СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта занятия "Звуки "Ч - Т"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю разработку конспекта занятия для старшей логопедической группы для детей с ТНР "Звуки "Ч - Т"

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта занятия "Звуки "Ч - Т"»

Тема: «Звуки «Ч» и «ТЬ»

Цель: учить детей дифференцировать согласные звуки «Ч»-«ТЬ» по артикуляционному и акустическому признаку в процессе различения их в слогах, словах, предложениях и тексте;

Задачи: развивать умение производить слоговой, звуко-буквенный анализ слов, формировать понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», «рассказ»; учить строить предложения с опорными словами в соответствии со схемой предложения, соблюдая вопросительную интонацию;

- формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звуко-буквенного состава слова; вырабатывать дифференцировку звуков, опираясь на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы; развивать высшие психические функции: словесно-логическое мышление, устойчивость слухового и зрительного внимания, слуховой памяти;

- формировать навык самоконтроля в речи и учебно-практической деятельности, воспитывать отзывчивость, чувство сопереживания.

Оборудование: панно «Звуки в домиках», панно «Домики-буквы», экран, предметные картинки, схема предложения на доске, полоски-символы; Р/М: наборные полотна с материалом, кассы с буквами.

Ход занятия: 1. Организационный момент:

Дети играют в игру «Посчитай слова в предложении» Считают слова и называют короткое слово-предлог.

Черный котеночек выскочил из-под крылечка.

Девочка чистит ботиночки в коридоре.

Танечка хочет купить в магазине часики.

Коричневый шарф лежит на лавочке.

У мальчика Ванечки новые саночки.

Четыре синички слетели с веточки.

Чистое белье висит на веревочке.

2. Повторение Дети вспоминают звук, с которым познакомились на прошлом занятии. Дают ему характеристику (панно «Звуки в домиках»). Вспоминают, из каких элементов состоит буква «Ч», на что она похожа.

Логопед проводит игровое упражнение «Найди слова по заданию»

Ребята ищут картинки, в названиях которых звук «ч» стоит в начале, в середине и в конце слова .

Картинки: черепаха, спички, печь, чайник, одуванчик, мяч, часы, удочка, чемодан.

3. Уточнение произношения звуков. Их различение и выделение из слогов, слов, фраз. Логопед предлагает послушать предложения и угадать в них звуки, которые часто встречаются. Дети повторяют предложения хором и индивидуально.

Тетя Тина стирает Катино платье. («ТЬ») У четырех черепах по четыре черепашонка. («Ч») Логопед обращается к детям с вопросом: «Как называется буква-домик, в которой живет звук «Ч», а звук «ТЬ»?».

Предлагает детям самим сформулировать тему занятия.

Ребята устанавливают сходство звуков «Ч»-«ТЬ», подбирая квадраты-символы. Логопед предлагает ребятам догадаться, чем же они отличаются. Дети рассказывают, что они произносятся по-разному: разное положение губ, языка.

Дети превращаются в волшебников и меняют звуки в игровом упражнении «Измени слог» («ть» на звук «ч» в слогах и наоборот). Повторяют два слога.

тя – ча

тё – чо

тю-чу

ти – чи

чо – тё

чу – тю

чак – тяк

чик – тик

ать – ач

оть – оч

уть – уч

ить – ич

Логопед вносит полосу-символ слова и просит ребят догадаться, где теперь они будут различать звуки. Игровое упражнение «Узнай звук в слове». Когда дети слышат звук «ТЬ», растягивают губы в улыбке, беззвучно артикулируя. Когда «Ч» - превращают губки в «бублик». Логопед произносит слова за экраном.

Слова: котенок, ученик, тюльпан, чеснок, учение, метель, ботинки, начальник, дочь, мать, тесто, пачка.

Затем дети сами изменяют слова, заменяя нужные звуки, произносят пары слов 3 раз. Игровое упражнение «Измени слово». Логопед просит детей хорошо работать губками и языком.

Слова: мяч – …мять; речка – …редька; вечер – …ветер; печка – …Петька;

печь – …петь; зачем – …затем; честно – ….тесно.

Дети корректируют ошибки сверстников.

Работа с раздаточным материалом

Логопед рассказывает о том, что есть слова, в которых могут спрятаться сразу два звука. Они очень сложные, их трудно говорить.

Дети берут из касс буквы «Ч» и «Т», которые обозначают данные звуки и полоску-символ слова. Проводится игра «Узнай звуки: что сначала, а что потом». Ребята выкладывают на полоске буквы в определенном порядке и строят индивидуальные высказывания: «В слове «птичка» я услышал сначала звук «ть», а затем звук «ч». Дети повторяют слова по 3 раза, утрировано артикулируя.

Слова: птичка, чтение, аптечка, мычать, учитель, течение

Логопед задает вопрос: «Как называется коробка, в которой хранятся лекарства?» Предлагает поработать со словом «ап-теч-ка»

Дети индивидуально, с направляющей помощью логопеда, осуществляют слоговой и звуковой анализ слова, а затем выкладывают его из разрезной азбуки. Проверяют у соседа правильность выполнения задания, по просьбе логопеда объясняют ошибки.

Физкультминутка «Изобрази чистоговорку» Дети изображают произвольными движениями и эмоциями содержание чистоговорки. Логопед обращает внимание детей на правильную артикуляцию звуков, просит выделять их четко.

Ти-чи-ти-чи – Дочка, надо подмести.

Ча-тя-ча-тя – Катя, чашка горяча.

Чи-ти-чи-ти – дети, в печке калачи.

4. Работа с предложением

На доске схема предложения. Дети анализируют ее по словам. Отвечают на вопросы полными предложениями.

- Сколько предложений надо составить? (одно)

- С какой интонацией нужно произнести предложение? (с вопросительной)

- Сколько слов в предложении? (четыре)

- Как называется первое слово, второе, третье, четвертое?

Предложение: Слово-предмет + слово-действие + слово-признак + слово-предмет.

Логопед произносит для каждого ребенка свои слова-помощники, предлагает их повторить и запомнить. Дети смотрят на схему предложения и индивидуально составляют предложения, включая слова-помощники. Соблюдают вопросительную интонацию, четко произносят звуки.

Чемодан, тяжелый, папа – Папа несет тяжелый чемодан?

Читать, книга, Тима – Тима читает интересную книгу?

Котенок, кипяченое, молоко – Котенок лакает кипяченое молоко?

Пальтишко, чистить, девочка – Девочка чистит грязное пальтишко?

Качать, зайчонок, Светочка – Светочка качает игрушечного зайчонка?

Грибочек, бельчонок, крошечный – Бельчонок нашел крошечный грибочек?

Бабочка, дети, увидеть – Дети увидели разноцветную бабочку?

5. Работа с текстом. Логопед предлагает послушать рассказ, запомнить его и ответить на вопросы полными предложениями.

Вовочка читает

Вовочке пять лет. Сестричка Таня учит его читать. Вовочка уже читает

слова: мама, папа, чай, котик, мячик.

Вопросы: 1.Что я вам прочитала? Предложение или рассказ?2. Как называется рассказ? 3. О ком этот рассказ? 4. Сколько лет Вовочке? 5. Как зовут его сестричку? 6. Чему учит его сестричка Танечка? 7.Что уже умеет делать Вовочка? 8. Назовите слова, которые умеет читать Вовочка. 9.Сколько слов умеет читать мальчик?

6. Итог занятия. Логопед предлагает детям назвать пару звуков, с которыми они играли. Парные это согласные или нет? Почему? Почему же именно эти согласные дети различали на занятии? Дети объясняют, высказывают свои мысли. Логопед интересуется у детей, кто же сегодня путал в слогах, словах, предложениях эти звуки, а кто не путал. Кому нужна помощь? Отмечает активных детей. Объясняет, что учиться без ошибок нельзя. Все кто учатся, обязательно ошибаются. Приободряет затрудняющихся детей





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!