СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного час: "Нет у нас права забыть"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал рассказывает об александровцах-героях ВОв

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного час: "Нет у нас права забыть"»

ГО «АлександровскСахалинский район»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1







Конкурсная работа по теме:


«Вот и нет у нас права забыть,

Чем они заплатили за это»


(сценарий внеклассного мероприятия

по гражданско-патриотическому воспитанию личности

в общеобразовательном учреждении)





















Выполнила:

Максютова Ольга Михайловна,

учитель русского языка и литературы



Александровск –Сахалинский


2017

Тема : Вот и нет у нас права забыть,

Чем они заплатили за это.

Цель:

  • воспитание у учащихся любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, за свой город, родную школу, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Задачи:

  • воспитать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества,

  • расширить знания учащихся об авторах-земляках, которые писали о Великой Отечественной войне;

  • содействовать развитию творческих способностей.

Форма проведения: литературная композиция для 9-11 классов.

Методы: исследовательский, частично – поисковый, выразительного чтения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, книжная выставка

Участники: ученики 9-11 классов, приглашённые гости


Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя.

Какие великие праздники отмечает наш народ?

В 2015 году этот праздник будет не совсем обычным .

Мы будем отмечать 70 – е Победы над фашистской Германией .

70 лет Победы нашего народа в очень тяжёлой и кровопролитной войне.

Слайд1.

Мы живём на прекрасном острове–Сахалине. Сахалин – наша малая Родина, наш родной край. Свою Родину нужно не только любить, но и изучать. Вот как пишет наш земляк Евгений Михайлович Чуносов, врач, о нашем крае:

Сахалин – удивительный клин,

На котором сошёлся свет,

На земле он такой один, -

И прекраснее места нет.

Слайд 2.

1 ведущий. Более полувека отделяет нас от времён Великой Отечественной войны…Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут, как очевидцы и участники, рассказать о том, чем была война для нашей страны. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны.

Демонстрация фрагмента начала войны.

Слайд3.

2 ведущий. Громким эхом отозвалось на Северном Сахалине известие о нападении фашистской Германии на нашу страну. Всюду: на угольных рудниках, на нефтяных и рыбных промыслах, в колхозах и совхозах состоялись митинги, собрания в поддержку правого дела за независимость Родины. На второй же день в военкоматах лежали груды заявлений об отправке в действующую армию. Многие из сахалинцев ушли на фронт. Оставшиеся в тылу взяли на себя трудную ношу работать за двоих, за троих. Документы тех дней ярко свидетельствуют о широких стремлениях сахалинцев, в том числе александровцев, сделать всё возможное для разгрома гитлеровцев.

Фрагмент речи Молотова.

3ведущий. Вот резолюция первого совещания стахановцев Александровского района: «Война, жестокая, кровавая длится уже более трёх месяцев. Стране в военные дни надо во много раз больше вооружения, металла, нефти, угля, продовольствия, и каждый патриот Родины считает своим священным долгом работать по-военному».

Слайд 4.

1 ведущий. Долгих 1418 дней длилась Великая Отечественная война. Разгром фашизма принёс облегчение нашему народу. Но для сахалинцев наступило лишь затишье. Начались боевые действия на острове. Основной театр сражений развернулся на памятной пятидесятой параллели, у Харамитогских высот, где противник создал мощный, неприступный, по его мнению, укрепрайон.

2 ведущий. Недолгой была война с империалистической Японией, но и она принесла много бед. Сотни александровцев сложили головы, освобождая исконно русские земли, а всего их за время войны погибло свыше тысячи человек.

3 ведущий. Это в честь солдат-освободителей в городе установлен обелиск. На нём начертаны слова признательности за подвиг, за верность солдатскому долгу: «Вечная слава героям, павшим за освобождение Южного Сахалина и Курильских островов!»

1 ведущий. Отгремели бои на Харамитогских высотах, на юге Сахалина, и александровцы возвратились к мирному труду. Вот уже изменился облик города, а память человеческая всё чаще и чаще возвращалась в героическое прошлое.

Слайд5.

2 ведущий. Наши земляки-александровцы, знаменитые и совсем ещё не известные, многие лирические строчки посвятили Великой Отечественной войне.

Неизгладимый след в душе каждого александровца оставляет творчество Николая Емельяновича Золотова. Нам, учащимся средней школы № 1, его творчество дорого вдвойне: он был учеником нашей школы.

Николай Емельянович – коренной сахалинец, потомок каторжан, родился в 1921 году в селе Михайловка и, несмотря на жестокие удары судьбы, постигшие его в родном краю, остался верен своей малой Родине. А пережил он многое: несправедливый арест в 1937 году, расстрел дяди - Фёдора Фёдоровича, тяготы военного времени, в том числе битву под Сталинградом.

Слайд 6.

3 ведущий. Вот строки его воспоминаний, посвящённых тому жестокому времени: «Я был призван в армию в мае 1942 года. Летом этого же года, в июле-августе, был под Сталинградом. Первое, что запомнилось, так это бомбёжка нашего и других эшелонов на станции Ртищево, когда из нашего эшелона было убито несколько человек, разбит паровоз, повреждены вагоны.»

Особенно Николаю Емельяновичу запомнилось, когда бомбили и обстреливали их пароход, на котором он плыл от пристани Владивостока до Сталинграда. Тогда погибло 20 человек. Затем их вернули за Волгу и довезли до села Владимирова Астраханской области, а оттуда пароходом в Сталинград.

Слайд 7

1 ведущий. Что такое Сталинградская битва? Это огонь, дым, рёв самолётов и вой бомб, разрывы снарядов и мин. И так это длится почти круглые сутки… Воспоминания о Сталинградской битве поэт так и называет «Сталинград». (На фоне песни «Горячий снег»)

Читает 1 чтец.

Который день гремит кромешный ад,

Как в диком вое бомбы рушат зданья.

Горит земля и город Сталинград,

И кровь, и смерти близкое дыханье.


Клубится дым, и пулемёт стучал,

И путались в смертельном бое даты,

И шли на свет пожарищ по ночам

На место павших новые солдаты.


Дымит рассвет, плывёт моторный вой,

И всем живым опять на край передний,

Одни пойдут сегодня в пятый бой,

А кто-то…кто-то в первый и последний.


А сколько их под городом лежат,

Зарытых без салюта и надгробья,

Без боевых заслуженных наград

И без фанерных звёзд у изголовья.


Для них другой земли на свете нет,

Но день придёт, они об этом знали,

Себя отдали в восемнадцать лет,

Но только город, город не отдали.


Герой–солдат, ему казалось:

Остановилось время в пляске ада

И что над Волгой солнце поднялось,

Окрашенное кровью Сталинграда.


2 ведущий. Не оставляют равнодушными стихотворения Н.Е.Золотова о войне, особенно дорого глубокое размышление, в котором звучит наказ, нам, живущим сегодня. Стихотворение называется «Долг и память».

Слайд8.

Читает чтец 2. (На фоне песни «Офицеры»)

Не улеглись военных лет печали,

И боль потерь по-прежнему сильна,

Не всем сегодня голубеют дали,

О что же ты наделала, война.


Подумать страшно, сколько ты убила,

Кто потерял родительский порог,

А сколько ты счастливых разлучила

И сколько перепутала дорог!


За тех, кто пал, и жить нам, и работать,

Они своё отдали нам сполна,

И жизнь свою, и песни, и заботы,

И чашу нашу ту, что выпита до дна.


И мы живём, работаем, мечтаем,

И Родина их подвиг бережёт,

Мы дети тех, кто мы внуки их, мы знаем:

Тот подвиг нас на подвиги зовёт.


С трудом большие заживают раны,

Но жизнь, есть жизнь, она своё берёт,

Уходят понемногу ветераны,

А молодое движется вперёд.


Нам не забыть ни рядовых, ни ротных,

Их нет, но мы их помним и живём.

Друзья! Потомки! Помните о мёртвых,

Но думайте, живые, о живом.

Слайд 9.

3 ведущий. Но Николай Емельянович нашёл в себе силы жить и бороться за светлое будущее. Он работал директором Хоэнской семилетней школы, Михайловской семилетней школы, а в 1951 году возглавлял Александровский отдел народного образования. Зарекомендовал себя как творчески мыслящий, умеющий находить контакты с коллегами, инициативный и деятельный человек. Избирался председателем исполкома, на этой должности проработал четыре года. Кроме того, Н.Золотов был парторгом совхоза «Оленевод», заместителем начальника управления культуры, председателем Курильского райисполкома.

Слайд10.

1 ведущий. Дни жестокого заточения в застенках Армудана навсегда остались в сердце Николая Емельяновича. Физическое освобождение не дало освобождения душевного. «Мне шёл девятнадцатый год, когда меня освободили, и передо мной не раз вставал вопрос: « Что делать и как жить дальше с клеймом « врага народа»? Однако надо жить. Я, конечно, не мог тогда предположить, что буду учителем, директором школы, заведующим гороно. Я не мог и подозревать, что буду председателем райисполкома на той земле, где дед мой ходил в кандалах, и уж никак не мог представить, что буду депутатом и поеду в Москву».

2 ведущий. Вот и прочтены стихотворения Н.Е.Золотова, вот и пережиты вместе с автором заточения в стенах Армудана, свист пуль и разрывы бомб над Сталинградом, тоска по Родине и одиночество в далёкой Корее. И можно ли теперь остаться равнодушным к слезам матери, потерявшей сына, к сединам ветерана, прошедшего войну, к стону берёз, гибнущих от варварства и беспечности человека? Ответ может быть только один, и ради этого написаны стихотворения Николаем Емельяновичем. Ради этого он жил и работал, не склоняя голову под ударами судьбы, черпая силы в нежной и искренней любви к своему родному и милому сердцу сахалинскому краю.

3 ведущий. С трепетным чувством мы читаем строчки:

И до сих пор ещё при лунном свете

Мне снятся сказки дремлющих берёз,

Как хорошо, что я все чувства эти

Через поля военные пронёс.

Слайд10.

1 ведущий. Нас, жителей города Александровск–Сахалинского, покоряют великая любовь и восхищение нашей землёй:

В те места, где над рекою ива,

Мы влюбились, друг мой, я и ты

В синеву Татарского пролива,

В наши сахалинские хребты.

2 ведущий. Для Николая Емельяновича, прошедшего войну, дорога история города Александровска:

Необъятный простор-скалы, чайки и море,

И пугала та даль, и звала,

Было что-то от нас в этом диком раздолье,

Где нам жить, где нас ждали дела…

Каждая строчка его стихотворений пронизана нежностью, теплотой, уважением к людям и гордостью за родные места. И, прочитав его стихи, нельзя не воскликнуть: «Мой Сахалин-моя любовь!»

3 ведущий. Время нельзя остановить. Оно продолжает свой размеренный бег. И вот уже о нашем любимом Александровске пишут молодые авторы, о нём слагают песни, возникает бардовское движение. К нам приезжают люди со всего Сахалина, чтобы выступить на конкурсе «У Татарского пролива».

Слайд 11,12

1 ведущий. Тема Великой Отечественной войны, каждодневного подвига скромного солдата занимает достойное место в лирике нашего главного врача- Чуносова Евгения Михайловича.

2 ведущий. Евгений Михайлович родился на Брянщине. По окончании Курского медицинского института приехал на Сахалин. Наш город стал ему родным и близким. В печати появились его первые стихи, а потом стал печататься в периодических изданиях Сахалинской области.

3 ведущий. В историко-краеведческом музее нашей школы хранятся летописи, которые рассказывают о важных событиях. Вот одна из многочисленных страниц летописи.

1 ведущий. «22 июня 1941 года 10-б класс встречал рассвет на море, чтобы полюбоваться на любимые Три брата. Учителя, родители и ученики пели песни, смеялись, танцевали. Как же было всем весело! А на следующий день мальчики пошли в военкомат. А дальше похоронки, похоронки…»

2 ведущий. Евгений Михайлович на юбилее нашей школы прочитал стихотворение, посвящённое этому героическому выпуску1941года. Вот так оно звучит:

3,4 чтецы:

Знаю, есть потолки белей!

Знаю, есть дворцы-исполины,

Но дороже мне твой юбилей,

Школа первая на Сахалине!


Здесь учились наши отцы,

…Тяжелея от доброго груза,

Разлетались во все концы

Необъятнейшего Союза!


Разлетались, как их гнезда,

Из-под чистого свода.

Но тебя не забыть никогда

Выпускной 41-го года!


Проходила война по судьбе,

Лютым зверем по землям Советским,

И ребятам 10 «Б»

Та война вручила повестки.


В фронтовые дороги-пути,

Разве можно не помнить такого?

Предстояло ребятам уйти

Роно за день до выпускного.


Только день отделяет их

От заветного школьного бала.

Мы порою не ценим миг.

Целый день? Это много? Мало?


Как хотела ты им помочь!

Как упрашивала военкома!

Чтоб оставить на день. На ночь!

Хоть на сутки оставить дома.


И добилась!.. Но бал зато

Был такой…Не имел он равных!

Из ребят не вернулся никто.

Стала песней безумству храбрых.


Знаю, есть потолки белей!

Знаю, есть дворцы-исполины.

Только есть ли ещё юбилей,

Как у школы на Сахалине!

Слайд12. (Звучит песня «День Победы»)

3 ведущий. Молодое поколение 21 века равняется на ветеранов Великой Отечественной войны, свято чтят традиции старшего поколения. Одна из них -это делопроизводитель нашей школы Козьмина Татьяна Лаврентьевна, которая пишет замечательные стихи. Их обязательно читает на митинге, посвящённом празднику Победы. Одно из стихотворений она так и назвала –«С праздником Победы!»

Чтец 5:

Хоть не слышали мы, как пули свистят

И не слышали взрыва гранаты.

Но обязаны помнить погибших солдат-

Это будет им выше награды…


Низкий поклон всем, кто живой,

Кто не дожил на войне до Победы,

Кто рядом с нами теперь живёт,

Скромно очень, совсем неприметно.


И награды свои лишь достанут тогда,

Когда день настанет особый…

Когда будут друзей фронтовых вспоминать,

Утирая украдкой слёзы…


Этот праздник волнующий –очень велик!

Это праздник –радости, грусти…

В этот день мы помним, скорбим и чтим

Всех солдат, что легли под пули.


Заслонили собою страну,

Защитили и нас с тобою.

И потому мы в неоплатном долгу

За мирное небо над головою…

Слайд 13.

1 ведущий. Анастасия Потапова, выпускница нашей школы, обращается к ветеранам Великой Отечественной войны с такими словами:

Чтец 7: (Звучит песня «Тёмная ночь»)

Дождь и тихие слова…

Оставила раны на сердце война.

Кровь и слёзы матерей,

Нам не забыть минувших дней.

Танки, гранаты, взрывы и глина.

Рядом с окопом взрывались мины.

Строчил пулемёт, падал каратель,

Непрошенный гость, завоеватель.

Но юные наши прадеды, деды

Ценой своей жизни добились Победы.

Но осталось их много на полях боевых

Красивых, здоровых и молодых.

Без вести пропало много юнцов,

А сколько детей не дождалось отцов!?

А сколько б ещё их родиться могло!?

Но страшное время всё отняло.

И шли похоронки в родные дома

О том, что солдат не вернётся уже никогда.

А где-то в окопе парень письма писал,

Как сегодня два танка и фрицев взорвал.

Но не успел дописать он последнюю строчку.

Убили его…на этом точка.

Мы, ныне живущие в мирное время,

Хотим перед ними встать на колени…

Благодарны мы тем, кого больше нет,

За чистое небо, за солнце, за свет.

А у тех, кто живой, не болят пускай раны…

Спасибо за всё, Вам, ветераны!

2 ведущий. Вот и подошёл к концу наш рассказ о людях, которые писали и пишут о событиях Великой Отечественной войны. Но летопись на этом не заканчивается. Она продолжается и будет продолжаться, а пишет её поколение молодых горожан. Пишет трудом, приверженностью к родному краю, внося в неё всё новые и новые замечательные страницы, склоняя свои головы перед подвигом нашего народа:

Чтец 8.

Они нам завещали хранить

Всё, что было их кровью согрето,

Вот и нет у нас права забыть,

Чем они заплатили за это.


Их вела до победной весны

Верой в правду рождённая сила,

Слава Вам, ветераны войны,

Ветераны и флота, и тыла.

Слово учителя. Вот и подошёл к концу наш классный час. По Вашим лицам я вижу, что он никого не оставил равнодушным. А сейчас мы всем классом пойдём возлагать цветы к памятнику погибшим александровцам в годы Великой Отечественной войны.

































Заявка на участие

в конкурсе среди педагогических работников на лучший сценарий внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию личности, посвящённого празднованию 70-й годовщины Победы.



ФИО участника (полностью)

Максютова Ольга Михайловна

Ученая степень, ученое звание


Место работы

г.Александровск –Сахалинский,

МБОУ СОШ №1

Должность

учитель русского языка и литературы

Почтовый адрес образовательного учреждения, рабочий и домашний телефоны, факс, e-mail.

694420

г.Александровск –Сахалинский,

ул. Карла Маркса, 28

рабочий телефон – 8 4243442192,

домашний телефон -84243445299,

[email protected]

Тема конкурсной работы

Тема Великой Отечественной войны в творчестве моих земляков -александровцев

Номинация

разработка внеклассного мероприятия







Дата Подпись









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!