеалогического дерева (шаблоны подготовлены заранее), который вы будите составлять вместе с вашими родными. Полученные результаты обсудим на следующем занятии.

А сейчас давайте прослушаем сообщения о ваших родных и близких, которые вы подготовили.

Ученики рассказывают о своих семьях, обычаях и традициях, которых они придерживаются. Здесь же затрагиваются различные религиозные праздники. Выясняется, что у одной девочки бабушка с папиной стороны – татарка, а с маминой – русская, а оба деда – татары. Это вызывает дополнительный интерес аудитории. Возникает вопрос: каких традиций придерживаются в ее семье? Идет активное обсуждение.

Учитель следит за тем, чтобы обсуждения шли в рамках обозначенной темы.

Учитель: давайте выясним, как давно ваши семьи обосновались в Татарстане. Ведь вероятно, кто-то переехал в республику недавно?

Идет обсуждение, в результате которого выясняется, что часть ребят переехала в Татарстан из других районов России: Башкирии, Чувашии, Кировской области и т.д. У некоторых детей в других регионах живут родственники (бабушки и дедушки), которых они регулярно навещают.

3. Общий вывод по теме занятия:

Учитель: Мы с вами живем в Республике Татарстан, каковы же особенности народов нашей родины? У каждого из нас есть Малая Родина. Как мы выяснили, у одних – это деревня, где живут бабушки и дедушки, у других – это наш город, у третьих – населенные пункты соседних республик. Но главное, несмотря на то, что мы такие разные, нас объединяет взаимопонимание, взаимоуважение и дружба.

Учитель: сегодня мы очень плодотворно поработали, и результатом нашего занятия является тот факт, что мы затронули такие стороны жизни друг друга, о которых раньше не задумывались.

4. Подведение итогов. Мы пополнили знания о жизни разных народов нашей республики. Спасибо за работу. До новых встреч!