Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
Егорлыкский Центр внешкольной работы
Конспект онлайн занятия
« Театр теней»
подготовил
педагог дополнительного образования
Щеголькова Лариса Борисовна
Ст. Егорлыкская
2021
Цель: поддержка познавательно-творческой инициативы детей, создание условий для художественно-эстетического развития обучающихся посредством ознакомления с театром теней, как видом искусства.
Задачи:
познакомить с разновидностью театра- теневым театром
закрепить знания о видах театра, пополнять словарный запас по теме театр;
развивать интерес к театрализованной деятельности путём вовлечения в игровые действия
воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.
Она есть у каждого из нас, но мы часто её не замечаем. Всё куда-то спешим и торопимся, а она, как преданная подруга, неотрывно следует за нами. Наверное, вы уже догадались о чём это я, о тени. Люди давным-давно старались её «приручить» и театры теней в этом достигли успеха, им удалось создать атмосферу, в которой «молчаливые создания» правят балом!
Самые первые театры теней предстали перед взором еще во II тысячелетии до н. э. И только спустя тысячелетия импровизированные спектакли стали показывать по всему миру. В Европе они стали популярными лишь к XVIII веку, тогда даже Гёте, на своём дне рождении устраивал представления с "теневыми показами".
Тени, поистине волшебные создания, и ими можно научиться управлять. Они способны оживать в умелых руках артистов — кукольников. В каждой стране театры теней чем-то отличаются друг от друга. Где-то воспроизводят мифологические сюжеты, где-то фольклорные или эпические. В Китае, например, предпочитают исторические сцены, в Индии – религиозные, тогда как в Турции обращают внимание на сатиру и комедийные жанры.
В Поднебесной всё началось благодаря усердию и фантазиям одного придворного художника, который пытался как-то развеселить своего императора после внезапной кончины его супруги. Он решил нарисовать силуэт его умершей жены на бумаге, вырезал его и поместил ту фигуру за полупрозрачной тканью. После чего пригласил императора и стал показывать мини-представление, перемещая куклу за ширмой и создавая иллюзию живого человека.
кукловод за ширмой
Подобные представления многим пришлись по вкусу и театр теней очень быстро стал распространяться по всем провинциям Китая. Правда, первые упоминания о них возникли лишь во время правления династии Сун. В те годы теневые кукловоды уже начали образовывать собственные гильдии и путешествовать со своими мини-спектаклями по стране.
Такие представления получили название «Люй Пи-ин» (фигурки из ослиной кожи), потому что кукол-марионеток изображали на рисовой бумаге и предохраняли от повреждений с помощью плотной кожи. А для управления этими самодельными куклами использовали бамбуковые палочки. Силуэт в театре теней показывал весь характер марионетки, а форма глаз и головы устанавливалась традицией страны и отвечала определённому амплуа.
Безусловно, со временем развивались и другие версии теневого театра. Например, Пекинский театр теней использовал 2 вариации стиля: западную и восточную. Западная школа применяла в постановках большие архаичные куклы типа этих.
куклы театра теней
Позднее театр теней получает развитие и в Европе, причём помимо вырезанных из бумаги кукол здесь появляются и первые живые актёры. В Нидерландах театр теней и вовсе именовали «игрой испанской тени», а в Париже такие представления называли по-разному: сначала «оптическими спектаклями», потом причудливыми «фантасмагориями» и, наконец, «китайскими тенями». Это название утвердилось с 1767 года, когда некий миссионер Жюль Аллод по возвращении во Францию представил публике новый вид искусства.
Бесспорно, театр теней приобрёл известность и в России. Ещё в 1917 году советские мастера Иван и Нина Ефимовы создавали интересных и забавных персонажей для своего силуэтно-теневого театра.
Художники вырезали забавные силуэты из плотной бумаги, выпиливали из фанеры и закрашивали в чёрный цвет. Чуть позже они изобрели особый станок для показа своих силуэтов. И несмотря на то что их куклы не имели мелких ярких деталей, все действия, позы и жесты они выполняли довольно чётко.
Нина Ефимова с силуэтами постановки «Приезд Пущина к Пушкину»
А в 1934 году был основан «Московский театр теней» (МТТ), в котором многие приёмы заимствовали у китайского театра, да и на такие постановки в основном ходили дети. Спектакли были основаны на сказках: «Конёк-горбунок», «Золушка», «Красная шапочка», и в теневом исполнении они казались ещё волшебнее.
В XXI веке театр теней уже не тот, и представления выглядят совсем по-другому. Здесь вы не увидите кукол, так как на сцене выступают настоящие артисты. Зрелище стало ещё более впечатляющим и увлекательным. Всего 5–6 человек, но вытворяют просто чудеса.
К тому же теневая фигура, всегда может преображаться, меняться, оборачиваться прямо на глазах у зрителей в нечто фантастическое. Благодаря чему у публики всегда есть возможность домыслить что-то по своему усмотрению.
Сегодня в таких синтетических постановках театра сочетаются и танец, и пантомима, и видео проекции, вы слушаете чудесные мелодии и смотрите на игру света и теней. Образы театра теней выполнены в традициях современного изобразительного искусства, в котором есть место натуралистичности, стилизации и абстракции.
Интернет источник:
https://zen.yandex.ru/media/singa/teatr-tenei-istoriia-i-sovremennost-5c1ce2c202770100aebe56b1
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/08/konspekt-nod-na-temu-teatr-teney