План - конспект урока по физике
Форма организации учебного занятия: урок
Тип и вид урока: урок первичного закрепления нового учебного материала, комбинированный, носит исследовательский характер
Тема урока:
Лабораторная работа по теме «Определение плотности твердого тела»
Цели урока:
-научить определять плотность вещества с помощью весов и измерительного цилиндра;
- развивать практические навыки учащихся при проведении работы с физическим оборудованием;
-формировать умения делать выводы по полученным материалам;
- воспитывать аккуратность, внимательность, бережное отношение к раздаточному материалу и оборудованию.
Оборудование: весы с разновесом, измерительные цилиндры (мензурки), куски овощей из школьного огорода ( картофель, свекла, морковь), стакан с молоком.
Оснащение урока: мультимедийный проектор; компьютер; презентация, составленная с помощью программы PowerPoint; тела разного объема; весы; разновесы; физические тела; мензурка с водой.
План урока:
Организационный момент (2 мин)
Повторение пройденного материала (5 мин)
Выполнение лабораторной работы (15 мин)
Решение экспериментальных задач (15мин)
Итог урока (2 мин)
Домашнее задание (1 мин)
Ход урока:
Организационный момент (2 мин).
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
Повторение пройденного материала (5 мин)
Сегодня у нас пройдет урок – практикум, посвященный теме: «Измерение плотности твердого вещества». Еще немецкий философ Иммануил Кант писал: «Без сомнения, все наше знание начинается с опыта». (Слайд 2)
Выделим основные цели урока:
-научиться определять плотность вещества с помощью весов и измерительного цилиндра;
- развивать практические навыки учащихся при проведении работы с физическим оборудованием;
-формировать умения делать выводы по полученным материалам;
- воспитывать аккуратность, внимательность, бережное отношение к раздаточному материалу и оборудованию. (Слайд 3)
Учитель:
На прошлом уроке мы с вами познакомились с новой физической величиной – плотностью. Узнали что тела, окружающие нас, состоят из различных веществ: древесины, железа, резины…А разные вещества могут иметь разную плотность. Можно ли найти плотность вещества? Сегодня мы с вами научимся определять плотность твердых тел.
Итак, урок сегодня будет не совсем обычный. Для того чтобы выполнить данную работу, мы отправляемся с вами в путешествие по Океану Физики.
Путешествуя по океану Физики, мы должны сделать остановку на острове Эксперимент. Чтобы достичь острова Эксперимент и выполнить лабораторную работу, нам с вами предстоит проделать большой путь. И прежде, чем отправиться в путь я хочу всем пожелать…удачи! Ну, а теперь нам надо подготовиться к путешествию. Для начала изучим маршрутный лист. ( Слайд 4)
Сейчас мы находимся в порту отправления. (Слайд 5) В тетрадях пометим сегодняшнюю дату (дату отправления), запишем маршрут:
Лабораторная работа
Измерение плотности твердого вещества, а также обозначим главную цель:
Научиться экспериментально, определять плотность твердых тел. Достигнув этой цели, мы автоматически оказываемся в «Стране Знаний» – пункте назначения путешествия.
В путь!
Итак, мы проплываем «Материк правил». (Слайд 6)
Как уже было отмечено, на прошлом уроке мы познакомились с понятием плотности. Здесь мы должны ответить на вопросы, которые подготовил нам Материк Океана Физики!
Учащиеся устно отвечают на вопросы.
Что называют плотностью вещества?
Что является единицей измерения плотности вещества в СИ? Какая еще единица измерения часто используется на практике?
Как вы понимаете физический смысл понятия ''плотность''?
Одинакова ли плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях?
Какие приборы необходимы для измерения плотности?
Учитель: вы успешно справились с вопросами материка. Путешествие продолжается.
А вот и «Бухта Безопасности». (Слайд 7) Здесь мы должны обсудить с вами положения по технике безопасности в процессе всего путешествия.
Правила техники безопасности.
При выполнении работы правила техники безопасности нужно соблюдать!
Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, что стекло хрупкий и опасный материал, легко трескается при ударе.
Будьте внимательны при работе с весами, не теряйте гирьки. Установите весы на середине стола.
Будьте аккуратны при работе с водой.
Выполнение лабораторной работы (15 мин)
Теперь мы можем отправиться дальше. И по карте маршрутного листа, как вы видите, мы добрались с вами к «Острову Эксперимент». (Слайд 8) Он приготовил нам лабораторную работу, которую мы и должны будем сегодня выполнить.
В тетрадях запишем (ученики записывают в тетрадях)
Приборы и материалы: весы с разновесами;
измерительный цилиндр (мензурка);
твердое тело, плотность которого надо определить.
Ход работы:
(Виртуальная лабораторная работа №4) ЦОР
Выполнение работы
Измерьте массу тела на весах.
Измерьте объем тела с помощью измерительного стакана:
-объем воды в стакане V1=___________
-общий объем воды и тела в стакане V2=__________
-объем тела V=V2-V1=______________
3. Рассчитайте по формуле плотность вещества данного тела:
4. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Используя таблицу плотностей, определите что это за вещество.
Название тела | Масса тела m, г | Объём тела V, см3 | Плотность вещества, г/см3 | Вещество |
| | | | |
| | | | |
Лабораторная работа
«Определение плотности твердого тела»
Цель работы ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Приборы и материалы:_______________________________________________
Выполнение работы
Измерьте массу тела на весах.
Измерьте объем тела с помощью измерительного стакана:
-объем воды в стакане V1=___________
-общий объем воды и тела в стакане V2=__________
-объем тела V=V2-V1=______________
3. Рассчитайте по формуле плотность вещества данного тела:
4. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:
Название тела | Масса тела m, г | Объём тела V, см3 | Плотность вещества, г/см3 |
| | | |
| | | |
5. Сделайте вывод, используя слова: масса, объем и плотность
_________________________________________________________________________________________________________________________________



Вычислим плотность
Определим материал, из которого изготовлено тело.

4. Решение экспериментальных задач (15мин)
А теперь, выполнив основную часть работы, мы подплываем с вами к «Проливу Смекалки». (Слайд 9) Наша команда должна выполнить три задания, для этого мы разделимся на три команды, каждой из которых следует выполнить одно, предназначенное именно для них, а затем первый, кто с ним справится, должен рассказать своей команде, как он его сделал, чтобы все путешественники успели пройти данное испытание.
Работа в группах. Дополнительное задание.
1 группа – определение плотности картофелины
2 группа - определение плотности куска сахара (рафинада)
3 группа – определение плотности тела - пенопласта
1 группа | 2 группа | 3 группа |
 |  |  |
Определить плотность картофеля | Определить плотность сахара (кусочка рафинада) | Определить плотность куска пенопласта |
В тетрадях записываем:
Дополнительное задание
Решение представить в следующей форме:
Нарисуйте схему эксперимента;
Запишите формулы, необходимые для расчетов.
Укажите результаты измерения.
Сделайте вывод: для того чтобы определить плотность …, необходимо…
Итак, мы добрались к «Стране Знаний. (Слайд 10) На следующем уроке мы узнаем лучших путешественников, после того как я проверю ваши работы.
5. Итог урока (2 мин)
Подведем итог урока: (слайд 11)
Итог урока:
Вырази свое мнение об уроке:
Поставь в кружок:
А) «+», если путешествие понравилось
Б) «-» , если путешествие не понравилось
В) ничего, если впечатление от путешествия среднее

Домашнее задание (1 мин) (слайд 12)
Карточки
№1. Можете ли вы назвать тело, плотность которого непрерывно уменьшается? Непрерывно увеличивается?
№2. Пират Билли Бонс недорого продает алмазный кубик массой 857,5г, площадь всей поверхности кубика 294 см2 .
Купите ли вы его?