СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта индивидуального логопедического занятия на тему: "Постановка звука "С"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование правильной артикуляции для звука "с",работа над развитием речевого дыхания, силы голоса, мелкой моторики.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта индивидуального логопедического занятия на тему: "Постановка звука "С"»


Отдел образования администрации города Саки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Звездочка»

города Саки Республики Крым











Разработка индивидуального

логопедического занятия

на тему: «Постановка звука «С»









Подготовил: учитель – логопед

Данильченко И.И.









г. Саки

2016 год



Индивидуальное занятие

по теме: «Постановка звука [С]».

Цели занятия:

Продолжить работу над развитием речевого дыхания, силы и высоты голоса;

Продолжить работу над развитием длительной, направленной по средней линии языка воздушной струи;

Продолжить работу над развитием переключаемости органов артикуляции и согласованностью работы губ и языка;

Продолжить укреплять и развивать подвижность лицевой и губной мускулатуры;

Продолжить работу по нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры и созданию положительных кинестезий в мышцах;

Продолжить формировать правильную артикуляцию для звука [С];

Формировать зрительный, кинестетический и слуховой образы звука [С];

Учить нормированному произнесению звука [С] по подражанию;

Развивать речеслуховое внимание и фонематическое восприятие;

Развивать кинестетическую и кинетическую основы движений рук, познавательные процессы, воображение;

Формировать ориентацию во времени и пространстве;

Упражнять в правильном употреблении имен существительных ед. числа в косвенных падежах.

Оборудование:

Игрушки: кроватка, горка, кошечка, мяч, пособие для дыхательной гимнастики «Дует ветерок», 2 стеклянных пузырька, «письмо от коски Василиски», наглядное пособие для формирования кинестетического образа звука, предметные, сюжетные картинки.


Ход занятия:

Организационный момент:

Релаксационное упражнение.

Игра «Киска Василиска».

Вот открылась тихо дверь

И вошел усатый зверь.

Потянулся сладко-сладко (напряжение)

И уселся на кроватку (расслабление).

-К нам на занятие заглянула киска Василиска.

Ориентирование в пространстве.

Игра «Прятки».

- Кошечка хочет поиграть с тобой в прятки. Скажи, пожалуйста.

Где сидит киска? — Киска сидит на кровати.

Откуда спрыгнула киска? — Киска спрыгнула с кровати.

Куда забралась киска? — Киска забралась под кровать.

Где спрятался Василиска? – Василиска спряталась за кроватью.

Где оказалась киска? – Киска оказалась перед кроватью.

Развитие речевого дыхания и голоса.

Упражнение «Холодный ветер».

- Наша Василиска в этот осенний день решила пойти прогуляться, а на улице дует холодный сильный ветер. Покажи, как ветер кружит листик.

Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на подвешенный осенний листик. Должна ощущаться резкая холодная струя. (Логопед -1 раз, ребенок- 3)

Упражнение «Поднялась буря».

- Осенняя погода очень переменчива, неожиданно поднялась буря. Послушай, как гудит буря.

Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если в пузырьке появился шум, значит, воздушная струя направлена правильно. Произнести звук [у] на выдохе с изменением силы и высоты голоса: у-у-у-у-у-у. (2 пузырька: логопед — 1 раз, ребенок -3)

Упражнения на развитие силы и направления воздушной струи по средней линии языка.

Упражнение «Теплый ветерок».

- Буря стихла, и вновь легкий ветерок кружит осенний лист.

Дуть на подвешенный осенний листочек. (Логопед -1, ребенок- 3)

Мимические упражнения.

- Вдруг, откуда ни возьмись, набежала темная туча, чему киска очень удивилась (поднять брови).Туча становилась все темнее и темнее, и наша кошечка очень испугалась (нахмуриться). А когда закапали капли дождя, Василиска сильно огорчилась. (уголки губ опустить вниз). Но дождь быстро закончился, вновь выглянуло солнце, и это событие очень обрадовало нашу подругу (улыбнуться, уголки губ вверх).

Самомассаж «Кошечка умывается».

-Кошки очень любят умываться. Как они это делают? (Да.) Покажи, пожалуйста.

Формирование правильной артикуляции.

- А сейчас, превратись в киску и выполняй упражнения, которые я назову.

Упражнение на развитие подвижности нижней челюсти.

Упражнение «Киска зевает»: широко открывать — закрывать рот (под счет до 7).

Упражнение для губ.

Упражнение «Киска улыбается»:удерживать сомкнутые губы в улыбке (под счет до 7).

Упражнение «Киска злится»: удерживать разомкнутые губы в улыбке (под счет до 7).

Упражнения для языка (распластывание и укрепление его боковых краев).

Упражнение «Киска дразнится»: положить широкий язык на нижнюю губу и произносить слоги пя-пя-пя-пя-пя.

Упражнение «Киска отдыхает»: положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (держать под счет до 7).

Упражнение на опускание кончика языка за нижние зубы.

Упражнение «Киска лакает молоко»: высовывать широкий язычок изо рта и прятать его в рот (под счет до 7).

Игра «Я — не я».

-У меня есть письмо от киски Василиски. Посмотрим, что в нем? В своем письме Василиска перечислила приметы осени. Но мне кажется, она допустила ошибки. Послушай, пожалуйста, и скажи, согласен ты с Василиской или нет. Если согласен, четко говори «И я», если возражаешь — «Не я». Киска думает, что…

Осенью прохладная погода. (И я.)

Осенью распускаются подснежники. (Не я.)

Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. (И я.)

Осенью дети купаются и загорают на пляже. (Не я.)

Осенью медведь просыпается после долгой спячки. (Не я.)

Осенью листья опадают с деревьев. (И я.) Правильно! Заметил все Василискины ошибки!

Формирование зрительного образа звука [С].

— А теперь, смотри, пожалуйста, на меня в зеркало. Губы улыбаются, зубы сближены, язык прячется за нижние зубы (показывает логопед). Выполни сам (выполняет ребенок). Молодец!

Формирование кинестетического образа звука [С].

Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Сжатые пальцы правой руки (имитация языка) опустить к основанию пальцев левой руки (как будто это нижние зубы). (Сначала показывает логопед, а затем — ребенок.)

- А сейчас, давай выполним это упражнение с помощью рук. Представь, что наши руки — это рот. Пальцы левой руки превратим в нижние зубы (пальцы сгибаются перпендикулярно ладони), а правую руку превратим в язык, кончик которого упирается в «зубки». Сделай сам.

Закрепление слухового образа звука [С].

—У Василискиной машины спустило колесо. Помоги, пожалуйста, кошечке его накачать с помощью насоса. Ребенок стоит прямо, руки подняты на уровне груди, ладони вниз ССС____ руки опускаются вниз. И____ССС_____ (5 раз). Я уверена, кошечка тебе очень благодарна.

Самостоятельное произнесение звука [С].

- Покажи, пожалуйста, как ты научился произносить звук С. (глядя в зеркало). (3-4 раза).

- Василиска решила покататься с горки. Она мчится вниз так быстро, что ветер свистит в ушах. Игрушку «скатывает» с горки , произнося С____, сначала логопед, а затем 3-4 раза ребенок.

Развитие кинестетической основы движения рук.

Изобрази, пожалуйста, кошечку сначала правой, а затем левой рукой.

Руки в кулачок сожму, котика я покажу.

Указательный с мизинцем вытяну, слегка согну.

Развитие кинетической основы движения рук.

— Давай покажем, какие острые коготки у кота.

У нашей Василиски на лапках царапки

(сначала пальчики обеих рук «здороваются», начиная с указательного пальца, затем прижать подушечки пальцев рук к верхней части ладони).

Ты их спрятать не спеши, пусть посмотрят малыши! (несколько раз сжимать и разжимать пальцы обеих рук одновременно).

Развитие фонематического восприятия.

Дифференциация звука [С] от других звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам.

Игра «Поймай звук [C]».

Cлушай звуки, которые я буду произносить и хлопни в ладоши, услышав звук [С].

С Ш С С Т С С С З С Ц С` С Ж С C`С С З С и т. д.

Игра с мячом. Поймай мяч и стукни им, если услышишь слог со звуком [С].

Са, зо, со, шу, су, сы, се, це, са, сы, жи, за, зе, со, сэ, зи и т.д.

Игра «Встань, услышав верное слово».

- Посмотри на картинку. Я буду произносить слово правильно и неправильно. Встань, услышав верное слово.

СУП – туп, фуп, цуп, сюп, суп;

УСЫ – узы, уты, уцы, усы;

САНКИ – шанки, ванки, танки, цанки, санки.

Итог занятия:

Релаксационное упражнение. Игра «Киска Василиска»

Вот закрылась тихо дверь

Вышел наш усатый зверь

С кошечкой позанимались (напряжение)

И до завтра попрощались (ребенок расслабленно машет двумя руками жест «пока»).

Ориентирование во времени.

-Ты попрощался с киской Василиской до завтра. Какой день недели будет завтра? Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Назови оставшиеся дни недели.

Оценка работы ребенка.

- Сегодня на занятии мы играли с киской Василиской в разные игры, учились слушать и правильно произносить звук [С]. И у нас все получилось.