Классный час
«Что значит быть патриотом?»
3класс
Классный руководитель: Митюра Н.И.
Цель:
• Воспитание у учащихся чувства патриотизма, определить роль патриотизма в жизни современного общества.
Задачи:
Образовательные
• Познакомить учащихся с понятием «патриотизм», с основными чертами патриота и его личности, с ролью патриотизма в будущем страны.
• Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу.
Развивающие
• Формировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.
• Развивать волевые качества обучающихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания
Воспитательные
• Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории;
• Воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества.
Оборудование: картинки, портреты А. Невского, А.В. Суворова.
На доске: Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.
Василий Розанов.
“Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.
Словарь С.И. Ожегова
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1.Вступительное слово.
Ребята, сейчас в школе проходит месячник патриотического воспитания.
И тема нашего классного часа сегодня: Что значит быть патриотом?
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился.
… Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью». Найдите синонимы к слову Родина. (Отчизна, Отечество).
Стихи читает ученица:
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной любимый двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Ребята, какие пословицы о Родине вы знаете?
- Родная землица и во сне снится.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Дома и стены помогают.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Без любви к человеку нет любви к Родине.
– Ребята, во имя чего наши далекие предки совершали подвиги, жертвовали своей жизнью? ( Во имя Родины)
Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы ответить на вопрос: « Что значит быть патриотом».
А для начала давайте, подробно разберем, что означает понятие патриотизм и кто же такой патриот?
Примерные ответы учащихся
На доске:
«Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».
“Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.
2. Информационный блок
– Давайте обратимся к истории Государства Российского. С далеких времен наша страна подвергалась нападениям и военным вторжениям, но так и не была побеждена. Наши предки, ценой своей жизни и свободы отвоевали нашу Родину - Россию. Давайте познакомимся с истинными патриотами Отечества.
1)-Взгляните на первый портрет: А. Невский — кто из нас не знает это имя?
Князь А. Невский прожил всего 43 года, он стал князем в 16 лет, в 20 – победил шведов в битве на реке Нева, а в 22 года – одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. И было прославлено его имя. А затем он своей осторожной политикой уберег Русь, дал ей окрепнуть, оправиться от разорения. Он - родоначальник возрождения России!
2)Посмотрим на второй портрет А. В. Суворова, который не проиграл ни одного сражения.
«Безверное войско учить, что перегорелое железо точить, – говорил А.В.Суворов. – Все начинайте с благословления Божия и до издыхания, будьте верны своему Отечеству».
– Значит и патриотизм, и вера людей в Россию были слиты воедино в русском народе.
– Обратите внимание на третью фотографию (звучит музыка «Священная война»). Что на ней изображено?(Ответы детей)
Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая страшная война в истории человечества.
– Почти 76 лет отделяет нас от последних сражений и кровавой войны. Чувство истинного патриотизма, искренняя любовь к Отчизне, убеждённость в правоте и справедливости нашей борьбы, – вот те источники, из которых черпал свои силы наш многонациональный народ в годы войны.
3.Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?» (ответы детей)
«Патриот - это человек, который любит свою родину, готов её защищать, но вовсе не обязательно с оружием в руках. Знать и принимать историю своей страны, как бы о ней не говорили - это важно, и особенно сегодня»
Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами”
«Настоящий патриот должен знать историю своей страны. «А я считаю, знание государственной символики - это тоже проявление патриотизма.
Читают ученики:
Кто такие патриоты? Это папа мой и я,
Это все мои соседи, мама, бабушка моя.
Патриот – мой друг Серёжка, мы с ним кормим птиц зимой,
Чтобы птицы, улетая, возвращались вновь домой.
Это дворник Дядя Коля. Очень любит красоту.
Чтобы стал наш дворик краше, он наводит чистоту.
Это врач в халате белом, лечит горло у ребят,
Лечит будущих учёных, лечит будущих солдат.
Это школьники за партой, это воины в строю.
Все они и мы с Серёжкой любим Родину свою!
Быть патриотом,… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью своего народа,
Которую не смог никто подмять.
А сейчас каждый из вас задумается, что он может сделать для Родины, чтобы наша страна стала еще лучше, а вы проявили себя как настоящие патриоты, а в этом вам поможет вот эта фуражка, если уж военные могут совершать в них подвиги, то и мы сможем стать настоящими патриотами современной России.
4. Игра «Что я сделаю для Родины»
Учитель, надев шапку, должен сказать, что он сделает для Родины. После его ответа, игра продолжается, ученик, передав шапку должен сказать, что он может сделать для Родины.
( Примерные ответы: Я посажу дерево; Я построю дом; Я буду олимпийским чемпионом, и завоёвывать победы; Я буду любить и почитать свою Родину; Я буду защищать свою Родину).
Передают берет и рассказывают, что сделают для Родины.
Читают ученики:
Что значит Родину любить?
Любить ее народ.
И бережно его хранить
от горя и невзгод.
Хранить природы чистоту
и рек не отравлять.
Ее ландшафтов красоту
ничем не засорять.
Ее сокровища хранить
и значит: Родину любить.
Беречь родную нашу речь
и значит: Родину беречь.
Поступки добрые свои
дарить народам всей Земли.
5.Заключительное слово учителя
Мне бы очень хотелось, чтобы вы стали достойными гражданами нашей Великой страны, как наши деды и прадеды, защитившие Родину от фашизма, как герои - космонавты, прославившие Россию во всем мире, как ваши близкие люди - добрые, трудолюбивые. Трудно быть настоящим патриотом своей страны, но это очень почетно!
Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолеть! Чтобы с гордостью сказать: "Я – гражданин. Я - патриот своей Родины!"