Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное учреждение Московской области «Электростальский колледж»
План-конспект урока
( с применением ИКТ технологий)
Преподаватель А.Х. Ибрагимова
Г.О. Электросталь
2020год
Тема урока: "Профессиограмма и психограмма профессии".
ТЕМА: Профессиограмма и психограмма прфессии
ЦЕЛИ:
Создать целостное представление об особенностях данного вида труда.
Максимально подготовить себя к выбору профессии.
Научиться получать информацию разными способами.
Тип урока: исследование
Технические средства обучения:
Формы обучения:
групповая,
индивидуальная.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Ориентация в мире специальностей и профессий, поможет нам в выборе будущей деятельности. Наша жизнь состоит не из случайных, разрозненных событий. Будущее зависит от прошлого и настоящего. Выбирая профессию че6ловек всегда прежде всего думает о том – нравится та или иная профессия, работа; интересна ли она; достаточно ли наших способностей заниматься; позволит ли наше здоровье заняться, тем, что нас привлекает; и конечно же найдём ли мы работу по данной профессии, специальности.
Сделать хороший выбор профессии – это значит, выбрать такую работу, которая нужна обществу, востребована на рынке труда. Способна вам принести радость и удовлетворение.
2. Ситуация успеха.
(Учащимся предлагается вспомнить)
Преподаватель: мы изучили два понятия - “профессия” и “специальность” - Что они означают?
Ответ: Профессия – это род трудовой деятельности, требующей определённых знаний и опыта. Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека той или иной профессии.
Преподаватель: С предыдущих занятий мы знаем, что все “профессии” и “специальности” классифицируются по отраслям экономики (промышленность, транспорт, торговля, здравоохранение, образование, культура и т. д.) – удобна для руководителей предприятий. Изучая классификацию, мы выяснили, что 5 типов профессии. Что это за типы профессий?
Ответ: “Человек - природа” (агроном, зоотехник, ветврач)- связь с природой;
“Человек - техника” (инженер-механик, инженер-техник)- связь с техникой; “Человек - человек” (Преподаватель, врач, следователь) – связь с человеком;
“Человек - знаковая система” (чертёжник, корректор) - связь со знаками;
“Человек - художественный образ” (писатель, музыкант, актёр)- связь с художеством.
Преподаватель: На предыдущем занятии выполняя тест- диагностического опросника, каждый для себя определил - какие профессии не стоит выбирать и какой тип профессии подходит. Данный вывод понадобится вам в ходе занятия.
Ответ: называют свой тип профессии.
3. Проблемная ситуация.
Преподаватель: Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений о данной профессии. На предыдущем занятии в качестве инструкции для выполнения домашнего задания была дана схема профессиограммы. Класс был поделен на две группы. Каждая группа по профессии “Преподаватель” получила домашнее задание.
д/з 1группа:
История профессии, ее значимость и потребность в ней. (Ответ учащихся)
Педагогика в переводе с Греческого означает “детовождение”, воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе.
Занимается раскрытием сущности, целей, задач и закономерностей воспитания, определяет содержание образования и методику обучения. Начало развития педагогики относится к древним векам. Зародилась педагогика в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за детьми и наблюдению за их поведением. Педагогические традиции, положившие начало развитию педагогике, как науке, появились в Древней Греции в V – IV веках до нашей эры. Интересны афинская и спартанская системы воспитания. Афинская система воспитания предполагала начало обучения с 7 лет, педагог (так называли чёрного раба) вёл ребёнка в школу, где сначала он проходил чтение и счёт, затем наступала очередь литературного и эстетического воспитания. Большая роль отводилась и физическому воспитанию (бегу, прыжкам, плаванию, метанию копья и диска). Спартанская школа основное внимание уделяла воспитанию силы духа, физической выносливости, закаливанию характера. Образование эпохи Средневековья носило в основном религиозный характер. Большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.
д/з 2 группа:
Требования профессии к человеку и условия труда. (Ответ учащихся)
Наша группа получила задание понаблюдать, проанализировать и выявить качества, которые обеспечивают успешность и препятствие профдеятельности учителя. Из наблюдений на уроках мы поняли, что у учителей присутствуют положительные качества:
Знание фактического материала своего предмета.
Способность добиваться дисциплины на уроках.
Находить общий язык с детьми, чувство юмора.
Знание детей по именам, обращение.
Требовательность.
Способность заинтересовать и задействовать класс.
Имеются виды деятельности: направляющая, контролирующая, организующая.
Эмоциональность в изложении материала.
отрицательные:
Повышенный тон
Неумение дисциплинировать класс.
Нет заинтересованности в излагаемом материале.
Нет интересных, логических задач.
Так же мы узнали условия труда учителя – светлое, тёплое и чистое помещение. Преподаватель должен быть психологически устойчивым человеком. Оплата труда зависит от категории и нагрузки учителя. Есть определённые льготы, отпуск летом – 52 дня, возможности профессионального роста. Профессия Преподаватель востребована.
Разрешение проблемы. “Открытие” новых знаний
Преподаватель:
Выполняя поисковую работу о профессии Преподаватель, вы выяснили условия труда учителя, где можно получить профессию учителя в нашем городе, узнали о требовании к профессии, а также узнали о истории данной профессии – это всё важная информация. Она входит в документ, который называется – профессиограммой. Данный документ является одним из важнейших источников информации о профессии, где даётся описание особенности профессии или специальности.
Отрасль знаний, которая изучает мир профессий, называется - профессиографией. Задачей профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм. Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий и определить свою пригодность к данной профессии. Ядром профессиограммы является психограмма профессии.
Психолог:
Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышление, внимание, восприятие) – психограмма профессии.
1) Упражнение для успешного сотрудничества “Поддержка”.
2) Самостоятельная работа по психограмме. (На предыдущих занятиях в результате тестирования каждый ученик определил свой тип личности и область профессиональной деятельности).
Сопоставить требования, которые предъявляет профессия к качествам человека с собственными качествами. Таким образом, рассмотреть профессиональную пригодность и развитие отдельных качеств для обеспечения профессиональных успехов.
3) Групповая работа.
Разработать по отработанному материалу “траекторию” профессионального роста одного из учеников (по желанию).
(Для дальнейших занятий каждому разработать по подобию собственную “траекторию” профессионального роста. )
Преподаватель:
Имея определённые знания, небольшой опыт, зная свой тип профессии и свои психологические данные, вы можете выполнить профессиограмму будущей профессии, пользуясь компьютерными данными, а также интернетом.
Поиск информации о профессии в компьютерных данных и в Интернете
Сегодня мы будем учиться задавать ключевые слова в поисковых системах Интернета и попытаемся оценить сайт, который найдем через заданное ключевое слово.
2. Обсуждение: выбираем ключевое слово “профессия”.
3. Заходим на сайт “www. yandex. ru”, в поисковой строке вводим слово “профессия”.
4. Заходим на сайты через появившиеся ссылки.
5. Обсуждаем сайты по следующим критериям:
Официальное название сайта.
Удобная навигация.
Ссылки на источники информации.
Обновление сайта.
Связь с автором сайта или статьи.
Скорость загрузки сайта.
Наличие картинок, оформление сайта.
6. Выбираем сайт по критериям.
7. Поиск на сайте необходимой информации.
8. Сохраняем найденную информацию на дискету.
5. Рефлексия
Преподаватель: Полученные данные вы можете вывести на принтер или на дискетку.
В дальнейшем будет проходить центролизованное тестирование, где ваша задача будет, как можно больше получить информации о профессиях.
Выполняя сегодня работу, что вы нового, интересного узнали для себя?
Учащиеся: Ответы
(Много интересного узнали о профессии учителя, а так же на примере данной профессии можем получить информацию о профессиях через интернет).
Оценка учащимся.
Схема профессиограммы:
Общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий известных ее представителей);
Производственная характеристика профессии (описание трудового процесса);
Содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда;
Связь с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации производства;
Необходимые общие и специальные знания и умения;
Требования, предъявляемые профессии к работнику (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности человека), медицинские противопоказания;
Психологическая характеристика труда (его привлекательные и непривлекательные стороны, трудности в работе, возможности творческой работы, важнейшие профессиональные качества);
Условия труда: санитарно- гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т. п.); Экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т. д.);
Сведения о возможности получения профессии (учебные заведения, литература о профессиях).