Подготовила
заместитель директора по УВР МОО «ОШ № 8 г. Енакиево»
Брикунец Л.И.
Тема: Начало школьной жизни первоклассника
Цель: Формирование активной педагогической позиции родителей в вопросах воспитания детей.
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями развития детей младшего школьного возраста и трудностями, которые приходится преодолевать первокласснику в процессе обучения.
2. Дать рекомендации родителям, благодаря которым обучение ребенка может стать более успешным и эффективным.
3. Способствовать созданию успешного микроклимата для сотрудничества школы и семьи, учителя и родителей.
Ресурсы:
- бумага, ручки для индивидуальной работы родителей;
- снежинка;
- белый квадрат;
- вопросы экспресс - тестирования;
- памятка для родителей;
- фото-презентация
- презентация «Притча о вере»
Ход собрания
1. Приветствие
- Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о наших детях, обменяемся мнениями, подискутируем на тему «Начало школьной жизни первоклассника».
Свое выступление я хотела бы начать со слов В. А. Сухомлинского.
«Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться».
- Об этом мы сегодня и будем говорить.
Школа – это постоянный ежедневный труд с первых лет обучения. Но именно первые годы очень тяжелые для первоклассников. И наша с вами задача – организовать деятельность ребенка так, чтобы учение было для него не тяжелой ношей, а радостным процессом познания чего-то нового, интересного.
2. Знакомство родителей с психологическими особенностями развития младших школьников.
Прошло 2 месяца. Ваши дети подросли, изменились, и я
хотела бы вас познакомить с особенностями развития детей младшего
ш
кольного возраста по трем направлениям:
Физиология:
органах и тканях тела. Формируются все изгибы
позвоночника.
Крупные мышцы развиваются раньше, чем
мелкие.
Дети этого возраста дышат чаще, чем взрослые.
У них хорошо развиты все органы чувств.
Психология:
Преобладает непроизвольное внимание. Дети активно реагируют на все новое, яркое и необыкновенное.
Вес мозга младшего школьника приближается к весу мозга взрослого человека.
Происходят значительные изменения в развитии и работе центральной нервной системы.
Деятельность головного мозга значительно усложняется.
Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.
Социум:
Важным качеством является подражание, перенимает не только положительное, но и отрицательное.
Капризы и упрямство тоже характерны для этого возраста.
Общее положительное отношение к школе, широта интересов, вера в авторитет учителя, любознательность, непосредственность, открытость.
- Давайте заглянем в 1-А класс и послушаем, что говорят наши первоклассники о себе и о школе.
( Интервью первоклассников. Фото-презентация).
3. Упражнения для родителей «Снежинка»
- Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
- сложите лист пополам;
- оторвите правый верхний уголок;
- опять сложите пополам;
- снова оторвите правый верхний уголок;
- сложите лист пополам;
- оторвите правый верхний уголок.
- Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я попрошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? А почему? Как вы думаете?
Вывод: Как ваши снежинки разные, так и наши дети все очень разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Но мы их любим такими, какие они есть, ведь они наши дети.
4. Адаптация первоклассников
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60 %) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (их примерно 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
И, наконец, в каждом классе есть примерно 10 % детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.
Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой “острой” адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после “острого” периода адаптации. Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество! Кроме того, длительным написанием палочек и крючочков можно надолго отбить охоту к учебе.
5. Ребенок и школа
- Хотелось бы отметить важность роли родителей в процессе обучения и воспитания. Ведь с первых дней обучения ребенка в школе успех будет зависеть от многих факторов: это ваше отношение к нему, режим дня, который учит ребенка быть организованным, собранным и многое другое.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
• организация режима дня;
• контроль выполнения заданий;
• приучение детей к самостоятельности.
1. Организация режима дня.
Для успешной адаптации следует научить ребенка соблюдать режим дня.
Утро. Ребенку необходимо умыться, одеться, убрать самостоятельно свою постель. Эти умения должны быть сформированы до того, как ребенок пойдет в школу. Необходимо обойтись без излишней спешки и нервозности, одергивания и покрикивания на детей.
Дорога в школу. Лучше использовать путь до школы для неторопливой прогулки перед уроками, поэтому из дома следует выходить заранее.
Занятия в школе. Дорога домой из школы. Нужно сделать обязательным требование: после школы – сразу домой.
Переодевание после школы.
Обед. Свободное время. Возможно, его использовать на сон, выполнение посильной работы по дому, которая должна контролироваться взрослыми.
Здесь стоит прислушаться к советам врачей:
- не менее 3х часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры,
- 30-40 минут на посильную работу по дому,
- 1 час на самообслуживание,
- оставшееся время - на кружки, секции и другие учреждения дополнительного занятия.
Вечером. Следует отвести время на общение с ребенком, продолжительному просмотру детских познавательных передач по телевизору или работе на компьютере.
Подготовка ко сну. Ночной сон.
Организация режима дня позволяет ребенку:
• легче справиться с учебной нагрузкой;
• защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20% школьников плохое здоровье - причина неуспеваемости. Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа. Точный распорядок занятий - это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.
Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.
2-е направление помощи - контроль выполнения заданий.
Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю.
Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате чего дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно.
Значит, контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным. На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может быть посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь. Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать, как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе. Хорошо если бы вы интересовались:
• что изучал ребенок сегодня в школе;
• как он понял материал;
• как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.
При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью. Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей. Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы. Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: “Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло”. Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уважением отнеслась к его труду.
Одна из главных задач “сидения” рядом с сыном или дочерью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы, и этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе. Труднее всего даются нашим детям навыки письма. Здесь вас можно успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое главное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.
3-е направление помощи - приучение к самостоятельности.
При проверке выполненных заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. Помните, что не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом они очень хитры и находят способы “заставить” работать за себя. Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят к большей самостоятельности.
5. Экспресс – тестирование
- Уважаемые родители, как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?
Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.
Если вы согласны с утверждением, поставьте “+”.
Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”.
Моему ребенку нравится учиться в школе.
Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.
Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
В классе у него много друзей.
Ему мало нравятся учителя в школе.
Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, походах в театр, музей, кино.
Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или другой причине).
Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
Подсчитайте количество совпадений:
1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.
8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
6. Презентация «Притча о вере».
- Ты веришь в волшебство? - спросила жизнь, находящаяся повсюду.
- Нет, - ответил человек, продающий сладости, - в волшебство верят только дети, они большие фантазеры.
- Ты веришь в вечную любовь? - спросила жизнь, находящаяся повсюду.
- Нет, - ответил человек, - любви не существует, это химия соединяет нас с другим человеком, действие которой заканчивается через три года, а потом остается привязанность.
- Ты веришь в мечту? - спросила жизнь.
- Нет, - ответил человек, - мечтают только дураки.
- Ты веришь в доброту?
- Нет, люди злые, просто они боятся это показать. Доброта - это ложь.
- Во что же ты веришь?
- Я верю в то, что родители не хотят давать детям деньги на сладости. По этой причине я не могу заработать достаточно средств, и жить той жизнью, которой хотел бы.
- Ты веришь в желания?
- Да, но мои желания никогда не осуществляются...
- Бедняжка, - ответила жизнь, - с тобой никогда не произойдет волшебство, ты никогда не встретишь вечную любовь, твои мечты никогда не сбудутся, ты не сможешь разглядеть доброту, и твои желания никогда не осуществятся...
- Но почему?! - крикнул продавец.
- Потому что всему нужно верить, хотя бы чуть-чуть.
Вера - дает возможность. Возможность - показывает направление. Направление - открывает путь. А путь... путь ведет к исполнению желаний.
7. Итог собрания.
Родители всегда хотят, чтобы их ребёнок был самым лучшим. Он обязательно таким и будет, если поддерживать связь со школой, полностью вникать в интересы ребёнка. Это трудно, но очень нужно и важно. Только ваша помощь детям, терпение дадут нужный результат. И ваши мечты исполнятся, а дети будут с желанием учиться, любить свою школу, семью, родину.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка для родителей
1. Условия успешности обучения в школе:
здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.
2. Предпосылки сформированности учебной деятельности:
ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.
3. Положительную мотивацию вашему ребёнку создадут:
ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребёнка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребёнка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.
4. Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником и хорошо учиться.
5. Помогите первокласснику добиться успеха.
В каждом его деле обязательно найдите то, за что можно похвалить.