Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Степновская школа Первомайского района Республики Крым»
СОГЛАСОВАНО на заседании методического объединения учителей естественно-математических наук Протокол № 1 от ___.08.2017 г. Руководитель МО ________ Айетдинов Э. Э. | СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета Протокол № ______ от ___.08.2017 г. Заместитель директора по УВР _______Головатая Г.Е. | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ Степновская школа __________Гниденко Т.В. Приказ № _____ от ___.08.2017 г. |
Рабочая программа
по биологии
для 7 класса
учитель Волошина Елена Леонидовна
с. Степное
2017 г
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и науки Российской Федерации, примерной программой по учебным предметам, примерной программой по биологии 5-9 классы, авторской программой по биологии соответствует учебнику «Биология», 7 класс, авторы Терехова А.В., Дризуль А.В., Бурлака Н.В..
Соответствует учебнику: «Биология.7 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение» 2014г.
Рассчитана на 1час в неделю, что составляет 35 часов за учебный год.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к результатам освоения курса биологии в 7 классе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях еѐ развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;
овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
Предметными результатами освоения программы по биологии в 7 классе являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; видообразования и приспособленности;
различение на таблицах и на живых объектах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного курса
7 КЛАСС
часов)
Тема 1. Введение. Эволюция живой природы (3 ч.)
Признаки живых организмов. Уровни организации живых систем. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Круговорот веществ и превращения энергии. Экосистема. Пищевые связи в экосистеме.
Демонстрации: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, чучел и рисунки животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие эко системную организацию живой природы.
Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Эволюционное учение. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания
Система и эволюция органического мира. Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды.
Эволюция органического мира. Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Многообразие растений и животных, принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Система растений и животных – отображение эволюции. Вид как систематическая единица Признаки вида
Демонстрации: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, репродукции картин, схемы, рисунки, слайды, таблицы, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации.
Тема 2. Растения — производители органического вещества (14 часов)
Царство Растения, общие признаки. Растения - производители органического вещества. Жизненные формы растений. Современный растительный мир – результат эволюции. Низшие растения. Водоросли. Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека. Многообразие водорослей. Водоросли Чѐрного и Азовского морей.
Выход растений на сушу. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений. Первые наземные растения – псилофиты. Моховидные. Главные признаки отдела. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна. Разнообразие мхов. Мхи Крыма. Значение мхов в природе и жизни человека. Биосферное значение болот.
Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Главные признаки отделов. Усложнение строения папоротников по сравнению со мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания. Вымершие древовидные формы папоротниковидных, хвощей и плаунов, их роль в образовании каменного угля. Разнообразие современных папоротников, хвощей, плаунов и их значение. Папоротники и хвощи Крыма.
Голосеменные. Главные признаки отдела Голосеменные. Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Разнообразие современных хвойных. Голосеменные Крыма. Роль голосеменных в экосистемах, в том числе в экосистемах Крыма. Биосферное значение хвойных лесов.
Покрытосеменные. Главные признаки отдела Покрытосеменные. Черты более высокой организации по сравнению с Голосеменными. Происхождение. Своеобразие жизненного цикла покрытосеменных. С.Г. Навашин – выдающийся отечественный ботаник. Двойное оплодотворение. Приспособленность покрытосеменных к жизни в различных экологических условиях. Систематика покрытосеменных растений (классы и семейства).
Класс Двудольные. Общая характеристика класса. Семейства: Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые. Дикорастущие виды и культурные растения, их значение; представители крымской флоры.
Класс Однодольные. Общая характеристика класса. Семейства: Лилейные и Злаки. Дикорастущие виды и культурные растения, их значение; представители крымской флоры. Роль злаков в луговых и степных экосистемах.
Сельскохозяйственные растения. Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов. Селекция. Зерновое хозяйство – основа земледелия. Пшеница – основная хлебная культура. Особенности выращивания пшеницы. Овощеводство. Сельскохозяйственные растения Крыма. Важнейшие отрасли растениеводства Крыма – садоводство, виноградарство, овощеводство, выращивание эфиромасличных культур.
Демонстрации: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры, таблицы, схемы, рисунки, репродукции картин, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие морфологические особенности отдельных растений, их средообразующую деятельность; циклы развития высших растений, двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных растений, редкие и исчезающие виды
Лабораторные работы:
Изучение внешнего строения водорослей.
Изучение внешнего строения мхов (на примере кукушкина льна).
Изучение внешнего строения папоротника.
Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Голосеменные Крыма.
Практические работы:
Определение покрытосеменных растений
Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур на региональном материале.
Распознавание растений разных отделов на примере распространенных растений своей местности.
Выявление приспособлений у растений к среде обитания.
Тема 3. Животные — потребители органического вещества (11 часов)
Царство Животные, общая характеристика. Одноклеточные и многоклеточные животные. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты.
Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника. Простейшие – возбудители болезней человека.
Подцарство Многоклеточные. Происхождение многоклеточных животных от колониальных жгутиковых. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, разнообразие. Значение кишечнополостных в водных экосистемах. Роль коралловых полипов в образовании морских рифов и атоллов. Кишечнополостные Крыма. Ядовитая медуза Черного моря – корнерот.
Черви. Особенности организации Плоских, Круглых и Кольчатых червей, их значение в природе и жизни человека. Усложнение организации кольчатых червей. Приспособление к паразитическому образу жизни у плоских и круглых червей. Меры профилактики гельминтозов.
Тип Моллюски, общая характеристика типа. Разнообразие. Значение моллюсков в природе и жизни человека. Моллюски Крыма.
Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Происхождение. Разнообразие. Характерные особенности строения классов Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Значение членистоногих в природе и жизни человека.
Членистоногие Крыма. Членистоногие, занесѐнные в Красную книгу Крыма.
Тип Хордовые, общие признаки. Ланцетник – примитивное хордовое животное. Надкласс Рыбы, особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы. Характерные особенности. Значение рыб в экосистемах и жизни человека. Рыбы Крыма
Класс Земноводные. Происхождение первых наземных позвоночных. Особенности строения, связанные с выходом на сушу. Размножение и развитие. Связь с водной средой в период размножения. Многообразие земноводных. Роль в экосистемах. Земноводные Крыма. Земноводные, занесѐнные в Красную книгу Крыма.
Класс Пресмыкающиеся. Общие признаки как типичных обитателей суши. Происхождение. Прогрессивные черты организации по сравнению с земноводными. Многообразие. Роль в экосистемах и жизни человека. Пресмыкающиеся Крыма. Пресмыкающиеся, занесѐнные в Красную книгу Крыма.
Класс Птицы, особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом. Происхождение. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие птиц. Выводковый и птенцовый типы развития. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц (на примере птиц Крыма). Птицы, занесѐнные в Красную книгу Крыма.
Класс Млекопитающие. Основные признаки класса. Происхождение. Прогрессивные черты организации. Значение в экосистемах и жизни человека. Млекопитающие различных экосистем Крыма. Млекопитающие Черного и Азовского морей. Млекопитающие, занесѐнные в Красную книгу Крыма.
Сельскохозяйственные животные. Развитие животноводства. Скотоводство. Породы крупного рогатого скота: молочные, мясные и мясомолочные. Коневодство. Овцеводство. Свиноводство.
Птицеводство. Сельскохозяйственные животные Крыма.
Демонстрации: портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, влажные препараты, рисунки, репродукции картин, коллекции, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие основных типов и классов животных, их происхождение, распространение в разных жизненных средах, роль в экосистемах и жизни человека, редкие и исчезающие виды.
Лабораторные работы:
Внешнее строение рыб в связи со средой обитания и образом жизни
Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни и средой обитания 7. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету
Практическая работа
Определение представителей разных классов типа Членистоногие
Многообразие млекопитающих. Распознавание домашних животных на региональном материале
Тема 4. Бактерии, грибы — разрушители органического вещества. Лишайники. (4 часа)
Царство Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие. Бактерии - возбудители инфекционных заболеваний человека. Значение и особенности применения антибиотиков. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека.
Царство Грибы. Общая характеристика. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Роль грибов в круговороте веществ. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы Крыма. Грибы, занесѐнные в Красную книгу Крыма. Оказание первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Компоненты лишайников и их взаимоотношения. Организация таллома лишайников (накипные, листоватые, кустистые). Роль лишайников в природе и жизни человека. Лишайники Крыма.
Демонстрации:схемы, таблицы, репродукции картин, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и многообразие бактерий, грибов, лишайников, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов, оказание первой помощи при отравлениях грибами; их роль в экосистемах. Лабораторные работы:
8. Изучение строения плесневых грибов на примере мукора Практическая работа
6.Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Грибы Крыма
Тема 5. Биоразнообразие. (2 часа)
Видовое и экосистемное разнообразие – компоненты биологического разнообразия. Сокращение видового разнообразия в результате хозяйственной деятельности человека. Видовое разнообразие – основа устойчивости экосистем. Экосистемное разнообразие – основа устойчивости биосферы. Сохранение видового разнообразия. Красная книга. Красная книга Крыма. Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории. Особо охраняемые природные территории Крыма.
Демонстрации:схемы, модели, рисунки, таблицы, гербарные экземпляры, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие охраняемые виды растений, животных, грибов, заповедные территории.
Экскурсия
«Многообразие животных и растений своей местности, их роль в природе и жизни человека»
Тематическое планирование
Название раздела | Количество часов |
Тема 1. Введение. Эволюция живой природы | 3 |
Тема 2. Растения — производители органического вещества Лабораторных работ – 4 Практических работ – 3 Контрольных работ – 1 | 11 |
Тема 3. Животные — потребители органического вещества Лабораторных работ – 3 Практических работ – 2 Контрольная работа – 1 | 14 |
Тема 4. Бактерии, грибы — разрушители органического вещества. Лишайники. Лабораторных работ – 1 Практических работ - 1 | 4 |
Тема 5. Биоразнообразие. | 2 |
Итого 34 часов Из них лабораторных работ 8 Практических работ 6 Контрольных работ 2 |
Календарно тематическое планирование № Урока | План Дата | Факт Дата | Тема урока | Домашнее задание | Примечание | Тема 1. Введение. Эволюция живой природы (3ч) | 1 | 05.09 | | Организм | П-1 | | 2 | 12.09 | | Доказательства эволюции | П-6 | | 3 | 19.09 | | Систематика растений и животных | П-8 | | Тема 2. Растения — производители органического вещества (11 ч) | 4 | 26.09 | | Подцарства Настоящие водоросли, Багрянки Л/р 1. Изучение внешнего строения водорослей. | П-10-11 | | 5 | 03.10 | | Отдел Моховидные Л.Р. №2 Изучение внешнего строения мхов. | П-13-14 | | 6 | 10.10 | | Отделы:Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидны. Л.Р. №3 Изучение внешнего строения папоротника. | П-15-16 | | 7 | 17.10 | | Отдел Голосеменные Л.Р. №4Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Голосеменные Крыма. | П-17-18 | | 8 | 24.10 | | Отдел Покрытосеменные, или Цветковые. | П-19 | | 9 | 07.11 | | Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Бобовые. | П-20-22 | | 10 | 14.11 | | П.Р.№1Определение покрытосеменных растений | | | 11 | 21.11 | | Класс Однодольные. П.Р. 2 Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур на региональном материале. | П-23-24 | | 12 | 28.11 | | П.Р. № 3 Распознавание растений разных отделов на примере растений своей местности. | | | 13 | 05.12 | | Контрольная работа №1 «Растения — производители органического вещества» | | | 14 | 12.12 | | Растения — производители органического вещества – работа над ошибками | | | Тема 4. Животные — потребители органического вещества (14 ч) | 15 | 19.12 | | Царство Животные. Подцарство Одноклеточные. | П-26-27 | | 16 | 26.12 | | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.Тип Кишечнополостные | П-28-29 | | 17 | 16.01 | | Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. | П-30-31-32-33 | | 18 | 23.01 | | Тип Моллюски. Тип Членистоногие. | П-33-34 | | 19 | 30.01 | | Класс Ракообразные. Класс Паукообразные | П-35-36 | | 20 | 06.02 | | Класс Насекомые. П.Р.№4Определение представителей разных классов типа Членистоногие | П-37 | | 21 | 13.02 | | Тип Хордовые. Позвоночные животные. Надкласс Рыбы | П-38-39 | | 22 | 20.02 | | Класс Хрящевые рыбы Класс Костные рыбы П.Р № 5 Внешнее строение рыб. | П-40-41 | | 23 | 27.02 | | Класс Земноводные. Л.Р. № 6 Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни и средой обитания | П-42 | | 24 | 06.03 | | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | П-43 | | 25 | 13.03 | | Класс Птицы Л/р № 7. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету | П-44-45 | | 26 | 20.03 | | Класс Млекопитающие. Млекопитающие различных экосистем. | П-46 -47 | | 27 | 03.04 | | Роль птиц и млекопитающих в жизни человека П.Р. № 5 Многообразие млекопитающих. Распознавание домашних животных на региональном материале | П-48 | | 28 | 10.04 | | Контрольная работа №2 «Животные — потребители органического вещества» | | | Тема 5. Бактерии, грибы — разрушители органического вещества. Лишайники (4 ч) | 29 | 17.04 | | Царство Бактерии | П-49 | | 30 | 24.04 | | Царство Грибы. Л.Р. № 8. Изучение строения плесневых грибов на примере мукора | П-50 | | 31 | 01.05 | | Роль грибов в природе и жизни человека. П.Р.№ 6.Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Грибы Крыма. | П-51 | | 32 | 08.05 | | Лишайники | П-52 | | Тема 6. Биоразнообразие (2ч) | | 33 | 15.05 | | Видовое разнообразие Экосистемное разнообразие. | П-53-54 | | 34 | 22.05 | | Пути сохранения биоразнообразия | П-55 | | Итого 34 часов Из них лабораторных работ 8 Практических работ 6 Контрольных работ 2 |