СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта занятия "Звук "С"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю разработку конспекта занятия для старшей логопедической группы для детей с ТНР "Звук "С"

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта занятия "Звук "С"»


Тема: «Звуки «С» и «СЬ»

Цель:

- учить детей дифференцировать согласные звуки «С»-«СЬ» по артикуляционному и акустическому признаку в процессе различения их в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте;

Задачи: Продолжать формировать у детей навыки словообразования и словоизменения в игровых упражнениях на материале различаемых согласных звуков; развивать мыслительные операции (анализ и синтез) через формирование навыка слогового и звукового анализа и синтеза слов, составление предложений из предложенных слов; развивать фонематическое восприятие посредством различения звуков, отличающихся по мягкости-твердости в различных речевых единицах; развивать слуховое восприятие, память через запоминание слов, текста; воспитывать интерес к учебной деятельности, желание помочь сверстникам, формировать навык самостоятельной работы и самоконтроля в процессе развивающих игр.


Оборудование: квадраты и полоски-символы; предметные картинки, картинки с изображением девочек «Соня» и «Сима», панно «Звуки в домиках»; Р/М: карандаши, тетради, наборные полотна с символами.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед предлагает детям назвать все звуки по порядку в словах:

совок, мусор, сынок, садик, кусок, сумка, маска

2. Повторение

Дети вспоминают звук, с которым играли на прошлом занятии, дают ему характеристику, опираясь на панно «Звуки в домиках», подбирают квадрат-символ, придумывают слова со звуком «С», определяют его место.

- Логопед предлагает поиграть в игру «Замени последний звук – получи новое слово» (на звук «С»)

Пёк – пёс; лев – лес; голод – голос; труд – трус; пар – пас; нож – нос

3. Различение и выделение звуков «С» - «СЬ» в слогах, словах.

Логопед предлагает отгадать звуки, которые дети будут различать на занятии, прослушав и повторив пары слов:

сын – синяк; носы – носи; лис – лисья, весы – висит, сыпать – сито, вес – весь.

Дети превращают звук «С» в мягкий. Отмечают отличия в произношении звуков (положение спинки языка). Дают характеристику звуку «СЬ» (панно «Звуки в домиках»), подбирают квадраты-символы для звуков «С» и «СЬ».

Логопед предлагает детям стать волшебниками и превратить звук «С» в слоге в звук «СЬ» и наоборот. Игровое упражнение «Поменяй звук»

пса – пся

ксы – кси

мсо – мсё;

хсы – хси;

нсю – нсу;

ксэ – ксе;

мсы – мси;

псы-псу – пси-псю;

кся-ксе – кса-ксэ

На наборном полотне предметные картинки. Дети подходят к полотну и ищут слова со звуком «С», а затем со звуком «СЬ», определяют их место в слове, называют лишние слова и объясняют, почему они лишние. Игровое упражнение «Найди картинку».

Слова: лес, апельсин, савок, остановка, бусы, гусь, такси, письмо, самолет, колбаса, нос, ваза, коза.

Работа с раздаточным материалом.

Ребята садятся на места. Логопед вносит предметную картинку девочки и предлагает догадаться, как ее зовут, соединив звуки «С,о, нь,а».

Дети с направляющей помощью логопеда осуществляют слоговой и звуковой анализ слова, используя полоски- и квадраты-символы.

- Сколько слов вы услышали? (одно) Кто такая «Соня»? (девочка) Что такое «Соня»? (имя девочки)

- Разделите на слоги слово (с помощью хлопков). Почему в нем два слога? (два гласных звука)

- Назовите второй слог, а теперь первый. Сделайте слоговую схему (положите полоски-слоги)

- Выложите слово из квадратов-символов.

Дети выкладывают звуковую схему индивидуально, затем проверяют правильность выполнения задания у соседа.

- Сколько звуков в слове «Соня»? Сколько гласных? Сколько согласных?

Миша, назови гласные звуки. Ваня, назови глухой, твердый согласный звук. Алена, назови звонкий, твердый согласный звук.

- А теперь превратите схему слова «Соня» в слово «Сима». Что такое «Сима»? (Имя девочки) Но сначала разделите его на слоги.

Дети самостоятельно преобразуют схему, помогают друг другу, исправляют ошибки самостоятельно, с помощью логопеда, а затем рассказывают, какие квадраты по счету поменяли и почему.

Физкультминутка «Протанцуй чистоговорку» Дети выделяют звуки «С» и «СЬ» утрированно. Логопед задает ритм. дети совершают произвольные танцевальные движения.

Са-са-са, са-са-са, в лесу бегает лиса;

Усь-усь-усь, усь-усь-усь, на лугу пасется гусь;

Су-су-су, су-су-су, было холодно в лесу;

Си-си-си, си-си-си, сладкий сок в руке неси.

4. Работа со словосочетанием

Логопед предлагает поиграть в игру «Преврати слово-предмет в слово-признак» Дети отвечают на вспомогательные вопросы, выделяют звук в слове-признаке («С» или «СЬ») и подбирают слова-предметы, согласуя их со словами-признаками.

Осень – значит какой? ….осенний - Что? - …день, лист, ветер, месяц…

Весна – значит какая? …весенняя – Что? - …погода, песня, одежда …

Стекло – значит какие? …стеклянные – Что? - …лампочки, стаканы, бусы …

5. Работа с предложением.

Логопед показывает детям полоску-символ предложения и предлагает составить из слов ….(Что?) предложение. Слова рассыпались. Их нужно собрать в красивое предложение.

Игровое упражнение «Составь предложение из слов». Дети индивидуально составляют предложения, а затем коллективно находят в них слова со звуком «С» («СЬ»).

Спит, кот, сено, на. Стол, апельсин, со, упал. Лес, осина, растет, в.

6. Работа с текстом

Логопед вносит картинку с изображением девочки в синей одежде, предлагает внимательно послушать рассказ и ответить на вопросы, выделяя звуки «С» и «СЬ».

Сима

Это Сима. Симе семь лет. Сима любит все синее. У нее синее пальто и синяя косынка. В косе у Симы синий бант. На ногах у Симы синие носки и синие сандалии.

Вопросы: Кто это? Сколько Симе лет? Что любит Сима? Что у нее синее? Что у Симы в косе? Что у Симы на ногах?

7. Итог занятия.

Логопед предлагает детям рассказать, что за звуки они различали, в чем самое главное их отличие. Дети называют игры, которые им больше понравились и задания, которые вызывали затруднения. Логопед хвалит детей, отмечает тех, кто справился с самыми трудными заданиями. Предлагает детям рассказать родным историю о Симе