СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка критериев оценивания сформированности навыков смыслового чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи ФГОС позволяют выявить основные умения смыслового чтения:

– умение осмысливать цели чтения;

– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

– умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

– умение определять основную и второстепенную информацию;

– умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Просмотр содержимого документа
«Разработка критериев оценивания сформированности навыков смыслового чтения»

Разработка критериев оценивания сформированности навыков смыслового чтения

  1. Обоснование актуальности темы


Согласно требованиям стандарта второго поколения в практику работы начальной школы вводится межпредметная программа «Чтение: работа с информацией (с текстом)». В рамках данного направления предполагается формирование и развитие у обучающихся основ читательской грамотности, которая заключается не только в усовершенствовании техники чтения, но и в приобретении первичных навыков работы с информацией (текстом). В результате выпускники начальной школы смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Таким образом, в начальном обучении детей важным становится не только формирование навыков чтения, но и обеспечение возможностей школьников для развития умений работать с информацией, находить и оценивать полученные данные и применять их в жизненных ситуациях. Сформированность читательской грамотности становится одной из главных задач в обучении современного школьника.

Задачи ФГОС позволяют выявить основные умения смыслового чтения:

– умение осмысливать цели чтения;

– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

– умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

– умение определять основную и второстепенную информацию;

– умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

В связи с этим становится актуальной диагностика уровня сформированности указанных умений и навыков у младших школьников. Для этого необходима разработка критериев оценивания данных умений.



  1. Цель создания материалов


Представление критериев оценивания сформированности метапредметного результата «смысловое чтение» у учащихся 3 класса и примеров текстов, заданий, позволяющих диагностировать метапредметный результат «смысловое чтение».


  1. Механизмы применения материалов


Вид деятельности

Сроки

1

Представление учителем текстов с заданиями

В начале недели учащимся для самостоятельной работы выдается один для всех одинаковый текст и задания к этому тексту.

Перед учащимися ставится задача – прочитать текст и выполнить к нему задания.

2

Самостоятельная работа учащихся с текстом

4 дня

3

Сдача текстов на проверку учителю

В конце учебной недели

4

Проверка текстов учителем, критериальное оценивание работ всех учащихся

На проверку и оценивание работ по предложенным критериям у учителя один день

5

Заполнение диагностических таблиц по работам каждого ученика

Еще 1 день учителю необходим для того, чтобы заполнить индивидуальные диагностические таблицы по работам каждого ученика

6

Перевод баллов в систему уровневой оценки.

Каждая работа учащихся оценивается по представленным критериям в баллах, затем определяется уровень сформированности навыков смыслового чтения у каждого учащегося: высокий, средний и низкий. Максимальное количество баллов за каждый текст – 22. Для определения уровня рекомендуется руководствоваться следующей таблицей:

Тестовый балл

Уровни овладения навыками смыслового чтения

22-20

Высокий

19-13

Средний

Ниже 13

Низкий



Одновременно с заполнением диагностических таблиц.

Благодаря системе уровневой оценки у учителя появляется возможность отследить у учащихся класса динамику развития уровня сформированности навыков смыслового чтения как важной составляющей метапредметных результатов обучения

7

Анализ, обсуждение выполненных работ с учащимися

Проводится на занятие (1 раз в неделю) в рамках внеурочной деятельности

8

Контрольные срезы

1 раз в четверть

9

Представление материалов диагностики на родительских собраниях

1 раз в четверть



  1. Диагностические материалы


    1. Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения



Группы метапредметных результатов

Критерии

Показатель критерия

Балл

1

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

Определил и записал тему и главную мысль текста

2

Определил и написал только тему текста, не смог найти в тексте предложение, передающее главную мысль

1

Не записал тему и главную мысль текста

0

Умение составлять план текста

Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена

2

Составил простой план, пропущена одна смысловая часть текста; или в плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей

1

Не составил план

0

Умение восстанавливать последовательность событий

Последовательность событий не нарушена

2

Допустил ошибку в последовательности двух событий

1

Последовательность событий нарушена

0

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста

2

Сформулированный ответ правильный, но односложный, не подтвержденный информацией из текста

1

Ответ не соответствует содержанию текста

0

Умение определять тип, стиль текста

Правильно определил тип и/или стиль текста, записал характерные признаки

2

Указал тип и/или стиль текста, но не записал характерные признаки

1

Допустил ошибки в определении типа и/или стиля текста

0

Задания по тексту выполнены частично (не менее половины заданий), допустил 1-2 орфографических ошибки

1

Выполнено менее половины заданий по тексту, допущено много орфографических ошибок

0

2

Преобразование и интерпретация информации

Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста

2

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания

1

Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов)

0

3

Оценка информации

Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение

2

Высказал свое отношение на уровне нравится – не нравится, не смог оценить полезность информации для себя

1

Без интереса относя к полученной информации, не высказал никаких суждений

0










4.2 Таблица для оценивания результатов работ учащегося третьего класса


Таблица для оценивания результатов работ Ф.И. учащегося

Группы метапредметных результатов

Критерии

Номера текстов в последовательности их выполнения

Контрольный срез

1

2

3

4

5

6

7

Контрольный срез

8

9

10

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

1

1

0

1

2

2

2

1

2

2

2

1

Умение составлять план текста

0


1



2


1

1


2


Умение восстанавливать последовательность событий

1



1



2


1



2

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

7

9

10

8

12

9

8

10

8

7

10

10

Умение определять тип, стиль текста

0

0

0

1

0

1

0

1

1

2

2

1

Преобразование и интерпретация

информации

Умение формулировать несложные выводы

2

2

1

2

2

2

1

2

2

2

2

2

Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

2

Оценка

информации

Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2


Итого баллов:

14

15

15

15

20

19

16

19

18

16

21

20


Уровень:

средн

с

с

с

в

с

с

с

средн

с

в

в


  1. Возможности использования представленных материалов


Представленные диагностические материалы могут быть использованы учителями начальной школы. Основным критерием применимости и результативности представленных материалов является их ранжирование и конкретность.


  1. Возможные риски и пути их преодоления


Неприятие педагогами проведения длительной и трудоемкой работы по анализу и обработке результатов работы с текстом (т.е. нежелание проводить такой вид проверки) может быть решаемо за счет ограничения объема диагностической работы проведением контрольных срезов 1-2 раза в четверть.

Приложение


Примеры заданий к тексту и анализа результатов работ детей

в соответствии с критериями оценивания

Следует отметить, что при оценивании работ ответы учащихся в таблицу не сводятся. В данном случае они приведены только для наглядности.


Задание 1. Прочитай текст.

Грызуны – это отряд животных, обладающих острыми передними зубами, которые растут на протяжении всей жизни. С помощью своих зубов животные разгрызают пищу, выкапывают в земле норы и гнезда. Бобры могут перегрызать даже деревья, из которых они строят речные плотины для своих жилищ.

В число двух тысяч видов грызунов входят также мыши, крысы, дикобразы и белки. Самый большой грызун в Южной Америке – капибара, или воздушная свинья. Она похожа на гигантскую морскую свинку длиной один метр двадцать пять сантиметров и весом свыше сорока пяти килограммов. Самый маленький грызун – европейская полевая мышь. Ее длина всего около семи сантиметров.

(По материалам энциклопедии

«Хочу все знать»)


Задание к тексту

Варианты ответов учащихся

Оценка по критериям

  1. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.

Это научный текст, в нем есть точные данные о грызунах. Это информация из энциклопедии.

2

Научный текст

1

Художественный

0

  1. Какова тема текста, определи главную мысль текста.

Тема – грызуны. Автор знакомит нас с многообразием отряда грызунов

2

Текст о грызунах

1


0

  1. Отметь рисунки животных, которые относятся к грызунам, и подтверди ответ информацией из текста.

Бобры могут перегрызать деревья. В число грызунов входят также мыши, крысы, белки.

2

Отмечены на картинке знаком «+» белка, мышь, бобр

1

Отмечены на картинке знаком «+» мышь, бобр, заяц

0

  1. Заполни таблицу, используя слова текста

(часть ответа про полевую мышь) Полевая мышь – самый маленький грызун, ее длина всего около семи сантиметров.

2

(часть ответа про полевую мышь) Полевая мышь – это грызун.

1

(часть ответа про полевую мышь) Полевая мышь – живет на полях, ест пшеницу.

0