Содержание:
1. Пояснительная записка……………………………………………………….3
2. Введение……………………………………………………………………….4
3. Общие сведения по организации внеаудиторной самостоятельной
работы обучающихся…………………………………………….…………...5
5. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы
Обучающегося………………………………………………………….…..….6
6. Таблица усвоения модуля……………………………………………………..8
7. Виды самостоятельной работы по темам профессионального модуля…….10
8. Приложение 1 Образец оформления реферата…………………………………16
9. Приложение 2 Образец оформления конспекта……………………………..….17
10. Приложение 3. Методика составления опорного конспекта ……………..18
11. Приложение 4.Образец выполнения презентации………………………..……19
12. Приложение 5. Содержание отчетов по практическим работам………..20
13. Содержание отчетов по лабораторным работам………………………..…26
13. Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………...……...28
Пояснительная записка
Методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Информационные технологии для специальности среднего профессионального образования
09.02.03. Программирование в компьютерных системах. Главная задача методических рекомендаций помочь обучающимся самостоятельно освоить некоторые теоретические положения и решить практические вопросы по ПМ 01 Ввод и обработка цифровой информации. Методические рекомендации уточняют форму задания, предлагают примерные направления для выбора темы, анализа литературы и использования различных информационных ресурсов, проведения исследований, ориентированных на профессиональную деятельность.
Методические указания содержат тематику практических занятий, темы рефератов, вопросы к зачету и список необходимой литературы.
Методические рекомендации обращают внимание обучающегося на главное, существенное в изучаемой дисциплине, помогают выработать умение анализировать, связывать теоретические положения с практикой, а также облегчают подготовку к выполнению внеаудиторных самостоятельных работ.
Уровень предлагаемого материала соответствует требованиям, предъявляемым Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.
Введение
В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Традиционно внеаудиторная самостоятельная работа рассматривается как целенаправленная, активная, свободная деятельность обучающихся, самоконтролируемая и рефлексируемая, самостоятельно организуемая ими в силу индивидуальных внутренних познавательных мотивов в наиболее удобное с их точки зрения время.
Для организации внеаудиторной самостоятельной работы, к обучающимся предъявляются следующие требования:
- обучающийся должен выполнять работу сам, без непосредственного участия преподавателя;
- от обучающегося требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельная ориентировка в учебном материале;
- выполнение работы строго регламентируется, обучающемуся предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания.
Обучающимся необходимо:
-выполнить задания в указанные сроки (см. методические указания)
-выполнение заданий должно быть оформлено согласно методическим указаниям к конкретному заданию иметь титульный лист обязательно.
- консультации по выполнению работ можете получить в период учебного года.
Таблица 1
Ориентировочные затраты времени на выполнение заданий
№ п/п | Основные виды заданий | Затраты времени на единицу задания, ч | Количество баллов |
1 | Подготовка информационного сообщения | 1 | 2 |
2 | Написание реферата | 4 | 5 |
3 | Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии и пр.) | 2 4 | 3 5 |
4 | Написание эссе | 4 | 5 |
5 | Написание рецензии | 4 | 5 |
6 | Написание аннотации | 4 | 5 |
7 | Составление опорного конспекта | 2 | 4 |
8 | Составление глоссария | 1 | 1 |
9 | Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме | 1 | 1 |
10 | Составление графологической структуры | 0,5 | 1 |
11 | Составление теста и эталона ответов к нему | 0,1 | 1 |
12 | Составление и решение ситуационной задачи | 1 | 3 |
13 | Составление схемы, иллюстрации (рисунка) | 1 | 1 |
14 | Составление кроссворда по теме и ответов к нему | 1 | 1 |
15 | Научно-исследовательская деятельность студента | 8 | 10 |
16 | Формирование информационного блока | 2 | 4 |
17 | Изготовление информационной модели или блока моделей | 3 | 3 |
18 | Создание материалов-презентаций | 1,5 | 2 |
19 | Составление анкеты, вопросов интервью и беседы | 1 | 2 |
20 | Подготовка к практическому занятию или лабораторной работе | 1,5 | 2 |
21 | Доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы | 2-4 | 5 |
22 | проработка конспектов занятий, учебной и технической литературы | 0.5 | 1 |
Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося
Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы обучающихся с использованием балльно - рейтинговой системы. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых обучающимся компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических и семинарских занятиях и во время консультаций преподавателя.
Максимальное количество баллов, обучающийся получает, если:
обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания им данного материала.
70~89% от максимального количества баллов обучающийся получает, если:
неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание;
при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания им данного материала.
50~69% от максимального количества баллов обучающийся получает, если:
неполно (не менее 50% от полного), но правильно изложено задание;
при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;
излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.
49% и менее от максимального количества баллов обучающийся получает, если:
неполно (менее 50% от полного) изложено задание;
при изложении были допущены существенные ошибки. В "0" баллов преподаватель вправе оценить выполненное обучающимся задание, если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.
Сумма полученных баллов по всем видам заданий внеаудиторной самостоятельной работы составляет рейтинговый показатель обучающегося. Рейтинговый показатель обучающегося влияет на выставление итоговой оценки по результатам изучения дисциплины.
Если рейтинговый показатель обучающегося составляет:
максимальное количество баллов, то он на экзамене претендует на оценку "отлично";
70-89% от максимального количества баллов, то обучающийся на экзамене претендует на оценку "хорошо";
50-69% от максимального количества баллов, то обучающийся на экзамене претендует на оценку "удовлетворительно";
49% и менее от максимального количества баллов, то обучающийся до экзамена не допускается.
Виды самостоятельной работы по темам профессионального модуля.
Раздел | Тема самостоятельной работы | Вид самостоятельной работы | Виды контроля выполнения работы |
1.2 Архитектура ПК | Устройство персонального компьютера | Конспект первоисточника Отчеты по практическим работам | Проверка конспекта Сдача зачетов по практическим работам |
1.3 Представление информации в ПК | Виды и назначение периферийных устройств | Отчеты по практическим работам Реферат | Сдача зачета по практической работе Выступление с рефератом |
1.4 Операционные системы | Операционные системы. Назначение. Функции. Принципы работы в среде ОС | Отчеты по практическим работам | Сдача зачетов по практическим работам |
2.1 Технологии обработки текстовой информации | Программы обработки текстовой информации | Отчеты по практическим работам Презентация | Сдача зачетов по практическим работам. Выступление с презентацией |
2.3 Технологии хранения, поиска и сортировки информации | Программные и аппаратные средства для сбора, хранения, поиска и сортировки информации. | Отчеты по практическим работам Конспект первоисточника | Сдача зачетов по практическим работам. Проверка конспекта |
2.4 Технологии обработки аудио информации | Программы обработки звука. Аппаратные средства записи и воспроизведения звука | Составление опорного конспекта Отчеты по практическим работам | Устный опрос Сдача зачетов по практическим работам. |
2.5 Технология обработки графической информации | Программы обработки растровых изображений. Программы обработки векторных изображений | Отчеты по практическим работам Реферат Презентация | Сдача зачетов по практическим работам Выступление с рефератом и презентацией |
2.6 Технологии создания мультимедийных презентации | Программа создания презентаций Power Point | Отчеты по практическим работам Презентация | Сдача зачетов по практическим работам Выступление с презентацией |
2.7 Технологии обработки видео и мультимедиа контента | Программа работы с видеофайлами Movie Maker | Отчеты по практическим работам Составление алгоритма по созданию фильма в виде презентации | Сдача зачета по практической работе Выступление с презентацией |
3.1 Ресурсы Интернет | Средства поиска информации в Интернет Обзор интернет сайтов | Отчет по практическим работам Презентация | Сдача зачета по практической работе Выступление с презентацией |
3.2 Технологии создания веб-страниц и сайтов | Аппаратные и программные средства создания веб-страниц и сайтов | Отчеты по практическим работам Составить алгоритм действий по созданию сайтов и веб - страниц | Сдача зачета по практической работе Устная защита работы |
Итоговая аттестация в форме экзамена | | Подготовка к экзамену по вопросам | Сдача экзамена |
Приложения
Приложение 1
Образец титульного листа
ОГБПОУ Ивановский железнодорожный колледж
Р Е Ф Е Р А Т
Тема:
Выполни л (а): ___________________________________________
Ф. И. О. обучающегося,
____________________________________________
курс, группа,
Профессия: мастер по обработке цифровой информации
Руководитель: ________________________________________
Ф.И.О. преподавателя
Иваново 201-г.
Образец оглавления
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................... 2
Глава 1 .................................................................................................. 3
Глава 2 .................................................................................................. 6
Глава 3 ................................................................................................ 10
Заключение ........................................................................................ 14
Литература............................................................................ 16
Приложение 2
Образец оформления конспекта
КОНСПЕКТ
Первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)
«_______________________________________________»
выполнил Ф.И.О. обучающегося, курс, группа, профессия
Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания
План (схема простого плана):
1.
2.
3.
4.
План (схема сложного плана):
1. ________________________;
________________________:
а) _____________________;
б) _____________________;
в) _____________________.
1.2. _______________________:
а) _____________________;
б) _____________________.
2. ________________________.
2.1. __________________ и т.д.
(далее раскрываются вопросы плана)
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
Приложение 3
Методика составления опорного конспекта
Опорный конспект – это развернутый план Вашего предстоящего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь Вам последовательно изложить тему, а преподавателю – лучше понимать Вас и следить за логикой Вашего ответа. Правильно составленный опорный конспект должен содержать все то, что в процессе ответа Вы намериваетесь рассказать. Это могут быть чертежи, графики, формулы (если требуется, с выводом), формулировки основных законов, определения.
Основные требования к содержанию опорного конспекта:
1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.
2. Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта:
1. Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было
воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один
полный лист.
2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими
блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных
номерами или строчными пробелами.
3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную
идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным
расположением слов (по вертикали, по диагонали).
4. Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и
условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета (ВОВ,РФ,и др)
5. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с
остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно
оформлен (иметь привлекательный вид).
6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,
графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он
должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.
7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же
влияет на усвоение материала.
Примерный порядок составления опорного конспекта
Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по
тексту учебника, картам, дополнительной литературе.
2. Выделение главного в изучаемом материале, составление
обычных кратких записей.
3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных
слов, определённых знаков, графиков, рисунков.
4. Продумывание схематического способа кодирования знаний,
использование различного шрифта и т.д.
5. Составление опорного конспекта.
Приложение 4
Образец оформления презентации
Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания): _____________________________________________________ Подготовил: Ф.И.О. обучающегося, курс, группа, профессия Руководитель: Ф.И.О. преподавателя |
Второй слайд
План: 1. ______________________________. 2. ______________________________. 3. ______________________________. |
Третий слайд
Четвертый слайд
Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы и другие способы наглядного отображения информации |
Всего в презентации должно быть не более 10 слайдов
Приложение 5
Содержание отчетов по практическим работам
Содержание отчета:
1) Название работы.
2) Цель работы.
3) Ход работы.
4) Вывод
Литература:
Основные источники:
Киселёв С.В. Оператор ЭВМ: учебник для нач. проф. образования - М.: Академия, 2006
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. 5-е изд. – М.: Академия, 2006
Дополнительные источники:
Немцова Т. И., Назарова Ю.В, Практикум по информатике, часть 1и 2, М., ИД «Форум», - ИНФРА-М, 2008
Могилёв А.В., Листрова Л.В., Технология обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации, СПБ, «БХВ-Петербург», 2010
Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е., Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учебное пособие – М.:Академия, 2008
Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2007.
Свиридова М.Ю. Текстовый редактор Word. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 10(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2008.
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 11(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2008.
Михеева Е.В. Практикум по информатике. 4-е изд. – М.: Академия, 2007.
Угринович Н.Д. практикум по информатике и информационным технологиям. – М: БИНОМ, 2001.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. 2-е изд. – М: БИНОМ, 2005.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие для студентов сред. проф. образования. 5-е изд. – М.: Академия, 2006.
Вопросы для подготовки к экзамену по
ПМ 01 Ввод и обработка цифровой информации
1.Принцип открытой архитектуры. BIOS. Порядок загрузки ПК.
2.Электронная почта, достоинства, способы создания. Принципы переписки.
3.Функции и устройство материнской платы.
4.Программные средства работы с презентациями. Основные элементы презентации. 5.Режимы отображения презентаций.
6.Устройства ввода. Подключение, эксплуатация.
7.Понятие веб-браузера. Назначение. Настройки. Принципы работы.
8.Устройства вывода. Подключение, эксплуатация.
9.Работа с текстом в презентации (возможности, настройки, эффекты).
10.Устройства хранения цифровой информации.
11.Автоматизированные средства создания веб-документов. Основные операции. 12.Понятие гиперссылки.
13.Сетевое оборудование.
14.Работа со стандартными шаблонами презентаций. Создание собственных шаблонов. 15.Режимы смены слайдов презентации.
16.Способы кодирования информации в ПК.
17.Характеристика баз данных. Типы данных. Создание баз данных.
18.Кодирование аудио информации.
19.Понятие веб-сайта, веб-страниц. Виды сайтов.
20.Кодирование видео информации.
21.Работа со списками (базами данных) в электронных таблицах. Сортировка, отбор данных.
22.Кодирование графической информации.
23.Понятие реляционной базы данных. Сортировка, отбор записей в базах данных.
24.Классификация операционных систем.
25.Технические средства работы с графической информацией Виды. Принципы работы.
26.Назначение, функции операционных систем.
27.Работа с графическими объектами в презентации (вставка, настройки, эффекты).
28.Текстовые редакторы. Характеристика, Примеры
29. Технические средства работы с мультимединой и видеоинформацией. Виды. Принципы работы.
30.Графический интерфейс ОС семейства Windows. Стандартные приложения.
31.Текстовые процессоры. Характеристика. Примеры.
32.Операции редактирования текста. Способы. Приемы.
33.Технология поиска информации в Интернете. Принцип построения запросов.
34.Операции форматирования шрифта. Настройки. Способы.
35.Язык гипертексовой разметки (HTML). Понятие тега. Виды тегов.
36.Операции форматирования абзаца. Настройки. Способы
37.Аналоговый способ представления звука в компьютере. Принципы, устройства.
38.Операции форматирования страниц. Настройки. Способы.
39.Цифровой способ представления звука в компьютере. Принципы, устройства.
40.Работа с объектами в текстовых документах (таблицы, рисунки, формулы).
41.Базы данных. Запросы. Назначение. Режимы работы (создание, выполнение).
42.Базы данных. Отчеты. Назначение. Режимы работы (создание, вывод).
43.Программные средства работы с мультимедийной и видеоинформацией. 44.Классификация. Основные операции, инструменты.
45.Базы данных. Таблицы. Назначение. Режимы работы (создания, ведения).
46.Понятие векторной графики. Достоинства. Недостатки.
47.Назначение электронных таблиц. Элементы структуризации данных.
48.Понятие растровой графики. Достоинства. Недостатки.
49.Вычисления в электронных таблицах. Работа с функциями.
50.Программные средства работы с графическими объектами. Классификация. Основные операции, инструменты.
51.Представление информации электронных таблиц в графическом виде. (Построение диаграмм).
52.Программные средства обработки м воспроизведения звука. Основные операции, инструменты программ.
53.Базы данных. Формы. Назначение. Режимы работы (создание, использование).
54.Понятие видео и мультимединого контента. Форматы.
55.Текстовые документы. Структура. Форматы.
56.Устройства ввода. Подключение, эксплуатация.
57.Электронные таблицы. Типы, форматы данных.
58Сетевое оборудование.
27