СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка индивидуальной карты по работе с одаренным ребенком в средней группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка индивидуальной карты по работе с одаренным ребенком в средней группе»

АКТУАЛЬНОСТЬ



Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, а это особенно важно в дошкольном возрасте. 

Когда одарённые дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперёд. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься. Поэтому на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях таким детям следует предлагать усложнённые варианты заданий, всё это в рамках требований ФГОС.

Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип индивидуально – дифференцированного подхода и окажет помощь детям в развитии их способностей и одарённости. 

  Цель разработки индивидуального маршрута:обеспечить формирование и реализацию потребности обучающегося в самоактуализации, саморазвитии.

         Задачи:

         Научить ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.

         Создать условия для развития целостной структуры личностных свойств обучающегося, позволяющих наиболее успешными способами осваивать учебный материал и раскрыть творческий потенциал.    Активизировать познавательную деятельность обучающегося, повысить роль самостоятельной, творческой,  исследовательской работы;

Основные принципы организации работы с одаренными детьми:
- Обучение на более высоком уровне трудности;
- Создание обогащенной предметной и образовательной среды,

способствующей развитию одаренности ребенка;
- Индивидуализация и дифференциация обучения;
- Использование новых образовательных технологий


Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики. 

Наблюдения за детьми, диагностические обследования позволили выявить и одарённых детей, которых характеризует выраженная активность, устойчивый интерес к разным видам деятельности и сферам

действительности, высокий уровень развития способностей и овладения детскими видами деятельности. 

Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, на Захарову Анну. Проведя с ней диагностику, с помощью методического пособия «Развитие творческих способностей дошкольников» авторов Котовой Е. В., Кузнецовой СВ., Романовой Т. А., я выявила, что Анна проявляет способности к художественному творчеству.

На основе наблюдений, диагностических обследований я составила индивидуальный маршрут для Анны

Особенности развития ребёнка

ФИО: Захарова Анна

Партнёры – родители

Одарённость: художественно- эстетическая

         Портрет одарённого ребёнка

Прекрасная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации, большой словарный запас

;стремление к получению знаний и умений, проявление интереса к новому;

повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;

повышенная, избирательная чувствительность;

имеет обострённое чувство справедливости.

         Склонности: художественное творчество. Много рисует.

         Способности и потенциальные возможности обучающейся:

         Быстро овладевает основополагающими понятиями, легко запоминает и сохраняет информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют ей преуспевать во многих областях знаний.

         Психическое и физическое здоровье:

         Психологические особенности:

Анна имеет характерное опережение в развитие, то есть

-отличается широким восприятием;

-отличной памятью;

-ранним языковым развитием, обладает широким словарным запасом;

-высокой концентрацией внимания.

Особенности организации образовательного процесса

         В результате диагностик было выявлено:

Уровень зрительного восприятия формы – высокий.

Уровень пространственного восприятия – высокий.

Уровень развития кратковременной и долговременной памяти – высокий.

Не испытывает трудности при составлении рассказов.

Фонематическое восприятие в норме.

Наглядно-действенное мышление: высокий уровень.

Наглядно-образное мышление«Разрезные картинки» собирает путем зрительного соотнесения.

Уровень понимания смысла причинно-следственных отношении в норме. Уровень развития как вербального, так и невербального воображения в норме.

Внимание на высоком уровне.

Наблюдается высокая концентрация в различении основных и оттеночных цветов. Различает геометрические фигуры.

Анна в группе со сверстниками очень общительна, доброжелательна, проявляет инициативу. Охотно контактирует со взрослыми. Содержание игровой деятельности разнообразно, умеет пойти на компромисс, уступить, вежлива. В ролевых играх демонстрирует способность к развитию сюжета. 

Девочка обладает достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. С удовольствием слушает чтение произведений. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков. 

Речь развита в соответствии с возрастной нормой. Анна имеет фонетически правильную речь, пользуется относительно богатым запасом слов, употребляет сложные грамматические структуры. В своей активной речи ребенок выражают свои знания, свое понимание окружающей жизни, переживания.

Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами дочери, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная.

Методы, используемые в работе:

1.Словесный (беседы, чтение).

2.Наглядный метод (рассматривание пособий, картин, ИКТ).

3.Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

4.Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

Формы организации деятельности: индивидуальная.

Организация педагогического маршрута

Формы деятельности

дни недели

период

времени

деятельность

детей

индивидуальная деятельность

ОД по изо. Деятельности, кружковая работа

2 раза в неделю

по расписанию НОД

рисование

- обучение различным техникам рисования

Индивидуальные занятия

на следующий день после ОД

утром до занятий

рисование

- показ и обучение различным техникам рисования

Участие в конкурсах, выставках.

по годовому плану

по утвержденному графику

рисование

- участие в районных конкурсах детского творчества;

- участие в конкурсах ДОУ

   

Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута

1.владеет глубокими знаниями, умениями и навыками в области рисунка, живописи, композиции;

2.привит интерес обучающегося  к освоению новых техник  и видов изобразительного искусства;

3. разрабатывает авторские эскизы для своих работ и создает собственные проекты;

4. осуществлен образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями; 

5. развито образное мышление посредством создания художественных образ

План работы

Продолжительность занятий: 1 раз в неделю (четверг – 2 половина дня)

План работы

    




Тема



Задачи





Осенний букет.


Познакомить с техникой пластилинографии, показать некоторые способы её выполнения (налеп, растяжка). Выполнить композицию на цветном картоне.

Яблочки не простые – наливные.

Учить рисовать яблоки на ветке в технике тычкования полусухой жёсткой кистью. Закреплять умение наносить один слой краски на другой.

Ягодка – малинка.

Познакомить с техникой мозаичного рисования ватными палочками. Учить рисовать ягоду цветными точками, оставляя между ними просветы тёмного фона (эффект выложенной мозаики).

Октябрь

Золотая осень.


Познакомить с техникой печатания листьями - «эстамп». Создание в данной технике осеннего пейзажа.

Что нам осень подарила.

Продолжать знакомить с жанром живописи — натюрмортом. Совершенствовать умение рисовать овощи, фрукты различными изобразительными средствами - восковыми мелками, пастелью, фломастерами.

Осень на опушке краски разводила…

Совершенствовать умение передавать в рисунке красоту осеннего лиственного леса. Тампонирование листвы поролоном.

Разноцветные зонты

Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету (внутреннему и внешнему). Развивать чувство ритма.




Ноябрь



Ежик готовится к зиме.



Формировать умение изображать ежика , передавая строение его туловища. Совершенствовать умение вести линии в нужном направлении.

Волшебное зеркало.

Познакомить с техникой рисования на фольге путём выдавливания рисунка («гравирование», или «чеканка»). Развивать чувства ритма, эстетический вкус.

Деревья смотрят в лужи.

Продолжать учить технике кляксография. Закрепить навыки рисования по сырому. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Дымковская мастерская.

Упражнять в технике рельефной лепки и пластилинографии - украшение готовой формы по мотивам дымковской росписи. Развивать цветовосприятие.

Декабрь

Ночью падал первый снег.

Продолжать обучать приемам работы в технике рисования свечой и акварелью

Снегири прилетели

Учить рисовать снегирей в технике «батик». Вызвать эмоциональный отклик на произведения поэзии, описывающие птиц.

Белая сказка зимы.


Закреплять умение рисовать в к технике «эстамп»: печатание листиками пекинской капусты деревьев, композиционно располагая их на листе бумаги. Использовать белую гуашь и темный фон как средство выразительности образа заснеженного леса. Дорисовка дополнительных деталей кистью.

Новогодняя красавица.


Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования вилкой (елка) и печатания штампом из картофеля (елочные игрушки). Совершенствовать умение работать в разных техниках.




Январь

Город снеговиков.

Продолжать знакомство с техникой набрызг Учить использовать белый цвет как выразительное средство передачи сказочной «снежной» атмосферы и колорита (рисование белой гуашью снежных домиков в городе снеговиков и их хозяев). Развивать творческую фантазию и воображение.

Морозные узоры

Закреплять умение рисовать свечой и акварелью, использовать простой карандаш для выполнения предварительного наброска. Развивать творческую инициативу.

Волшебная птица.

Совершенствовать навыки рисования ладошкой. Закрепить умение смешивать краску на палитре.

Полярное сияние

Учить передавать образа красивого природного явления путём комбинирования техник и средств изображения: сполохи полярного сияния — пастелью; снега, льда - пластилином.




Февраль

Снежинки.


Учить передавать образ снежинок через использование техники набрызг по трафарету.

Веселые человечки.


Познакомить с техникой рисования веревочкой. Учить передавать в рисунке силуэт человека в движении.

Пингвины на льдине.


Продолжать учить пользоваться поролоновыми тампонами, наносить оттиск на бумагу с помощью трафарета.

Весёлый снеговик

Закреплять знакомые приёмы работы в технике пластилинографии, показать способы смешивания пластилина разных цветов для получения необходимых оттенков. Формировать цветовосприятие.




Март

Букет для мамы.


Совершенствовать умение рисовать цветы мимозы ватной палочкой в технике тычка. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

Золотая рыбка.


Учить обводить пальцы руки простым карандашом, дорисовывать необходимые детали для создания образа рыбки

Весенняя капель.

Познакомить с техникой рисования штрихом. Учить передавать выразительный образ весеннего явления – капели, зигзагообразной штриховкой. Закреплять навыки рисования карандашом, развивать умение регулировать силу нажима.

Ранняя весна.


Упражнять в технике рисовании по-сырому (предметная монотипия), передавая состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие, умение пользоваться акварельными красками

Апрель

Комнатные цветы.

Продолжать знакомить с техникой штампование (оттиск картофелем).

Знакомитесь - динозавр.

Совершенствовать навыки рисования при помощи ладошки. Закрепить технику рисования пальцами. Развивать фантазию, творческую активность в выборе формы, цвета, дополнительных элементов.

Космические корабли будущего.

Познакомить с техникой рисования «граттаж» (процарапывание рисунка заострённой палочкой). Формировать умение получать четкий контур рисуемого объекта.

В некотором царстве, подводном государстве.

Совершенствовать умение детей рисовать в технике «батик». Изображение различных водорослей, медуз, рыб разной величины.




Май

Белая черемуха под окном качается…

Закрепить умение рисовать ветку черемухи способом тычка. Формировать чувство композиции и ритма.

Праздничный салют Победы

Продолжать знакомить с техникой рисования «граттаж». Развитие творческой фантазии, самостоятельности.

Носит одуванчик разный сарафанчик…

Учить передавать выразительный образ одуванчиков через использование различных техник: набрызг по трафарету (пушистые шарики семян), рисование ватными палочками (стебли одуванчиков). Дорисовка деталей кистью или пастелью (зубчатые листья цветов, травяная лужайка и т. п.).

Мой маленький друг.


Продолжать знакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности.





Результаты индивидуальной работы: результативное участие в конкурсах различных уровней; тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

Рекомендации родителям: рекомендовать родителям дополнительные занятия в изостудии, в школе искусств; посещение выставок, художественной галереи.

Диагностика и критерии результативности развития художественных способностей ребенка

На первом этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной

«Неоконченный рисунок»

Цель: Определение уровня развития творческих способностей.

Материалы: лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка); лист бумаги, с неоконченным рисунком собаки, повторяющийся 12 раз; простые карандаши.

Ребенку предлагалось: в первой серии: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы; во второй серии последовательно дорисовать образ собаки, так, чтобы каждый раз это была разная собака.

Оценка результатов:

0-4 балла–очень низкий результат;

5-9 баллов – низкий;

10-14 баллов – средний;

14-18 – высокий;

19-24 – очень высокий.

Подсчитывается, сколько кружков ребенок превратил в новые образы, сколько нарисовал разных собак. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются.