I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. - Прозвенел звонок, Начался урок! - На уроке получать будем лишь оценку пять! | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Постановка темы, цели урока | | - Посмотрите внимательно на доску и скажите, знакомы ли вам люди на этих портретах? Назовите их. - А выставка книг, о чем рассказывает? - Как вы думаете, почему сегодня на уроке все писатели со своими произведениями? - Скажите, какой раздел учебника мы закончили изучать? («Писатели – детям».) - Как вы думаете, почему произведения этих авторов объединены в один раздел? Что сближает этих авторов? (Варианты: пишут интересно, весело; ругают детей; радуются хорошим детским поступкам; помогают избавиться от недостатков; подшучивают на плохими детьми; учат добру.) – Сегодня у нас урок повторения и обобщения. На уроке сейчас мы вспомним детских авторов и их произведения, поиграем в литературные игры, и вы сами поставите себе оценки. Поэтому в течение урока будьте внимательны к своим ответам и ответам ваших товарищей. | Принимают тему, цель урока Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к работе | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, извлечение необходимой информации из текстов, подведение под понятие, выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: осуществляют учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Личностные: осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, осознание ответственности за общее дело | Устные ответы, наблюдения учителя |
III. Работа по теме урока | 1. Игра «Путаница» 2. Игра «Угадай автора и произведение». 3. Игра «Рассыпанные буквы». 4. Игра «Кто сказал?» | – Необходимо соединить название произведения и его автора. «В школу», «Верёвочка», «Вовка – добрая душа», «Живая шляпа», «Затейники», «Кот и лодыри», «Мой секрет», «Мой щенок», «Мы не заметили жука», «На горке», «Путаница», «Радость», «Сила воли»,«Федорино горе» К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто, Н. Н. Носов – Вспомните названия следующих произведений и назови их авторов. На какие две группы можно разделить эти произведения? Чем отличаются стихотворения от рассказов? (Каждая команда зачитывает отрывки из произведений, а команда соперников должна назвать автора и название произведения.) 1) Я сегодня сбилась с ног – У меня пропал щенок. Два часа его звала, Два часа его ждала. За уроки не садилась И обедать не могла. («Мой щенок» С. Михалков.) 2) Тут прохожим не пройти: Тут веревка на пути. Хором девочки считают Десять раз по десяти. Это с нашего двора Чемпионы, мастера. Носят прыгалки в кармане, Скачут с самого утра. («Веревочка» А. Барто.) 3) Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс. Он теперь не просто мальчик, А теперь он новичок, У него на новой куртке Отложной воротничок. («В школу» А. Барто.) 4) Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали: – Нам не страшен серый волк! Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала: – Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке. Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно! («Затейники» Н. Носов.) 5) Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода, Васька сорвался и как полетит на пол! А шляпа – бух! – и накрыла его сверху. А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки и не видели, как Васька попал под шляпу. Они только услышали, как позади что-то плюхнулось – упало на пол. («Живая шляпа» Н. Носов.) 6) А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! («На горке» Н. Носов.) – Вспомните героев произведений. Из рассыпанных букв необходимо собрать героев произведений. дфеаро – Федора дыроли – лодыри казаинь – Заинька жарпоные – пожарные моварса – самовар судапо – посуда кощне – щенок вочвекарё – верёвочка ляшап – шляпа - Назовите героя, которому принадлежат слова. (Команды по очереди зачитывают слова героев, команда соперников называет героя, который произносит слова и название произведения) 1) Кому велено чирикать – Не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать – Не чирикайте! Не бывать вороне коровою, Не летать лягушатам под облаком! (Заинька. «Путаница».) 3) А теперь без грамоты пропадёшь, Далеко без грамоты не уйдёшь. Ни попить без грамоты, ни поесть, На воротах номера не прочесть! (Кот. «Кот и лодыри».) 4) Ой, вы, бедные сиротки мои, Утюги и сковородки мои! Вы пойдите-ка, немытые, домой Я водою вас умою ключевой. Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком, И вы будете опять, Словно солнышко, сиять. А поганых тараканов я повыведу, Прусаков и пауков я повымету! (Федора. «Федорино горе».) 2) Я и прямо, я и боком, С поворотом, и с прискоком, И с разбега, и на месте, И двумя ногами вместе… Доскакала до угла. – Я б не так ещё могла! (Лида. «Верёвочка».) 5) – Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним. (Валя. Затейники».) 6) – Нет, я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться. (Котька. «На горке».) | Выполняют задание. Отвечают на вопросы, называют авторов и название произведений Выполняют задание Отвечают на поставленные вопросы | Групповая Фронтальная, групповая Групповая Фронтальная, индивидуальная | | Выполненные задания, устные ответы Устные ответы, выполненные задания Устные ответы, выполненные задания Устные ответы, выполненные задания |
| Физкультминутка 5. Игра «Угадай-ка, откуда я?». 6. Игра «Расскажи по картинке». (резерв) 7. Игра «Угадай загадку» (резерв). 8. Игра «Третий лишний». | См. Приложение - В каких произведениях встречаются данные предметы? Учитель показывает предметы или картинки. Любая посуда – «Федорино горе» Апельсин, роза, виноград – «Радость» Картошка, корзина, шляпа – «Живая шляпа» Бинт – «Мой щенок» Совок, лопата, ведро, песок – «На горке» Прыгалки – «Веревочка» В игре используются лучшие сюжетные картинки, которые рисовали дети в качестве иллюстраций к рассказам раздела. Ученикам раздаются карточки с загадками К. Чуковского и С. Маршака 1) Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет. (Дождь.) 2) Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И седелка на носу? (Очки.) 3) Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие как братья. Мы за обедом – под столом, А ночью – под кроватью. (Ботинки.) 4) Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб. (Пила.) 5) Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою Я с радостью белым зверям отдаю. (Рот и зубы.) 6) Я великан: вон ту громадную, Многопудовую плиту, Словно плитку шоколадную, Вмиг поднимаю в высоту. (Подъёмный кран.) 7) Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет – Заплачет она и умрет. (Сосулька.) 8) Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Расчёска.) 9) Маленькие домики По улице бегут. Мальчиков и девочек Домики везут. (Автобусы.) 10) Я одноухая старуха. Я прыгаю по полотну И нитку длинную из уха, Как паутину, я тяну. (Иголка. ) 11) Вдруг из черной темноты В небе выросли кусты. А на них-то голубые, Пунцовые, золотые Распускаются цветы Небывалой красоты. (Салют.) 12) Был белый дом, чудесный дом, И что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо – Такое теплое, такое Пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок.) 13) Самый бойкий я рабочий В мастерской. Колочу я что есть мочи День-деньской. Как завижу лежебоку, Что валяется без проку, Я прижму его к доске Да как стукну по башке! В доску спрячется бедняжка – Чуть видна его фуражка. (Молоток.) 14) Ах, не трогайте меня, Обожгу и без огня. (Крапива.) 15) Мудрец в нем видел мудреца, Глупец – глупца, баран – барана. Овцу в нем видела овца И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.) 16) Я лаю со всякой собакой, Я вою со всякой совою, И каждую песню твою Я вместе с тобою пою, Когда же вдали пароход Быком на реке заревет, Я тоже реву: «У-у!» (Эхо.) 17) Лежу я у вас под ногами. Топчите меня сапогами, А утром во двор унесите меня И бейте меня, колотите меня. Чтоб дети могли поваляться на мне, Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр.) 18) Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. (Ёжик.) 19) Два коня у меня, два коня, По воде они возят меня. А вода тверда, словно каменная. (Коньки.) – Я называю три слова или показываю картинки. Вы должны выбрать лишнее слово, обосновав свой ответ. • Путаница, Радость, Затейники. (Лишнее: «Затейники» – рассказ.) • Вадик, Лида, Володя. (Лишнее: «Лида» – А. Барто, остальные – Носов.) • Корыто, утюг, электрический чайник. (Лишнее: «корыто» – не электроприбор, либо «чайник», так как остальные – персонажи сказки «Федорино горе».) | Выполняют упражнения Дети угадывают произведения По иллюстрациям рассказывают произведение, к которому они нарисованы Отгадывают загадки Отвечают на поставленный вопрос и обосновывают свой ответ | Фронтальная Фронтальная, индивидуальная, групповая Фронтальная, индивидуальная, групповая Фронтальная, индивидуальная, групповая Фронтальная, индивидуальная, групповая | Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу | Выполнение движений Устные ответы, выполненные задания Устные ответы, выполненные задания Устные ответы, выполненные задания |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок 1.Цифровой диктант. 2. Подведение итогов, выставление коллективных оценок. | – Я назову несколько утверждений. Если они верные, ответ «ДА» – ставьте 1, если утверждение неверное, ставьте 0. Будьте внимательны, предложения читаются только 1 раз! 1) Чуковского зовут Корней Павлович (Иванович.) 2) «Тараканище», «Мойдодыр», «Приключения Незнайки» – сказки К. И. Чуковского. (Незнайка – Н. Носова.) 3) В «Путанице» К. Чуковского только заинька был паинька. 4) В стихотворении «Радость» от радости на березах вырастали апельсины. (Розы.) 5) Блюдца, ножи, самовар, стол – это посуда, убежавшая от Федоры в сказке «Федорино горе». (Стол – мебель.) 6) Когда от Федоры ушла вся посуда, в доме остались только ее коты. (Тараканы.) 7) Стихи «Верёвочка», «Мы не заметили жука» и «Вовка – добрая душа» написал С. Я. Маршак. (А. Л. Барто.) 8) Щенка из стихотворения «Мой щенок» покусали дворовые собаки. (Пчелы.) 9) Детей из рассказа «Затейники» звали Петя и Валя. 10) Котенка из рассказа «Живая шляпа» звали Пушок. (Васька.) Ответы: 0; 0; 1; 0; 0; 0; 0; 0; 1; 0. – В этом квадрате есть повторяющиеся буквы. Зачеркните их парами. Из оставшихся букв сложите слово и получите оценку за урок. Х | А | У | В | З | М | Ж | Г | Н | А | Х | И | В | З | Ц | Ж | Г | Ы | | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |