Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования;
Федерального перечня учебников, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.14г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
авторской программы
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
Знакомство обучающихся с основами православной культуры;
Развитие представлений обучающегося о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
Формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристика учебного предмета
Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».
Данный предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.
Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.
Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:
общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.
Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это введение в религиозно-культурную традицию России.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» входит в число дисциплин, включенных в учебный план образовательной организации. В соответствии с Образовательной программой, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 ч. в неделю (34 учебные недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
1.Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
2.Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.
3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Изучают основы духовной традиции православия.
4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Дают определения основных понятий православной культуры
6.Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
7.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.
8.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
10.Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
11.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры
13.Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
14.Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
15.Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
16.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества
Раздел II. Православие в России.
17.Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
18.Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
19.Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
20.Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
21.Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
22.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)
23.Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
24.Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
25.Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
26.Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
27.Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
28.Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
29.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
30.Повторительно - обобщающий урок по второму разделу. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
31.Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение. Готовят сообщение по выбранной теме.
32-34.Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).
Тематическое планирование
Наименование раздела | № урока | Тема раздела, урока Предметное содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Диагностический инструментарий |
Раздел I. Введение в православную духовную традицию. | 1 | Россия – наша Родина | Личностные: нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина, умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. Регулятивные: работа по предложенному учителем плану. Познавательные: выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | |
2 | Культура и религия | Личностные: нравственно-эстетическое оценивание, формирование представления о культуре как явлении, включающем самое лучшее, что делает народ. Регулятивные: саморегуляция, работа по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, составление рассказов на основе простейших моделей. Коммуникативные: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. | |
3 | Человек и Бог в православии | Личностные: ценить и принимать ценности, формирование первоначальных понятий о народе, православной вере. Регулятивные: саморегуляция. определение цели выполнения заданий, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, составлять рассказы на основе простейших моделей. Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию. | |
4 | Православная молитва | Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера, участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | |
5 | Библия и Евангелие | Личностные: оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм. Регулятивные: определять цель выполнения заданий в учебной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя, учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, проведение аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. Коммуникативные: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | |
6 | Проповедь Христа | Личностные: нравственно-эстетическое оценивание поступков реальных лиц, героев произведений, высказываний известных личностей. Регулятивные: анализ общности тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали, работа по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, создание по изображениям (художественные полотна, иконы) словесного портрета его героя. Коммуникативные: донесение своей позиции до других: оформление своей мысли в устной и письменной речи. | |
7 | Христос и Его крест | Личностные: нравственно-эстетическое оценивание поступков реальных лиц, героев произведений, высказываний известных личностей. Регулятивные: работа по предложенному учителем плану, анализ общности тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, установление связи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Коммуникативные: уметь вести дискуссию, участие в диалоге; высказывание предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. | |
8 | Пасха | Личностные: понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Регулятивные: саморегуляция, организация своего рабочего места под руководством учителя. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, установление связи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Коммуникативные: уважение в общении и сотрудничества партнера и самого себя, донесение своей позиции до других: оформление своей мысли в устной и письменной речи. | |
9 | Православное учение о человеке | Личностные: осознание ценности человеческой жизни. Регулятивные: работа по предложенному учителем плану, анализ общности тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, проведение аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. | |
10 | Совесть и раскаяние | Личностные: нравственно-эстетическое оценивание поступков реальных лиц, героев произведений, высказываний известных личностей. Регулятивные: способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, высказывание предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. Коммуникативные: донесение своей позиции до других: оформление своей мысли в устной и письменной речи. | |
11 | Заповеди | Личностные: ценить и принимать ценности, понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Регулятивные: саморегуляция, организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Познавательные: анализ жизненных ситуаций и выбор нравственных форм поведения, описание впечатления, возникающего от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи. Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность, участие в диалоге. | |
12 | Милосердие и сострадание | Личностные: личностное переживание, оценивание поступков реальных лиц, героев произведений, высказываний известных личностей. Регулятивные: оценка нравственных норм, уважительное отношение к партнеру. Познавательные: извлечение необходимой информации, проведение аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы. | |
13 | Золотое правило этики | Личностные: ценить и принимать ценности, осознание ценности человеческой жизни. Регулятивные: саморегуляция, высказывание своего предположения. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации с дальнейшим преобразованием её из одной формы в другую: составление рассказов на основе простейших моделей. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | |
14 | Храм | Личностные: ценить и принимать ценности, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Регулятивные: работа по предложенному учителем плану, построение предположения. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, описание впечатления, возникающего от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи. Коммуникативные: уважение в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. | |
15 | Икона | Личностные: ценить и принимать ценности, подавать сверстникам пример нравственного поведения, оказание посильной помощи людям. Регулятивные: работа по предложенному учителем плану, определение общей цели и путей ее достижения. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, преобразование информации из одной формы в другую: составление рассказа на основе простейших моделей. Коммуникативные: выражение своих мыслей, выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика). | |
16 | Творческие работы учащихся | Личностные: уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. Регулятивные: саморегуляция, эмоциональная оценка деятельности класса. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, преобразование информации из одной формы в другую: составление рассказа на основе простейших моделей. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | |
17 | Подведение итогов | Личностные: адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. Регулятивные: высказывание своего предположения. Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую: составление рассказа на основе простейших моделей. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера, доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. | |
Раздел II. Православие в России. | 18 | Как христианство пришло на Русь | Личностные: понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Регулятивные: работа по предложенному учителем плану, воспроизведение полученной информации, приведение примеров из прочитанных текстов. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, анализ общности тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | |
19 | Подвиг | Личностные: личностное переживание. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, проведение аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своей точки зрения и оценка событий. | |
20 | Заповеди блаженств | Личностные: ценить и принимать ценности, осознание ценности человеческой жизни. Регулятивные: соотнесение темы и главной мысли текста с содержанием произведения живописи. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, проведение аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | |
21 | Зачем творить добро? | Личностные: эмоциональное переживание, оценивание поступков реальных лиц, героев произведений, высказываний известных личностей. Регулятивные: понимание значения добра и зла, проведение аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. Познавательные: извлечение необходимой информации и создание по изображениям (художественные полотна, иконы) словесного портрета его героя. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | |
22 | Чудо в жизни христианина | Личностные: личностное переживание, осознание ценности человеческой жизни. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану, соотнесение темы и главной мысли текста с содержанием произведения живописи. Познавательные: проведение аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. Коммуникативные: выражение своих мыслей, готовность слушать собеседника. | |
23 | Православие о Божием суде | Личностные: личностное переживание, адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. Регулятивные: работа по предложенному учителем плану, воспроизведение полученной информации, приведение примеров из прочитанных текстов. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, анализ общности тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу, предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. | |
24 | Таинство Причастия | Личностные: ценить и принимать ценности, осознавать ценность человеческой жизни. Регулятивные: саморегуляция, проведение аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу, предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. | |
25 | Монастырь | Личностные: личностное переживание, оценивание поступков реальных лиц, героев произведений, высказываний известных личностей. Регулятивные: работа по предложенному учителем плану, воспроизведение информации, приведение примеров из прочитанных текстов. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, создание по изображениям (художественные полотна, иконы) словесного портрета его героя. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | |
26 | Отношение христианина к природе | Личностные: личностное переживание, адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. Регулятивные: саморегуляция, соотнесение темы и главной мысли текста с содержанием произведения живописи. Познавательные: проведение аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. Коммуникативные: выражение своих мыслей, участие в диалоге: высказывание своих суждений, анализ высказывания участников беседы, добавления, приведение доказательства. | |
27 | Христианская семья | Личностные: ценить и принимать ценности, оценивание поступков реальных лиц, героев произведений, высказываний известных личностей. Регулятивные: воспроизведение полученной информации, примеры из прочитанных текстов. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, проведение аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | |
28 | Защита Отечества | Личностные: ценить и принимать ценности, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану, проведение аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. Познавательные: описание впечатления, возникающего от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи. Коммуникативные: выражение своих мыслей в диалоге: высказывание своих суждений, анализ высказывания участников беседы, доказательства. | |
29 | Христианин в труде | Личностные: нравственно-эстетическое оценивание, адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. Регулятивные: саморегуляция, соотнесение темы и главной мысли текста с содержанием произведения живописи. Познавательные: проведение аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | Личностные: нравственно-эстетическое оценивание поступков реальных лиц, героев произведений, высказываний известных личностей. Регулятивные: саморегуляция, воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, анализ общности тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. Коммуникативные: выражение своих мыслей, участие в диалоге; высказывание предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. | |
31 | Подготовка творческих проектов учащихся | Личностные: уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. Регулятивные: эмоциональная оценка деятельности класса. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий, преобразование информации из одной формы в другую: составление рассказа на основе простейших моделей. Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи, умение слышать, слушать и понимать партнера, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | |
32 | Подведение итогов по второму разделу. | Личностные: умение излагать свое мнение, понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Регулятивные: воспроизведение полученной информации, примеры из прочитанных текстов. Познавательные: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя. Коммуникативные: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | |
33 | Презентация творческих проектов | Личностные: умение излагать свое мнение, оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. Регулятивные: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи. Познавательные: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. Коммуникативные: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; участие в диспутах. | |
34 | Итоговый урок. Повторение и обобщение пройденного материала |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений
Планируемые результаты изучения модуля
«Основы православной культуры»
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление православных христианских гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах в православной христианской традиции, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств в связи с изучением основ православной культуры;
развитие этических чувств, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе принятия ценностей и традиций православной культуры, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД
умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
умение формулировать свою точку зрения, аргументировать ее;
умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимой информации;
умение договариваться о распределении ролей при работе в паре, малой группе
Регулятивные УУД
умение сохранять учебную цель, ставить новые учебные задачи;
умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.
Познавательные УУД
овладение способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета по Основам православной культуры; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с содержанием курса; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность наличия различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета по Основам православной культуры;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, изучаемыми на Основах православной культуры и в курсе ОРКСЭ в целом, при изучении других учебных дисциплин в начальной школе;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета по Основам православной культуры.
Предметные результаты:
готовность к нравственному совершенствованию, духовному развитию на основе ценностей и традиций православной культуры;
знакомство с основными нормами православной христианской морали, понимание их значения для выстраивания отношений в семье, обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование представлений о православном христианстве как традиционной религии, о его роди в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли православного христианства в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовной традиции русского народа, других православных народов в России;
осознание ценности человеческой жизни, духовной жизни человека в православной христианской традиции.
Требования к уровню подготовки
В результате прохождения программного материалы обучающийся будет знать/понимать:
основные понятия православной культуры;
историю возникновения православной культуры;
особенности и основные традиции православного христианства;
описание основных содержательных составляющих Библии как Священного Писания Церкви, православных храмов, праздников и святынь;
Будет уметь:
описывать изученные феномены, явления православной культуры; устанавливать взаимосвязь между православной религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, российского общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами православной нравственной культуры, традиции;
строить отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе принципов веротерпимости, уважения прав человека на мировоззренческие и культурные особенности с учетом общепринятых в России нравственных ценностей, норм поведения;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить и представлять сообщения по выбранным темам.
Будет владеть:
навыками культурой поведения в священных сооружениях мировых религий;
навыками росписи пасхальных яиц;
навыками проявления сострадания, милосердия.
Формы контроля. Формой промежуточного контроля являются выполнение различных творческих заданий (составление кроссворда, рисунки, соответствующие темам занятий и т.д.), тестовых, практических заданий и т. д. Форма итогового контроля – защита проектных работ.
К рекомендуемым формам организации учебной деятельности относятся следующие:
беседа репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций;
взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т. д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.
взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т. д.;
Интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения;
драматизация (театрализация) при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе;
ведение поурочного словаря основных терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению учебного материала школьниками. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, устной и письменной речи, т. к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок;
составление галереи образов. Эта работа направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление связей содержания курса не только на теоретическом, но и на образно-визуальном уровне, а также на формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием такой галереи образов может стать разнообразный наглядный материал по курсу: репродукции картин, икон, храмов, фотографии и изображения персоналий, музейных экспозиций, ритуальные и бытовые предметы, характерные для православной культуры и др., целесообразно привлечение фотографий предметов, лиц, событий по тематике курса из семьи, семейного архива учащихся (по согласию родителей);
написание кратких эссе, сочинений, что способствует развитию навыков письма, работы с источниками информации.
Новые виды деятельности: викторина, тестирование, мини-сочинение, конкурсы, проекты.