СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка контрольной работы по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная  контрольная работа  по литературному  чтению для 4  класса

Просмотр содержимого документа
«Разработка контрольной работы по литературному чтению»

По К. Паустовскому. Беличьи запасы

Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. Около этого городка сажали сосновые леса.

Однажды я шёл перед вечером мимо базарной площади в лесничество. Оно помещалось на окраине городка над рекой.

Среди улицы мальчишки играли в футбол. Громкоговоритель висел на телеграфном столбе. Он неожиданно защёлкал, откашлялся и сказал басом: «Ребята! Напоминаем, что завтра в шесть часов утра состоится поход в Моховой лес для сбора сосновых шишек из беличьих запасов. Руководить походом будет сотрудница лесничества Анна Петровна Заречная».

Я не мог понять, о каких беличьих запасах идёт речь. Кого бы расспросить об этом? Мальчишки продолжали гонять мяч, будто они и не слыхали громового голоса из чёрной тарелки на столбе.

Неожиданно футбольный мяч угодил в козу, привязанную к крылечку. Коза вскрикнула, взвилась на дыбы и оборвала верёвку. Мальчишки бросились врассыпную. Из всех окошек высунулись разгневанные хозяйки.

— Озорники! — закричали хозяйки.— Вот скажем Анне Петровне, чтобы она вас в лес не брала.

Я пошёл дальше. За углом я увидел мальчиков. Они, оказывается, прятались там от хозяек.

— Ребята,— спросил я мальчиков,— что это за «беличьи запасы», про которые объявляли по радио?

Мальчики наперебой начали рассказывать мне, что никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки.

— Они их себе на зиму запасают! — кричали мальчики.— Складывают в дупла. Да ты не толкайся, дай мне сказать. Белка только здоровые шишки берёт.

— Без нас эти шишки никто и не достанет! — закричал мальчик с отчаянными синими глазами.— Дупло высоко. А мы туда — раз-раз! Мигом долезем и все шишки выберем.

— А вам белок не жалко? — спросил я.

— Белки не обижаются! — закричали, волнуясь, мальчики.— Они за два-три часа опять полное дупло натаскают.

— Вы в лесничество идёте? — спросил меня мальчик с синими глазами.

— Да, в лесничество.

— Мы давно приметили, что вы туда ходите. Так вы, пожалуйста, Анне Петровне про козу не рассказывайте. Мы в неё мячом случайно попали.

Я пообещал ничего не говорить Анне Петровне (все в лесничестве её звали Анютой).

На следующий день я ходил вместе с мальчиками и Анютой в Моховой лес, видел беличьи склады сосновых шишек, молодые сосновые посадки, и с тех пор я начал относиться и к белкам, и к молодым сосенкам, как к своим верным друзьям.

(353 сл.)                            

 

Выполни задания к тексту

Укажите правильный ответ на каждый вопрос.

1. Для чего организовывался поход в Моховой лес?

а)    Для сбора жёлудей;

√б)   для сбора сосновых шишек;

в)    для сбора лекарственных трав.


2. Как заготавливали шишки?

а)    Собирали их под соснами;

б)    срывали с деревьев;

√в)   брали из беличьих запасов.


3. Почему брали шишки из беличьих запасов?

√а)   Белки берут только здоровые шишки;

б)    все шишки там одного размера;

в)    это самый лёгкий способ заготовки шишек.


4. Почему за шишками ходили мальчики?

а)    Взрослые были заняты другими делами;

√б)   мальчики легко добирались до дупла на дереве;

в)    это была их летняя практика в лесничестве.


5. Почему мальчикам не было жалко белок?

√а)   Белки не обижаются и быстро восстанавливают запасы;

б)    белки могут обойтись без шишек;

в)    белки никогда не устают собирать шишки.


6. Определите стиль текста.

√а)   Художественный;

б)    деловой;

в)    научно-популярный.


7. Выпиши, почему белки не обижаются на мальчиков.


__________________________________________________________________________________________________________________________


8. Выпиши, как вела себя коза.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9. Выпиши, звуки издающиеся громкоговорителем.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10. Продолжи предложение.


Мальчики наперебой начали ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


11. Сформулируй и запиши два вопроса по содержанию произведения

« Беличьи запасы»

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________


12. Подумай и напиши, можно ли мальчиков считать положительными или отрицательными героями .Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












Г. Скребицкий . Передышка

От деревни до ближайшего леса дорога шла через поле. Идёшь по нему в летний день — солнце печёт, жара. Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза. Кто бы ни шёл, обязательно отдохнёт в прохладной тени под старым деревом. Вот и прозвали местные жители эту берёзу «Передышкой».

Так было много лет.

Но однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и уселись отдохнуть. Кругом по-осеннему неприютно. Посидели ребята немного, а потом кто- то из них предложил: «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».

Сказано — сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.

— Постойте! — кричит один мальчуган.— Тащите сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору внизу с дерева ободрали. А между корнями огонь выжег большую черную дыру.

Наступила зима. Всё кругом засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви покрылись инеем. Когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра.

Зима прошла. Всё кругом зацвело, зазеленело. И только Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой.

А потом однажды приехали люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.

Остался от Передышки только пень, а внизу под ним — чёрная обугленная дыра.

Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит. Поглядел на него лесник, рукой махнул.

— У кого ж это,— говорит,— хватило совести Передышку сгубить?

Стыдно стало ребятам. Переглянулись они между собой и рассказали обо всём леснику. Тот покачал головой.

— Ну,— говорит,— что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять. Осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.

Было это лет десять назад.

Теперь от деревни до леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.

В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. И зовётся это место по-прежнему «Передышка».

(392 сл.)











































Выполни задания к тексту

Укажите правильный ответ на каждый вопрос.

1. Какое дерево местные жители назвали Передышкой?

а)    Клён;

√б)   берёзу;

в)    дуб.


2. Как ребята сгубили Передышку?

√а)   Выжгли костром дыру между корней и ободрали кору;

б)    срубили на дрова;

в)    обломали все ветки.


3. Как выглядела берёза зимой?

а)    На её ветвях лежало много снега;

√б)   казалась нежно-розовой в лучах утреннего солнца;

в)    серые ветки качались на ветру.


4. Почему весной Передышка не зазеленела?

√а)   Берёза засохла;

б)    её ветви были обломаны;

в)    корни дерева размыло паводком.


5. Кто помог ребятам исправить их ошибку?

а)    Отец одного из мальчиков;

√б)   лесник;

в)    директор школы.


6. Определите стиль текста.

а)    Деловой;

б)    разговорный;

√в)   художественный.

 

7. Выпиши, почему местные жители назвали березу «Передышкой».


__________________________________________________________________________________________________________________________


8. Выпиши, как выглядела береза утром. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9. Выпиши, почему разводили костер между корнями березы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10. Продолжи предложение.


Переглянулись они _________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


11. Сформулируй и запиши два вопроса по содержанию произведения

« Передышка»

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________


12. Подумай и напиши, можно ли мальчиков считать положительными или отрицательными героями .Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________