СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Иногда компании необходимо переоценить существующих поставщиков - насколько полно они удовлетворяют нужды компании, насколько эффективно выстроена с ними работа? Очень часто возникают ситуации, что работа с поставщиком идет по накатанным рельсам, никто не задумывается, почему компания работает с тем или иным поставщиком, а при проверке оказывается, что работа невыгодна, взаимодействие неэффективно.
44
ВВЕДЕНИЕ
Иногда компании необходимо переоценить существующих поставщиков - насколько полно они удовлетворяют нужды компании, насколько эффективно выстроена с ними работа? Очень часто возникают ситуации, что работа с поставщиком идет по накатанным рельсам, никто не задумывается, почему компания работает с тем или иным поставщиком, а при проверке оказывается, что работа невыгодна, взаимодействие неэффективно.
Для того, чтобы понимать, стоит или нет продолжать работу с поставщиком, необходимо провести оценку каждого по нижеприведенному или близкому к этому методу: критерии оценки действующих поставщиков. Для успешного развития промышленности России необходимо использование различных форм международного экономического сотрудничества, некоторые из которых позволяют непосредственно привлекать иностранные инвестиции. К ним относится долгосрочная аренда машин и оборудования при сохранении права собственности на них арендодателем, то есть лизинг. В современном деловом мире лизинг является одним из важнейших методов финансирования развития технической базы производства. В странах со стабильной экономикой до 30% всех капиталовложений осуществляется именно через лизинг.
Очень важно, с практической точки зрения, наладить работу с поставщиками с учетом контроля качества поставок, так как фирмы-поставщики неизменно подчеркивают, что у них налажен тщательный контроль качества производимой продукции.
Однако, они редко пытаются проводить политику «встроенного контроля качества», ориентированную в большей мере на контроль технологии, а не конечной продукции, хотя только такая политика способна исключить саму возможность появления брака. Отсутствие в большинстве случаев конкурентных шагов к внедрению системы «ноль дефектов» нередко приводит к завышенным издержкам производства комплектующих изделий.
Современный бизнес в любом своем проявлении подразумевает постоянные финансовые вложения, которые обеспечивают развитие предприятия, обновление производственной базы - только таким способом можно поддерживать компанию на должном уровне и опередить конкурентов. Для того чтобы достойно финансировать предприятие без выведения капиталов из оборота во всем цивилизованном мире предприниматели активно пользуются возможностями кредита юридическим лицам, а также более совершенной формой кредитования - лизингом. Стать лучшим поставщиком отнюдь нелегко. Часто покупателю очень трудно дается выбор. На всех ступенях рыночной экономики царит конкуренция, а многие поставщики ведут конкуренцию за нового клиента. К тому же каждая фирма имеет претензии и ставит свои условия своему «идеальному» поставщику.
В дипломном проекте представлены новые критерии отбора поставщиков на предприятии, разработанные в соответствии с учетом оценки критериев действующих поставщиков фирмы ООО «Империя».
Основными поставщиками Компании ООО «Империя» являются: «220 Вольт» и «Remtochka».
Целью данного дипломного проекта является - совершенствование системы подбора поставщиков в ООО «Империя» путем разработки рекомендаций по устранению проблем, связанных с подбором поставщиков на предприятии и практической их реализацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1) Изучить теоретические аспекты выбора поставщиков на предприятии;
2) Провести анализ системы выбора поставщиков в ООО «Империя»;
3) Совершенствовать систему подбора поставщиков в ООО «Империя»
В логистике проблемам подбора поставщиков на предприятии и совершенствованию процесса их деятельности уделяется повышенное внимание. При выполнении дипломного проекта были использованы научные труды следующих авторов: Аристова О. В., Бойцова В.В., Герасимова Г.Е, Дашковой Л.П., Ильенковой С. Д., Смирнова С. А., Федорова И. В. и других.
Объектом исследования проекта является предприятие ООО «Империя».
Предметом исследования является система выбора поставщиков на предприятии.
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложения.
В первом разделе дипломного проекта раскрыты теоретические аспекты системы выбора поставщиков на предприятии. В данном разделе рассмотрены: понятие процесса выбора поставщиков, а также основные этапы и методы выбора поставщиков.
Во втором разделе произведен мониторинг проблем, связанных с подбором поставщиков на предприятии ООО «Империя». Второй раздел включает общую характеристику данного предприятия и характеристику процесса подбора поставщиков на предприятии.
Содержание третьего раздела включает описание процесса совершенствование системы подбора поставщиков в ООО «Империя» разработку рекомендаций по устранению проблем, связанных с подбором поставщиков на предприятии и их практическую реализацию.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ.
1.1. Понятие процесса выбора поставщиков
В настоящее время, как показывает практика, большинство действующих на рынке товаров производственного назначения промышленных предприятий осуществляют функции снабжения силами собственных подразделений без привлечения специализированных организаций снабжения. Исследование рынков материальных ресурсов предусматривает сбор и обработку информации о присутствующих на рынке поставщиках ресурсов. Указанная информация используется для принятия решений, а потому должна анализироваться и интерпретироваться на этапе выбора приоритетного поставщика по каждой позиции номенклатуры закупаемых ресурсов.
Решение таких задач предполагает выбор источников и методов сбора информации, определение значимых критериев поставщиков, разработку форм для хранения информации. В качестве критериев, как правило, используется информация о конкретных поставщиках, качестве и ассортименте товаров, системе цен, возможных условиях продаж и поставки.
Исследование рынков материальных ресурсов должно осуществляться систематически, так как информация о поставщиках требует постоянного пополнения и обновления. Поэтому в информационной технологии закупочной логистики большое значение придается созданию и поддержанию базы данных «Список потенциальных поставщиков», которая позволяет быстро получать информацию о поставщиках с желаемыми характеристиками. Выполнение данного этапа закупочной логистики предполагает наличие программных средств, позволяющих реализовывать статистические методы обработки информации с использованием персонального компьютера.
При выборе поставщика возможны два пути:
1. Поставщик выбирается из числа тех предприятий, которые уже являются (или когда-то являлись) поставщиками компании-заказчика, деловые отношения с которыми уже налажены. Выбор значительно облегчается тем, что отдел закупок имеет точные сведения о деятельности поставщика.
2. Новый поставщик выбирается по результатам поиска и анализа нужного рынка. Для проверки такого поставщика необходимо большое количество времени и материалов, поэтому проверку осуществляют только для тех компаний, которые действительно становятся кандидатами на получение крупного заказа. От нового поставщика, который конкурирует с теми, кто уже работает, обычно ждут большей эффективности.
В процессе поиска поставщиков используют различные источники информации. Такими источниками являются каталоги (печатные или электронные), прайс-листы, торговые брошюры, различные рекламные объявления и так далее.
Наиболее известные и читаемые каталоги содержат в себе информацию об источниках снабжения производства, о поступающих предложениях, в них есть перечень материалов, который в данный момент есть в наличии, цены на них, информация о размерах скидок и многое другое. Торговые журналы несут в себе совершенно другую информацию. Они без сомнения оказываются необходимым источником сведений о будущих поставщиках, но до покупателя доносят лишь общую информацию о сырье и новинках продукции. Кроме того, они содержат в себе определенную долю рекламы.
В последние годы в нашей стране для поиска поставщиков люди активно используют Интернет. Всемирная сеть предоставляет огромное количество информации, интересующей потребителя.
Для того, чтобы увеличить объективность оценки деятельности поставщика, компании могут воспользоваться услугами агентств, занимающихся подобным видом деятельности, функцией которых является подготовка и структурирование сведений о поставщике. Это может быть оценка материальных возможностей поставщика, оцениваемая по таким показателям как оборот товара, чистая прибыль, ликвидность и др.
Снабжение занимает одно из первых мест среди расходов фирмы. Именно поэтому даже небольшая оптимизация этих затрат принесет организации существенную выгоду. Чтобы получить наилучший результат от своей деятельности, компании необходимо подобрать поставщиков, которые максимально смогут удовлетворить ее потребности.
1.2. Основные этапы выбора поставщиков
Одной из основных проблем, возникающих при закупке товара, является выбор поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковых товаров, но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером организации в реализации ее логистической стратегии.
Рассмотрим основные этапы выбора поставщиков:
1. Поиск потенциальных поставщиков.
При этом могут быть использованы такие методы:
– объявление конкурса (тендера): проводится, если предусматривается закупить сырье, материалы, комплектующие на крупную денежную сумму или наладить долгосрочные связи между поставщиком или потребителем;
– изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.;
– посещение выставок и ярмарок;
– переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
Вследствие комплексного поиска формируется перечень потенциальных поставщиков материальных ресурсов, по которому проводится дальнейшая работа.
2. Проверка поставщиков.
Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут иметь место срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков, например, западные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов.
Эти справки могут содержать следующую информацию о финансовом состоянии поставщика:
— отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств;
— отношение объема продаж к дебиторской задолженности;
— отношение чистой прибыли к объему продаж;
— движение денежной наличности;
— оборачиваемость запасов и др.
Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляется по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.
3. Анализ потенциальных поставщиков.
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется по специальным критериям, которые позволяют сделать выбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков и не ограничивается ценой и качеством поставляемой продукции.
Предприятие определяет для себя наиболее значимые критерии в зависимости от специфики своей деятельности. Например, при небольших объемах закупки для нового изделия первоочередными критериями будут качество и скорость поставки, а при большом объеме – цена. В то же время, независимо от специфики отрасли, размера предприятия, особенностей производства важнейшими критериями в процессе оценки и отбора, согласно требованиям закупочной логистики, являются следующие:
1. Качество продукции. Относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями, а также с требованиями потребителя независимо от того, соответствует ли она спецификации.
2. Надежность поставщика (честность, отзывчивость, обязательность, заинтересованность в ведении бизнеса с данной компанией, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки и сроков поставки и т. д.).
3. Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного материального ресурса, т. е. транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т. д.
4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо соблюдать мнения о качестве технической помощи, отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, квалификации обслуживающего персонала и т. д.
5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Поставщики, предлагающие выгодные условия платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избежать многих проблем снабжения.
Для оценки потенциальных поставщиков может использоваться метод многокритериальной оценки. По каждому критерию (выбирается определенная система баллов) выставляется оценка, после чего путем умножения полученных оценок на значимость соответствующих критериев и последующего добавления полученных результатов рассчитывается рейтинг поставщика. Рассчитав рейтинг для разных поставщиков и сравнив полученные значения, определяют наилучшего партнера.
4.Заключение договорных отношений.
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по установлению договорных отношений. Список поставщиков обычно составляется по каждому конкретному виду поставляемых материальных ресурсов. Процесс поставок конкретной номенклатуры товаров от поставщика предприятию включает оформление договорных отношений, передачу прав собственности на продукцию, транспортировку, грузопереработку, хранение, складирование и др.
5. Оценка результатов работы с поставщиками.
Оценку поставщика нужно проводить не только на стадии поиска, а и в процессе работы с уже отобранными поставщиками. Поэтому некоторые предприятия проводят мониторинг деятельности своих поставщиков, чтобы убедиться в том, что они продолжают предоставлять удовлетворительные услуги.
Зарубежной практикой в качестве эффективного метода оценки работы поставщика признано ежемесячное или ежеквартальное составление таблиц рейтингов. Ежемесячно организация поставок каждым поставщиком табулируется по отдельным критериям и затем дается окончательная оценка. При этом оценочные требования достаточно строги: лучшие американские поставщики имеют не более 1,8% брака от партии, а японские – 0,3%, что и позволяет им вводить в действие оперативные системы снабжения, т.е. системы, основанные на минимальных запасах на складе и оперативной связи между поставщиком и потребителем.
По результатам проведенной оценки агент по закупкам может продолжить сотрудничество с поставщиком, внести в это сотрудничество коррективы или отказаться от его услуг. Задача поставщика — постоянно следить за тем, чтобы покупатель получал удовлетворение, на которое рассчитывал.
1.3. Методы выбора поставщиков
Выбор поставщиков — задача сложная и ответственная, поскольку от них во многом зависит ритмичность производства, а в конечном счете — рентабельность и репутация фирмы перед потребителями ее продукции.
В качестве критериев выбора поставщиков используются показатели: надежность поставщиков, качество и ассортимент товаров, системы цен, возможные условия продаж и поставки. Рассмотрим методы выбора поставщиков, которые учитывают данные показатели.
Наиболее распространенным методом выбора поставщика можно считать метод рейтинговых оценок. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем.
Например, предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим.
Далее высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10 – бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера.
Из других методов выбора поставщиков можно отметить метод оценки затрат. Этот метод иногда называют затратно–коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).
По существу — это разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.
В качестве примера можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:
— маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;
— издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.);
— издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков;
— затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и т.д.);
— затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров;
— транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара;
— затраты на страхование логистических рисков и др.
Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать.
Метод доминирующих характеристик. Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов – критериев отбора.
Метод категорий предпочтения. В этом случае оценка поставщика зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы — о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой–то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.
Майкл Р. Линдерс и Харольд Е. Фирон уделяют особое внимание неформальной оценке поставщика работниками компании покупателя, которая включает оценку личных контактов между поставщиком и работниками отделов компании покупателя, информацию, полученную из разговоров на профессиональных встречах, конференциях и в средствах массовой информации. «Как идут дела с поставщиком Х?» — типичный вопрос, который могут и должны задавать представители отдела снабжения при встречах с представителями других отделов своей компании.
Осведомленный работник владеет подобной информацией о поставщиках и всегда замечает, как новая информация может повлиять на общую оценку поставщика. Сегодня в небольших компаниях почти вся оценка имеющихся источников снабжения осуществляется неформальным образом. Когда потребители и отдел закупок ежедневно находятся в личном контакте, существует быстрая обратная связь с оценкой деятельности поставщика, такой «неформальный» подход вполне обоснован и целесообразен.
Перед тем как сделать окончательный выбор, агент по закупкам может попытаться провести переговоры с предпочтительными поставщиками в расчете на получение более благоприятных цен и условий поставок. В конце концов будет выбран какой-то один поставщик или несколько. Многие агенты по закупкам предпочитают иметь ряд источников снабжения, так как в этом случае у них есть возможность не зависеть целиком и полностью от одного поставщика при каких-то неувязках, а также возможность сравнивать цены и эффективность работы разных поставщиков.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ НА ПРЕДПРИТИИ ООО «ИМПЕРИЯ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО "Империя"
2.1.1 Организационная характеристика предприятия ООО «Империя»
Предприятие организованно в форме общества с ограниченной ответственностью ООО «Империя» в начале 2014 года. Произошло открытие рекламного агенства «RM» и сервис – центра по ремонту бензо- и электро-инструмента «ТМК».
Сама компания «ТМК» существует в России с 1993 года, успешно работает на российском рынке инструмента и оборудования. На данный момент компания входит в десятку лидирующих по объему продаж инструментальных компаний страны.
Авторизованные сервис-центры «ТМК», расположенные в Нижнем Новгороде, Казани, а также и в нашем г. Шахунья заслуженно входят в тройку лучших обслуживающих инструментальных компаний страны. Работая с клиентами всех сетевых магазинов, они принимают заявки из любой точки России. Обслуживание и ремонт инструмента производится профессионалами высшего класса с использованием самых современных технологий диагностики и устранения неполадок, что позволяет выполнять работу не только качественно, но и оперативно.
При покупке инструмента и оборудования в магазине «ТМК», вы можете быть спокойны за гарантийное и постгарантийное обслуживание приобретенного товара. Специалисты компании сделают все для того, чтобы ваша техника прослужила как можно дольше. Линейка поддерживаемых брендов впечатляет: компания работает со всем представленным в сетевых магазинах ассортиментом. Сервис-центр сотрудничает с известнейшими компаниями-производителями инструмента. Каждая марка обслуживается на должном уровне. Сотрудники сервисного центра «ТМК» устранят неисправность любой степени сложности в кратчайший срок.
Также в г. Дзержинск Нижегородской области находится логистический центр «ТМК», который представляет собой современный специализированный комплекс, предназначенный для хранения, сортировки и подготовки к отправке инструмента и оборудования. Просторное помещение общей площадью 10000 м2 позволяет размещать до 18000 м3 товара. Благодаря особенностям планировки и технического оснащения, каждая позиция, расположенная на территории логистического комплекса, может быть упакована и отгружена в кратчайшие сроки. Расположение в 6 км от трассы М7 позволяет водителям автотранспорта быстро выезжать с территории склада в любом направлении.
Логистический центр «ТМК» обслуживает любые виды автотранспорта. Клиент может по своему усмотрению выбрать как машину из корпоративного автопарка, насчитывающего несколько десятков единиц техники, так и воспользоваться услугами сторонних компаний. Сотрудники склада совершают погрузку со всей необходимой осторожностью, что исключает возможность порчи груза. Ориентация на потребности клиента — принцип компании. Логистический склад «ТМК» идет в ногу со временем и использует передовые технологии, упрощая и максимально ускоряя свою работу. Каждый партнер может быть уверен — для работы с его грузом компетентные специалисты будут задействовать самое надежное оборудование ведущих мировых производителей. Ответственное хранение грузов является важнейшей задачей для организации.
2.1.2 Экономическая характеристика предприятия ООО «Империя»
Деятельность любого предприятия зависит от обеспеченности его рабочей силой, уровнем квалификации работников, занимающих руководящие должности и должности специалистов в различных отраслях. Увеличению объема производства комплектующих на предприятии в значительной степени способствует достаточная обеспеченность предприятия необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Наличие и структура трудовых ресурсов ООО «Империя»
Показатели | 2014г. | 2015г. | 2016г. | 2016гк 2014г% | |||
чел | % | чел | % | чел | % | ||
Всего по организации | 12 | 100 | 11 | 100 | 9 | 100 | 75 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Администрация предприятия: | 1 | 8,34 | 1 | 9,09 | 1 | 11,12 | 100 |
работники постоянные | 11 | 91,74 | 10 | 90,9 | 8 | 88,96 | 72,73 |
из них |
|
|
|
|
|
|
|
главный бухгалтер | 1 | 8,34 | 1 | 9,09 | 1 | 11,12 | 100 |
мастер по ремонту | 4 | 33,36 | 3 | 27,27 | 2 | 22,24 | 50 |
кассир-бухгалтер | 2 | 16,68 | 2 | 18,18 | 1 | 11,12 | 50 |
главный редактор | 1 | 8,34 | 1 | 9,09 | 1 | 11,12 | 100 |
редактор | 3 | 25,02 | 3 | 27,27 | 3 | 33,36 | 100 |
За исследуемый период число работников занятых в организации сократилось, это связано, прежде всего, с низкой заработной платой и с сокращением производства. Всего работников по предприятию в 2016 году по сравнению с 2014 годом сократилось на 25 % или на 3 человека. Заметное сокращение количества работников наблюдается по некоторым категориям работников, а именно: мастер по ремонту и кассир-бухгалтер.
В ООО «Империя» процесс производства связан с наличием средств и предметов труда. Большое значение в организации производства отводится основным средствам, так как обеспеченность основными средствами позволяет эффективно использовать имеющийся ресурсный потенциал (таблица 1.2).
Таблица 1.2
Состав и структура основных средств в динамике
Показатели | 2014г. | 2015г. | 2016г. | 2016г к 2014г % | |||
руб. | % | руб. | % | руб. | % | ||
Здания (аренда) | 15041 | 1,65 | 16990 | 2 | 18301 | 2,3 | 121,67 |
Машины и оборудование | 645060 | 70,8 | 541207 | 64,15 | 523000 | 65,01 | 81,1 |
Транспортные средства | 136230 | 15 | 136230 | 16,15 | 136230 | 17 | 100 |
Производственный инвентарь | 112892 | 12,4 | 147895 | 17,5 | 125478 | 15,6 | 111,15 |
Другие виды основных средств | 1500 | 0,15 | 1500 | 0,2 | 1500 | 0,2 | 100 |
Итого | 910723 | 100 | 843822 | 100 | 804509 | 100 | 88,34 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Активная часть | 548620 | 60,24 | 569158 | 67,45 | 423172 | 52,6 | 77,13 |
Пассивная часть | 362103 | 39,76 | 274664 | 32,55 | 381337 | 47,4 | 105,31 |
Наличие основных средств за анализируемый период уменьшилось значительно на 11,66 % или 106214 руб., главным образом за счет увеличения доли активной части основных средств, транспортные средства не изменились. В пассивной части произошло увеличение производственного инвентаря на 12586 руб или 3,2%, а стоимости зданий (аренды) на 0,65 %. Наибольший удельный вес в структуре основных средств занимают здания и транспортные средства: 121,67 и 111,15 соответственно.
Наряду с земельными и трудовыми ресурсами основой всего производства и важным условием развития производственной отрасли является наличие необходимых материально-технических ресурсов, эффективное использование уже созданного производственного потенциала, осуществление технической реконструкции и преобразование на этой основе материально-технической базы производства (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Обеспеченность материально – техническими ресурсами в динамике
Показатели | 2014г. | 2015г. | 2016г. | 2016г. в % к 2014г. |
Среднегодовая численность работников, чел. | 12 | 11 | 9 | 75 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. | 1500 | 1500 | 1500 | 100 |
В т.ч. на 1 среднегодового работника | 1500 | 1500 | 1500 | 100 |
Наличие энергетических средств, л.с. | 2586 | 3016 | 2148 | 83,06 |
в т.ч. на 1среднегодового работника | 48,5 | 53,2 | 45,2 | 93,2 |
Обеспеченность производства основными средствами увеличилась незначительно. Показатели энергообеспеченности за анализируемый период изменились, наблюдается их снижение, за счет уменьшения ремонтных работ в организации.
Необходимым условием наращивания объёмов производства продукции, снижения её себестоимости, роста прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия оборотными средствами. Оборотный капитал разнообразен по своему составу, структуре и назначению, но, несмотря на это, на всех предприятиях в его состав входят запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения и денежные средства (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Размер и структура оборотного капитала в динамике
Вид оборотного капитала | 2014г. | 2015г. | 2016г. | |||
руб. | % | руб. | % | руб. | % | |
Запасы | 6528 | 85,79 | 7852 | 86,42 | 8695 | 85,15 |
Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течении 12 мес. | 1025 | 13,5 | 1158 | 12,75 | 1458 | 14,28 |
Денежные средства | 56 | 0,74 | 76 | 0,84 | 58 | 0,57 |
Итого | 7609 | 100 | 9086 | 100 | 10211 | 100 |
За анализируемый период, происходят незначительные колебания оборотных активов, и наблюдается тенденция к увеличению. Это связано с условиями снабжения необходимыми материалами и каналами сбыта готовой продукции, с увеличением себестоимости оборотных средств, а также их оборачиваемостью. Большую долю в составе оборотного капитала занимают запасы 86,42%. Дебиторская задолженность варьирует, в 2016 году по сравнению с 2014 годом она выросла на 5196 руб., хотя за период с 2016г. по 2014г. этот показатель снизился.
Об эффективности использования имеющихся факторов производства можно судить по финансовым результатам деятельности, характеризующимися показателями полученной прибыли и уровня рентабельности (табл. 1.5).
Таблица 1.5
Финансовые результаты хозяйственной деятельности в динамике
Показатели | 2014г. | 2015г. | 2016г. | 2016г к 2014г,% |
Выручка от продажи комплектующих, руб. | 78523 | 95631 | 85697 | 109,14 |
Коммерческая себестоимость реализованных комплектующих, руб. | 60005 | 74521 | 81245 | 135,40 |
Прибыль от продажи, руб. | 23557 | 28690 | 25709 | 109,14 |
Рентабельность производства, % | 39,26 | 38,50 | 31,64 | 80,61 |
Рентабельность продаж, % | 30,01 | 30,01 | 30,00 | 100 |
Данные таблицы показали, что за анализируемый период наблюдается увеличение выручки от реализации до 2016 года, это происходит в большей степени за счет увеличения цен на закупаемые комплектующие, а в 2016 году ее резкое снижение, за счет снижения объемов ремонтных работ. Следует отметить, что выручка изменяется более быстрыми темпами, чем себестоимость. Это сказалось на финансовых результатах, т. е. организация является прибыльной и рентабельной. Однако рентабельность по годам колеблется и наиболее рентабельным является 2014 год. Чистая прибыль имеет тенденции к увеличению.
Следовательно, изучаемая организация имеет направление ремонтных работ. По данным таблицы видно, что в период с 2014-2016 гг. денежная выручка в целом увеличилась, в том числе за счет увеличения выручки от реализации комплектующих и продажи оборудования. Но в 2016 г. наблюдается ее снижение, за счет сокращения объемов продаж.
В целом организация расположена в центре города с большой проходимостью, что и является главным преимуществом фирмы. Квалифицированные рабочие обеспечены необходимыми ресурсами для осуществления своей работы. Организация является прибыльной и рентабельной, т.к. в городе мало конкурентов в этой сфере деятельности.
2.2. Анализ численности и структуры персонала
Эффективность финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия во многом зависит от персонала, выполняющего все необходимые функции, его численности, состава и рациональности использования работников, поэтому особое значение имеет экономический анализ всех процессов, связанных с использованием такого важного трудового ресурса, как численность работников.
Характерной особенностью многих торговых предприятий является высокий уровень текучести кадров, поэтому подробный анализ проблемных сторон состояния и динамики персонала выступает как важнейшее условие рациональности его использования в целях повышения эффективности работы всего предприятия.
Рассмотрев организацию, я выяснила, что в ООО «Империя» небольшой штаб, который состоит из 9 человек.
Объем работы с персоналом зависит от численности персонала, как показывает анализ данных таблицы 1.1, численность персонала на предприятии уменьшается с каждым годом. Численность персонала в 2016 году составила 9 человек, следует отметить, что численность персонала сократилась по сравнению с 2014 годом на 25%.
Организационную структуру предприятия можно представить следующим образом: (см.схему 1)
Генеральный директор
Кассир-бухгалтер
Сервис-центра
Главный бухгалтер
Главный редактор
лавный редактор
Мастер по ремонту
Мастер по ремонту
Проектировщик
Монтажник
Рекламный представитель
Схема 1: Организационную структуру предприятия
Уровень профессиональной подготовки по специальности, после проведенного анализа состава персонала, выглядит следующим образом (рис.1):
Рис. 1 Уровень профессиональной подготовки по специальности сотрудников предприятия OOO «Империя»
Обобщенные результаты анализа состава и квалификации работников организации - обязательная основа для разработки комплекса организационно-технологических мер по повышению эффективности использования персонала, включающего такие направления, как оптимизация численности работников по конкретным должностям и рабочим местам, улучшение условий работы, снижение доли ручного труда, рост технической оснащенности, совершенствование организации рабочих мест, использование прогрессивных производственных технологий, подготовка и повышение квалификации работников. Реализация всего комплекса мер либо отдельных его направлений способствует снижению текучести персонала, стабилизации кадрового состава, укреплению дисциплины, а, следовательно, повышению эффективности трудового процесса на предприятии.
2.3 Анализ эффективности работы предприятия с поставщиками
При работе на предприятии я опирался на помощь моего руководителя, мнения и советы которого помогли мне постигнуть основы деятельности в коммерческой организации в должности логиста.
Ознакомившись с организацией, передо мной встала не простая задача, такая как выбор поставщика для ООО «Империя».
В течение 2016 года общество ООО «Империя» закупало комплектующие детали у восьми различных поставщиков. По результатам работы было решено заключить долгосрочный контракт с одним из поставщиков. В ходе предварительного анализа службой логистики были отобраны два поставщика: «220 Вольт» и «Remtochka», производящие аналогичные комплектующие. Данные о поставках представлены в таблицах 1.1-1.3.
Экспертным путем был отобран вес критериев: качество поставляемых комплектующих деталей – 0,3; уровень цен – 0,35; своевременность поставок – 0,35. Мне было необходимо произвести расчеты по представленным данным и выбрать поставщика, с которым необходимо заключить договор.
Таблица 1.6
Динамика цен на поставляемые комплектующие детали
Поставщик | Объем поставки, ед./квартал | цена за единицу, руб. | ||||||
I квартал | II квартал | I квартал | II квартал | |||||
леска для триммеров | цепи для бензопил | леска для триммеров | цепи для бензопил | леска для триммеров | цепи для бензопил | леска для триммеров | цепи для бензопил | |
220 Вольт | 2662 | 1331 | 1597 | 1597 | 13 | 7 | 15 | 8 |
Remtochka | 11979 | 7986 | 9317 | 13310 | 12 | 5 | 13 | 8 |
Таблица 1.7
Динамика поставки комплектующих деталей ненадлежащего качества
квартал | количество комплектующих ненадлежащего качества, поставляемых в течение квартала, ед. | |
поставщик "220 Вольт" | поставщик "Remtochka" | |
I | 100 | 399 |
II | 160 | 566 |
Таблица 1.8
Динамика нарушений установленных сроков поставки
квартал | поставщик "220 Вольт" | поставщик "Remtochka" | ||
количество поставок, ед. | всего опозданий, дн. | количество поставок, ед. | всего опозданий, дн. | |
I | 27 | 37 | 19 | 55 |
II | 24 | 47 | 23 | 44 |
Для оценки поставщика по первому критерию (цена) рассчитывается средневзвешенный темп роста цен на поставляемые им товары. Проведем расчеты в соответствии с приведенными ниже формулами и результаты расчетов сведем в таблицу 1,9.
Для оценки поставщика по первому критерию (цена) рассчитывается средневзвешенный темп роста цен (Ṑṏ) на поставляемые им товары:
n
Ṑṏ = ∑ Ṑṏi * di,
i=1
где Тцi – темп роста цены на i-ю разновидность товара; di – доля i- й разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода; n – количество поставляемых разновидностей товаров.
Темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара рассчитывается по формуле:
Ṑṏi = P2i / P1i *100,
где P2i, P1i - цена i-й разновидности товара в текущем и предше- ствующем периодах соответственно.
Доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода рассчитывается по формуле:
n
di = ( p2i * q2i ) / ( ∑ p2i * q2i ),
i=1
где p2i * q2i - сумма, на которую поставлен товар i-й разновидности в текущем периоде, руб.; q2i - объем товара i-й разновидности в текущем периоде, ед.
Для оценки поставщиков по второму показателю (качество поставляемого товара) рассчитаем темп роста поставки товаров ненадлежащего качества (Тнк):
Ớ = ( d2i. ê. / d1i. ê. ) / 100 ,
где d2i. ê., d1i. ê. - доля поставок ненадлежащего качества в общем объеме поставок текущего и предшествующего периодов соответственно.
Количественной оценкой надежности поставки служит среднее опоздание, т. е. число дней опозданий, приходящихся на одну поставку. Эта величина определяется как частное от деления общего количества дней опоздания за определенный период на количество поставок за тот же период (данные табл.).
Таким образом, темп роста среднего опоздания по каждому поставщику определяется по формуле:
Ớ = ( Ȋ2ňð / Ȋ1ňð ) *100% ,
где Ȋ2ňð, Ȋ1ňð - среднее опоздание по каждому поставщику на од- ну поставку в текущем и предшествующем периоде, дн.
Для расчета рейтинга необходимо по каждому показателю найти произведение полученного значения темпа роста на вес.
Таблица 1.9
Расчет средневзвешенного темпа роста цен
Показатель | Поставщик « 220 Вольт» | Поставщик « Remtochka» |
ỚÀö | 15/13*100= 115,39 | 13/12*100=108,34 |
ỚÀö | 8/7*100=114,29 | 8/5*100=160 |
p2À * q2À | 1597*15=23955 | 9317*13=121121 |
p2À * q2À | 1597*8=12776 | 13310*8=106480 |
dA | 23955/(23955+12776)=0,66 | 121121/(121121+106480)=0,54 |
dB | 1-0,66=0,34 | 1-0,54=0,46 |
Ṑṏ | 115,39*0,66+114,29*0,34=115,02 | 108,34*0,54+160*0,46=132,11 |
Для оценки поставщика по второму критерию (качество) рассчитывается темп роста поставок товаров ненадлежащего качества. Долю поставок ненадлежащего качества в общем объеме поставок определяют на основании данных таблиц 1.6 и 1.7. Результаты расчетов представлены в таблице 1.10.
Таблица 1.10
Расчет доли товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок
Квартал | Поставщик | Общая поставка, ед./квартал
| Доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок | |
ед.
| % | |||
I | «220 Вольт» | 2662+1331=3993 | 100 | 100/3993=0,03 |
«Remtochka» | 11979+7886=19865 | 399 |
399/19865=0,02 | |
II | «220 Вольт» | 1597+1597=3194 | 160 | 160/3194=0,05 |
«Remtochka» | 9317+13310=22627 | 566 | 566/22627=0,03 |
Следовательно, темп роста ненадлежащего качества составит:
Т1н.к. = 0,05/0,03*100=166,67% ; Т2н.к = 0,03/0,02*100=150%
Количественной оценкой надежности поставки служит среднее опоздание, т.е. число дней опозданий, приходящихся на одну поставку. Эту величина определяется как частное от деления общего количества дней опоздания за определенный период (данные таблицы 1.8).
Таким образом, темп роста среднего опоздания по каждому поставщику определяется:
Поставщик «220 Вольт»:
Т1н.к. = ( 47 / 24 ) / (37 / 27 ) *100 = 143%
Поставщик « Remtochka»:
Т2н.к. = ( 44 / 23 ) / ( 55 / 19 ) * 100 = 67%
Результаты расчетов по всем критериям сведены в таблицу 1.11.
Таблица 1.11
Расчет рейтинга поставщиков
Показатель | вес показателя | оценки поставщика по данному показателю | произведение оценки на вес | ||
Поставщик «220 Вольт» | Поставщик «Remtochka» | Поставщик «220 Вольт» | Поставщик «Remtochka» | ||
Цена | 0,3 | 115,00 | 132,5 | 34,50 | 39,75 |
Качество | 0,35 | 200,0 | 125,2 | 70,0 | 43,81 |
Надежность | 0,35 | 51,06 | 66,09 | 17,87 | 23,13 |
рейтинг поставщика | 122,38 | 106,69 |
Так как по данным условиям задачи темп роста отражает увеличение негативных характеристик поставщика (рост цен, рост доли некачественных товаров в общем объеме поставок, рост размера опозданий), то предпочтение при заключении договора следует отдать поставщику, чей рейтинг будет ниже. Следовательно, необходимо продлить договор со вторым поставщиком
Исходя из данных, я сделала вывод, что обществу ООО «Империя» стоит заключить долгосрочный контракт с поставщиком «220 Вольт», т.к. его рейтинг выше на 15,69%, чем у поставщика «Remtochka».
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТИВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДБОРА ПОСТАВЩИКОВ В ООО «ИМПЕРИЯ»
3.1 Разработка рекомендаций по устранению проблем, связанных с подбором поставщиков на предприятии
Для клиентоориентированных организаций, какой и является предприятие ООО «Империя», главной целью выступает создание и эффективное функционирование департамента по работе с клиентами. На рынке лизинга такой департамент вообще должен быть ведущим структурным подразделением компании.
Выбор поставщиков ООО «Империя» будет осуществлять, в основном руководствуясь критерием цены и качества. Поскольку рискованно ориентироваться в процессе выбора поставщиков на сторонние источники поставок товара и комплектующих изделий, а собственного производства на предприятии не предусмотрено.
В процессе поиска сторонних источники поставок, компании приходится обращаться к услугам большого количества поставщиков, производящих одни и те же товары и комплектующие изделия. Этим самым обеспечивается независимость от каждого из поставщиков в отдельности и одновременно между ними стимулируется конкуренция на заказы. Последнее обстоятельство облегчает организации сбивать цены на комплектующие изделия, увеличивая в то же время число фирм-поставщиков.
Наилучшим показателем является тенденция развития партнерских отношений ООО «Империя» с поставщиками и сокращения их числа в пользу наиболее перспективных поставщиков.
На основе сделанного анализа, я рекомендую осуществлять отбор поставщиков по следующим этапам:
1. Определение и оценка требований покупателей к количеству, качеству, срокам поставки и сервису, прилагаемому к товару.
2. Определение типа закупок: установившиеся (постоянные) закупки, модифицированные закупки (в которых меняется поставщик или параметры закупаемых товаров), новые закупки (закупки, связанные с изменением конъюнктуры рынка).
3. Анализ поведения рынка. Поставщик может функционировать в различной рыночной среде и типе рынка: монополистическом, олигополистическом, высококонкурентном. Знание и анализ рынка поставщиков помогают логистическому персоналу фирмы определить количество возможных поставщиков, позицию на рынке, профессионализм и другие факторы, позволяющие правильно организовать закупки.
4. Идентификация всех возможных поставщиков и их предварительная оценка.
5. После отбора наиболее подходящих поставщиков продукции происходит окончательный выбор поставщика. При этом используется метод многокритериальной оценки, включающий такие показатели как уровень цены, надежность поставок, качество сопутствующего сервиса и др.
6. Реализация процесса поставок конкретной номенклатуры товаров от поставщика посреднической фирме: оформление договорных отношений, передача прав собственности на продукцию, транспортировка, грузопереработка, хранение, складирование и т.п.
7. Контроль и оценка выполнения закупок. После завершения процесса доставки должен быть организован входной контроль качества продукции (данная процедура для надежных поставщиков, особенно при применении технологии JIT, может отсутствовать). Эффективность управления закупками оценивается в результате непрерывного контроля и аудита выполнения условий договоров по срокам, ценам, параметрам поставок, качеству продукции и сервиса.
В процессе подбора поставщиков конечной продукции важно тесное сотрудничество ООО «Империя» с компаниями, т.к. партнеры должны постоянно обмениваться информацией и поддерживать хорошие отношения.
3.2 Комплекс мероприятий по совершенствованию подбора поставщиков на предприятии
Выигрыш, который предприятие ООО «Империя» может получить от рационального выбора поставщика может быть весьма значительным. Учитывая, что издержки в этом случае составляют 40-60 % вырученных от продажи товаров средств, удачные решения в этой области превосходят эффект прибыльности компании как за счет маркетинга, так и за счет усовершенствований производства.
Для увеличения прибыли компании ООО «Империя» на 100 % я предлагаю следующее:
- объем продаж должен возрасти на 100 %;
- цена товаров - возрасти на 15%;
- заработная плата и оклады - снизиться на 25 %;
- накладные расходы - снизиться на 33 %;
- затраты на закупки - снизиться на 8,5 %.
Таким образом, на каждый процент снижения затрат на закупки приходятся 12% роста прибыли - лучший результат.
Для сокращения числа составляющих компонентов затрат на закупки необходима целенаправленная политика фирменного логистического менеджмента, включающая комплекс мероприятий, среди которых можно указать:
- совершенствование планирования потребности и нормирования расхода материальных ресурсов для производственных подразделений фирмы;
- устранение потерь от брака в производстве и потерь материальных ресурсов при доставке от поставщиков;
- исключение, по возможности, промежуточного складирования материальных ресурсов при доставке от поставщиков;
- доставка материальных ресурсов от поставщиков как можно большими отправками с максимальным использованием грузовместимости транспортных средств и минимальными тарифами;
- минимизация уровней запасов материальных ресурсов во все звенья складской системы и др.
При выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентную силу поставщика определяют следующие факторы:
- уровень специализированности поставщика;
- величина стоимости переключения для поставщика на других клиентов;
- степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;
- концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
- важность для поставщика объемов продаж.
Для оценки эффективности выбора поставщиков, воспользуемся методом рейтинговых оценок
Этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим.
Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев.
Таким образом, от выбора поставщика зависит выгодность или невыгодность партнерства. Отсюда очевидно значение, которое придается в коммерческой работе выбору поставщика - одного из важных и ответственных этапов оперативной деятельности при закупках. Правильный выбор, в конечном счете, определяет эффективность коммерческой деятельности по закупкам. От этого зависит, на каких условиях будет заключен договор, но ещё более значительную роль этот выбор играет при исполнении договора, выполнении поставщиком договорных обязательств. Если партнер окажется неисполнительным, все усилия по закупкам будут напрасными.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Основной формой связей с поставщиками товаров является договор поставки товаров. Закупка комплектующих у изготовителей может осуществляться на основе договора контрактации. В системе взаимоотношений с поставщиками могут также использоваться заявки и заказы покупателей.
Современный этап развития экономики требует значительного расширения самостоятельности и равноправия партнеров по договору.
Рациональные связи являются условием динамичного развития экономики и сбалансированности спроса и предложения, способствует своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям.
С развитием рыночных отношений расширяется практика свободной закупки товаров на основе инициативы продавца и покупателя в соответствии с их договоренностью. В этом случае значительно возрастает ответственность за правильный выбор поставщика. При оценке поставщиков в проекте было обосновано использование методов рейтинговых оценок и оценки затрат. Систему поиска и подбора поставщиков необходимо совершенствовать путем использования всех критериев оценки новых поставщиков. Дальнейшая работа определяется через оценку действующих поставщиков, основанную на других критериях, отличных от критериев оценки новых поставщиков.
В организации отдел закупок не является каким-то придатком к производству, маркетингу или управлению.
Квалифицированный закупщик выполняет самостоятельную задачу, так как он тоже намечает стратегию.
Поэтому опытный закупщик должен уметь:
1) оценить, какие комплектующие или другие товары нужны «его» предприятию для работы;
2) точно оценить закупочный рынок.
3) оценить различные предложения по всем правилам искусства и выбрать для фирмы самую подходящую оферту.
4) вести сложные переговоры с поставщиком о поставках, затем составить «безводный» договор и в конце удачно завершить сделку.
За последние десять лет в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В производственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Королева В.Л. Методы выбора поставщиков // Экономика, управление, финансы: Материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). – Краснодар: Новация, 2015.
2. Логистика: Учеб. пособие / Н.А. Майзнер. – Владивосток: Дальневост. федер. ун-т, 2014.
3. Сидоров В.П. Коммерческая деятельность [Текст]: Учебное пособие / В.П. Сидоров. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014.
4. Аникин, Б.А. Логистика / Б.А. Аникин. – М.: Проспект, 2013.
5. Курочкин, Д. В. Логистика: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2012
6. Логистика и управление цепями поставок: учебник / [В. В. Щербаков и др.]. – Москва: Юрайт, 2015.
7. Логистика производства: теория и практика: учебник / В. А. Волочиенко, Р. В. Серышев. – Москва: Юрайт, 2014.
8. Основы логистики: учебное пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – Москва: КноРус, 2010.
9. Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. – Москва: Дашков и Кº, 2012.
10. Сергеев В.И. Управление цепями поставок: учебник для бакалавров и магистров. – М.: Изд-во Юрайт, 2014.
11. http://www.tmktools.ru/