СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока для класса по теме "Атмосферное давление"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока Вес воздуха»

План-конспект урока на тему

«Вес воздуха. Атмосферное давление».

Цель  урока: организовать изучение и первичное закрепление понятия «атмосферное    давление», продемонстрировать с помощью опытов существование атмосферного давлении, привести примеры использования атмосферного давления.

Задачи:

•    Способствовать развитию умений наблюдать, сравнивать, делать выводы. высказывать свое мнение;

•     способствовать развитию речи, мышления учащихся, умений объяснять явления с научной точки зрения;

•    Способствовать формированию интереса к предмету, воспитанию коммуникативных качеств учащихся.

        Тип урока - урок изучения нового материала и первичного закрепления. 

        Основные этапы: создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение знаний,     выделение главного, закрепление и контроль усвоения.

   Формы работы учащихся- фронтальная беседа, наблюдение эксперимента и его объяснение, работа с книгой, групповая работа, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации

    Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, экран, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР- как мы пьем, как мы дышим, подъем жидкости за поршнем, определение веса воздуха, автопоилка-, презентация к уроку.

Демонстрационное оборудование: насос Комовского, бутылка ,закрытая пробкой, с трубкой ,пробирка, закрытая пробкой с трубкой, на конце трубки пипетка, широкая воронка с резиновой пленкой, штатив с муфтой и лапкой(2),бутылка , горячая вода, яйцо, сваренное вкрутую . Лабораторное оборудование- шприцы (5), тонкие трубочки стеклянные(5),сосуды с водой, подкрашенной марганцовкой(10), стаканчики(5),присоски(игрушка, вешалка).

 

 Структура и ход  урока

Этапы урока:

1. Вводный

Приветствие, проверка готовности, отчет дежурных    Рабочее место ученика. Запись домашнего задания в дневники

2 мин

2. Актуализация знаний учащихся.

Постановка целей урока. Сообщения учащихся «Атмосфер», « Почему существует атмосфера Земли?»

10 мин

3. Новый материал

Демонстрация опытов, доказывающих существование атмосферного давления

13 мин

4.Самостоятельная работа

Лабораторные опыты, работа с теоретическим раздаточным материалом

10 мин

4. Рефлексия   

Защита работ. Оценка и самооценка.

10 мин

Этап №1Проверка готовности к уроку. Запись домашнего задания

Этап №2 Учитель: Здравствуйте, друзья! Я очень рада вас в прекрасном настроении и верю, что урок у нас пройдет великолепно..
А у меня настроение не очень хорошее. Готовя к уроку опыт, я случайно уронила в бутылку яйцо. Вот эта бутылка?

. Попытайтесь объяснить, что стало причиной этого явления.
(Учащиеся высказывают свои предположения)
Учитель: Чтобы правильно объяснить, мы должны познакомится с атмосферным давлением.?
Тема урока: Атмосфера Земли. Атмосферное давление. Сегодня мы должны ответить на следующие вопросы.

  1. Слайд №5 Имеет ли воздух вес?

  2. Что такое атмосфера?

  3. Как создается атмосферное давление?

  4. Где работает атмосферное давление?

О том, что Земля покрыта воздушной оболочкой под названием атмосфера, вы узнали на уроках географии, Напомнить о том, что такое атмосфера я попрошу ( Слайд №1,2)

Сообщение:

Атмосферой называется воздушная оболочка Земли. (от греческого атмос – пар, воздух и сфера – шар). Воздухом мы называет смесь газов, в которой 78 % - азот, 21% - кислород и 1% - другие газы. Условно атмосферу делят на несколько слоев: нижний слой, прилегающий к Земли, в котором мы живем, называется тропосферой. Выше располагается стратосфера. Далее идут мезосфера, термосфера и экзосфера. Точных границ раздела слоев атмосферы не существует, так же как и точной высоты самой атмосферы. Так как плотность атмосферы быстро уменьшается с высотой.

Почему существует атмосфера земли расскажет ( слайд №3).

Сообщение: Мы знаем, что молекулы газа находятся в беспрерывном хаотическом движении и всегда стараются занять весь предоставленный им объем. Почему же молекулы воздуха не улетают от Земли? (ученики пытаются ответить) Дело в том, что молекулы воздуха, как и все тела на Земле, притягиваются к ней. Чтобы преодолеть земное притяжение и улететь, молекулам необходимо иметь огромную скорость – более 11,2 км/с! Большинство молекул такой скорости не имеют.

Подводим итог: какие две причины существования атмосферы у Земли?

- беспрерывное хаотичное движение молекул

- притяжение Земли. Из –за этих причин молекулы газов как бы «парят» в пространстве около Земли, образуя воздушную оболочку, т.е. атмосферу.

А вот интересно, имеет ли воздух вес, давит ли воздух на нас? Давайте посмотрим опыт (показ опыта). Вывод: воздух –имеет вес.

Слайд № 1 куб.м воздуха имеет массу 1, 3 кг, а вес 13 Н. Значит воздух должен создавать давление. Верхние слои атмосферы давят на нижние слои. Как передаётся давление, производимое на нижний воздушный слой верхним слоем? (по всем направлениям одинаково согласно закону Паскаля) Где наибольшее давление атмосферы, как вы думаете ? (на поверхности земли) И и мы записываем определение (слайд №4- Атмосферное давление – давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы)

. Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? А ведь на ваши ладони давит воздух, причем, масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженого кирпичом - около 10 тонн! Почему же мы не ощущаем этого давления? (обсуждение) Давайте посмотрим опыт

Опыт №1 Опыт №1 с ( с воронкой, затянутой резиновой пленкой) Объясните, почему так происходит ( когда мы увеличиваем массу воздуха , то давление изнутри на пленку увеличивается и превышает атмосферное давление, пленка растягивается, так было бы с нами, если бы давление внутри тела человека было больше атмосферного. Когда откачиваем, воздух, то давление воздуха изнутри на пленку меньше атмосферного, пленка втягивается внутрь) Если бы внутри нашего тела было бы давление меньше о

атмосферного, то нас сжало как перчатку. Делаем вывод

( Слайд 5) Давление распределено по всей площади тела, Человек его не ощущает, так как кровь, другие жидкости и газы в организме сжаты до такого же давления и, действуя изнутри, уравновешивают внешнее давление) .Давайте посмотрим еще один опыт, который доказывает существование атмосферного давления.

Опыт №2 фонтан в пустоте. Объясните, почему так происходит?( когда мы откачали воздух из пробирки, то давление внутри пробирки стало меньше атмосферного. Когда мы опустили в воду конец трубки, то атмосферное давление, которое давит на поверхность воды в сосуде передалось нижними концу трубки и из-за разности давлений вода стала входить в трубку, где давление меньше).Устали, давайте минутку отдохнем. Все встали

Очень физику мы любим – шею влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера. Это правда, топай смело.

В атмосфере есть азот – делай вправо поворот.

Также есть и кислород – делай влево поворот.

Воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу.

Чем выше  вверх, тем воздух реже и давление там меньше ( присели)


Отдохнули, а теперь за работу. Вам предстоит поработать самостоятельно. Вы будете отвечать на вопрос, где человек применяет атмосферное давление? Ребята, которые сидят на крайних рядах - будут экспериментаторами, а на среднем ряду сидят теоретики. У вас на партах лежат маршрутные листы с заданиями. В течение 5 минут вы выполняете задания в парах. Объяснение запишите в тетрадь. Время пошло. Если возникают вопросы, поднимайте руки, и я приду на помощь.

Ваше время вышло. Ряд №1 Кто нас знакомит с вашим экспериментом( выходят два ученика- включен показ фрагмента» Поднятие воды за поршнем, дети дают объяснение)где применяется? Всем понятно оцениваем ответ

Ряд №2 Мы научились переносить малую порцию жидкости из одного сосуда в другой(показ. Объяснение: Когда мы закрываем верхнее отверстие пальцем, то на малую порцию воды, сверху действует давление воздуха малой высоты, а снизу давит огромное атмосферное давление. Оно и удерживает столбик воды. Когда мы открываем верхнее отверстие, то давление атмосферное и снизу и сверху давит на столбик воды. Давления уравновешивают друг друга и под действием силы тяжести вода выливается. Применяется данный прибор , он называется ливер , для взятия проб различных жидкостей, например в медицине – для забора крови)

Наши теоретики отвечали, используя дополнительную литературу, на разные вопросы. Вопрос №1. Как мы дышим ( слайд-анимация на доске и рассказ Механизм вдоха и выдоха. Легкие расположены в грудной клетке.

При вдохе Объем грудной клетки увеличивается, за счет чего давление в полости, где находятся легкие, уменьшается. При этом давление в них становится меньше атмосферного и воздух через воздухоносные пути устремляется в легкие. При выдохе объем грудной клетки  уменьшается, что вызывает уменьшение объема легких. Давление воздуха в них увеличивается и становится выше атмосферного, и воздух из легких устремляется в окружающую среду.

Вопрос №2 Как мы пьем? ( слайд анимация и рассказ Мы приставляем стакан или ложку с жидкостью ко рту и «втягиваем» в себя их содержимое. Почему, в самом деле, жидкость устремляется к нам в рот? Что её увлекает?

Причина такова: при питье мы расширяем грудную клетку и тем разрежаем воздух во рту; под давлением наружного воздуха жидкость устремляется к нам в то пространство, где давление меньше, и таким образом проникает в наш рот.

Итак, строго говоря, мы пьём не только ртом, но и лёгкими; ведь расширение лёгких – причина того, что жидкость устремляется в наш рот.)

Вопрос №3 Как муха удерживается на потолке? (Мухи обладают удивительной способностью подниматься вертикально вверх по гладкому оконному стеклу и свободно разгуливать по потолку. Как им это удается? Все это им доступно благодаря крошечным присоскам, которыми снабжены мушиные лапки. Такими присосками обладают не только мухи. Даже сравнительно крупные животные, такие ,как древесные лягушки.. Как же действуют эти присоски? В них создается разряженное воздушное пространство и атмосферное давление удерживает присоску у той поверхности, к которой она «прилипла».) Человек тоже придумал подобные присоски, например крючки на присосках - демонстрация). Этак подведем итог.

Мы должны были ответить на вопросы ( слайд) Ответы на вопросы.

И последнее А почему яйцо попало в бутылку? ( обсуждение- если не успеваем, то домой) Отметки за урок.

Рефлексия. Ребята сейчас прозвенит звонок и прошу вас оценить наш урок. У вас на парте три стикера разного цвета. Выходя из класса вы должны приклеить на стол стикеры, Если урок не понравился и не дал ничего нового – синий стикер, если урок понравился , но вы не узнали ничего нового, то желтый стикер, если урок понравился и вы узнали что-то новое – красный стикер. Урок окончен. До свиданья.


Просмотр содержимого презентации
«Атмосферное давление»

18 февраля 2015 года Тема урока: ВЕС ВОЗДУХА  АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ Домашнее задание: §§ 40-41, зад. 10(1,2)

18 февраля 2015 года

Тема урока:

ВЕС ВОЗДУХА АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ

Домашнее задание: §§ 40-41, зад. 10(1,2)

Имеет ли воздух вес? Что такое атмосфера? Как создается атмосферное давление? Где работает атмосферное давление?
  • Имеет ли воздух вес?
  • Что такое атмосфера?
  • Как создается атмосферное давление?
  • Где работает атмосферное давление?
АТМОСФЕРА ЗЕМЛИ

АТМОСФЕРА ЗЕМЛИ

ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ АТМОСФЕРА ЗЕМЛИ ? Первая причина:   беспрерывное хаотичное движение   молекул Вторая причина:   притяжение Земли

ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ АТМОСФЕРА ЗЕМЛИ ?

  • Первая причина:

беспрерывное хаотичное движение молекул

  • Вторая причина:

притяжение Земли

    1 кубический метр воздуха имеет массу 1,3 кг  и вес 13 Н

    1 кубический метр воздуха имеет массу 1,3 кг

    и вес 13 Н

    АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ  - это давление атмосферы Земли на все находящиеся на ней предметы

    АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ

    - это давление атмосферы Земли на все находящиеся на ней предметы

    На ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженного кирпичом или песком, - около 10 тонн !

    На ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженного кирпичом или песком, - около 10 тонн !

    Влияние атмосферного давления на человеческий организм

    Влияние атмосферного давления на человеческий организм

    КАК МЫ ДЫШИМ?

    КАК МЫ ДЫШИМ?

    КАК МЫ ПЬЕМ?

    КАК МЫ ПЬЕМ?

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

    Имеет ли воздух вес? Что такое атмосфера? Как создается атмосферное давление? Где работает атмосферное давление?
    • Имеет ли воздух вес?
    • Что такое атмосфера?
    • Как создается атмосферное давление?
    • Где работает атмосферное давление?


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!