СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка кружка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это разработка в рамках ИОП. На базе гимназии  проводится  научно-исследовательская работа. Проводятся конференции. Вот и учим ребятишек писать исследовательские рабрты,

Просмотр содержимого документа
«кружок Учусь филологическому исследованию»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 73

«Ломоносовская гимназия» Выборгского района г. Санкт-Петербурга







Рабочая программа

кружка

« Учусь филологическому исследованию»

для 5 класса

1 час в год (34 часа)






Рекомендована к «Утверждаю»

использованию Приказ № ______

Педагогическим от «___» __________ 20_____г.

советом гимназии Директор гимназии

Протокол № ______ ___________________________

от «____»_________20____ г. Павлова В.К.









Малиновская Т.Л.







Санкт-Петербург

2015 - 2016 учебный год



Пояснительная записка


Знания составляются из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев


Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, быть открытым для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся является эффективным средством освоения социума, приобретение важного для подростков опыта, и ее главные цели – установление истины, формирование исследовательского стиля мышления. То есть, исследовательская деятельность – один из способов «превращения» общеучебных и специальных умений и навыков в универсальные учебные действий, формирование которых становится приоритетным результатом освоения ФГОСа нового поколения.

С помощью исследовательской деятельности соединяются, все виды учебной, внеурочной деятельности и опыт практической деятельности подростка в единое целое.


Актуальность программы обусловлена тем, что она предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью в области филологии, и направлена на формирование у учащихся умений увидеть интересную проблему, поставить цель для ее решения и организовать достижение . В процессе реализации исследования формируются креативные качества, гибкость ума, восприятие альтернативных мнений, критичность, наличие своей обоснованной позиции, коммуникативные качества. Программа кружка позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно-ориентированный, деятельностный подходы.


Педагогическая целесообразность поведения занятий кружка обусловлена тем, что она предполагает дальнейшее развитие у учащихся основ умений самообразования и способности к организации своей деятельности, сохранять цели и следовать как в учебной, так и в исследовательской деятельности, планировать свою работу, осуществлять контроль за ее ходом и оценивать объективно полученные результаты. Особое внимание следует уделить специфике возраста пятиклассника, а именно наличие противоречий:

  1. между открытостью к миру, желанием узнавать, любопытством и неумением «закрепить» серьезный интерес, «перескакивание» с одного объекта к другому;

б) желание получить интересный результат и ленность в кропотливой работе по его получению;

в) жажда эффективной самореализации (самопрезентации) и отсутствие или слабое развитие необходимых для этого умений.

Исходя из того, что в начальной школе у учащихся уже есть опыт исследовательской деятельности ( кружок «Учусь исследовать»), возникает необходимость закрепить полученные знания и умения на следующем возрастном этапе.


Цель программы: выявление наиболее способных к филологическому направлению учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей и совершенствование УУД.


Задачи программы:

  • Развивать познавательные способности учащихся 5-х классов

  • Продолжить знакомить учащихся с особенностями исследовательской деятельности в области филологии

  • Мотивировать учащихся на выполнение исследовательских задач, требующих усердия и самостоятельности

  • Прививать умение организации научного труда, работы с художественной, научной литературой, со словарями и энциклопедиями

  • Совершенствовать УУД


Программа рассчитана на 1 год обучения в 5 классе – 34 час, 1 час в неделю


Место проведения кружка складывается из пространства (ЗОН):

  • пространство информации;

  • пространство ИКТ;

  • пространство для дискуссий

  • пространство для «раздумий»

  • пространство УНИО (секция «Филологическая»)



Формы проведения занятий кружка:

  • практическое занятие


  • экскурсии


Технологии обучения:

  • технология исследовательской деятельности

  • технология проблемного обучения

  • игровая технология

  • технология ИКТ

  • информационно-комуникативная технология

  • рефлексия


Технология организации проектной деятельности на уровне формирования УУД:


Регулятивные УУД

  • ставить и адекватно формулировать цель деятельности

  • планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее

  • осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

  • в сотрудничестве с учителями ставить новые учебные задачи

  • адекватно воспринимать предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей


Коммуникативные УУД

1.Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией это умение:

  • слушать и слышать другого

  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

  • представлять конкретное содержание и соблюдать его в письменной и устной форме

  • спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое

  • вступать в диалог, а так же участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка

2.Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагать:

  • понимать возможности различных точек зрения , не совпадающих с собственной

  • готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

  • умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

  • умение аргументировать свою точку зрения, спорить, отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

3.Органзация и планирование учебного сотрудничества с учеником и сверстниками – это:

  • определение целей и функций участников, способов взаимодействия

  • планирование общих способов работы

  • обмен общими знаниями между членами кружка

  • способность брать на себя инициативу

  • способность познавательной инициативы

  • разрешение конфликтов, умение убеждать

4.Работа в группе – это умение:

  • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

  • иммигрировать в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

5.Соблюдение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества – это:

  • уважительное отношение к партнерам

  • адекватное межличностное восприятие

  • адекватно оказывать помощь и эмоциональную поддержку

  • стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания

6.Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности – это:

  • использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей


Познавательные УУД

  • формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис

  • осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников

  • определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели

  • применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств

перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами










Содержание программы


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание

1.

Что такое исследование?

1 ч


Введение. Филология как наука.

2.

Определение темы, предмета, объекта исследования

3 ч


Двуполярность филологии : от" службы при тексте" до формирования навыков универсальности. Работа с текстом.

3.

Цели и задачи исследования. Учимся выдвигать гипотезы

2 ч

Тайны современной орфоэпии. Обучение умению постановки целей и задач, выдвижению гипотезы по данной теме.

4.

Основные источники получения информации.

2 ч

Труды выдающихся ученых- филологов. Словари. Библиотека как один из главных источников информации.

5.

Поиск информации. Библиотека. Интернет-ресурсы. Опрос. Экскурсии.

Экскурсия в библиотеку им. Серафимовича. История одной из старейших библиотек города. Работа с формулярным каталогом, с материалами архивов.

6.

Организация исследования, понятие о методах исследования.

4 ч


Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Сравнение художественного текста и видеофрагмента. Сопоставление исторического и художественного текстов. Практическая работа.

7.

Наблюдение и наблюдательность.

2 ч


Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях по филологическому направлению. Наблюдение за словообразовательной цепочкой ,за этимологическими изменениями в процессе словообразования.


8.

Сбор материала для исследования.

4 ч


Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Практическая работа" Сбор информации по своей проблеме исследования".

Практическая работа"Способы обработки информации".

9.

Обобщение полученных данных.

Правила оформления учебно-исследовательской работы. Правила оформления презентации.


4 ч


Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практическое задание " Оформление и демонстрация работы"

Практическая работа" Как правильно оформить презентацию".

10.

Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите


2 ч







Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Подготовка автореферата.




11.


Подготовка к защите



2 ч



Встречи с участниками конференций. Рекомендации по организации психологического состояния во время защиты работы.

12.

Культура выступления.

1 ч




13.


Индивидуальные консультации



3 ч




Подготовка детских работ к публичной защите.


14.


Выступление на НПК



1 ч



Защита работ


15.



Анализ проведённой работы.





1 ч.





Тематическое планирование


п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Формируемые УУД

Пространство

1

1 ч.

Что такое исследование?

Р:-Умение организовать свою деятельность

К:-Умение вступать в диалог с учителем

П:-Поиск и выделение нужной информации

Пространство кабинета

2

3 ч.

Определение темы, предмета, объекта исследования.

Р:-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

К:-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

П:-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Пространство кабинета

3

2 ч.

Цели и задачи исследования. Учимся выдвигать гипотезы.

Р:- формирование умения ставить цели и задачи исследования, умение самостоятельно анализировать условия достижения цели;

К:- умение определять цель исследования и задач для её реализации;

П:-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачам

Пространство кабинета

4

2 ч.

Основные источники получения информации.



Пространство информации.

5

3 ч.

Поиск информации. Библиотека. Интернет- ресурсы. Опрос. Экскурсии.

Р:-умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе выделенного руководителем учебного исследования;

К:-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

П:-умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

Пространство информации.

6

4 ч.

Организация исследования, понятие о методах исследования.

Р:-самостоятельно находить варианты решения творческой задач;

К:-понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи прежде, чем принимать решение и делать выбор;

П:-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения творческих задач

Пространство кабинетов-лабораторий

7

2 ч.

Наблюдение и наблюдательность.

Р:-самостоятельно находить варианты решения творческой задач;

К:-понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи прежде, чем принимать решение и делать выбор;

П:-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения творческих задач

Пространство для общений и встреч

8

4 ч.

Сбор материалов для исследования.

Р:-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

К:-формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество; строить понятные для партнёра высказывания;

П:-умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

Пространство кабинетов-лабораторий; пространство для раздумий

9

4 ч.

Обобщение полученных данных. Правила оформления учебно-исследовательской работы. Правила оформления презентации.

Р:-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия , так и по ходе его реализации;

К:-осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание основания собственных действий и действий партнёра

Пространство информации ( медиатека)

10

2 ч.

Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите.

Р:-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия , так и по ходе его реализации;

К:-осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание основания собственных действий и действий партнёра;

П:-умение обобщать материал, находить главное, составлять план

Пространство для раздумий

11






















Подготовка к защите















Р:-умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в области исследовательской деятельности;

К:-учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;

П:-рефлексия способов и условий действия; оценка процесса и результатов деятельности

Пространство для раздумий




















12.

1 ч




Культура выступления




Пространство кабинетов(35, 36)



13.

3 ч



Индивидуальные консультации.


Пространство кабинетов(35,36)


14


1 ч




Выступление на НПК




Пространство УНИО( филологическая секция)

15.



1 ч




Анализ проведённой работы.





Пространство для встреч и общений


Описание содержательного наполнения программы кружка «Учусь филологическому исследованию»


№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание

1.

Что такое исследование

Введение. Филология как наука. Понятие составляющих филологии. Что изучает лингвистика, культурология, языкознание, литературоведение, текстология, источниковедение. Работа со словарями, справочным материалом.

2.

Определение темы, предмета, объекта исследования


Двуполярность филологии: от «службы при тексте» до формирования навыков универсальности. Филология как «искусство чтения» и «мастерство понимания» (Г.О.Винокур) Анализ фрагментов текстов М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского,И.А.Бунина, Б.Л.Пастернака

Текст как явление употребления языка. Признаки текста. Способы связей частей текста. Тема и идея.

Работа с отрывками из произведений Н.В.Гоголя. Анализ текста с точки зрения оформления звукового ряда, что является одной из отправных точек сказовой манеры повествования, выражения авторской точки зрения в повествовательных монологах писателя.

3.

Цели и задачи исследования. Учимся выдвигать гипотезы.


Тайны современной орфоэпии. Орфоэпические нормы:

- неправильный выбор твёрдого и мягкого согласного перед Е: кон[т`]екст (не кон[т]екст), [т]енденция (не [т`]ен[д`]енция)

- ненужные вставки [н] и [м]: инцидент (не инци[н]дент), драм (не дра[м]ма)

- неправильное произношение О вместо Э под ударением после мягких согласных: афера (не афёра), опека (не опёка)

- неправильные вставки, пропуски и замены звуков: конъюнктура (не конъ[уйк]тура), про[э]кт (не про[йэ]кт)

- неправильная постановка ударения: апостро`ф (не апо`строф), наме`рение (не намере`ние)

- неправильная постановка ударения, связанная с образованием некоторых грамматических норм: аэропорт ( р.п. аэропо`рта (не аэропорта`), взять – взял, взяла`, взя`ло, взя`ли (не взя`ла, взяло` и др.)

Обучение умению постановки целей и задач, выдвижению гипотезы по данной теме. Изучение словарных статей по вопросу. Практика: 1. Аудирование. Отрывки (4-5 предл.) сообщений СМИ; фрагменты современных песен. 2. Анализ поэтических строк поэтов XIX-XX вв. с целью определения орфоэпических ошибок.

4.

Основные источники получения информации


Экскурс в историю. М.В. Ломоносов как основатель нормативной грамматики и стилистики русского языка. Знакомство с достижениями выдающихся учёных-филологов: А.Х.Востокова, Ф.И.Буслаева, К.С.Аксакова, Л.К. Грота, А.А.Потебни, А.А.Шахматова и др.

Обращение к разным видам словарей (см. Приложение к занятию №4) Обучение умению составлять словарную статью. Виды словарных статей. Задачи, необходимые для достижения данной цели.

5.

Поиск информации. Библиотека. Экскурсии. Опрос. Интернет-ресурсы


Библиотека как один из главных источников информации. Экскурсия в библиотеку им. Серафимовича. Знакомство с историей одной из старейших библиотек города. Правила работы с формулярным каталогом.

Что такое архив? Условия, при которых исследователь обращается к архивным материалам, рукописям. Самые древние и редкие издания в фондах библиотеки им. Серафимовича. Читальный зал. Современные технологии сбора информации на базе библиотеки.

Работа с текстом. Сведения из истории написания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Сопоставление архивных материалов и созданного автором художественного текста (анализ эпизодов, наблюдение над текстом и фактологической точностью) Виртуальная экскурсия «По залам ИРЛИ. Отдел рукописей»

6.

Организация исследования, понятие о методах исследования.


Дать представление о видах методов исследования: Эмпирические: наблюдение, интервью, анкетирование, опрос, собеседование, фотографирование, счёт, тестирование, измерение, сравнение. Игровые ситуации: «Возьми интервью», «Придумай и проведи анкету по проблеме твоего исследования» и др.

Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ, моделирование, логический, исторический, синтез, индукция, дедукция, гипотетический. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента.

Теоретические исследования: изучение и обобщение, абстрагирование, анализ и синтез.

Практическая работа. Использование методов при сопоставлении художественного текста и видеофрагмента, сравнении исторического (публицистика) и художественного текстов.

7.

Наблюдение и наблюдательность


Изучение преимуществ и недостатков данного метода (показать наиболее распространённые зрительные иллюзии наблюдения). Сфера наблюдения в научных исследованиях по филологическому направлению.

Этимология слова. Выявление родственности языковых групп и общности происхождения на основе наблюдения над корнем некоторых слов. Этимологические изменения в процессе словообразования. Практика: решение задач-головоломок по типу игры «Русский медвежонок»

8.

Сбор материала для исследования


Понятия: способ фиксации знаний, 4 этапа исследовательского поиска: увидеть, заметить, найти проблему, разрешить проблему .Определение темы.

Способы фиксации полученных сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.) Примеры письма (египетские пергаменты, новгородские берестяные грамоты «От Онфима ко Даниле» и др)

Практическая работа «Сбор информации по своей проблеме исследования», «Способы обработки информации». Конспектирование, составление тезисов.

Представление части исследования с обобщением информации по вопросу. Корректирование.

9.

Обобщение полученных данных. Правила оформления учебно-исследовательской работы. Правила оформления презентации.




Определение главного и второстепенного. Что такое обобщение. Приёмы обобщения: тезисы на основе анализа литературного материала по вопросу исследования; решение задач на основе внутрипредметных связей («Влияние концепции художника-декоратора на идею спектакля по пьесе А.Островского «Снегурочка» и др.); составление сравнительных таблиц.

Хронологическое обобщение, систематизированное, личные доказательства, вещественные (рукопись, первоисточник, документ)

Выбор главного. Последовательность изложения. Практическая работа «Оформление исследования»

Практическая работа: «Наиболее распространённые ошибки при составлении презентации. Как этого избежать?» Представление презентаций работ, получивших высокую оценку на различных конференциях. Подготовка раздаточного материала.

10.

Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите


Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своём исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практическая работа: учимся выявлять главное и второстепенное на примере текстов К.Г.Паустовского (например, «Телеграмма», отрывки из повести «Золотая роза»), стихотворений в прозе И.С.Тургенева.

Практическая работа «Составление автореферата».

11.

Подготовка к защите


Встречи с участниками конференций. Лекция «Техники психологического настроя», «Владение материалом, прорабатывание выводов»

Встреча с журналистами, выпускниками, студентами ВУЗов. Рекомендации по организации внутреннего состояния во время защиты. «Секреты» ведения диалога.

12.

Культура выступления

Рекомендации к организации поведенческого настроя во время защиты работы.

13.

Индивидуальные консультации


Подготовка работ к публичной защите.

«Защита» перед аудиторией класса. Устранение ошибок и замечаний.

«Защита» перед аудиторией класса.

14.

Выступление на НПК

Защита работ

15.

Анализ проведённой работы

Результаты защиты. Устранение замечаний. Определение задач на следующий этап работы (возможно, работу следует развивать, придав ей иной аспект)


Учебно-методическое обеспечение кружка


Педагогические разработки

- разработки учебных занятий

- раздаточный материал( памятки)

- таблицы, схемы


Информационные материалы


- диски для прослушивания

- мультимедийные презентации

- рабочие тетради.



Материально-техническое обеспечение «пространства» кружка

- помещение, соответствующее валеологическим и санитарно-гигиеническим нормативам, предъявляемым для работы с детьми

- учебная мебель;

- компьютер;

- проектор


Планируемые результаты освоения учебного материала кружка

Программа учитывает изменения, происходящие в современной общеобразовательной школе, и ориентирована на формирование у учащихся УУД , необходимых в работе с разными видами источников информации и разными формами работы с ними, с методами исследования, правилами оформления и формами представления исследовательских работ.






Литература

В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используются:


1.Жоголева Е.Е. Развитие у педагогов компетенций руководителя учебных исследований учащихся. Журнал «Исследовательская работа школьников» №2, 2012

2.Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005

3.Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. Издательство " Просвещение",-М 2010

4.Стандарты второго поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Издательство" Просвещение",-М.- 2010


Приложения к Программе


Приложение к теме № 1


Филология (греч. philologia, буквально - любовь к слову), содружество гуманитарных дисциплин - лингвистической, литературоведческой, исторической и др., изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов. Текст во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей - исходная реальность Ф. Сосредоточившись на тексте, создавая к нему служебный "комментарий" (наиболее древняя форма и классический прототип филологического труда), Ф. под этим углом зрения вбирает в свой кругозор всю ширину и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного. Т. о., внутренняя структура Ф. двуполярна. На одном полюсе - скромнейшая служба "при" тексте, не допускающая отхода от его конкретности; на 2 другом - универсальность, пределы которой невозможно очертить заранее. В идеале филолог обязан знать в самом буквальном смысле слова всё - коль скоро всё в принципе может потребоваться для прояснения того или иного текста (С.Аверинцев).

Приложение к теме 3


  1. Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. Словарь ударений для работников радио и телевидения под ред. Д.Э.Розенталя (4-е изд.)М - 2004

  2. Н.В. Богданова, Л.А. Вербицкая, Г.Н. Скляревкая. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения. СПб-2002

  3. Т.Ф. Иванова. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. М - 2007

Приложение к теме 4


1. С.В. Друговейко-Должанская, Д.Н.Чердакова. Русский язык. Школьный энциклопедический словарь. СПб – 2014

2. В.Н. Ярцева, Н.Д. Арутюнов, В.А. Виноградов. Лингвистический энциклопедический словарь. М. – 1990

3. А.И. Горшков. Русская словесность. Учебник для общеобразовательных учреждений. М – 2005

4. Л.П.Крысин. Толковый словарь иноязычных слов.(4 –е изд.), М – 2002

5. С. И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М – 2002

6. А.П.Квятковский. Школьный поэтический словарь. М - 2000