СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка работы по внеурочной деятельности в средней группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка работы по внеурочной деятельности в средней группе»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  «Аленушка»


 







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка изостудии «Мир красок»

по дополнительному образованию художественной направленности для детей дошкольного возраста 4-5 лет

 






Разработала: воспитатель 

Слющенкова А.В.

Воспитатель











Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие», авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

2. Общие положения

Занятия по изобразительной деятельности проводятся по подгруппам с детьми 4-5 лет 1 раз в неделю.

Рабочая программа  составлена на основе «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.

Новизна. Основной задачей в работе кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.

Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.

Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Обучающие: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающие: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательные: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Задачи кружка:

- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

- Создавать условия для освоения цветовой палитры.

- Создавать условия для коммуникативной деятельности детей.

- Развивать связную речь.

- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

- Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.

На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу.

На занятиях используются потешки, загадки, поэтические произведения. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развиваются коммуникативная функция речи, связная речь.

Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка,  позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

 Используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика, ведётся работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

рисование пальчиками;

тычок жесткой кистью;

оттиск поролоном;

восковые мелки и акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошек;

тычкование;

кляксография;

набрызг;

рисование в технике эбру

- техники правополушарного рисования



Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.

Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

 

3. Организация занятий кружка

 

Кружок посещают дети 4-5 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 20 минут

Материал:

акварельные краски, гуашь;

восковые мелки;

фломастеры;

ватные палочки;

поролоновые печатки;

коктейльные трубочки;

стаканы для воды;

кисти;

подставки под кисти;

палитры;

клеёнки.

Специальный материал для рисования в технике Эбру

Приемы и методы используемые на занятиях:

Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.

Практические – упражнения, игровые методы.

Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация; словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Правила проведения занятий:

Использование приема транслирования информации,

отбор тематического содержания,

главный герой рисования – ребенок,

взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.

Педагог создает схематические изображения, не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредством изобразительных действий.

В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,

обеспечение главных условий общения,

стимуляция и поддержание речевой инициативы,

использование различных коммуникативных средств.

Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:

создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,

коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут),

динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,

рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,

словесные игры, игры – драматизации.

Формы проведения итогов реализации программы:

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в выставках и конкурсах в течение года.

Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.

Показатели прохождения программы:

Узнают много об окружающем мире, так как занятия проходят по определенной теме.

Используют в одной работе разные изобразительные материалы.

Рисуют различными материалами.

Используют в работе разные дополнительные материалы.

Развиваются навыки по составлению сюжетов.

Дети учатся цветоведенью.

Экспериментируют.

Развивается связная речь.

Уважительно относятся к работам товарищей, при этом объективно оценивают свою работу.

Преемственность:

сформировать умения и навыки,

развивать личностные качества.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Оценка: результативности программы проводится с помощью мониторинга для отслеживания уровня освоения детьми программного материала в рамках занятий запланированных программой.

 






















месяц

Название работы

техника

цель

оборудование


сентябрь

«Подсолнухи»

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками

Учить рисовать стебли и листья

Листы бумаги с нарисованными кругом и лепестками, гуашь, кисти

Сентябрь











Сентябрь






Октябрь









Октябрь



Ноябрь







Декабрь












Январь






Февраль











Март








Апрель











май





«Яблочный компот»










«Осеннее дерево»






«Разноцветные листья»


«Грибы в лукошке»





«Осенний пейзаж»


«Белочка в дупле»


«Укрась шарфик»


«Лето я скучаю»


«Зимнее дерево»



«Новогодняя игрушка»





«Зимние узоры»

«Красивые снежинки»


«снеговичок»


«Зима»


«Укрась варежки»


«кораблики в море»





«сказочные узоры

«цветы для мамы»



«Светит ярко солнышко»


«Весна-красна»


«Ракеты в космосе»






«Ветка сирени»


«Платок маме»


«Салют Победы»





«Красивые бабочки»




«Вечер»
































Рисование ватной палочкой










Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой




Рисование в технике Эбру


Оттиск печатками, рисование пальчиками





Правополушарное

рисование


рисование ладошкой пальчиками

печать по трафарету, рисование пальчиками

правополушарное рисование


рисование зубной пастой и вилкой



восковые мелки, акварель, оттиск пробкой




техника Эбру


свеча, акварель


комкание бумаги


правополушарное рисование


тычок жесткой кистью


знакомая форма-новый образ





техника Эбру


рисование ладошками



рисование ладошками


правополушарное рисование


печать по трафарету






выдувание трубочкой

техника Эбру


восковые мелки, акварель, набрызг




рисование ладошкой и палочками



правополушарное рисование



Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатаниями яблоками

Учить использовать ватные палочки для изображения ягод смородины

Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев, небо оттиском скомканной бумаги

Научить рисовать в этой технике


Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками

Учить в этой технике


Учить рисовать ладошкой


Познакомить с печать по трафарету




Учить рисовать вилкой


Учить рисовать восковыми мелками, тонировать рисунок акварелью




Познакомить с данной техникой

Познакомить с техникой скатывание



Учить делать тычок жесткой кистью

Учить рисовать кораблики испольуя для обведения ступню




Закрепить умение смешивать краски на ладошке

Развивать чувств цвета, композиции



Учить смешивать краски(синяя, голубая, черная прямо на листе бумаги, печатать по трафарету


Учить рисовать в данной технике



Учить изображать салют используя восковые мелки, акварель для фона

Учить украшать бабочку узорами , используя ватные палочки


Вырезанные силуэты яблок из белого картона, гуашь, яблоки, ватные палочки







Листы бумаги, листья




Специальное оборудование



Листы бумаги, гуашь

Кисти




Гуашь


Гуашь



Лист

Бумаги




Вилка,

Черный

Картон


Акварель

Восковые мелки





Свеча










Черный

Маркер








Гуашь






Трафар

Ет






трубочки






















5. Используемая литература

 

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М. Издательство скрипторий 2003. 2007 – 80 с.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М. Издательство скрипторий 2003. 2007 – 72 с.

3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128 с.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М: «Карапуз», 2009. – 144 с.

5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».

6. Соловьёва Е.В. Я рисую: Пособие для детей 4-5 лет. 4-е издание. М. Просвещение, 2017, 32 с.

7. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2017.- 64 с.

8. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. Разработки занятий. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2008. – 128 с.