Разработка открытого урока по русскому языку

Категория: Русский язык

Разработка открытого урока по русскому языку построена в форме проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по русскому языку»

Технологическая карта урока

учителя начальных классов

МБОУ «Новотроицкая ООШ»

Титовец Марины Александровны

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова,)

Форма проведения

Урок-проект

Тип урока

урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

Современные образовательные технологии :

технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий.

Методы обучения:

методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, частично-поисковый метод , методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля,


Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

  • Презентация

  • Толковый словарь, орфографический словарь.


Цели:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов.

Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике

Развивающая цель: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки

Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, окружающий мир

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, и способы их образования.; группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень,

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса выделять все части слова , доказывать их значимость в слове.

Проводить разбор слов по составу

Уметь работать над проектом.

Анализировать модели разбора слова по составу и под­бирать слова по этим моделям.

  • формировать орфографическую зоркость;

  • работать с толковым и орфографическим словарями


1.Регулятивные

  • осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;

  • осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах ;

  • уметь договариваться в паре в ходе работы над заданием;

  • учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;

  • коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока;

  • ориентироваться в учебнике; дополнительной литературе.

  • учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;

2.Познавательные

  • пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами;

  • сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова;

  • строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);

  • овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.

  • выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.

3.Коммуникативные

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку

учить уважительно относиться к результату труда одноклассников.

-личностное самоопределение

( осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

-смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Формирование мотивов достижения и социального признания

Формирование границ собственного знания и «незнания»



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Эмонациональный настрой


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. 
-Доброе утро, ребята! 
-Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! ( слайд 1- солнце)

( метод стимулирования к обучению)

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Личностные: самоопределение


1.2. Актуализация знаний.

Определение темы

Сегодня мы собрались на очень интересное занятие. А вот о чем будем говорить  вы узнаете из кроссворда , который надо разгадать.

1.Утром рано поднимайся, прыгай, бегай, отжимайся,

Для здоровья, для порядка людям всем нужна …( зарядка)

                2.Вот такой забавный случай:

                   Поселилась в ванной туча.

                   Дождик льет с потолка

                   Мне на спину и бока!

                   До чего ж приятно это,

                   Дождик теплый , подогретый,

                   На полу не видно луж,

                   Все ребята любят…(душ)

               3. Хочешь ты побить рекорд?

                   Так тебе поможет….( спорт)

               4. Я подмышкой посижу,

                   И что делать укажу-

                   Или разрешу гулять,

                   Или уложу в кровать. ( градусник)

              5. Через нос проходит в грудь.

                   И обратный держит путь.

                   Он невидимый, и все же

                   Без него мы жить не можем. ( воздух)

               6.  Ясным утром вдоль дороги на траве блестит роса.

                    По дороге едут ноги и бегут два колеса.

                    У загадки есть ответ: это мой …( велосипед)

               7. Кто на льду меня догонит?

                   Мы бежим вперегонки

                   А несут меня не кони,

                   А блестящие …( коньки)

               8. Чтоб большим спортсменом стать,

                   Нужно очень много знать.

                   Вам поможет здесь сноровка

                   И, конечно, …( тренировка)

               

                  ЗАРЯДКА

                  ДУШ

            СПОРТ

                ГРАДУСНИК

                ВОЗДУХ

                  ВЕЛОСИПЕД

          КОНЬКИ

             ТРЕНИРОВК

- какое слово получилось в выделенных клеточках? ЗДОРОВЬЕ (открываю доску)


Учитель:- Какие слова и выражения мы говорим, встречаясь друг с другом?(Здравствуйте, доброе утро, привет, добрый день и т.д.)- Какой смысл мы вкладываем в эти слова?

Учитель: Мы не всегда помним о том, что когда говорим слово “здравствуйте”, тем самым желаем здоровья окружающим нас людям, даём положительный заряд и положительные эмоции на предстоящий день


Здравствуйте! Это же - будьте здоровы,
Это же - дольше живите на свете. 


- давайте поздороваемся с нашими гостями, тем самым пожелаем им здоровья! (3-4 хором Здравствуйте!)

- НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА МЫ С ВАМИ ОТКРОЕМ СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ


Учитель:- Как вы думаете, влияет ли хорошее или плохое настроение человека на здоровье?

Учитель: Вот мы и открыли первый секрет.

Положительные эмоции, хорошее настроение, гармония, доброта,– основа психического здоровья человека.

- чтобы чуточку стать здоровее давайте поделимся улыбками.

-улыбнитесь мне и я улыбнусь вам

- улыбнитесь друг другу

- подарите гостям улыбку.


Разгадывают кроссворд в парах










































Ведут диалог с учителем

















Отвечают на вопросы

2.Предпроектный этап


(вхождение в проектную деятельность)



2.1.Самоопределение к деятельности.


- На доске ребус 7Я

-Что для вас семья? (слайд – 2)

-Расскажите, как вы относитесь к своей семье?

- Где еще встречается понятие семья?

( Слайды 3-6)

- А почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка? ( Слайд 7-8)

- Откройте учебник на странице 101,прочитайте тему урока.

- Определите, что вы будете сегодня делать?

- Предположите, какой будет урок?

( Подводящий к теме диалог)

-Почему вам предложили именно такой проект?

- Что вы должны знать и уметь, чтобы хорошо выполнить проект Семья слов?

- Давайте вспомним состав слова.

ИГРА + деление на группы (все учащиеся получаю карточки, на которых разрезано на части определение частей слова, должны разделиться на группы по частям слова, т.о. образуется 4 группы)



- Составим план работы на уроке (Фиксация на доске)

- Желаю вам хорошо поработать на уроке!

-Дети отгадывают

-Семья

-Дают определение семьи.

-Высказывают отношение к своей семье, сколько в семье членов.

-Делятся опытом (волчья стая, улей пчел, муравейник)

- Делают предположения.

Открывают учебник на странице 101,читают:

Наши проекты. Семья слов.

-Будем работать над проектом Семья слов

-Интересный, необычный, познавательный.

- Мы закончили раздел Состав слова, родственные слова.

- Что такое родственные слова, уметь определять состав слова.



- изучают карточку, обсуждают, делятся на группы


1. Подготовка к проекту.

2. Создание проекта.

3. Защита проекта.

4. Оценка проекта.( Слайд 11 )

Познавательные УУД

Постановка и решение проблемы. Выдвижение гипотез


Регулятивные УУД

Учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу.

Планирование деятельности на уроке.


Коммуникативные УУД

Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно.

2.2.Повторение и систематизация знаний















2.Изучите задание №1 на стр 101.

( Слайд 7)

Коллективная работа

- Сколько слов можно образовать от одного корня?

-Можно ли эти слова назвать семьей?

Поработаем группами. Каждой группе досталось одно слово. Надо соотнести схемы со словами.

ЗДОРОВЫЙ, ЗДОРОВЕНЬКИЙ, ВЫЗДОРОВЕТЬ, ЗДОРОВЬЕ

.Выполняем задание №3


- Что надо знать и уметь, чтобы выполнить это задание?

- С чего начинаем разбор слова по составу? (Выстраивание схемы на доске- моделирование) (Слайд 9)

- Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? Что вам надо для проекта?

- какие еще секреты нужно знать, чтобы быть здоровым?



Дети анализируют задание


- Много. Для каждого слова свое количество.

Рассматривают рисунок, читают внимательно слова.

- Да, это родственные слова. Они имеют один корень – лес и похожи по лексическому значению.


Работают группой, разбирают слова по составу, соотносят со схемой.

Моделирование у доски


Надо знать обозначения корня, приставки, суффикса, основы и окончания. Уметь делить слово по составу.

Повторяют алгоритм разбора слова по составу ( моделирование у доски)


методы контроля и самоконтроля


Познавательные УУД

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство.

Учатся находить информацию в толковом словаре.


Регулятивные УУД

Учатся принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности. контроль, коррекция ,оценка.


Коммуникативные УУД

Учатся взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно.

Физминутка

Веселая зарядка (электронное приложение)


Учащиеся выполняют упражнения


3.Создание продукта проектной деятельности

- Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? Что вам надо для проекта?


РАБОТА В ГРУППАХ

Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности

Каждая группа получает материал. Нужно подобрать однокоренные слова. Самопроверка по эталону




Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности

Дети составляют семью родственных слов.

- Приводят примеры.






-Вспоминать изученные орфограммы, пользоваться орфографическим словарем .

Познавательные УУД

Решение проблемы творческого характера

Коммуникативные УУД

Умение вести монолог и диалог

Личностные УУД

Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.


Регулятивные УУД

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

4.Защита проекта

- Кто справился с проектом?

- Кто уже готов защитить свой проект?

1 ГРУППА

СПОРТ

еще один секрет - нужно вести активный образ жизни. Давайте послушаем 1 группу

2 ГРУППА

ЧИСТОТА

Очень важный компонент сохранения здоровья – это гигиена тела.

- Что нужно делать, чтобы всегда быть чистым и опрятным?

- Зачем нужно мыть руки, лицо и тело с мылом, чистить зубы, полоскать рот после еды?

- Давайте послушаем, что советует нам 2 группа


3 ГРУППА

ВОДА

- а что нам помогает поддерживать чистоту?

4 ГРУППА

СОЛНЦЕ

следующий секрет здоровья – это закаливание своего организма.

В любую погоду бывает на воздухе, принимает солнечные ванны




Рефлексия.

- Как можно еще доработать проект?

методы контроля и самоконтроля


Дети дают оценку своему проекту и проектам одноклассников.

Спорт приходит в каждый дом,

Даже в тот, где мы живем.

Спортом ты скорей займись,

Будь здоровым на всю жизнь.





Чистота – залог здоровья!”

Каждый раз перед едой,

Нужно фрукты мыть водой!

Чтобы быть здоровым, сильным,

Мой лицо и руки с мылом.





И для людей, и для зверей

Нет ничего воды ценней.\




Солнце, воздух и вода –

Наши лучшие друзья.

С ними будем мы дружить,

Чтоб здоровыми нам быть.






рисунками

Регулятивные УУД

Учатся самостоятельно адекватно оценивать продукт проектной деятельности

Коммуникативные УУД

Умение вести монолог и диалог

Личностные УУД

Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников.

Познавательные УУД

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме


5.Итог урока. Рефлексия

Сегодня на уроке мы познакомились с “секретами здоровья” КЛАСТЕР НА ДОСКЕ


Учитель: Давайте подведем итог и еще раз вспомним компоненты здоровья


- Какой вывод о жизни и здоровье человека мы можем сделать?

Я желаю вам, ребята. быть здоровыми всегда,

Но добиться результата невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться , руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.

И , конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите по возможности всегда.

На прогулку в лес ходите, он вам силы даст, друзья!

Я открыла вам секреты, как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы, и легко вам будет жить.


- на уроке мы с вами открыли лишь несколько секретов, остальные секреты здорового человека вы откроете на следующих занятиях


Продолжите предложения:

*Было интересно…

*Теперь я могу…

*Мне понравилось…



Обобщают, работают с кластером на доске


Подводят итог

Регулятивные УУД

Учатся самостоятельно адекватно оценивать свою и чужую деятельность на уроке.

Коммуникативные УУД

Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания.

Познавательные УУД

Рефлексия учебного процесса и результата деятельности на уроке

Личностные УУД

Нравственно-эстетическая. ориентация.

6.Домашнее задание

Сделайте свой проект на любую тему с любым словом. Можно украсить иллюстрациями, можно составить текст с данными родственными словами.


Записывают домашнее задание.





Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас