Курбатова Галина Николаевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Технологическая карта урока
Предмет: внеурочное занятие.
Класс: 7
Тема: «Работа со сплошным текстом на тему «Маки».
Цель: формирование умений читательской грамотности при помощи информационного текста «Маки».
Планируемые результаты:
Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мобилизация внимания, положительный настрой на работу.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: целеполагание; мотивация учебной деятельности; развивать самостоятельную познавательную деятельность.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; признавать право другого человека на иное мнение.
Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки.
Рефлексивные УУД: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности: формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Технологии обучения:
№ п/п | Технология | Достигаемые результаты |
1 | Технология обучения в сотрудничестве | Эффективное взаимодействие учащихся и учителя |
2 | Здоровьесберегающая технология | Положительный эмоциональный настрой, предупреждение утомляемости |
3 | Технология проблемного обучения (элемент0 | Развитие аналитических способностей учащихся |
4 | Технология развития критического мышления | Повышение интереса к чтению |
Ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Ход урока
Этап урока | Цель этапа урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
Организация начала занятия. | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс | Слово учителя. | Добрый день всем! Я рада приветствовать вас в этот замечательный весенний день! В знак моей признательности примите эти цветы. Они выражают мои сегодняшние чувства. | Включение в работу, самоопределение. | Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мобилизация внимания, положительный настрой на работу. | |
Мотивация к учебной деятельности | Мотивирование к учебной деятельности | Определение темы занятия | Ребята, сегодня мы выполним обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам в жизни. А для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить отгадайте загадку: Угадай, какой цветок Вырастет игрушкой? Потеряет лепесток – Станет погремушкой. (мак). | Слушают учителя, дают ответы | Коммуникативные: умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой. Познавательные: умение анализировать; выделять основную мысль из поступившей информации | Аргументировать свою точку зрения |
Формулирование темы и задач занятия | | Технология обучения в сотрудничестве (работа в малых группах) | Молодцы, ребята! О чем мы сегодня будем говорить? Верно, сегодня мы будем читать и обсуждать текст о маках. Работать вы будете в группах, а чтобы работа наша прошла плодотворно, давайте вспомнить правила работы в группе. Посмотри, пожалуйста, памятки. Обратите внимание на столах у вас лежат листы самооценки, подпишите их и поставьте сегодняшнюю дату. В процессе работы с текстом мы с вами будем заполнять листы самооценки. Вы сможете оценить себя перед началом работы, поставив оценку в графе «Я смогу» и после окончания работы в графе «Я достиг». Посмотрите, какие умения мы сегодня будем вырабатывать. Вернемся к нашей теме! Ребята, скажите, а какие ассоциации возникают у вас, когда вы говорите о маке? Варианты ответов: это цветок, растет на клумбах, в поле, из него делают начинку в пироги, используют в медицине. А знаете ли вы, что красные маки – это символ памяти о павших на войне? (Нет).А знаете ли вы, что красный мак занесен в Красную книгу, поэтому не стоит срывать его в дикой природе? (Нет). А знаете, что из семян снотворного мака изготавливают разные лекарственные препараты (болеутоляющие, от кашля и рака). (Нет). Какова калорийность 100 г семян? (Нет) (525 ккал.) Чтобы это узнать, что для этого нужно сделать? (Найти и прочитать информацию в каком-нибудь источнике). | Называют правила работы в группе Работают с оценочными листами. Высказывают собственное мнение, приходят к единой точке зрения | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой. | |
Деятельность по достижению решения задач | | | Вашему вниманию предлагаются 3 текста, которые разные по содержанию, но объединены одной темой. Читать мы их будем с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни их них направлены на проверку понимания прочитанного, а другие – на прогноз содержания последующего отрывка. Работа с текстом №1 Вы прочитали 1 отрывок из текста, о чем он? А теперь обратимся к нашим оценочным листам, прочтите первое задание, оцените себя перед его выполнением. Хорошо, а теперь приступайте к выполнению этого задания и после выполнения снова оцените себя в графе «Я достиг» теперь давайте проверим, как вам удалось с ним справиться. Почему у многих древних народов мак – символ траура и скорби? Как вы думаете, о чем дальше пойдет речь? Что мы еще можем узнать об этих цветах? (Ответы детей. Красные маки как символ памяти о павших на войне). Возможно, и, чтобы это проверить переходим к чтению следующего отрывка. О чем данный отрывок текста? (Мак как символ памяти о павших на войне). Не забывайте оценивать себя в ваших оценочных листах, прочтите задание, оцените себя перед выполнением, поставьте прогностическую оценку в графе «Я смогу». Хорошо, а теперь приступайте к выполнению этого задания и после выполнения снова оцените себя. Как вы думаете, о чем нам может рассказать следующий текст? Читаем следующий текст №2. Физминутка. Работа с текстом №2. Итак, скажите, пожалуйста, что вы узнали из этого текста? Какие лечебные свойства мака самосейки применяются в народной современной медицине? А теперь обратимся к нашим оценочным листам, прочтите 3 задание, оцените себя пере его выполнением в графе «Я смогу». Приступайте к выполнению этого задания и после выполнения снова оцените себя в графе «Я достиг». В каких странах возделывают мак? Давайте найдем ответ, прочитав последний текст. Работа с текстом №3 Какую информацию мы узнали из этого текста? (Информацию о создании песни «Маки, маки, красные маки»). Кто написал стихи этой песни? Григорий Поженян). Почему красные маки – горькая память земли? Не забудьте оценить себя в листах самооценки, прочтите 1 задание, оцените себя перед его выполнением. Приступайте к выполнению этого задания и после выполнения снова оцените себя. | Читают тесты. Работают в группах с текстами по нахождению необходимой информации. Высказывают собственное мнение. Учащиеся высказывают предположения, читают текст. Читают текст, отвечают на вопросы, работают с оценочными листами. Учащиеся высказывают предположения. Читают текст, отвечают на вопросы, работают с оценочными листами. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации сврей позиции; умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. Регулятивные: сравнивают версии, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий. | |
Рефлексия | | | Итак, что же мы узнали о маках? (ответы учащихся) Ребята, а теперь посчитайте количество баллов в оценочных листах и определите уровень успешности выполнения работы. (повышенный – 75-100, базовый уровень – 50-74, пониженный – 25-49, недостаточный – 24 и менее. И в заключении мы с вами выполним задание творческого характера. Я предлагаю вам составить синквейн по следующей схеме: Название темы – одно существительное. Описание темы – два прилагательных. Описание действия, в рамках темы – три глагола. Фраза, несущая определенный смысл – предложение 3-4 слова. Синоним ключевого слова (существительное). Например, Маки Тоненькие, грациозные. Зарделись, качнулись, вспыхнули. Наутро погасли и осыпались. Память. Маки. Зрелые, сухие. Ждут, тяжелеют, готовятся Высыпаться из коробочки в землю. Жизнь. Верно! Молодцы! Наше занятие подошло к концу! Всем спасибо! | Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу. Составляют синквейн. | Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Регулятивные: давать оценку действий. | |
Приложение
Текст №1
Мак занимает особое место в балканской и славянской мифо-ритуальных традициях. У большинства народов этот цветок связывался с символикой сна и смерти; в мифологии греков мак – атрибут Гипноса, бога сна, и Нюкты, персонифицированной Ночи. Он же был одним из символов Деметры, богини земледелия, одно из прозвищ которой звучит как Мекона - «маковая»: благодаря своей чрезвычайной плодовитости этот цветок в фольклорных преданиях и ритуалах нередко ассоциировался с плодородием. В то же время атрибут намекает на связь богини с миром мертвых: она – олицетворение Матери-Земли, порождающей всё живое и принимающей в себе умерших, мать Персефоны, владычицы подземного мира. У римлян считалось, что мак посвящен Церере, поскольку он растет среди злаков. Во многих легендах мак нередко ассоциируется с невинно пролитой кровью: существует поверье, что первые маки выросли из капель крови распятого Христа. У многих древних народов – символ траура и скорби.
Текст №2
В современной народной медицине чаще применяются лечебные свойства мака самосейки. Настойку из его лепестков принимают от бессонницы, кашля, учащенного сердцебиения, лихорадки, лечат диарею и непроизвольное мочеиспускание, принимают при трахеитах и бронхитах. Она обладает успокаивающим, легким обезболивающим и снотворным действием, а также вяжущим, отхаркивающим и потогонным. Измельченные лепестки используют наружно как кровоостанавливающее средство. Экстракт из семян этого вида считается эффективным противоопухолевым средством.
Мак снотворный возделывают главным образом в Китае, Индии, Малой Азии, Афганистане. Для получения масла мак опийный выращивают в более северных районах. Некоторые виды рода Мак являются излюбленными декоративными растениями. Выведены разнообразные садовые формы.
Текст №3
Написал текст песни «Маки, маки, красные маки» поэт-фронтовик Григорий Поженян. Впервые композиция Юрия Антонова о цветах, окрашенных в цвет крови павших солдат, прозвучала в 1982 году в кинофильме «Взять живым». Автор песенных строк, знающий о войне не понаслышке, по праву ассоциирует красные маки, и с горькой памятью, и с совестью Земли. Наверное, поэтому уже долгие годы вместе с ветеранами и молодежь в День Победы поет эту песню.
На Федюнинских холмах – тишина.
Над Малаховым курганом – сны.
Будто не было войны, но война
похоронена на дне тишины.
И, казалось бы, всему вышел срок,
столько лет менялась в море вода.
А как выйдешь, как шагнешь за порог –
и от маков не уйти никуда.
Маки, маки, красные маки —
горькая память земли.
Неужели вам снятся атаки,
неужели вам снятся атаки
тех, кто с этих холмов не пришли?
Над Сапун-горой цветут тополя.
Над Сапун-горой летят журавли.
Но плывут из края в край по полям
маки, маки – совесть земли.
И казалось бы, ну что в том за страсть –
столько лет они пылают в траве.
Ах, как хочется в те травы упасть,
в красных маках полежать на земле!
Маки, маки, красные маки —
горькая память земли.
Неужели вам снятся атаки,
неужели вам снятся атаки
тех, кто с этих холмов не пришли?
На Федюнинских холмах – тишина.
Над Малаховым курганом – сны.
Будто не было войны, но война
похоронена на дне тишины.
Всё мне чудится порою: «Ура»!
Всё мне слышится команда: «Пли»!
И зажмуришься, а видишь: с утра
маки, маки по холмам поплыли.
Маки, маки, красные маки —
горькая память земли.
Неужели вам снятся атаки,
неужели вам снятся атаки
тех, кто с этих холмов не пришли?
Маки, маки, красные маки…
1974 год
Физминутка
Пальчиковая гимнастика «Маки»
Маков красные цветки
Распускают лепестки.
(Сложенные ладони медленно развести в стороны,
Не отрывая руки в запястьях).
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Покачивание пальцами).
Маков красные цветки
Завяли быстро лепестки.
(Сложить ладони в кулачки).
Маки коробочками качают,
Семена в них созревают.
(Сплести пальцы обеих рук, покачивание)
А как время подойдет
Их всюду ветер разнесет.
(Развести руки в стороны).
Листы самооценки
Фамилия, имя_______________________________________________________________________________________________
7