СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка к уроку по русскому языку. 8 класс. Тире между подлежащим и сказуемым.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым" содержит опорный материал для раскрытия темы урока.

Просмотр содержимого документа
«Разработка к уроку по русскому языку. 8 класс. Тире между подлежащим и сказуемым.»

Цель: Научиться находить в П.П. место для постановки знака «тире». Задачи: вспомнить , что такое подлежащее, сказуемое, какими частями речи может быть выражен тот и другой член предложения.

Цель:

Научиться находить в П.П. место для постановки знака «тире».

Задачи:

вспомнить , что такое подлежащее, сказуемое, какими частями речи может быть выражен тот и другой член предложения.

Что называется подлежащим? Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый, обозначает предмет речи,  действие которого выражается сказуемым. («Современный русский язык» Валгина Н. С.)

Что

называется

подлежащим?

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый, обозначает предмет речи,

действие которого выражается сказуемым.

(«Современный русский язык» Валгина Н. С.)

Сказуемое  — это главный член предложения, который связан с подлежащим;  отвечает на вопросы что делает предмет (или лицо)?, что с ним происходит?, каков он?,  что он такое?, кто он такой? и др. , то есть сказуемое обозначает действие или состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим Что называется сказуемым? + записать – след слайд

Сказуемое  — это главный член предложения, который связан с подлежащим;

отвечает на вопросы

что делает предмет (или лицо)?,

что с ним происходит?,

каков он?,

что он такое?,

кто он такой? и др. ,

то есть сказуемое обозначает действие или состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим

Что

называется

сказуемым?

+ записать – след слайд

Подлежащее сказуемое пример И.С. В И.п + другие Ч.Р. В значении И.С. пример глагол.  На лугу стрекочет кузнечик  На лугу стрекочет кузнечик И.П. (кр. ф. И.П. в предложении всегда сказуемое.) Местоимением в И.п. + другие местоимения Он очень красив осенью Н.ф. глагола И.С. Лес очень красив осенью Точность и краткость – вот первые достоинства прозы Ходить ночью по горам опасно . словосочетание Анютины глазки росли около крыльца.

Подлежащее

сказуемое

пример

И.С. В И.п + другие Ч.Р. В значении И.С.

пример

глагол.

На лугу стрекочет кузнечик

На лугу стрекочет кузнечик

И.П. (кр. ф. И.П. в предложении всегда сказуемое.)

Местоимением в И.п. + другие местоимения

Он очень красив осенью

Н.ф. глагола

И.С.

Лес очень красив осенью

Точность и

краткость – вот

первые

достоинства

прозы

Ходить ночью по горам опасно .

словосочетание

Анютины глазки росли около крыльца.

вид функции выделения Значок Обозначить границы синтаксической конструкции, которая дополняет, поясняет члены предложения; разделения = отделения интонационно-смысловое выделение частей предложения , Обозначить границы между независимыми предложениями, однородными членами, ПП в составе СП. завершения  (…)  - …-  , … ,  «…» Указывает на тип предложения по Ц.В., ЭМОЦ, ОКРАСКЕ.  ; // : // - конструкций, содержащих обращение или отношение говорящего к своему высказыванию  ? ! . ,

вид

функции

выделения

Значок

Обозначить границы синтаксической конструкции, которая дополняет, поясняет члены предложения;

разделения

=

отделения

интонационно-смысловое выделение частей предложения ,

Обозначить границы между

независимыми предложениями,

однородными членами,

ПП в составе СП.

завершения

  • (…)
  • - …-
  • ,,
  • «…»

Указывает на тип предложения по Ц.В., ЭМОЦ, ОКРАСКЕ.

  • ; // : // -

конструкций, содержащих обращение или отношение говорящего к своему высказыванию

? ! .

  • ,

Итак , «ТИРЕ» – выделение или разделение? «Тире между подлежащим и сказуемым в П.П.»

Итак , «ТИРЕ» – выделение или разделение?

«Тире между подлежащим и сказуемым в П.П.»

Постановка тире связана только с формой главных членов.

Постановка тире связана только с формой главных членов.

№ схема 1 пример [ __(И.С. И.п.) - === (И.С. И.п.) ] 2 [ __(И.С. И.п.) -  это === (И.С. И.п.) ]  вот Белоснежка – главная героиня известной детской сказки… 3  + значит Красота  – это страшная сила… [ __(И.С. И.п.) - === (Н.Ф глагола) ] 4 [ ____(Н.Ф. гл) - ===(Н.Ф. гл.) ] Наша задача – успешно закончить школу. Друга спасти – высшая честь. 5 [ ____ (числит) - === (числит) ] 6 Учить других – учиться самому [ ____ (числит) - === (И.С. И.п.) ] Два и три - пять Мой рабочий день – восемь часов

схема

1

пример

[ __(И.С. И.п.) - === (И.С. И.п.) ]

2

[ __(И.С. И.п.) - это === (И.С. И.п.) ]

вот

Белоснежка – главная героиня известной детской сказки…

3

+ значит

Красотаэто страшная сила…

[ __(И.С. И.п.) - === (Н.Ф глагола) ]

4

[ ____(Н.Ф. гл) - ===(Н.Ф. гл.) ]

Наша задача – успешно закончить школу.

Друга спастивысшая честь.

5

[ ____ (числит) - === (числит) ]

6

Учить других – учиться самому

[ ____ (числит) - === (И.С. И.п.) ]

Два и три - пять

Мой рабочий деньвосемь часов

Личным местоимением и И.С .: Он скептик . Однако , если логическое ударение падает на подлежащее, то «тире» ставится. Я – человек не гордый Любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание «НЕ»  или слова «КАК»,  «ТОЧНО»,  « КАК БУДТО » (т.е сравнительные союзы) : Бедность не порок.  Пруд как сталь.
  • Личным местоимением и И.С .:

Он скептик .

  • Однако , если логическое ударение падает на подлежащее, то «тире» ставится.

Я – человек не гордый

  • Любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание «НЕ»

или слова «КАК»,

«ТОЧНО»,

« КАК БУДТО » (т.е сравнительные союзы) :

Бедность не порок.

Пруд как сталь.

№ Схема. 1 [ __( И.С. И.п .) - === ( И.С. И.п. ) ], а [ __( И.С. И.п .) - === ( И.С. И.п. ) ].

Схема.

1

[ __( И.С. И.п .) - === ( И.С. И.п. ) ], а [ __( И.С. И.п .) - === ( И.С. И.п. ) ].

№ Схема. 2 [ ___(Н.Ф. гл) - ===(Н.Ф. гл.) ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11,12 13 14

Схема.

2

[ ___(Н.Ф. гл) - ===(Н.Ф. гл.) ]

3

4

5

6

7

8

9

10

11,12

13

14

№ Схема. 1 2 3 сказуемое имеет отрицание «НЕ» - тире не ставим. 4 5 6 7 8 9 10 11,12 13 14

Схема.

1

2

3

сказуемое имеет отрицание «НЕ» - тире не ставим.

4

5

6

7

8

9

10

11,12

13

14

№ Схема. 1 2 3 4 5 С.П., каждая часть содержит сказуемое , которое имеет отрицание «НЕ» - тире не ставим. Самостоятельная работа 6 7 8 9 10 11,12 13 14

Схема.

1

2

3

4

5

С.П., каждая часть содержит сказуемое , которое имеет отрицание «НЕ» - тире не ставим.

Самостоятельная работа

6

7

8

9

10

11,12

13

14

№ Схема. 1 2 3 4 5 [ __( И.С. И.п .) - === ( И.С. И.п. ) ]. 6 [ ___ (С/С в знач И.С) - === (числит.) ] 7 [ ___ (числит) - === (И.С. И.п.) ]. 8 [ __( И.С. И.п .) - === ( И.С. И.п. ) ], [ __( И.С. И.п .) - === ( И.С. И.п. ) ]. 9 [ ___(Н.Ф. гл) - ===(Н.Ф. гл.) ] 10 [ __( И.С. И.п .) - === ( И.С. И.п. ) ]. 11,12 сказуемое имеет отрицание «НЕ» - тире не ставим. 13 [ __( И.С. И.п .) - === ( И.С. И.п. ) ]. 14 [ __( И.С. И.п .) - === ( И.С. И.п. ) ].

Схема.

1

2

3

4

5

[ __( И.С. И.п .) - === ( И.С. И.п. ) ].

6

[ ___ (С/С в знач И.С) - === (числит.) ]

7

[ ___ (числит) - === (И.С. И.п.) ].

8

[ __( И.С. И.п .) - === ( И.С. И.п. ) ], [ __( И.С. И.п .) - === ( И.С. И.п. ) ].

9

[ ___(Н.Ф. гл) - ===(Н.Ф. гл.) ]

10

[ __( И.С. И.п .) - === ( И.С. И.п. ) ].

11,12

сказуемое имеет отрицание «НЕ» - тире не ставим.

13

[ __( И.С. И.п .) - === ( И.С. И.п. ) ].

14

[ __( И.С. И.п .) - === ( И.С. И.п. ) ].

Какие члены предложения вспомнили на уроке…? Какому знаку препинания учились находить место в П.П.? «Тире» , в рассматриваемом случае – знак выделения, отделения или имеет какую-то другую функцию? (слайд №8) Перечислите варианты постановки тире в П.П.?
  • Какие члены предложения вспомнили на уроке…?
  • Какому знаку препинания учились находить место в П.П.?
  • «Тире» , в рассматриваемом случае – знак выделения, отделения или имеет какую-то другую функцию? (слайд №8)
  • Перечислите варианты постановки тире в П.П.?
Теория – запись в тетради или с 153 учебника; № 202 с 155.
  • Теория – запись в тетради или с 153 учебника;
  • № 202 с 155.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!