ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Работа над проектами музыкально-эстетического цикла имеет большое значение для развития познавательных интересов учащихся. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа учащихся даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Смысл музыкально-эстетической проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению учащихся в школе.
Работа по проектам художественно-эстетического направления органично вписывается в педагогический процесс школы и на практике показывает своё преимущество и эффективность.
Методические рекомендации
по выполнению проекта по музыке в 5 классе
Тема: «В мире музыкальных инструментов»
«Музыка похожа на океан,
а музыкальные инструменты
подобны островам,
разбросанным в океане»
Андрес Сеговия
Данный проект предназначен для осуществления учащимися 5 классов во время дистанционного изучения предмета «Музыка» во второй четверти 2020 учебного года.
В данном творческом проекте по музыке "В мире музыкальных инструментов" планируется выяснить музыкальные предпочтения обучающихся, а также выявить, какие музыкальные инструменты широко известны, а какие не пользуются популярностью.
Предложенная творческая работа по музыке "В мире музыкальных инструментов" содержит опрос среди учащихся о роли музыки в их жизни, а также об известных им музыкальных инструментах. На основании полученных результатов, нужно выявить знания учащихся в области музыкальных инструментов.
В творческом проекте на тему "В мире музыкальных инструментов" выполняется исследование, поиск и сбор материала о любимых музыкальных инструментах учащихся.
Введение
С незапамятных времен во всех уголках света люди поют и играют на музыкальных инструментах, танцуют и создают новую музыку. Для многих людей музыка – радость и увлечение, помогающее провести время в компании друзей или насладиться её звучанием в одиночестве. К тому же музыка может поведать другим людям о твоих мыслях и чувствах ничуть не хуже, чем литература и живопись.
Музыка – один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Издавна люди хотят жить интересно, красочно. Космонавт и рабочий, врач и крестьянин, генерал и солдат – все любят музыку. Представьте себе на минуту, что в мире нет никакой музыки. Интересной была бы жизнь? Безусловно, нет! Музыка служит взаимопониманию людей, помогает обрести смысл жизни.
Задумавшись об этом, я предположила, если б не было музыки, то жизнь человека была бы скучной и не интересной.
Эмоциональный мир человека невозможно представить без музыки. Она необходима людям всех возрастов и профессий. Музыка – это язык души. Глубина воздействия музыки зависит не только от исполнительского мастерства, но и от качества звучания музыкальных инструментов, их функциональных возможностей. Музыкальные инструменты воздействуют на эмоциональный мир человека, воспитывают в нем способности воспринимать все богатство окружающего мира через музыкальные образы, повышать культурный уровень отдельного человека и всего общества в целом.
Актуальность
Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!). Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люди.
Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать.
Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, они очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник. Чтобы активизировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит ввести школьников в огромный мир музыкальных инструментов!
Идея проекта: познакомить учащихся с огромным миром музыкальных инструментов.
Цель проекта: расширить и углубить знания школьников о музыкальных инструментах, их видах, группах.
Задачи проекта:
1. Изучить, проанализировать материал по выбранной теме.
2. Изучить историю зарождения музыкальных инструментов.
3. Познакомиться с основными группами музыкальных инструментов.
4. Установить значение музыки в жизни человека.
5. Расширить представления детей о музыкальных инструментах (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения).
6. Воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.
7. Составить брошюру с изображением музыкальных инструментов, их описанием.
Тип проекта: творческий
Формы выполнения проекта: индивидуальный и групповой.
Вид деятельности: поисковая, познавательная.
Сроки: ноябрь - декабрь 2020 года.
Этапы работы над проектом
Этапы | Сроки реализации | Содержание деятельности |
I этап – подготовительный | Ноябрь 2020г. | Сбор материалов о музыкальных инструментах мира |
II этап – практический | Ноябрь – декабрь 2020 г. | Изучение материалов. Составление брошюры с изображением музыкальных инструментов, их описанием |
III этап – обобщающий | Декабрь 2020г. | Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами. |
Для выполнения проекта понадобятся: лист бумаги формата А-4, картон, цветная бумага, ножницы, нитки, простой карандаш, линейка, ластик, клей, любой подручный материал.
Способы скрепления брошюры: скобы, сшивание нитками, швейно-клеевой, степлер.
Форма продукта проектной деятельности по теме:
1. Буклет.
2. Статья.
3. Брошюра.
4. Коллаж «Мои любимые инструменты».
Защита проекта
Тема моего проекта…
Цель моей работы…
Моя работа актуальна потому что…
Я начал свою работу с того, что…
Потом я приступил к…
Я завершил работу тем, что…
Закончив проект, я могу сказать, что у меня хорошо получилось…
Трудным было для меня…
Примерное оформление страниц журнала
№ п/п | Срок | Тема урока | Домашнее задание |
| 10-я учебная неделя | Проект «Музыкальные инструменты» | Ознакомиться с рекомендациями учителя к выполнению творческого проекта. Сбор материала. Ознакомление с литературой |
| 11-я учебная неделя | Консультация по I этапу проекта | Сбор информации по теме проекта |
| 12-я учебная неделя | Консультация по II этапу проекта | Сбор и обработка информации |
| 13-я учебная неделя | Консультация по проекту | Работа над проектом |
| 14-я учебная неделя | Консультация по проекту | Работа над проектом |
| 15-я учебная неделя | Промежуточный контроль материала к проекту | Продолжить работу над проектом |
| 16-я учебная неделя | Консультация по проекту | Анализ и обобщение полученных материалов. Подготовка проекта к защите. |
| 17-я учебная неделя | Защита проекта | Написать отзыв о проекте |
Список литературы
1. Алендер И.З. Музыкальные инструменты; М.: Наука - Москва, 2012.
2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов; Просвещение - Москва, 2014.
3. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов; М.: Просвещение - Москва, 2012.
4. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты; Сфера - Москва, 2014.
5. Гиппиус Е.В. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка; М.: Советский композитор - Москва, 2013.
6. Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн.для учащихся ст. классов.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1989.
7. Володихин Д. М. Музыка наших дней. М.: «Аванта», 2002.
8. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов/сост.В.В. Фадин. – Волгоград: Учитель, 2005.
9. Первая энциклопедия музыки. Автор Эмма Дейнс-М., издательство «Махаон», 1993.
10. Я познаю мир: Дет.энцикл: музыка/Авт. А.С. Кленов под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма Издательство АСТ», 1999.
11. Я познаю мир. Музыка: энцикл. / С.В. Истомин; худож. В.Н. Родин. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
12. Интернет-ресурсы.
Приложение
Информация для учащихся по оформлению проекта:
1. Автор (ы) проекта.
2. Предмет, класс.
3. Краткая аннотация проекта.
4. Основные вопросы, направляющие проект.
5. План выполнения проекта.
6. Материалы для промежуточного контроля и итогового оценивания.
7. Готовый продукт проектной деятельности учащихся.
8. Полезные ресурсы.
Этапы работы над проектом
Этапы | Задачи. Содержание работы |
1. Подготовительный | а) определение темы; б) выбор рабочей группы |
2. Планирование | а) анализ проблемы; б) определение источников; в) определение формы проекта; г) определение критериев оценки; д) распределение ролей (обязанностей) |
3. Исследование | а) уточнение информации; б) поиск альтернатив; в) выбор оптимального варианта решения проблемы |
4. Выполнение | а) реализация намеченного; б) подготовка выступления |
5. Защита проекта (предоставление отчёта) | а) объяснение результатов; б) публичное выступление |
6. Оценка результатов (рефлексия) | а) анализ выполнения проекта; б) причины успехов и неудач |
Методические рекомендации ученику
1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
2. Выполняй проект в следующем порядке:
а) выбери с помощью родителей и учителя тему;
б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.);
в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;
г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
е) напечатай графическую часть проекта;
ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;
з) защити проект.
3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, видео- и аудиомагниоофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты.
5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.
6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.
7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
Методические рекомендации
по выполнению проекта по музыке в 6 классе
Тема: «Музыкальный фольклор-душа народа»
Душа народа, жизнь и быт,
Его культура и обряды,
Его поэтика и песни,
Его культура и наряды,
В чём суть сего?
Постичь придётся
Поколеньям нашим молодым.
Всё это отголоском отзовётся
И близким станет и родным.
«Как дерево не может существовать без корней, которые его питают, так и человек – без своей истории»
Данный проект предназначен для осуществления учащимися
6 классов во время дистанционного изучения предмета «Музыка» во второй четверти 2020 учебного года.
В данном творческом проекте по музыке "Музыкальный фольклор – душа народа» планируется выявить музыкальные предпочтения обучающихся в области музыкального фольклора, познакомить обучающихся с обрядами и традициями русского народа. Народные музыкальные инструменты, песни игрового, плясового характера, частушки, хороводы, элементы народного театра – это основа всех обрядовых праздников.
Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведет к самой сути фольклорной традиции – к импровизации, к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко.
Введение
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возросли. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания учащихся является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.
Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.
Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний.
Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения.
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании учащихся открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Знакомство с произведениями музыкального фольклора обогащает чувства учащихся, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и воспитании личности.
Фольклор – художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. Фольклор – творчество, создаваемое народом и для народа.
Актуальность
Фольклор народов – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
Фольклор не просто наше наследие, но и еще та основа основ, на которой держится нравственность русского народа.
Поэтому, одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках.
Фолькло́р – устное народное творчество (староанглийское folklore – народная мудрость). Музыкальный фольклор включает в себя песенное и инструментальное творчество народа, отражающее его историю, быт, стремления, думы. Народная музыка, являясь результатом коллективного творческого процесса, складывается на основе художественных традиций многих поколений. “Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа”, – писал А. Н. Серов. Передаваясь из уст в уста, народные мелодии постоянно обогащаются и видоизменяются: могут существовать разные варианты одного и того же напева, наигрыша. Основная область музыкального фольклора – народная песня – важнейший источник профессиональной музыки. Отличаясь исключительным богатством и разнообразием жанров (песни обрядовые, сатирические, трудовые, игровые, лирические и др.), народные песни разных стран имеют специфические черты (подголосочная полифония русской народной песни, гармонический склад мелодии немецкой песни, прихотливый ритмический и интонационный склад многих восточных напевов и т. д.). Важную роль в музыкальном быту всех стран играет и танцевальная музыка, также отмеченная многообразием жанров, тембровой и ритмической изобретательностью. Широкое развитие получила музыкальная фольклористика – наука, занимающаяся собиранием и изучением музыкальных богатств, накопленных народом.
Объект работы: процесс развития творческих способностей учащихся.
Предмет: музыкальный фольклор как средство развития творческого потенциала учащихся.
Цели проекта
1. Познакомиться с русской народной музыкой и музыкальным фольклором народов мира.
2. Развивать умения определять жанры народных песен, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.
3. Осознать культурное разнообразие многонационального народа и духовных ценностей.
4. Приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества.
Задачи проекта
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Создавать необходимую предметно-развивающую среду.
3. Воспитывать патриотические чувства.
4. Развивать навыки само и взаимооценивания.
5. Развивать нравственную ценность личности, её художественно-творческий потенциал
6. Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности.
7. Формировать предпосылки поисковой деятельности.
Тип проекта: творческий.
Формы выполнения проекта: индивидуальный и групповой.
Вид деятельности: поисковая, познавательная
Сроки: ноябрь-декабрь 2020 года..
Этапы подготовки проекта:
- выбор темы проекта;
-подготовка материалов: отбор литературы, материалов из сети Интернет;
- оформление результатов;
- защита проекта.
План реализации проекта
Реализация данного проекта будет проходить в 3 этапа:
– 1 этап – подготовительный. Создается информационная база необходимая для реализации проекта;
– 2 этап – основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
– 3 этап – заключительный. Итоговый, включающий в себя сбор и обработку результатов, и соотнесение поставленных задач с полученными результатами.
Предполагаемый результат
В результате реализации проекта:
1. Учащиеся познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической), с игровыми песнями, с наигрышами, с народными играми, хореографией, музыкальными инструментами.
2. Разовьют сферу чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.
3. В результате целенаправленной работы научатся понимать смысл фольклорных произведений и самостоятельно применять произведения музыкального фольклора в практической деятельности.
Для выполнения проекта понадобятся: лист бумаги формата А-4, картон, цветная бумага, ножницы, нитки, простой карандаш, линейка, ластик, клей, любой подручный материал.
Способы скрепления брошюры: скобы, сшивание нитками, швейно-клеевой, степлер.
Форма продукта проектной деятельности по теме:
1. Буклет
2. Статья, сообщение
3. Брошюра
4. Коллаж «Музыкальный фольклор-душа народа»
Защита проекта
Тема моего проекта…
Цель моей работы…
Моя работа актуальна потому что…
Я начал свою работу с того, что…
Потом я приступил к…
Я завершил работу тем, что…
Закончив проект, я могу сказать, что у меня хорошо получилось…
Трудным было для меня…
Примерное оформление страниц журнала
№ п/п | Срок | Тема урока | Домашнее задание |
| 10-я учебная неделя | Проект «Музыкальный фольклор-душа народа» | Ознакомиться с рекомендациями учителя по выполнению творческого проекта. Сбор материала. Ознакомление с литературой |
| 11-я учебная неделя | Консультация по I этапу проекта | Сбор информации по теме проекта |
| 12-я учебная неделя | Консультация по II этапу проекта | Сбор и обработка информации |
| 13-я учебная неделя | Консультация по проекту | Работа над проектом |
| 14-я учебная неделя | Консультация по проекту | Работа над проектом |
| 15-я учебная неделя | Промежуточный контроль материала к проекту | Продолжить работу над проектом |
| 16-я учебная неделя | Консультация по проекту | Анализ и обобщение полученных материалов. Подготовка проекта к защите. |
| 17-я учебная неделя | Защита проекта | Написать отзыв о проекте |
Список литературы
1. Куприянова Л.Л. Русский фольклор: пособие для учителя музыки общеобразовательного учреждения. – М.: «Мнемозина», 2003.
2. Науменко Г.М. Детское поэтическое творчество. – М.: «Центрополиграф», 2001.
3. Мельников В.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987.
4. Василенко В.А. Об изучении современного детского фольклора. – М.: Музыка, 1966.
5. Музыкальный фольклор и дети: Научно-методическое пособие; сост. и редактор Л.В. Шамина. – М., 1992.
6. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост.И. Земцовский, А. Кунанбаева. – Л.: Музыка, 1987.
7. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. (Сост. Т.И. Бахметьева, Г.Т. Соколова. Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров). – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
8. Зимина А.Н. Народные игры с пением. – М.: Сфера, 2000.
9. Круглов Н.Г. Русские обрядовые праздники. – М.: Просвещение, 1982.
10. Кылзева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс., 2004.
11. Метлов Н.А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.
12. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М. 1987.
13. Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. – М., 1971.
14. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997.
15. Науменко Г. Русское народное детское музыкальное творчество. – М., Советский композитор, 1988.
16. Орлова Е.М. Истории русской музыкальной фольклористики. Русская мысль о музыкальном фольклоре. – М., 1979, с.12.
17. Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие // Восприятие музыки / Сост.В.Н. Максимов. – М.: Музыка, 1980.
18. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986.
19. Фольклор – Музыка – Театр. Под ред. Мерзляевой. – М., 1999.
20. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. – М., 1989.
21. Интернет-ресурсы
Приложение
Информация для учащихся по оформлению проекта:
1. Автор (ы) проекта
2. Предмет, класс
3. Краткая аннотация проекта
4. Основные вопросы, направляющие проект
5. План выполнения проекта
6. Материалы для промежуточного контроля и итогового оценивания
7. Готовый продукт проектной деятельности учащихся.
8. Полезные ресурсы
Этапы работы над проектом
Этапы | Задачи. Содержание работы |
1. Подготовительный | а) определение темы; б) выбор рабочей группы; |
2. Планирование | а) анализ проблемы; б) определение источников; в) определение формы проекта; г) определение критериев оценки; д) распределение ролей (обязанностей) |
3. Исследование | а) уточнение информации; б) поиск альтернатив; в) выбор оптимального варианта решения проблемы |
4. Выполнение | а) реализация намеченного; б) подготовка выступления |
5. Защита проекта (предоставление отчёта) | а) объяснение результатов; б) публичное выступление |
6. Оценка результатов (рефлексия) | а) анализ выполнения проекта; б) причины успехов и неудач |
Методические рекомендации ученику
1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
2. Выполняй проект в следующем порядке:
а) выбери с помощью родителей и учителя тему;
б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.);
в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;
г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
е) напечатай графическую часть проекта;
ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;
з) защити проект.
3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, видео- и аудиомагниоофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты.
5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.
6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.
7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
Методические рекомендации
по выполнению проекта по музыке в 3 классе
Тема: «Мульти-пульти» (песни из советских мультфильмов)
«В горе и в радости, в труде и на отдыхе –
музыка всегда с человеком.
Она так полно вошла в нашу жизнь,
что ее принимают как нечто должное,
как воздух, которым дышат, не задумываясь,
не замечая…»
Д.Д. Шостакович
Данный проект предназначен для осуществления учащимися
3-х классов во время дистанционного изучения предмета «Музыка» во второй четверти 2020 учебного года.
Введение
В данном творческом проекте по музыке «Мульти-пульти» планируется выяснить музыкальные интересы детей, в жанре песен из советских мультфильмов. Детские мелодии приучают детей к танцам, которые в свою очередь воздействуют на нервную систему ребёнка. Пение детских песен влияет на формирование творческих и умственных способностей ребёнка. Напевая детские песни, ребёнок развивается эмоционально, психически и физически.
Современные средства массовой информации оказывают исключительно сильное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Как же помочь им разобраться в этом безбрежном музыкальном океане, как оградить от всего лишнего, а порой и весьма вредного в художественном отношении?
«Культура воспитания детей во многом определяется тем, насколько насыщена детская жизнь духом музыки, Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу ребенка» – В.А. Сухомлинский.
Актуальность проекта
Песня – это один из основных элементов, который влияет на общее развитие ребенка. С помощью музыки у него развивается мышление, воображение (обогащается фантазия), становится разнообразней эмоциональная сфера.
Песня из советских мультфильмов волнует детей, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными ситуациями, рождает ассоциации (ребенок передает в игре, танце) с помощью песни, ребенок изучает структуру музыкального произведения (куплет, припев, проигрыш), понимают музыкальную иерархию (темы, мотивы, ритмы и т.д.). Музыка влияет на развитие умственных способностей.
Дети должны воспитываться на советских мультфильмах, т.к. они способны научить современных детей доброму и светлому, на этих мультфильмах воспитывалось ни одно поколение, они несут определенные смысловую нагрузку, сейчас дети смотрят в основном иностранные мультфильмы, они зачастую закладывают ребенку программу уничтожение человека (в них много жестокости), такие качества как целомудрие, скромность, бескорыстие, застенчивость высмеиваются и просто калечат психику детей, грань между добром и злом стирается, в них нет ничего развивающего.
Цель проекта: развитие детского творчества, создание и распространение детской песни из советских мультфильмов, выявление и поддержка юных талантов, поощрение в них любви к музыке, и заинтересованность лиц к проблемам детей в области вокала и детской песни.
Задачи:
1. Привить ребенку умение дружить.
2. Познать окружающий мир.
3. Приучить ребенка к выполнению определенных обязательств.
4. Обогащение духовного мира ребенка музыкальными впечатлениями.
5. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
6. Развитие эмоционально- творческих способностей.
7. Развитие эмоционально-музыкального вкуса.
Тип проекта: творческий
Формы выполнения проекта: индивидуальный и групповой
Виды деятельности: поисковая, познавательная
Сроки: ноябрь, декабрь 2020года
Песни из мультфильмов
В.Шаинский родился 12.12.1925 г. в Киеве, советский и Российский композитор. Народный артист РСФСР (1986 г.). Лауреат государственной премии СССР (1981 г.) Известен как автор нескольких десятков песен для детей, в том числе музыки для мультфильмов:
1. «38 попугаев» («Ужасно интересно»).
2. «Веселая карусель» («Антошка»).
3. «Катерок» («Чунга- Чанга»).
4. «Крокодил Гена и Чебурашка» («Голубой вагон»), («Пусть бегут неуклюже»).
5. «Крошка енот» («Улыбка»).
6. «Мама для мамонтенка» (песенка мамонтенка).
7. «Приключения Незнайки» («В траве сидел кузнечик»).
8. «Однажды утром («Если рядом с тобой друг», «Что такое, что случилось», «Я утенок кря-кря»).
9. «Трям, Здравствуйте» («Облака»).
Геннадий Игоревич Гладков (18.02.1935) – композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РФ.
Автор музыки анимационных, кино, телефильмов, а также музыкально-драматических театральных постановок (Ленком, Театр имени Ленсовета).
Его известные мультфильмы «Бременские музыканты» («Песня друзей», «А как известно, мы народ горячий», «Встанет солнце над лесом», «Говорят мы бяки-буки», песня Трубадура, «Ох рано встает охрана», «Мы к Вам заехали на час», Малыш и Карлсон)
«Голубой щенок» (песня доброго моряка, «Рыба-пила», «Чтобы такого сделать плохого», «Я и ты такие разные», «Как львенок и черепаха пели песню («Я на солнышке лежу»).
Е.П. Крылатов (23.02.1934) – началом его широкой композиторской известности стала музыка к мультипликационным фильмам «Умка» (колыбельная медведицы), «Дед мороз и лето» («Вот оно какое наше лето»), «Простоквашино» («Кабы не было зимы»). Лучшие произведения композитора собраны на дисках «Крылатые качели» (1994 г.) «Люблю тебя» (1996 г.).
Произведения для детей занимают особое место в творчестве композитора, практически нет ни одного детского коллектива, ансамбля, в репертуаре которого не было бы произведений композитора Е. Крылатова. По-прежнему много работает в жанре детской музыки, выступает перед детской и юношеской аудиторией. Он объездил с концертами вся Россию. Встречи с детьми всегда превращаются в музыкальные праздники.
Б.И.Савельев (14.05.1934 – 08.09.1991) – советский композитор, окончил институт культуры, работал в эстрадных и джазовых ансамблях (аккордеон),работал музыкальным редактором популярной радиопередачи «Доброе утро». 25 лет писал музыку для знаменитой передачи «Радионяня», где песни помогали детям запомнить трудные правила разных предметов. Автор музыки к мультфильмам («Кот Леопольд» - «Дождик босиком по земле прошел», «Неприятность эту мы переживем», «Кручу педали», «Дом для Леопольда»).
Выполнение проекта
Виды деятельности: просмотр мультфильмов выбранных песен, слушание детских песен из мультфильмов
Для выполнения проекта понадобятся: лист бумаги формата А-4, фломастеры, карандаши, линейка, ластик, простой карандаш.
Форма продукта проектной деятельности по теме: оформление песенника с рисунками
Защита проекта
Тема моего проекта…
Цель моей работы…
Моя работа актуальна потому что…
Я начал свою работу с того, что…
Потом я приступил к…
Я завершил работу тем, что…
Закончив проект, я могу сказать, что у меня хорошо получилось…
Трудным было для меня…
Примерное оформление страниц журнала
№ п/п | Число, месяц | Тема урока | Домашнее задание |
| 10-я учебная неделя | Проект «Мульти-пульти» | |
| 11-я учебная неделя | Консультация по I этапу проекта | |
| 12-я учебная неделя | Консультация по II этапу проекта | |
| 13-я учебная неделя | Консультация по проекту | |
| 14-я учебная неделя | Консультация по проекту | |
| 15-я учебная неделя | Промежуточный контроль материала к проекту | |
| 16-я учебная неделя | Консультация по проекту | |
| 17-я учебная неделя | Защита проекта | |
Методические рекомендации
по выполнению проекта по музыке во 2 классе
Тема: «Песенный марафон» (детские песни)
Детство каждого человека связано
с воспоминаниями о детских песнях
Данный проект предназначен для осуществления учащимися 2-х классов во время дистанционного изучения предмета «Музыка» во второй четверти 2020 учебного года.
Введение
В данном творческом проекте по музыке «Песенный марафон»» планируется выяснить музыкальные интересы детей, в жанре детских песен. Какими должны быть детские песни? Эти вопросы стали, особенно актуальными именно сейчас. Важно, чтобы ребёнок через песню развивался. Что мы можем развить у ребёнка через музыку? Это и музыкальный слух, и музыкальный вкус, и воображение, и творческое начало, и координацию, и внимание, и знания об окружающем мире.
Актуальность проблемы
В репертуаре советских композиторов много песен для детей. "Визитной карточкой" по-прежнему остаются песни классиков жанра: В.Шаинского, Е.Крылатова, Ю.Чичкова, А. Пахмутовой, А. Журбина, Д. Тухманова.
Владимир Яковлевич Шаинский
Почему эти песни знают и поют дети уже двух поколений? Потому, что это детские песни, в них показана душа ребенка, в них отразилась жизнь страны, ее история. Эти песни воспитывали в детях любовь к Родине, гордость за свою страну, прививали уважение к учителям, школе, родителям, старшим и младшим, учили любить природу и животных, прививали навыки трудолюбия и уважения к труду. Эти песни выполняли воспитательную функцию.
Евгений Павлович Крылатов
Николай Добронравов и Александра Пахмутова
Нужны ли современные детские песни?
Современные дети почти не знают современных детских песен, не знают современных авторов, которые пишут песни для детей. Сегодня детям нужны современные детские песни, в них должна быть отражена жизнь детей нашего поколения. Эти песни должны не только приносить радость тем, кто их исполняет, но и тем, кто их слушает, а также воспитывать в детях такие качества как: патриотизм, гуманизм, справедливость, порядочность, честность, уважение, любовь.
Цель: создание попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов с общей тематикой.
Планируемый результат: развить художественно-эстетические способности и навыки детей при создании своего произведения на основе известных детских песен.
Задачи проекта:
1. Определить роль детской песни в воспитательном процессе подрастающего поколения.
2. Исследовать советские и современные детские песни.
Гипотеза: Без детской песни нет детства.
Тип проекта: творческий.
Формы выполнения проекта: индивидуальный и групповой.
Вид деятельности: поисковая, познавательная
Сроки: ноябрь-декабрь 2020года.
Результат проекта
Почему дети потеряли интерес к вокальному искусству, почему в вокальные кружки и хоры детей нужно загонять? Потому что, нет хороших детских песен. Найти хорошую современную детскую песню в наше время оказывается серьезной проблемой. Ничего достойного, кроме ремиксов и перепевок старых песен найти не удается. Существуют ли авторы или композиторы, которые пишут музыку для детей, которую можно без опаски слушать на детских праздниках? Существуют, мы знаем некоторых из них: Ю.Верижников, Е. и В.Шмаковы, Ж.Колмагорова, Д. и В. Трубачевы. Но их песни можно найти только в Интернете. Достойных песен мало, к счастью, иные современные песни дети не воспринимают. Современные детские песни не так легко услышать по радио и телевидению. Создается такое впечатление, что современной детской песней никто не занимается, не пишет новых песен и не исполняет их. Им не видать эфиров, потому что на детской песне не заработаешь. В настоящее время песня для детей утратила свою воспитательную функцию. А в результате, как это непечально, поколение тех, кто мог бы интересоваться детской песней, утеряно.
Важно, чтобы ученики аргументировали свои ответы, подтверждали теми или иными фактами, примерами.
Разделившись заранее по группам, ученики готовят свои варианты известных песен (кинофильмов, мультипликационных фильмов). Потом группы представляют свои проекты. В конце защиты проекта оцениваются содержательность, логика подбора.
Таким образом, общая цель проектного подхода на уроках музыки состоит в том, чтобы вовлечь ученика в образовательный процесс, создать такие условия, когда он сам захочет активно и творчески искать информацию по теме в различных справочных источниках.
Дети учатся использовать приобретенные знания на практике, развивают коммуникативные навыки.
Подобный тип работы позволяет закрепить изученные темы, сделать акцент на чём-то важном для обучения, заинтересовать учеников.
Выполнение проекта
1. Виды деятельности: просмотр мультфильмов, выбор детских или детских современных песен.
2. Слушание детских песен.
Для выполнения проекта понадобятся: лист бумаги формата А-4, фломастеры, карандаши, линейка, ластик, простой карандаш.
Форма продукта проектной деятельности по теме: оформление песенника с рисунками
Защита проекта
Тема моего проекта…
Цель моей работы…
Моя работа актуальна потому что…
Я начал свою работу с того, что…
Потом я приступил к…
Я завершил работу тем, что…
Закончив проект, я могу сказать, что у меня хорошо получилось…
Трудным было для меня…
Примерное оформление страниц журнала
№ п/п | Число, месяц | Тема урока | Домашнее задание |
| 10-я учебная неделя | Проект «Песенный марафон»» | |
| 11-я учебная неделя | Консультация по I этапу проекта | |
| 12-я учебная неделя | Консультация по II этапу проекта | |
| 13-я учебная неделя | Консультация по проекту | |
| 14-я учебная неделя | Консультация по проекту | |
| 15-я учебная неделя | Промежуточный контроль материала к проекту | |
| 16-я учебная неделя | Консультация по проекту | |
| 17-я учебная неделя | Защита проекта | |
Методические рекомендации
по выполнению проекта по музыке в 4 классе
Тема: «По дорожкам фронтовым». Песни военных лет
Данный проект предназначен для осуществления учащимися 4-х классов во время дистанционного изучения предмета «Музыка» во второй четверти
2020 учебного года.
Введение
В данном творческом проекте по музыке «По дорожкам фронтовым». Песни военных лет, планируется выявить музыкальные интересы детей, в жанре военных песен.
Военная песня в годы ВОВ помогала осуществить победу над врагом.
Тяжело далась победа нашим людям. Но и в это страшное время люди были безотрывно связаны с музыкальным творчеством. В блокадном Ленинграде звучали произведения Чайковского и Бетховена, состоялась премьера Седьмой «Героической» симфонии Шостаковича. На передовых позициях устраивались концерты. И особенно фронтовики любили слушать песни!
Песня всегда сопровождала солдата. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен.
Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия.
Когда однажды молодого бойца-танкиста спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня.
Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.
Итак, военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий. Военная песня стала неотъемлемой частью военного периода.
Актуальность создания проекта
В настоящее время воспитание патриотических чувств учащихся является одной из актуальных задач современного школьного образования. Родители мало уделяют внимания этой теме в семье. Современные дети, и их молодые родители мало знают об этой войне, о её героях и подвигах, не задумываются о том, что их дети могут вырасти в неведении той «зловещей» трагедии военная песня всегда обладала объединяющей силой, которая могла сплотить целый народ. В песнях военных лет с наибольшей силой проявляется патриотизм, любовь к Родине.
Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Цель: изучить историю создания известных песен о войне и выявление роли и значения песни в духовной жизни общества в годы Великой отечественной войны.
Задачи:
1. Выяснить, что знают учащиеся о песенном творчестве периода ВОВ и познакомить их с историей создания некоторых песен.
2. Систематизировать песни, написанные во время ВОВ в соответствии с тематикой и их содержанием.
3. Определить роль песен в жизни общества в годы войны.
4. Собрать материал о песнях Великой Отечественной войны.
5. Познакомиться с песнями, воспевающими мужество, стойкость и героизм советского солдата.
6. Воспитывать чувство глубокого уважения и благодарности к ратному подвигу участников Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Ожидаемые результаты:
1. Сформировать патриотическое знания о войне на основе военных песен.
2. Создание картотеки «Песни военных лет».
3. Использование попурри, составленного на основе военных песен, на празднике Победы.
Объект исследования: песни военных лет
Тип проекта: творческий
Формы выполнения проекта: индивидуальный и групповой
Вид деятельности: поисковая, познавательная
Сроки: ноябрь-декабрь
Этапы реализации проекта
1. Выбор тематики военных песен.
2. Слушание военных патриотических песен.
3. Марафон военной песни «Споёмте, друзья».
Для выполнения проекта понадобятся: лист бумаги формата А-4, фломастеры, карандаши, линейка, ластик, простой карандаш.
Форма продукта проектной деятельности по теме: альбом военных песен, иллюстрированных детскими рисунками.
Защита проекта
Тема моего проекта…
Цель моей работы…
Моя работа актуальна потому что…
Я начал свою работу с того, что…
Потом я приступил к…
Я завершил работу тем, что…
Закончив проект, я могу сказать, что у меня хорошо получилось…
Трудным было для меня…
Примерное оформление страниц журнала
№ п/п | Число, месяц | Тема урока | Домашнее задание |
| 10-я учебная неделя | Проект «По дорожкам фронтовым». Песни военных лет | |
| 11-я учебная неделя | Консультация по I этапу проекта | |
| 12-я учебная неделя | Консультация по II этапу проекта | |
| 13-я учебная неделя | Консультация по проекту | |
| 14-я учебная неделя | Консультация по проекту | |
| 15-я учебная неделя | Промежуточный контроль материала к проекту | |
| 16-я учебная неделя | Консультация по проекту | |
| 17-я учебная неделя | Защита проекта | |
Выводы
В годы Великой Отечественной войны песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.
Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага.
Песни объединяли, морально помогали выстоять и победить.
Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных.
Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.
Много песен о Великой Отечественной войне сложено уже после ее окончания. Они тоже сыграли заметную роль в жизни нашего общества.
В результате проделанной работы дети знакомятся с историей создания нескольких песен. Военных песен очень много, и появляются каждый год новые песни потому, что люди помнят о героях, об их подвигах, о славной победе.
А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.
Список литературы
1. Луковников А. Друзья-однополчане. Лучшие песни о Великой Отечественной войне / А. Луковников. – М.: Музыка, 2016.
2. Луковников А. Друзья-однополчане. О песнях, рожденных войной. – М.: Воениздат, 1975.
3.В боях за Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны. – М.: Советский композитор, 1979.
4. В боях и походах. Песни Великой Отечественной войны. – М.: Советский композитор, 1975.
5. Плешак В. Парад Победы. Песни о войне и Великой Победе. Для исполнения соло, вокальным ансамблем или хором в сопровождении фортепиано. Учебное пособие / Виктор Плешак. – М.: Композитор – Санкт-Петербург, 2015.
6. Дорогами побед. Песни Великой Отечественной войны. – М.: Приволжское книжное издательство, 1980.
7. И только потому мы победили. Песни о Великой войне и Великой Победе для голоса в сопровождении гитары. – М.: Композитор – Санкт-Петербург, 2010.
8. Ковалевский И. Классическая гитара в популярной музыке. Альбом Night in the Sea / Вечер на Рейде. Песни военных лет / И. Ковалевский. – М.: Диада-СПб, 2010.
9. Василенко Т.А. Война, уступи место музыке! / Т.А. Василенко. – М.: Икс-Хистори, 2014.
10. Интернет-ресурсы.