Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 73
«Ломоносовская гимназия» Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Рабочая программа
кружка
« Учусь филологическому исследованию»
для 5 класса
1 час в год (34 часа)
Рекомендована к «Утверждаю»
использованию Приказ № ______
Педагогическим от «___» __________ 20_____г.
советом гимназии Директор гимназии
Протокол № ______ ___________________________
от «____»_________20____ г. Павлова В.К.
Малиновская Т.Л.
Санкт-Петербург
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Знания составляются из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.Писарев
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, быть открытым для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся является эффективным средством освоения социума, приобретение важного для подростков опыта, и ее главные цели – установление истины, формирование исследовательского стиля мышления. То есть, исследовательская деятельность – один из способов «превращения» общеучебных и специальных умений и навыков в универсальные учебные действий, формирование которых становится приоритетным результатом освоения ФГОСа нового поколения.
С помощью исследовательской деятельности соединяются, все виды учебной, внеурочной деятельности и опыт практической деятельности подростка в единое целое.
Актуальность программы обусловлена тем, что она предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью в области филологии, и направлена на формирование у учащихся умений увидеть интересную проблему, поставить цель для ее решения и организовать достижение . В процессе реализации исследования формируются креативные качества, гибкость ума, восприятие альтернативных мнений, критичность, наличие своей обоснованной позиции, коммуникативные качества. Программа кружка позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Педагогическая целесообразность поведения занятий кружка обусловлена тем, что она предполагает дальнейшее развитие у учащихся основ умений самообразования и способности к организации своей деятельности, сохранять цели и следовать как в учебной, так и в исследовательской деятельности, планировать свою работу, осуществлять контроль за ее ходом и оценивать объективно полученные результаты. Особое внимание следует уделить специфике возраста пятиклассника, а именно наличие противоречий:
между открытостью к миру, желанием узнавать, любопытством и неумением «закрепить» серьезный интерес, «перескакивание» с одного объекта к другому;
б) желание получить интересный результат и ленность в кропотливой работе по его получению;
в) жажда эффективной самореализации (самопрезентации) и отсутствие или слабое развитие необходимых для этого умений.
Исходя из того, что в начальной школе у учащихся уже есть опыт исследовательской деятельности ( кружок «Учусь исследовать»), возникает необходимость закрепить полученные знания и умения на следующем возрастном этапе.
Цель программы: выявление наиболее способных к филологическому направлению учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей и совершенствование УУД.
Задачи программы:
Развивать познавательные способности учащихся 5-х классов
Продолжить знакомить учащихся с особенностями исследовательской деятельности в области филологии
Мотивировать учащихся на выполнение исследовательских задач, требующих усердия и самостоятельности
Прививать умение организации научного труда, работы с художественной, научной литературой, со словарями и энциклопедиями
Совершенствовать УУД
Программа рассчитана на 1 год обучения в 5 классе – 34 час, 1 час в неделю
Место проведения кружка складывается из пространства (ЗОН):
пространство информации;
пространство ИКТ;
пространство для дискуссий
пространство для «раздумий»
пространство УНИО (секция «Филологическая»)
Формы проведения занятий кружка:
Технологии обучения:
технология исследовательской деятельности
технология проблемного обучения
игровая технология
технология ИКТ
информационно-комуникативная технология
рефлексия
Технология организации проектной деятельности на уровне формирования УУД:
Регулятивные УУД
ставить и адекватно формулировать цель деятельности
планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию
в сотрудничестве с учителями ставить новые учебные задачи
адекватно воспринимать предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Коммуникативные УУД
1.Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией это умение:
слушать и слышать другого
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
представлять конкретное содержание и соблюдать его в письменной и устной форме
спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое
вступать в диалог, а так же участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка
2.Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагать:
понимать возможности различных точек зрения , не совпадающих с собственной
готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции
умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор
умение аргументировать свою точку зрения, спорить, отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом
3.Органзация и планирование учебного сотрудничества с учеником и сверстниками – это:
определение целей и функций участников, способов взаимодействия
планирование общих способов работы
обмен общими знаниями между членами кружка
способность брать на себя инициативу
способность познавательной инициативы
разрешение конфликтов, умение убеждать
4.Работа в группе – это умение:
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
иммигрировать в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
5.Соблюдение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества – это:
уважительное отношение к партнерам
адекватное межличностное восприятие
адекватно оказывать помощь и эмоциональную поддержку
стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания
6.Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности – это:
Познавательные УУД
формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис
осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников
определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели
применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств
перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами
Содержание программы
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Краткое содержание |
1. | Что такое исследование? | 1 ч | Введение. Филология как наука. |
2. | Определение темы, предмета, объекта исследования | 3 ч | Двуполярность филологии : от" службы при тексте" до формирования навыков универсальности. Работа с текстом. |
3. | Цели и задачи исследования. Учимся выдвигать гипотезы | 2 ч | Тайны современной орфоэпии. Обучение умению постановки целей и задач, выдвижению гипотезы по данной теме. |
4. | Основные источники получения информации. | 2 ч | Труды выдающихся ученых- филологов. Словари. Библиотека как один из главных источников информации. |
5. | Поиск информации. Библиотека. Интернет-ресурсы. Опрос. Экскурсии. | 3ч | Экскурсия в библиотеку им. Серафимовича. История одной из старейших библиотек города. Работа с формулярным каталогом, с материалами архивов. |
6. | Организация исследования, понятие о методах исследования. | 4 ч | Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Сравнение художественного текста и видеофрагмента. Сопоставление исторического и художественного текстов. Практическая работа. |
7. | Наблюдение и наблюдательность. | 2 ч | Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях по филологическому направлению. Наблюдение за словообразовательной цепочкой ,за этимологическими изменениями в процессе словообразования. |
8. | Сбор материала для исследования. | 4 ч | Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Практическая работа" Сбор информации по своей проблеме исследования". Практическая работа"Способы обработки информации". |
9. | Обобщение полученных данных. Правила оформления учебно-исследовательской работы. Правила оформления презентации. | 4 ч | Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практическое задание " Оформление и демонстрация работы" Практическая работа" Как правильно оформить презентацию". |
10. | Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите | 2 ч | Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Подготовка автореферата. |
11. | Подготовка к защите | 2 ч | Встречи с участниками конференций. Рекомендации по организации психологического состояния во время защиты работы. |
12. | Культура выступления. | 1 ч | |
13. | Индивидуальные консультации | 3 ч | Подготовка детских работ к публичной защите. |
14. | Выступление на НПК | 1 ч | Защита работ |
15. | Анализ проведённой работы. | 1 ч. | |
Тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Тема занятия | Формируемые УУД | Пространство |
1 | 1 ч. | Что такое исследование? | Р:-Умение организовать свою деятельность К:-Умение вступать в диалог с учителем П:-Поиск и выделение нужной информации | Пространство кабинета |
2 | 3 ч. | Определение темы, предмета, объекта исследования. | Р:-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; К:-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; П:-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Пространство кабинета |
3 | 2 ч. | Цели и задачи исследования. Учимся выдвигать гипотезы. | Р:- формирование умения ставить цели и задачи исследования, умение самостоятельно анализировать условия достижения цели; К:- умение определять цель исследования и задач для её реализации; П:-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачам | Пространство кабинета |
4 | 2 ч. | Основные источники получения информации. | | Пространство информации. |
5 | 3 ч. | Поиск информации. Библиотека. Интернет- ресурсы. Опрос. Экскурсии. | Р:-умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе выделенного руководителем учебного исследования; К:-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; П:-умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач | Пространство информации. |
6 | 4 ч. | Организация исследования, понятие о методах исследования. | Р:-самостоятельно находить варианты решения творческой задач; К:-понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи прежде, чем принимать решение и делать выбор; П:-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения творческих задач | Пространство кабинетов-лабораторий |
7 | 2 ч. | Наблюдение и наблюдательность. | Р:-самостоятельно находить варианты решения творческой задач; К:-понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи прежде, чем принимать решение и делать выбор; П:-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения творческих задач | Пространство для общений и встреч |
8 | 4 ч. | Сбор материалов для исследования. | Р:-осуществлять итоговый и пошаговый контроль; К:-формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество; строить понятные для партнёра высказывания; П:-умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач | Пространство кабинетов-лабораторий; пространство для раздумий |
9 | 4 ч. | Обобщение полученных данных. Правила оформления учебно-исследовательской работы. Правила оформления презентации. | Р:-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия , так и по ходе его реализации; К:-осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание основания собственных действий и действий партнёра | Пространство информации ( медиатека) |
10 | 2 ч. | Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите. | Р:-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия , так и по ходе его реализации; К:-осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание основания собственных действий и действий партнёра; П:-умение обобщать материал, находить главное, составлять план | Пространство для раздумий |
11 | 2ч | Подготовка к защите | Р:-умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в области исследовательской деятельности; К:-учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию; П:-рефлексия способов и условий действия; оценка процесса и результатов деятельности | Пространство для раздумий |
12. | 1 ч | Культура выступления | | Пространство кабинетов(35, 36) |
13. | 3 ч | Индивидуальные консультации. | | Пространство кабинетов(35,36) |
14 | 1 ч | Выступление на НПК | | Пространство УНИО( филологическая секция) |
15. | 1 ч | Анализ проведённой работы. | | Пространство для встреч и общений |
Описание содержательного наполнения программы кружка «Учусь филологическому исследованию»
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание |
1. | Что такое исследование | 1ч | Введение. Филология как наука. Понятие составляющих филологии. Что изучает лингвистика, культурология, языкознание, литературоведение, текстология, источниковедение. Работа со словарями, справочным материалом. |
2. | Определение темы, предмета, объекта исследования | 3ч | 1ч | Двуполярность филологии: от «службы при тексте» до формирования навыков универсальности. Филология как «искусство чтения» и «мастерство понимания» (Г.О.Винокур) Анализ фрагментов текстов М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского,И.А.Бунина, Б.Л.Пастернака |
1ч | Текст как явление употребления языка. Признаки текста. Способы связей частей текста. Тема и идея. |
1ч | Работа с отрывками из произведений Н.В.Гоголя. Анализ текста с точки зрения оформления звукового ряда, что является одной из отправных точек сказовой манеры повествования, выражения авторской точки зрения в повествовательных монологах писателя. |
3. | Цели и задачи исследования. Учимся выдвигать гипотезы. | 2ч | 1ч | Тайны современной орфоэпии. Орфоэпические нормы: - неправильный выбор твёрдого и мягкого согласного перед Е: кон[т`]екст (не кон[т]екст), [т]енденция (не [т`]ен[д`]енция) - ненужные вставки [н] и [м]: инцидент (не инци[н]дент), драм (не дра[м]ма) - неправильное произношение О вместо Э под ударением после мягких согласных: афера (не афёра), опека (не опёка) - неправильные вставки, пропуски и замены звуков: конъюнктура (не конъ[уйк]тура), про[э]кт (не про[йэ]кт) - неправильная постановка ударения: апостро`ф (не апо`строф), наме`рение (не намере`ние) - неправильная постановка ударения, связанная с образованием некоторых грамматических норм: аэропорт ( р.п. аэропо`рта (не аэропорта`), взять – взял, взяла`, взя`ло, взя`ли (не взя`ла, взяло` и др.) |
1ч | Обучение умению постановки целей и задач, выдвижению гипотезы по данной теме. Изучение словарных статей по вопросу. Практика: 1. Аудирование. Отрывки (4-5 предл.) сообщений СМИ; фрагменты современных песен. 2. Анализ поэтических строк поэтов XIX-XX вв. с целью определения орфоэпических ошибок. |
4. | Основные источники получения информации | 2ч | 1ч | Экскурс в историю. М.В. Ломоносов как основатель нормативной грамматики и стилистики русского языка. Знакомство с достижениями выдающихся учёных-филологов: А.Х.Востокова, Ф.И.Буслаева, К.С.Аксакова, Л.К. Грота, А.А.Потебни, А.А.Шахматова и др. |
1ч | Обращение к разным видам словарей (см. Приложение к занятию №4) Обучение умению составлять словарную статью. Виды словарных статей. Задачи, необходимые для достижения данной цели. |
5. | Поиск информации. Библиотека. Экскурсии. Опрос. Интернет-ресурсы | 3ч | 1ч | Библиотека как один из главных источников информации. Экскурсия в библиотеку им. Серафимовича. Знакомство с историей одной из старейших библиотек города. Правила работы с формулярным каталогом. |
1ч | Что такое архив? Условия, при которых исследователь обращается к архивным материалам, рукописям. Самые древние и редкие издания в фондах библиотеки им. Серафимовича. Читальный зал. Современные технологии сбора информации на базе библиотеки. |
1ч | Работа с текстом. Сведения из истории написания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Сопоставление архивных материалов и созданного автором художественного текста (анализ эпизодов, наблюдение над текстом и фактологической точностью) Виртуальная экскурсия «По залам ИРЛИ. Отдел рукописей» |
6. | Организация исследования, понятие о методах исследования. | 4ч | 1ч | Дать представление о видах методов исследования: Эмпирические: наблюдение, интервью, анкетирование, опрос, собеседование, фотографирование, счёт, тестирование, измерение, сравнение. Игровые ситуации: «Возьми интервью», «Придумай и проведи анкету по проблеме твоего исследования» и др. |
1ч | Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ, моделирование, логический, исторический, синтез, индукция, дедукция, гипотетический. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. |
1ч | Теоретические исследования: изучение и обобщение, абстрагирование, анализ и синтез. |
1ч | Практическая работа. Использование методов при сопоставлении художественного текста и видеофрагмента, сравнении исторического (публицистика) и художественного текстов. |
7. | Наблюдение и наблюдательность | 2ч | 1ч | Изучение преимуществ и недостатков данного метода (показать наиболее распространённые зрительные иллюзии наблюдения). Сфера наблюдения в научных исследованиях по филологическому направлению. |
1ч | Этимология слова. Выявление родственности языковых групп и общности происхождения на основе наблюдения над корнем некоторых слов. Этимологические изменения в процессе словообразования. Практика: решение задач-головоломок по типу игры «Русский медвежонок» |
8. | Сбор материала для исследования | 4ч | 1ч | Понятия: способ фиксации знаний, 4 этапа исследовательского поиска: увидеть, заметить, найти проблему, разрешить проблему .Определение темы. |
1ч | Способы фиксации полученных сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.) Примеры письма (египетские пергаменты, новгородские берестяные грамоты «От Онфима ко Даниле» и др) |
1ч | Практическая работа «Сбор информации по своей проблеме исследования», «Способы обработки информации». Конспектирование, составление тезисов. |
1ч | Представление части исследования с обобщением информации по вопросу. Корректирование. |
9. | Обобщение полученных данных. Правила оформления учебно-исследовательской работы. Правила оформления презентации. | 4ч | 1ч | Определение главного и второстепенного. Что такое обобщение. Приёмы обобщения: тезисы на основе анализа литературного материала по вопросу исследования; решение задач на основе внутрипредметных связей («Влияние концепции художника-декоратора на идею спектакля по пьесе А.Островского «Снегурочка» и др.); составление сравнительных таблиц. |
1ч | Хронологическое обобщение, систематизированное, личные доказательства, вещественные (рукопись, первоисточник, документ) |
1ч | Выбор главного. Последовательность изложения. Практическая работа «Оформление исследования» |
1ч | Практическая работа: «Наиболее распространённые ошибки при составлении презентации. Как этого избежать?» Представление презентаций работ, получивших высокую оценку на различных конференциях. Подготовка раздаточного материала. |
10. | Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите | 2ч | 1ч | Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своём исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практическая работа: учимся выявлять главное и второстепенное на примере текстов К.Г.Паустовского (например, «Телеграмма», отрывки из повести «Золотая роза»), стихотворений в прозе И.С.Тургенева. |
1ч | Практическая работа «Составление автореферата». |
11. | Подготовка к защите | 2ч | 1ч | Встречи с участниками конференций. Лекция «Техники психологического настроя», «Владение материалом, прорабатывание выводов» |
1ч | Встреча с журналистами, выпускниками, студентами ВУЗов. Рекомендации по организации внутреннего состояния во время защиты. «Секреты» ведения диалога. |
12. | Культура выступления | 1ч | Рекомендации к организации поведенческого настроя во время защиты работы. |
13. | Индивидуальные консультации | 3ч | 1ч | Подготовка работ к публичной защите. |
1ч | «Защита» перед аудиторией класса. Устранение ошибок и замечаний. |
1ч | «Защита» перед аудиторией класса. |
14. | Выступление на НПК | 1ч | Защита работ |
15. | Анализ проведённой работы | 1ч | Результаты защиты. Устранение замечаний. Определение задач на следующий этап работы (возможно, работу следует развивать, придав ей иной аспект) |
Учебно-методическое обеспечение кружка
Педагогические разработки
- разработки учебных занятий
- раздаточный материал( памятки)
- таблицы, схемы
Информационные материалы
- диски для прослушивания
- мультимедийные презентации
- рабочие тетради.
Материально-техническое обеспечение «пространства» кружка
- помещение, соответствующее валеологическим и санитарно-гигиеническим нормативам, предъявляемым для работы с детьми
- учебная мебель;
- компьютер;
- проектор
Планируемые результаты освоения учебного материала кружка
Программа учитывает изменения, происходящие в современной общеобразовательной школе, и ориентирована на формирование у учащихся УУД , необходимых в работе с разными видами источников информации и разными формами работы с ними, с методами исследования, правилами оформления и формами представления исследовательских работ.
Литература
В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используются:
1.Жоголева Е.Е. Развитие у педагогов компетенций руководителя учебных исследований учащихся. Журнал «Исследовательская работа школьников» №2, 2012
2.Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005
3.Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. Издательство " Просвещение",-М 2010
4.Стандарты второго поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Издательство" Просвещение",-М.- 2010
Приложения к Программе
Приложение к теме № 1
Филология (греч. philologia, буквально - любовь к слову), содружество гуманитарных дисциплин - лингвистической, литературоведческой, исторической и др., изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов. Текст во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей - исходная реальность Ф. Сосредоточившись на тексте, создавая к нему служебный "комментарий" (наиболее древняя форма и классический прототип филологического труда), Ф. под этим углом зрения вбирает в свой кругозор всю ширину и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного. Т. о., внутренняя структура Ф. двуполярна. На одном полюсе - скромнейшая служба "при" тексте, не допускающая отхода от его конкретности; на 2 другом - универсальность, пределы которой невозможно очертить заранее. В идеале филолог обязан знать в самом буквальном смысле слова всё - коль скоро всё в принципе может потребоваться для прояснения того или иного текста (С.Аверинцев).
Приложение к теме 3
Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. Словарь ударений для работников радио и телевидения под ред. Д.Э.Розенталя (4-е изд.)М - 2004
Н.В. Богданова, Л.А. Вербицкая, Г.Н. Скляревкая. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения. СПб-2002
Т.Ф. Иванова. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. М - 2007
Приложение к теме 4
1. С.В. Друговейко-Должанская, Д.Н.Чердакова. Русский язык. Школьный энциклопедический словарь. СПб – 2014
2. В.Н. Ярцева, Н.Д. Арутюнов, В.А. Виноградов. Лингвистический энциклопедический словарь. М. – 1990
3. А.И. Горшков. Русская словесность. Учебник для общеобразовательных учреждений. М – 2005
4. Л.П.Крысин. Толковый словарь иноязычных слов.(4 –е изд.), М – 2002
5. С. И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М – 2002
6. А.П.Квятковский. Школьный поэтический словарь. М - 2000