| КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
№ | Тема урока Тип урока | Решаемые проблемы | Технологии | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | Дата план | Дата факт |
1 | Введение Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Знать цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Уметь пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку. | Выделяют и форму-лируют познаватель-ную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. | Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться. | | |
Устное народное творчество - 6 ч. |
2 | Устное народное творчество. Предания. | Знать определение понятия «предание»Понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа уметь пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания. | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач. | Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. | | |
3 | Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». | Знать определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера; Понимать тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. повествованияУметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки. | Умеют заменять термины определениями. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | | |
4 | ВН ЧТ Русские былины Киевского и Новгородского циклов. | Знать какие приемы способствуют раскрытию величия, доблести героя русского эпоса. | Здоровьесбережения, диагностики и самодиагностики, поэтапного формирования умственных действий | Обобщение и систематизация знаний. | Определять отношение авторов-рассказчиков к Садко, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.) | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий. | | |
5 | ВН ЧТ «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. | Знать роды литературы, их жанры Понимать смысл произведений | Здоровьесбережения, проектной деятельности, проблемного обучения, ИКТ | Контроль. | Структурируют знания. Уметь выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в мировой литературе. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | | |
6 | «Песнь о Роланде» (фрагменты) | Роды литературы, их жанрыПонимать смысл произведений | Здоровьесбережения, диагностики и самодиагностики, поэтапного формирования умственных действий | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Структурируют знания. Уметь выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в мировой литературе. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | | |
7 | Пословицы и поговорки. | Знать роды литературы, их жанры | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Комплексное применение ЗУН и СУД. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | | |
Из древнерусской литературы (2ч.) |
8 | Русские летописи. Повесть временных лет. | Знать особенности поучения как жанра литературы. Понимать смысл похвалы, поучения Владимира Мономаха. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Комплексное применение ЗУН и СУД. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | | |
9 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | Знать содержание повести, нравственные законы, которым следуют ее главные герои.Видеть, какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | | |
Из русской литературы 18 века (2ч.). |
10 | М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Импера трицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). | Знать факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, «теорию трех штилей», определение понятия оды. | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов). | Определяют основную и второстепенную информацию. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий | | |
11 | Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». | Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений. Понимать философский и иносказательный смысл стихотворений. | Здоровьесбережения, проектной деятельности, проблемного обучения, ИКТ | Уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля»). | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | | |
Из русской литературы 19 века (27 ч.) |
12 | А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок). | Знать биографию поэта. Понимать особенности творческого процесса поэта. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи. | Гражданский патриотизм. | | |
13 | «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»). | Понимать эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова, определять их роль в художественном тексте для описания характера Петра, оценивать отношение автора к изображаемому. | Здоровьесбережения, проектной деятельности, проблемного обучения, ИКТ | Обучение выразительному чтению. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных исполнителей. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют представлять конкретное содержание в устной форме | Уважение личности и ее достоинства. | | |
14 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». | Знать историческую основу «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка. | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Любовь к родине, бережное отношение к историческому богатству страны. | | |
15 | А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. | Знать историческую основу драмы, особенности драматического произведения: диалог, реплики, ремарки. Понимать ее идейный замысел, тему Смутного времени на Руси. | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Коррекция знаний и способов действий. | Ориентируются и воспринимают тексты драматического произведения. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют представлять конкретное содержание в устной форме | Выбор дальнейшего образовательного маршрута. | | |
16 | . А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека». | Понимать ее идейный замысел, тему, роль автора и рассказчика в повести; причину трагедии Самсона Вырина, идейный замысел повести (показать социальное неравенство, на котором строятся отношения между людьми в обществе). | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Коррекция знаний и способов действий. | Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют представлять конкретное содержание в устной и письменной форме | Выбор дальнейшего образовательного маршрута. | | |
17 | А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои. Д | Оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), используя текст изученных произведений | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста | Определять цель выполнения заданий на уроке | Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий. | Готовность к равноправному сотрудничеству | | |
18 | М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов. | Понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе. | Здоровьесбережения, проектной деятельности, проблемного обучения, ИКТ | Коррекция знаний и способов действий. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Позитивная моральная самооценка. | | |
19 | М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика. | Понимать основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев. | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. | Умеют представлять конкретное содержание | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | | |
20 | М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». | Понимать образную структуру стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», тему стихотворения, состояние лирического героя, своеобразие лермонтовского пейзажа. | Здоровьесбережения, диагностики и самодиагностики, поэтапного формирования умственных действий | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Признание ценности здоровья, своего и других людей. | | |
21 | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. | Знать содержание первых глав, их роль в повествовании, определение понятия «художественная деталь». Понимать мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Комплексное применение ЗУН | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Планируют общие способы работы. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | | |
22 | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. | Понимать мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа. | Здоровьесбережения, проектной деятельности, проблемного обучения, ИКТ | Коррекция знаний и способов действий. | Строят логические цепи рассуждений. | Оценивают достигнутый результат. | Обмениваются знаниями между членами группы . | Позитивная моральная самооценка. | | |
23 | РР Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (урок развития речи 1). | Уметь составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | Здоровьесбережения, проектной деятельности, проблемного обучения, ИКТ | Обобщение и систематизация знаний. | Выбирают основания и критерии для сравнения, объектов. | Осознают качество и уровень усвоения. | Планируют общие способы работы. | Готовность к равноправному сотрудничеству | | |
24 | И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой. | Знать факты жизни и творческой деятельности писателя, историю появления сборника. Составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей. | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Уважение личности и ее достоинства. | | |
25 | И. С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа. | Уметь определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Строят логические цепи рассуждений. | Осознают качество и уровень усвоения. | Демонстрируют способность к эмпатии. | Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима ния. | | |
26 | И. С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». | Знать определение понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, тематику стихотворений в прозе, жанровые особенности.Понимать нравственный смысл стихотворений в прозе. | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Контроль. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | | |
27 | Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». | Знать факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).Понимать жанровые особенности поэмы. | Здоровьесбережения, проектной деятельности, проблемного обучения, ИКТ | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Обмениваются знаниями между членами группы | Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. | | |
28 | ВН ЧТ Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения. | Понимать авторское отношение к изображенному; находить художественные приемы фольклора, использованные Некрасовым. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выделяют и формулируют проблему. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения. | Любовь к природе. | | |
29 | А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады. | Знать факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад; Понимать конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания. | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач. | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия. | Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание. | | |
30 | Смех сквозь слёзы, или "Уроки Щедрина". М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | Объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина | Здоровьесбережения, проектной деятельности, проблемного обучения, ИКТ | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач. | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия. | Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание. | | |
31 | ВН ЧТ М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик» | Знать содержание сказки «Дикий помещик». Понимать идейно-тематическое содержание сказки. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Контроль. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | | |
32 | Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | Понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Контроль. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | | |
33 | Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир. | Понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. | Позитивная моральная самооценка. | | |
34 | РР Урок контроля | Литературный ринг на тему «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Сал тыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого» или тестирование по произведениям этих писателей | Здоровьесбережения, проектной деятельности, проблемного обучения, ИКТ | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Понимают возможность различных точек зрения. | Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им | | |
35 | Смешное и грустное рядом, или "Уроки Чехова". А. П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа. | Понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета, авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при задач. | Устанавливают причинно-следственные связи. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | Уважение ценностей семьи. | | |
36 | А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа. | Уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Коррекция знаний и способов действий. | Строят логические цепи рассуждений. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. | Любовь к природе. | | |
37 | ВН ЧТ А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». | Знать содержание рассказа, расширить представление о «юморе» и «сатире», понимать и уметь объяснить особенности композиции рассказа. | Здоровьесбережения, проектной деятельности, проблемного обучения, ИКТ | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика. | | |
38 | РР «Край ты мой, родимый край…» (обзор). В. А. Жуковский. «Приход весны». И. А. Бунин. «Родина». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…» | Знать план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы. | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Составляют план и последовательность действий. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Любовь к Родине. | | |
39 | И. А. Бунин. «Цифры». | Знать сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе.Понимать содержание рассказа, его проблематику. | Здоровьесбережения, диагностики и самодиагностики, поэтапного формирования умственных действий | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Составляют план и последовательность действий. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Любовь к Родине. | | |
40 | ВН. ЧТ И. А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы | Обосновывать и оценивать роль единства описания (стихия, болезнь ребенка, слезы матери), звукописи, введение «чужой» речи, метафоричность описаний состояния природы. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну. | | |
41 | М. Горький. «Детство» (главы): тёмные стороны жизни. К | Знать автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев. | Здоровьесбережения, проектной деятельности, проблемного обучения, ИКТ | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну. | | |
42 | М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни. | Знать специфические черты характера, присущие отдельным героям повести: бабушке, Алеше, деду, Цыганку, Хорошему Делу. | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну. | | |
43 | М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). | Знать содержание легенды, жанровое своеобразие произведения.Понимать поступки литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Чувство гордости за свою страну. | | |
44 | Л. Н. Андреев. «Кусака». | Понимать поступки литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою. | Здоровьесбережения, проектной деятельности, проблемного обучения, ИКТ | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Доброжелательное отношение к окружающим. | | |
45 | В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | Знать факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира».Понимать роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе. | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Уважение русского народа как творца и созидателя. | | |
46 | В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». | Знать понятие о лирическом герое.Понимать тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Контроль. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | | |
47 | А. П. Платонов. «Юшка». | Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | | |
48 | А. П. Платонов. «Юшка». | Понимать, кто друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Устанавливают причинно-следственные связи. | Составляют план и последовательность действий. | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения | Любовь к Родине. | | |
49 | ВН ЧТ А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире» | Знать содержание прочитанного произведения, особенности языка писателя.Понимать идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Чувство гордости за свою страну. | | |
50 | РР Классное контрольное сочинение | Воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Коррекция знаний и способов действий. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. | Чувство гордости за свою страну. | | |
51 | Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». | Знать тексты стихотворений, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы.Оценивать творческую манеру поэта. | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. , регулируют весь | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | | |
52 | А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…». | Понимать размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое. | Здоровьесбережения, диагностики и самодиагностики, поэтапного формирования умственных действий | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. | Любовь к Родине. | | |
53 | ВН ЧТ На дорогах войны. Стихотворения о войне А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского, Н. С. Тихонова и др. | Знать особенности поэтических текстов о Великой Отечественной войне. Понимать смысл стихотворений о войне. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач. | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательность действий. | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Гражданский патриотизм. | | |
54 | Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади». | Знать факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции.Понимать особенности жанра, композиции, темы произведения. | Здоровьесбережения, проектной деятельности, проблемного обучения, ИКТ | Вводный урок - постановка учебной задачи. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Учатся принимать решение и реализовывать его. | Экологическое сознание. | | |
55 | Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). | Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа. Понимать, что такое «тема» и «идея», план анализа эпического произведения. | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях. | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. | Экологическое сознание. | | |
56 | Е. И. Носов. «Живое пламя». | Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выполняют операции со знаками и символами. | Оценивают достигнутый результат. | Планируют общие способы работы. | Любовь к родной природе. | | |
57 | Ю. П. Казаков. «Тихое утро». | Знать сведения из жизни писателя, план характеристики героев.Понимать нравственную проблематику рассказа. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Анализируют условия и требования задачи. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Учатся принимать решение и реализовывать его. | Признание ценности здоровья, своего и других людей. | | |
58 | Д. С. Лихачёв. «Земля родная» (главы). | Знать автора, биографические сведения о нем, определение понятий «публицистика» (развитие понятия), «мемуары» (начальное представление).Публицистика, мемуары как жанр литературы. | Здоровьесбережения, проектной деятельности, проблемного обучения, ИКТ | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. | Осознают качество и уровень усвоения. | Проявляют внимание к личности другого. | Уважение ценностей семьи. | | |
59 | ВН ЧТ М. М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы | Знать автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа, авторскую позицию в оценке поступков героев; Передавать содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения (просторечная лексика героев), писать отзыв на рассказ. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. | Сличают свой способ действия с эталоном. | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Признание ценности здоровья, своего и других людей. | | |
60 | «Тихая моя родина». Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого и др. | Знать план анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы русскими поэтами. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выражают структуру задачи разными средствами. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. | | |
61 | Песни на слова русских поэтов ХХ века. А. Н. Вертинский. «Доченьки». И. Гофф. «Русское поле». Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге…». | Знать план анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы русскими поэтами. Знать особенности жанра романса. | Здоровьесбережения, проектной деятельности, проблемного обучения, ИКТ | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Оценивают достигнутый результат. | Стремление устанавливать доверительные отношения. | Оптимизм в восприятии мира. | | |
62 | Письменная контрольная работа. Тестирование. | Контроль знаний учащихся. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Оптимизм в восприятии мира. | | |
Из литературы народов России (1ч.) |
63 | Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине». | Знать: факты жизни и творческого пути поэта, план анализа лирического произведенияПонимать особенности художественной образности дагестанского поэта | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательность действий. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств. | Готовность к равноправному сотрудничеству | | |
Из зарубежной литературы (6 ч). |
64 | ВН ЧТ Р. Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения | Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества: честность, справедливость, честь, совесть.Объяснять, почему стихотворение стало песней, способы достижения комического эффекта. | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательность действий. | Описывают содержание совершаемых действий . | Уважение ценностей семьи. | | |
65 | Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна…». | Знать автора, факты его жизненного и творческого пути, гуманистический смысл творчества Байрона.Понимать художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Чувство гордости за свою страну. | | |
66 | Японские хокку (трёхстишия). | Уметь анализировать необычный поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Любовь к природе. | | |
67 | О. Генри. «Дары волхвов». | Знать автора, факты жизни и творческого пути писателя, содержание рассказа, нравственную проблематику произведения.Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | | |
68 | Р. Д. Брэдбери. «Каникулы». | Знать: биографические сведения о Р.Брэдбери, понятие «фантастический рассказ-предупреждение».Понимать стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного, ИКТ, развитие творческих способностей | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. | | |
69 | ВН ЧТ Детективная литература. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Здоровьесбережения, проектной деятельности, проблемного обучения, ИКТ | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выделяют и формулируют проблему. | Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | | |
70 | Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование. Итоги года и задание на лето | Знать, как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.Понимать влияние литературы на человека. | Здоровьесбережения, ИКТ, проектной деятельности, педагогики сотрудничества | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. | Составляют план и последовательность действий. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. | Понимание конвенционального характера морали. | | |
| | | | | | | | | | |
|
|
|