СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка плана анализа лирического произведения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План анализа стихотворения. Может кто-нибудь ищет.

Просмотр содержимого документа
«Разработка плана анализа лирического произведения»



1.​ План анализа  стихотворения

1. Название стихотворения и его автор.

2. Ведущая тема (о чём стихотворение?).

3. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении?).

4. Какую картину рисует в своём стихотворении поэт? Опишите.

(Обратите внимание на детали картины, их цветовую гамму.)

5. Настроение, чувства, передаваемые автором. 

Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?  

6. Главные образы стихотворения.

7. Лексические средства выразительности речи: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись.  

8. Синтаксические средства выразительности речи: антитеза, обращение, вводные слова и предложения, восклицание, однородные члены предложения, повторы, параллелизм.

9. Собственное отношение к прочитанному. 

Какие чувства вызывает стихотворение?

















3. Словарь настроений

Положительное (хорошее) настроение

Отрицательное (плохое) настроение

торжественное

восторженное

поэт с восторгом описывает…

поэт испытывает восторг…

восторженно-радостное

поэт очарован…

поэт восхищается…

радостное

веселое

легкое

светлое

нежное

поэт с нежностью пишет о…

игривое

умиротворенное

теплое

спокойное

приподнятое

грусть

поэт с грустью говорит о…

поэт тоскует по …

печаль

поэт жалеет о …

сожаление о…

поэту жаль …

поэт переживает за …

поэт негодует… 

поэт расстроен…

поэту больно от …,

с болью в сердце поэт пишет о…

поэт с волнением говорит о…

поэт испытывает чувство горечи…















4. Словарь терминов

Анафора – повторение начальных слов.

Ты полон весь мечтою необъятной,

Ты полон весь таинственной тоской. (Е. Баратынский)

Антитеза – стилистическая фигура; противопоставление образов, понятий, свойств предметов или явлений, в основе которого лежит использование антонимов.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой… (А.С. Пушкин)

Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличениисвойств предмета или явления.

И дольше века длится день» (Б.Л. Пастернак).)

Звукопись – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных (аллитерация) или гласных(ассонанс).

Забором крался конокрадзагаром крылся виноград»«Скала и плащ. Скала, и плащ, и шляпа…» (Б.Л. Пастернак).)

Инверсия – стилистическая фигура; нарушение общепринятой грамматической последовательности речи. («И курганов зеленеет убегающая даль» (А.А. Фет).)

Лирический герой –  это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Лирический герой не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.

Литота – художественный приём, основанный на преуменьшении каких-либо свойств предмета или явления.

Только в мире и есть, что тенистый дремлющих кленов шатёр» (А.А. Фет).)

Метафора – перенос значения; перенос признаков одного предмета на другой по принципу сходства.Пышное золото осеннего леса» (К. Паустовский); «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С.А. Есенин).)

Любую метафору можно развернуть в сравнение, добавив «как», «словно». Это позволяет называть метафору скрытым сравнением.

Мотив – устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.

Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Узник»)

Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками человека или какого-либо другого живого существа. («О чём ты воешьветр ночной, о чём так сетуешь безумно» (Ф.И. Тютчев).)

Риторический вопрос (обращение, восклицание) – синтаксический прием; вопрос (обращение, восклицание), не требующий ответа. («Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить?» (М. Светлов).)

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Сравнение состоит из 2частей, которые чаще всего соединяются с помощью союзов или союзных слов «как», «как будто», «подобно», «словно»(«Смех звенит, как сережки» (С. Есенин).)

Сравнение может быть выражено формой Т.п. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом...» Н.А. Заболоцкий)

Тропы (от греч. - поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.

Эпитет – выразительное художественное определение предмета или явления, подчеркивающее какой-либо из его существенных признаков.

(«Под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят». (А.А. Фет))

Постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «живая вода» и др.

Эпифора – повторение заключительных слов.

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А.А. Блок)