СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка по читательской грамотности. (русский язык 7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка по читательской грамотности (русский язык 7 класс).

Просмотр содержимого документа
«Разработка по читательской грамотности. (русский язык 7 класс)»

Курбатова Галина Николаевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область









Технологическая карта урока

Предмет: внеурочное занятие.

Класс: 7

Тема: «Работа со сплошным текстом на тему «Маки».

Цель: формирование умений читательской грамотности при помощи информационного текста «Маки».

Планируемые результаты:

Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мобилизация внимания, положительный настрой на работу.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: целеполагание; мотивация учебной деятельности; развивать самостоятельную познавательную деятельность.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; признавать право другого человека на иное мнение.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки.

Рефлексивные УУД: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности: формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Технологии обучения:

п/п

Технология

Достигаемые результаты

1

Технология обучения в сотрудничестве

Эффективное взаимодействие учащихся и учителя

2

Здоровьесберегающая технология

Положительный эмоциональный настрой, предупреждение утомляемости

3

Технология проблемного обучения (элемент0

Развитие аналитических способностей учащихся

4

Технология развития критического мышления

Повышение интереса к чтению



Ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/



Ход урока

Этап урока

Цель этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Организация начала занятия.

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс

Слово учителя.

Добрый день всем! Я рада приветствовать вас в этот замечательный весенний день! В знак моей признательности примите эти цветы. Они выражают мои сегодняшние чувства.

Включение в работу, самоопределение.

Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мобилизация внимания, положительный настрой на работу.


Мотивация к учебной деятельности

Мотивирование к учебной деятельности

Определение темы занятия

Ребята, сегодня мы выполним обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам в жизни. А для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить отгадайте загадку:

Угадай, какой цветок

Вырастет игрушкой?

Потеряет лепесток –

Станет погремушкой. (мак).

Слушают учителя, дают ответы

Коммуникативные: умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой.

Познавательные: умение анализировать; выделять основную мысль из поступившей информации

Аргументировать свою точку зрения







Формулирование темы и задач занятия


Технология обучения в сотрудничестве (работа в малых группах)

Молодцы, ребята! О чем мы сегодня будем говорить?

Верно, сегодня мы будем читать и обсуждать текст о маках.

Работать вы будете в группах, а чтобы работа наша прошла плодотворно, давайте вспомнить правила работы в группе. Посмотри, пожалуйста, памятки.

  1. Обратите внимание на столах у вас лежат листы самооценки, подпишите их и поставьте сегодняшнюю дату. В процессе работы с текстом мы с вами будем заполнять листы самооценки. Вы сможете оценить себя перед началом работы, поставив оценку в графе «Я смогу» и после окончания работы в графе «Я достиг». Посмотрите, какие умения мы сегодня будем вырабатывать. Вернемся к нашей теме! Ребята, скажите, а какие ассоциации возникают у вас, когда вы говорите о маке?

  2. Варианты ответов: это цветок, растет на клумбах, в поле, из него делают начинку в пироги, используют в медицине.

А знаете ли вы, что красные маки – это символ памяти о павших на войне? (Нет).А знаете ли вы, что красный мак занесен в Красную книгу, поэтому не стоит срывать его в дикой природе? (Нет). А знаете, что из семян снотворного мака изготавливают разные лекарственные препараты (болеутоляющие, от кашля и рака). (Нет). Какова калорийность 100 г семян? (Нет) (525 ккал.)

Чтобы это узнать, что для этого нужно сделать? (Найти и прочитать информацию в каком-нибудь источнике).


Называют правила работы в группе




Работают с оценочными листами.









Высказывают собственное мнение, приходят к единой точке зрения

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой.


Деятельность по достижению решения задач



Вашему вниманию предлагаются 3 текста, которые разные по содержанию, но объединены одной темой. Читать мы их будем с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни их них направлены на проверку понимания прочитанного, а другие – на прогноз содержания последующего отрывка.

Работа с текстом №1

  1. Вы прочитали 1 отрывок из текста, о чем он? А теперь обратимся к нашим оценочным листам, прочтите первое задание, оцените себя перед его выполнением. Хорошо, а теперь приступайте к выполнению этого задания и после выполнения снова оцените себя в графе «Я достиг» теперь давайте проверим, как вам удалось с ним справиться.

  2. Почему у многих древних народов мак – символ траура и скорби?

  3. Как вы думаете, о чем дальше пойдет речь? Что мы еще можем узнать об этих цветах? (Ответы детей. Красные маки как символ памяти о павших на войне). Возможно, и, чтобы это проверить переходим к чтению следующего отрывка.

  4. О чем данный отрывок текста? (Мак как символ памяти о павших на войне). Не забывайте оценивать себя в ваших оценочных листах, прочтите задание, оцените себя перед выполнением, поставьте прогностическую оценку в графе «Я смогу». Хорошо, а теперь приступайте к выполнению этого задания и после выполнения снова оцените себя.

  5. Как вы думаете, о чем нам может рассказать следующий текст? Читаем следующий текст №2.

  6. Физминутка.

Работа с текстом №2.

  1. Итак, скажите, пожалуйста, что вы узнали из этого текста?

  2. Какие лечебные свойства мака самосейки применяются в народной современной медицине? А теперь обратимся к нашим оценочным листам, прочтите 3 задание, оцените себя пере его выполнением в графе «Я смогу». Приступайте к выполнению этого задания и после выполнения снова оцените себя в графе «Я достиг».

  3. В каких странах возделывают мак?

  4. Давайте найдем ответ, прочитав последний текст.

Работа с текстом №3

  1. Какую информацию мы узнали из этого текста? (Информацию о создании песни «Маки, маки, красные маки»).

  2. Кто написал стихи этой песни? Григорий Поженян).

  3. Почему красные маки – горькая память земли?

Не забудьте оценить себя в листах самооценки, прочтите 1 задание, оцените себя перед его выполнением. Приступайте к выполнению этого задания и после выполнения снова оцените себя.











Читают тесты. Работают в группах с текстами по нахождению необходимой информации.






Высказывают собственное мнение.































Учащиеся высказывают предположения, читают текст.

Читают текст, отвечают на вопросы, работают с оценочными листами.




Учащиеся высказывают предположения.







Читают текст, отвечают на вопросы, работают с оценочными листами.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации сврей позиции; умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Регулятивные: сравнивают версии, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий.


Рефлексия



Итак, что же мы узнали о маках? (ответы учащихся)

Ребята, а теперь посчитайте количество баллов в оценочных листах и определите уровень успешности выполнения работы. (повышенный – 75-100, базовый уровень – 50-74, пониженный – 25-49, недостаточный – 24 и менее.

И в заключении мы с вами выполним задание творческого характера. Я предлагаю вам составить синквейн по следующей схеме:

Название темы – одно существительное.

Описание темы – два прилагательных.

Описание действия, в рамках темы – три глагола.

Фраза, несущая определенный смысл – предложение 3-4 слова.

Синоним ключевого слова (существительное).

Например,

Маки

Тоненькие, грациозные.

Зарделись, качнулись, вспыхнули.

Наутро погасли и осыпались.

Память.

Маки.

Зрелые, сухие.

Ждут, тяжелеют, готовятся

Высыпаться из коробочки в землю.

Жизнь.

Верно! Молодцы! Наше занятие подошло к концу! Всем спасибо!

Отвечают на вопросы.


Оценивают свою работу.












Составляют синквейн.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Регулятивные:

давать оценку действий.











Приложение

Текст №1



Мак занимает особое место в балканской и славянской мифо-ритуальных традициях. У большинства народов этот цветок связывался с символикой сна и смерти; в мифологии греков мак – атрибут Гипноса, бога сна, и Нюкты, персонифицированной Ночи. Он же был одним из символов Деметры, богини земледелия, одно из прозвищ которой звучит как Мекона - «маковая»: благодаря своей чрезвычайной плодовитости этот цветок в фольклорных преданиях и ритуалах нередко ассоциировался с плодородием. В то же время атрибут намекает на связь богини с миром мертвых: она – олицетворение Матери-Земли, порождающей всё живое и принимающей в себе умерших, мать Персефоны, владычицы подземного мира. У римлян считалось, что мак посвящен Церере, поскольку он растет среди злаков. Во многих легендах мак нередко ассоциируется с невинно пролитой кровью: существует поверье, что первые маки выросли из капель крови распятого Христа. У многих древних народов – символ траура и скорби.

Текст №2

В современной народной медицине чаще применяются лечебные свойства мака самосейки. Настойку из его лепестков принимают от бессонницы, кашля, учащенного сердцебиения, лихорадки, лечат диарею и непроизвольное мочеиспускание, принимают при трахеитах и бронхитах. Она обладает успокаивающим, легким обезболивающим и снотворным действием, а также вяжущим, отхаркивающим и потогонным. Измельченные лепестки используют наружно как кровоостанавливающее средство. Экстракт из семян этого вида считается эффективным противоопухолевым средством.

Мак снотворный возделывают главным образом в Китае, Индии, Малой Азии, Афганистане. Для получения масла мак опийный выращивают в более северных районах. Некоторые виды рода Мак являются излюбленными декоративными растениями. Выведены разнообразные садовые формы.



Текст №3

Написал текст песни «Маки, маки, красные маки» поэт-фронтовик Григорий Поженян. Впервые композиция Юрия Антонова о цветах, окрашенных в цвет крови павших солдат, прозвучала в 1982 году в кинофильме «Взять живым». Автор песенных строк, знающий о войне не понаслышке, по праву ассоциирует красные маки, и с горькой памятью, и с совестью Земли. Наверное, поэтому уже долгие годы вместе с ветеранами и молодежь в День Победы поет эту песню.

На Федюнинских холмах – тишина.
Над Малаховым курганом – сны.
Будто не было войны, но война
похоронена на дне тишины.

И, казалось бы, всему вышел срок,
столько лет менялась в море вода.
А как выйдешь, как шагнешь за порог –
и от маков не уйти никуда.

Маки, маки, красные маки —
горькая память земли.
Неужели вам снятся атаки,
неужели вам снятся атаки
тех, кто с этих холмов не пришли?

Над Сапун-горой цветут тополя.
Над Сапун-горой летят журавли.
Но плывут из края в край по полям
маки, маки – совесть земли.

И казалось бы, ну что в том за страсть –
столько лет они пылают в траве.
Ах, как хочется в те травы упасть,
в красных маках полежать на земле!

Маки, маки, красные маки —
горькая память земли.
Неужели вам снятся атаки,
неужели вам снятся атаки
тех, кто с этих холмов не пришли?

На Федюнинских холмах – тишина.
Над Малаховым курганом – сны.
Будто не было войны, но война
похоронена на дне тишины.

Всё мне чудится порою: «Ура»!
Всё мне слышится команда: «Пли»!
И зажмуришься, а видишь: с утра
маки, маки по холмам поплыли.

Маки, маки, красные маки —
горькая память земли.
Неужели вам снятся атаки,
неужели вам снятся атаки
тех, кто с этих холмов не пришли?

Маки, маки, красные маки…

1974 год










Физминутка



Пальчиковая гимнастика «Маки»


Маков красные цветки

Распускают лепестки.

(Сложенные ладони медленно развести в стороны,

Не отрывая руки в запястьях).

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Покачивание пальцами).

Маков красные цветки

Завяли быстро лепестки.

(Сложить ладони в кулачки).

Маки коробочками качают,

Семена в них созревают.

(Сплести пальцы обеих рук, покачивание)

А как время подойдет

Их всюду ветер разнесет.

(Развести руки в стороны).











Листы самооценки

Фамилия, имя_______________________________________________________________________________________________

Я смогу

Я достиг





































Итого:



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!