СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка обобщающего урока литературного чтения "Писатели - детям"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка обобщающего урока литературного чтения "Писатели - детям"»

Урок ПИСАТЕЛИ - ДЕТЯМ

Цели деятельности учителя

Создать условия для повторения и обобщения пройденного материала, проверки знаний, умений и навыков по изученной теме.


Тип урока

Контроль и коррекция знаний.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: научатся: оценивать свои достижения, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; получат возможность научиться: сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова-антонимы для их характеристики, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Метапредметные: познавательные: контролируют и оценивают процесс и результат деятельности, ориентируются в речевом потоке; регулятивные: выбирают адекватные средства достижения цели деятельности; коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: осознают внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе, развивают навыки сотрудничества в разных ситуациях.

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая 

Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. http://allforchildren.ru/poetry/index_winter.php

2. http://festival.1september.ru/articles/621702/

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор



организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные учебные
действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

- Прозвенел звонок,

Начался урок!

- На уроке получать

будем лишь оценку пять!


Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Постановка темы, цели урока


- Посмотрите внимательно на доску и скажите, знакомы ли вам люди на этих портретах? Назовите их.

- А выставка книг, о чем рассказывает?

- Как вы думаете, почему сегодня на уроке все писатели со своими произведениями?

- Скажите, какой раздел учебника мы закончили изучать? («Писатели – детям».) 

- Как вы думаете, почему произведения этих авторов объединены в один раздел? Что сближает этих авторов? (Варианты: пишут интересно, весело; ругают детей; радуются хорошим детским поступкам; помогают избавиться от недостатков; подшучивают на плохими детьми; учат добру.)





– Сегодня у нас урок повторения и обобщения. На уроке сейчас мы вспомним детских авторов и их произведения, поиграем в литературные игры, и вы сами поставите себе оценки. Поэтому в течение урока будьте внимательны к своим ответам и ответам ваших товарищей.


Принимают тему, цель урока

Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к работе

Фронтальная, индивидуальная



























Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, извлечение необходимой информации из текстов, подведение под понятие, выявление сущности, особенности объектов.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: осуществляют учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Личностные: осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, осознание ответственности за общее дело

Устные ответы, наблюдения учителя

III. Работа по теме урока

1. Игра «Путаница»











2. Игра «Угадай автора и произведение».









































































































































3. Игра «Рассыпанные буквы».





















4. Игра «Кто сказал?»




















































































– Необходимо соединить название произведения и его автора.

«В школу», «Верёвочка», «Вовка – добрая душа», «Живая шляпа», «Затейники», «Кот и лодыри», «Мой секрет», «Мой щенок», «Мы не заметили жука», «На горке», «Путаница», «Радость», «Сила воли»,«Федорино горе»



К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто, Н. Н. Носов


– Вспомните названия следующих произведений и назови их авторов. На какие две группы можно разделить эти произведения? Чем отличаются стихотворения от рассказов? (Каждая команда зачитывает отрывки из произведений, а команда соперников должна назвать автора и название произведения.)

1) Я сегодня сбилась с ног –

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала.

За уроки не садилась

И обедать не могла.

(«Мой щенок» С. Михалков.)

2) Тут прохожим не пройти:

Тут веревка на пути.

Хором девочки считают

Десять раз по десяти.

Это с нашего двора

Чемпионы, мастера.

Носят прыгалки в кармане,

Скачут с самого утра.

(«Веревочка» А. Барто.)

3) Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок,

У него на новой куртке

Отложной воротничок.

(«В школу» А. Барто.)

4) Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:

– Нам не страшен серый волк!

Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:

– Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно! («Затейники» Н. Носов.)

5) Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода, Васька сорвался и как полетит на пол! А шляпа – бух! – и накрыла его сверху.

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки и не видели, как Васька попал под шляпу. Они только услышали, как позади что-то плюхнулось – упало на пол. («Живая шляпа» Н. Носов.)

6) А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! («На горке» Н. Носов.)



– Вспомните героев произведений. Из рассыпанных букв необходимо собрать героев произведений.

дфеаро – Федора

дыроли – лодыри

казаинь – Заинька

жарпоные – пожарные

моварса – самовар

судапо – посуда

кощне – щенок

вочвекарё – верёвочка

ляшап – шляпа



- Назовите героя, которому принадлежат слова. (Команды по очереди зачитывают слова героев, команда соперников называет героя, который произносит слова и название произведения)



1) Кому велено чирикать –

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать –

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!

(Заинька. «Путаница».)

3) А теперь без грамоты пропадёшь,

Далеко без грамоты не уйдёшь.

Ни попить без грамоты, ни поесть,

На воротах номера не прочесть!

(Кот. «Кот и лодыри».)



4) Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы пойдите-ка, немытые, домой

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять.

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету!

(Федора. «Федорино горе».)

2) Я и прямо, я и боком,

С поворотом, и с прискоком,

И с разбега, и на месте,

И двумя ногами вместе…

Доскакала до угла.

– Я б не так ещё могла!

(Лида. «Верёвочка».)



5) – Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним. (Валя. Затейники».)

6) – Нет, я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться. (Котька. «На горке».)

Выполняют задание.


Отвечают на вопросы, называют авторов и название произведений







































































Выполняют задание












Отвечают на поставленные вопросы







































Групповая










Фронтальная, групповая
































































Групповая












Фронтальная, индивидуальная


Выполненные задания, устные ответы






Устные ответы, выполненные задания






























































Устные ответы, выполненные задания









Устные ответы, выполненные задания




Физкультминутка






5. Игра «Угадай-ка, откуда я?».























6. Игра «Расскажи по картинке». (резерв)





7. Игра «Угадай загадку» (резерв).



































































































































































































8. Игра «Третий лишний».








См. Приложение






- В каких произведениях встречаются данные предметы?



Учитель показывает предметы или картинки.



Любая посуда – «Федорино горе»

Апельсин, роза, виноград – «Радость»

Картошка, корзина, шляпа – «Живая шляпа»

Бинт – «Мой щенок»

Совок, лопата, ведро, песок – «На горке»

Прыгалки – «Веревочка»



В игре используются лучшие сюжетные картинки, которые рисовали дети в качестве иллюстраций к рассказам раздела.







Ученикам раздаются карточки с загадками К. Чуковского и С. Маршака



1) Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь.)

2) Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу? (Очки.)

3) Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью. (Ботинки.)

4) Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (Пила.)

5) Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю.

(Рот и зубы.)

6) Я великан: вон ту громадную,

Многопудовую плиту,

Словно плитку шоколадную,

Вмиг поднимаю в высоту.

(Подъёмный кран.)

7) Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

8) Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расчёска.)

9) Маленькие домики

По улице бегут.

Мальчиков и девочек

Домики везут. (Автобусы.)

10) Я одноухая старуха.

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну. (Иголка. )

11) Вдруг из черной темноты

В небе выросли кусты.

А на них-то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты. (Салют.)

12) Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

(Яйцо и цыплёнок.)

13) Самый бойкий я рабочий

В мастерской.

Колочу я что есть мочи

День-деньской.

Как завижу лежебоку,

Что валяется без проку,

Я прижму его к доске

Да как стукну по башке!

В доску спрячется бедняжка –

Чуть видна его фуражка. (Молоток.)

14) Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива.)

15) Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец – глупца, баран – барана.

Овцу в нем видела овца

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало.)

16) Я лаю со всякой собакой,

Я вою со всякой совою,

И каждую песню твою

Я вместе с тобою пою,

Когда же вдали пароход

Быком на реке заревет,

Я тоже реву: «У-у!» (Эхо.)

17) Лежу я у вас под ногами.

Топчите меня сапогами,

А утром во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня.

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр.)

18) Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёжик.)

19) Два коня у меня, два коня,

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная.

(Коньки.)



– Я называю три слова или показываю картинки. Вы должны выбрать лишнее слово, обосновав свой ответ.

• Путаница, Радость, Затейники. (Лишнее: «Затейники» – рассказ.)

• Вадик, Лида, Володя. (Лишнее: «Лида» – А. Барто, остальные – Носов.)

• Корыто, утюг, электрический чайник. (Лишнее: «корыто» – не электроприбор, либо «чайник», так как остальные – персонажи сказки «Федорино горе».)

Выполняют упражнения







Дети угадывают произведения










По иллюстрациям рассказывают произведение, к которому они нарисованы


Отгадывают загадки





























































































Отвечают на поставленный вопрос и обосновывают свой ответ

Фронтальная






Фронтальная, индивидуальная, групповая







Фронтальная, индивидуальная, групповая

Фронтальная, индивидуальная, групповая

























































































Фронтальная, индивидуальная, групповая

Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу

Выполнение движений




Устные ответы, выполненные задания









Устные ответы, выполненные задания




































































































Устные ответы, выполненные задания

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке

сведений.

Заключительная

беседа.

Выставление оценок

1.Цифровой диктант.



































2. Подведение итогов, выставление коллективных оценок.




– Я назову несколько утверждений. Если они верные, ответ «ДА» – ставьте 1, если утверждение неверное, ставьте 0. Будьте внимательны, предложения читаются только 1 раз!

1) Чуковского зовут Корней Павлович (Иванович.)

2) «Тараканище», «Мойдодыр», «Приключения Незнайки» – сказки К. И. Чуковского. (Незнайка – Н. Носова.)

3) В «Путанице» К. Чуковского только заинька был паинька.

4) В стихотворении «Радость» от радости на березах вырастали апельсины. (Розы.)

5) Блюдца, ножи, самовар, стол  это посуда, убежавшая от Федоры в сказке «Федорино горе». (Стол – мебель.)

6) Когда от Федоры ушла вся посуда, в доме остались только ее коты. (Тараканы.)

7) Стихи «Верёвочка», «Мы не заметили жука» и «Вовка – добрая душа» написал С. Я. Маршак. (А. Л. Барто.)

8) Щенка из стихотворения «Мой щенок» покусали дворовые собаки. (Пчелы.)

9) Детей из рассказа «Затейники» звали Петя и Валя.

10) Котенка из рассказа «Живая шляпа» звали Пушок. (Васька.)

Ответы: 0; 0; 1; 0; 0; 0; 0; 0; 1; 0.


– В этом квадрате есть повторяющиеся буквы. Зачеркните их парами. Из оставшихся букв сложите слово и получите оценку за урок.

Х

А

У

В

З

М

Ж

Г

Н

А

Х

И

В

З

Ц

Ж

Г

Ы




Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Выполненные задания