Классный час "Они прославили Россию"
Цель:
- Формирование гражданственности, патриотизма, чувства гордости за свое Отечество , за свою малую Родину.
Развитие интереса к истории своей страны, выдающимся личностям.
Задачи:
- Способствовать повышению интереса к культурному и историческому наследию своего родного края.
- Воспитывать чувство товарищества.
- Повышать мотивацию к изучению героических страниц истории России.
- Развивать познавательный интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение выдающихся людей страны.
Оборудование: компьютер,листы А-4, шариковые ручки, магниты,книга amet (история, отлитая в металле) редактор Е.В. Штубова.
Ход классного часа:
-Ребята, посмотрите на 1 слайд и определите тему классного часа.
(Презентация)
- Сегодня мы поговорим о нашей замечательной стране – о России.
-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “Россия?”
-Наша страна – это большое независимое государство с бескрайними степями, плодородными землями, густыми лесами, полноводными реками и необозримыми полями. Но славится страна, в первую очередь, людьми: спортсменами, врачами, поэтами, композиторами, художниками, учеными.
-Каких известных людей вы можете назвать?
-Предлагаю вам проверить, насколько хорошо знаете своих соотечественников, которые внесли весомый вклад в историю государства, прославили страну в области освоения космоса, совершили какие-то научные открытия.
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие.
1 станция «Великие полководцы»
Учитель: Великие полководцы и флотоводцы, во все времена вершили славную историю нашей могучей страны, служили ей верой и правдой. Они делали всё возможное для того, чтобы наша страна была свободной, независимой, могучей державой.
- Назовите имя создателя военно-морского флота в России и организатора школ, где готовили к морской службе. О нем Александр Сергеевич Пушкин сказал такие слова:
"То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой.
На троне вечный был работник. Правильный ответ: Великий царь Петр 1
Чтобы торговать с другими странами, России необходим был выход в Балтийское море. Чтобы открыть этот путь, необходимо было иметь хороший военный флот и морской путь. Для строительства флота нужны были специалисты. Пётр 1 отправился за границу учиться морскому делу. За время пребывания за границей Пётр сам овладел 12 специальностями, в некоторых из них он мог потягаться с лучшими мастерами.
2 станция - «Великие учёные и деятели науки»
Учитель: Ребята, 8 февраля отмечается День Российской науки. В нашей стране всегда было много талантливых, выдающихся деятелей, внесших большой вклад в российскую и мировую науку. Мы должны помнить, ценить и знать имена великих сынов России, которые своим трудом и знаниями обогатили мир.
- Вам необходимо назвать имена нескольких ученых. (ответы детей).
Назовите имя академика, русского ученого, реформатора русского языка, поэта, историка и художника. Движимый стремлением к знаниям, в 19 летнем возрасте он пешком приходит в Москву и поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. Он был создателем первой химической лаборатории в России при академии наук, в которой ученый занимался исследованием веществ и разрабатывал новые способы получения материалов.
Правильный ответ: Михаил Васильевич Ломоносов.
- Ломоносов прославился открытиями в различных областях науки. Например, его самым известным и масштабным достижением в области астрономии стало открытие у планеты Венеры атмосферы. Кроме того ему принадлежит усовершенствование устройства телескопа.
3 станция- «Покорители космоса»
Учитель: Неизведанные просторы Вселенной всегда были загадкой для человека. Стремясь постичь эти тайны в ХХ веке
началось освоение космического пространства. Космонавты -это смелые, отважные и физически подготовленные люди, всегда готовые на самопожертвование. Каждый из них – герой. Известные на весь мир представители профессии стали первооткрывателями в своем деле.
-Вам необходимо назвать имена трех известных космонавтов. ( ответы детей).
-Назовите имя летчика-космонавта, который первым из землян совершил космический полет на корабле "Восток". За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а день его полета в космос был объявлен праздником - “Днём космонавтики.”
Правильный ответ: Юрий Алексеевич Гагарин.
-Первый свой самостоятельный полет Юрий Гагарин совершил на самолете Як-18 после окончания Саратовского аэроклуба. В честь этого летчика- космонавта был переименован его родной город Гжатск.
Вопрос 2.
- Назовите имя женщины-космонавта, которой присвоен почётный титул «Величайшая
женщина XX столетия». Свой космический полёт она совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Одновременно на орбите находился космический корабль Восток-5, пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.
Правильный ответ: Валентина Владимировна Терешкова.
4 станция- «Выдающиеся люди — наши земляки.»
Мы с вами живем в городе Aша. Градообразующее предприятие – Металлургический завод. За время его существования сменилось немало директоров. Каждый из них внес неоценимый вклад для того, чтобы завод рос, развивался, используя новейшее оборудование и технологии, выпускал товары из металла, сталь…
В 1959 г. в составе предприятия уже появился листопрокатный цех №2 со станами горячей прокатки и холодной прокатки для прозводства тонкого листа из нержавеющих и жаростойких марок сталей и сплавов. Потребителями этой продукции стали химическое машиностроение , авиа-и ракетостроение. Ашинский листовой прокат начали использовать при изготовлении ракетных двигателей. Активно решались социальные проблемы. Но предприятие стало убыточным. Перспектив к исправлению такого положения не просматривалось.
Ситуация поменялась в 1960 г., когда новым руководителем стал Александр Константинович Соловков (1912-1983 г. ж.) Родом он был из пензенских крестьян. Рано оставшись без отца, помогал матери по хозяйству и в воспитании младших сестренок. Из среды сверстников парня выделяла неуемная тяга к знаниям. Уже с юных лет он заведовал начальной сельской школой, а в 1934 г. поступил учиться на рабфак. Окончив подготовительный курс, Александр переехал в город Магнитогорск и пошел работать на металлургический комбинат подручным сталевара мартеновского цеха. Спустя год поступил учиться на дневное отделение факультета сталеплавильного производства горно- металлургического института. В 1942 г. Александр Константинович продолжил работу на Магнитогорском комбинате- вначале специалистом, позднее начальником цеха.
Обком партии направил Соловкова А. К. в г. Ашу поднимать старый планово- убыточный завод. Предприятие оказалось крайне запущенным. Реконструкцию начали с доменного цеха. Одна из домен остановилась на капитальный ремонт. Ее решили не только отремонтировать, но и реконструировать. Вскоре такому же обновлению подверглась и вторая домна. И вот желанный результат: выплавка чугуна выросла на треть, производительность труда — почти на половину. Ашинские металлурги стали пионерами в применении обожженных сидеритовых руд в шихте доменных печей. Позднее опыт переняли коллеги Саткинского и Челябинского металлургических заводов
В начале 1960 г. на заводе началась настоящая революция.
В 1962 г. построено здание центральной заводской лаборатории. В 1964-1977 г. реконструкция охватила мартеновское производство. В 1966г. введен в строй новый ремонтно- механический цех. В 1972 г. в структуре предприятия появился еще один цех - по производству ложек, вилок и ножей из нержавеющей стали. Уже с 1965 г. Ашинский металлургический завод перестал считаться планово- убыточным и начал работать рентабельно. С 1965 по 1979 гг. в результате введения новых производств и модернизации старых, выпуск валовой продукции почти удвоился. Вот такие изменения произошли благодаря Соловкову Александру Константиновичу, его грамотному руководству и самоотверженному труду рабочих завода.
В 1983 г. перестало биться беспокойное сердце директора завода. 23 года своей жизни он отдал работе на АМЗ. Благодарные ашинцы присвоили скверу, который находится в центральной части города, имя Александра Константиновича Соловкова.
Учитель:
-Ребята, вы уже поняли, что люди, населяющие Россию, постоянно стремятся к успеху. А будет ли страна успешна в дальнейшем - это зависит от нас.
-Конечно, вы – будущее нашей страны.
-А что необходимо человеку, чтобы добиться успеха?
-Человек, стремящийся к успеху, должен для себя поставить определенную цель и стремиться к ней. Чтобы добиться цели, надо составить программу деятельности, реализовав которую человек и добьется поставленной цели .
-Предлагаю каждому из вас составить чек-лист «Что я могу сделать для своей страны».
( Дается время, дети пишут на листах что по их мнению они могут сделать для процветания своей страны, своей малой родины. Листы вывешиваются на доску, зачитываются некоторые из них.
Понравилось ли вам занятие ? Покажите это при помощи смайликов.
Я очень рада. Спасибо всем за урок.
Приложение:
1 лист -Сквер имени Соловкова А.К.
2 лист -Мартеновское производство
3 лист — фото Соловкова Александра Константиновича.
4 лист -Мартеновское производство
5 лист -Депо железнодорожного цеха, построенного в послевоенные годы.
6 лист — Строительство листопрокатного цеха №3 (1968 г.)