Разработка открытого урока по геометрии в 7 классе
на тему: "Задачи на построение с помощью циркуля и линейки"

Учитель математики специализированной школы № 6
Сергелийского района г. Ташкента
Хамидханова Гулшан Тажибековна
Цели урока:
образовательные:
формирование умений учащихся циркулем и линейкой без деления выполнять задачи на построение, а именно: находить середину отрезка; строить перпендикулярные прямые; проводить биссектрису угла; строить угол, равный данному;
формирование умений учащихся в применении признаков равенства треугольников для обоснования построения.
Развивающие задачи:
развитие умений учащихся самостоятельно работать с учебником;
развитие способностей анализа и синтеза у учащихся.
Воспитательные задачи:
воспитание уважения учащихся друг к другу, уважения к чужому труду, к мыслям;
формирование интереса к предмету, к данной теме;
воспитание аккуратности при построении чертежей.
Учебная цель (обобщающая): учащиеся усваивают алгоритмы, чтобы применять их в типовых ситуациях.
Структура урока в соответствии с рекомендациями «Дарс – мукаддас»:
Оргмомент, активизацию мыслительно-познавательной деятельности учащихся (3 мин).
Проверка выполнения домашнего задания, решение тестов (7 мин)( приложение к уроку)
Третья часть урока – изучение нового материала (15мин). Консультанты групп объясняли всем учащимся класса алгоритм выполнения построения своей задачи. Перед группой, которая защищала свою задачу, стоял проблемный вопрос: как обосновать справедливость своего построения, применяя признаки равенства треугольников. На этом этапе применялись интерактивные технологии.
Закрепление изученного материала: решение задач из учебника ( 15 мин).
Пятый этап урока: рефлексия учащихся (5 мин). Учащиеся отвечают на вопросы, чему они научились на уроке, а на что надо еще обратить внимание, заполняют таблицу рефлексии.
Домашнее задание, рекомендации учителя. Оценивание активных учащихся
Формы работы учащихся–
групповая работа в статистических парах, при проверке знаний и умений в выполнении домашней задачи на построение;
индивидуальная – при выполнении построений в тетрадях, интерактивная – при изучении алгоритмов задач на построение.
Вид урока: проблемно – поисковый
Тип урока: интерактивный .
Технологии, которые применяются на уроке:
ИКТ технологии;
Технологии работы в статистических парах.
Ход урока:
Оргмомент:
приветствие, выявить отсутствующих учащихся и причину отсутствия:
актуализация ранее полученных знаний
Проверка выполнения домашнего задания, разбор наиболее трудных задач ( по желанию учащихся).
Изучение нового материала:
Наша задача – выполнить задачи на построение только с помощью двух инструментов: циркуля и линейки без масштабных делений.

линейка позволяет провести произвольную прямую, а также построить прямую, проходящую через две данные точки.
Циркуль позволяет провести окружность произвольного радиуса, а также окружность с центром в данной точке и радиусом, равным данному отрезку (приложение № 1).

Проблемный вопрос: как начертить окружность без циркуля?
Ответ - показать на слайде

Выполняя эти несложные операции, мы сможем решить много интересных задач на построение :
На данном луче от его начала отложить отрезок, равный данному.
Отложить от данного луча угол, равный данному.
Построить биссектрису данного неразвернутого угла( приложение № 2)
Построить прямую, проходящую через данную точку и перпендикулярную к прямой, на которой лежит данная точка.
Построить середину данного отрезка.
Просмотр видео роликов ( №1, №2, №3)позволяет разобрать некоторые базовые задачи и самостоятельно повторить их в тетради.

А теперь обратимся к истории геометрии. Древнегреческие математики достигли чрезвычайно большого искусства в геометрических построениях с помощью циркуля и линейки. Они доказали, что угол можно разделить и на четыре равных угла. Для этого нужно разделить его пополам, а затем построить биссектрису каждой половинки. А можно ли с помощью циркуля и линейки разделить угол на три равные части? Эта задача, получившая название задачи о трисекции угла, в течение многих веков привлекала внимание математиков. Однако она не поддавались их усилиям. Лишь в прошлом веке было доказано, что для произвольного угла такое построение невозможно.
Есть и другие задачи на построение, про которые известно, что они неразрешимы с помощью циркуля и линейки. Я предлагаю вам самостоятельно найти материал, содержащий информацию для ознакомления с этими задачами.
рефлексия учащихся (5 мин). Учащиеся отвечают на вопросы, чему они научились на уроке, а на что надо еще обратить внимание, заполняют таблицу рефлексии.
Рекомендации к выполнению домашнего задания: стр 132 № 6, № 7 ( а, в, д), стр 133 № 2, № 3 (а,в).
Подведение итогов урока – оценивание активных учащихся