СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка технологической карты урока по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка технологической карты урока по литературному чтению»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: Васильева Ольга Денисовна.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 4 «Б».

Тема урока: «Евгений Абрамович Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист", "Где сладкий шепот моих лесов? "».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении произведений Евгения Абрамовича Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист", "Где сладкий шепот моих лесов? ".

Задачи урока:


Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление об Евгении Абрамовиче Баратынском, как о русском поэте 19 века.


  1. Формировать умение читать стихотворение выразительно; передавать настроение с помощью голоса, интонации; использовать простейшие приёмы анализа различных произведений.

Обучающиеся научаться:

- Рассказывать об Евгении Абрамовиче Баратынском, как о русском поэте 19 века;

- Читать стихотворение выразительно, передавать настроение с помощью голоса, интонации.


Обучающиеся получат возможность научиться:

- Использовать простейшие приёмы анализа различных произведений.

Развивающие:


  1. Формировать умения: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять волевую саморегуляцию, оценивать свою деятельность.







  1. Формировать умения: осуществлять синтез, как составление целого из частей; осуществлять анализ, сравнение, поиск необходимой информации.











  1. Формировать умения: выражать собственное мнение и аргументировать его; выражать собственное мнение и аргументировать его; владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять волевую саморегуляцию, оценивать свою деятельность.


Учащиеся получат возможность научиться: оценивать правильность выполнения своего действия.


Познавательные:

Учащиеся научатся: осуществлять синтез, как составление целого из частей; осуществлять анализ, сравнение, поиск необходимой информации.

Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять обобщение изученного, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся: выражать собственное мнение и аргументировать его; владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.

Учащиеся получат возможность научиться: оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема.

Воспитательные:

- воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

У учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

У учащихся может быть сформирована способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактические средства: учебник по литературному чтению 4 класс 1 часть. УМК Школа России, карточки с заданиями.

Интерактивное оборудование: проектор, экран, компьютер.















ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Метод словесный

(Беседа, объяснение)



Приветствует учащихся, настраивает на урок. Проверяет готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Денисовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Проверьте, готовность к уроку. На партах у вас должен лежать учебник, пенал, дневник.

- На слайде написано высказывание одного известного писателя Константина Паустовского о книге. Прочитайте его.

Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.

- Согласный ли вы с данным высказыванием? Почему книги – наши друзья?




- Верно, давайте продолжим знакомится с произведениями вашего учебника.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку.






Читают.


К книге можно обратиться, как к настоящему другу, в любое время. С помощью книг мы можем найти ответы на любые вопросы, освоить новые навыки и умения, понять, что такое добро и зло, стать лучше, умнее.


Р: принимать и сохранять учебную задачу;


Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Метод словесный

(Беседа, объяснение)



Метод наглядный

(показ, иллюстрации)


- Проведем дыхательную разминку.

- Представим, что на руке стоит большая зажженная свеча. Нам нужно её погасить. Для этого сделайте глубокий вдох носом и разом выдохните весь воздух через рот. Теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох носом и выдохните воздух через рот отрывисто, 3 раза.


- Перед началом чтения, нам нужно провести речевую разминку.


К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.

( И. П. Токмакова)


-При прочтении стихотворения, мы будем менять интонацию. Сначала прочитаем стихотворение с повествовательной интонацией, затем с вопросительной, восклицательной.

- Сначала прослушайте, как прочитаю его я. А теперь вместе.


- Хорошо.

-Скажите, с каким новым разделом вашего учебника, вы начали знакомство?

Вспомните, на прошлых уроках вы познакомились с творчеством известных поэтов.

- С творчеством каких поэтов вы познакомились?

- Посмотрите на слайд, соотнесите название произведения с портретом автора.





Выполняют дыхательную разминку.























Слушают.


Читают стихотворение с разной интонацией.

-С разделом «Поэтическая тетрадь».



-С творчеством Фёдора Ивановича Тютчева, Афанасия Афанасьевича Фета.


Соотносят.

Федор Иванович Тютчев – «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».

Афанасий Афанасьевич Фет -

«Весенний дождь», «Бабочка».














Читать стихотворение выразительно, передавать настроение с помощью голоса, интонации.



Р: принимать и сохранять учебную задачу:

Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

П:

осуществлять анализ, сравнение, поиск необходимой информации.


К: выражать собственное мнение и аргументировать его;


3.

Выявление места и причины затруднения.

Метод словесный

(Беседа)


Наглядный

(иллюстрация)






- Сегодня мы познакомимся с новым поэтом, для того, чтобы узнать, кто это будет, вам нужно зачеркнуть слог, который повторяется.

МАБМААМАРМААМАТМАЫМАНМАСМАКМАИМАЙ.

- Мы познакомимся с поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским.


- Определите тему урока.



- Поставим цель урока. С чем нам нужно познакомиться?







- Баратынский.



Называют тему:

- Знакомство с произведениями Е. А. Баратынского.


- Познакомиться с произведениями Е. А. Баратынского.



П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.


Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

4. Построение проекта выхода из затруднения


Словесный

(беседа, объяснение)

- С помощью чего мы достигнем цель урока?

- Давайте составим свой план.

- Посмотрите на слайд, перед вам предложения, давайте выявим, какие из них будут пунктами плана.


Познакомиться с биографией автора.

Прочитать произведения автора.

Читать тихо и не выразительно.

Будем наблюдать, каким настроением проникнуто произведение.

Читать с ошибками.

Будем учиться выражать свое мнение о произведениях.


- Молодцы! Приступим к выполнению первого пункта плана

- С помощью плана.





Называют.


1.Познакомиться с биографией автора.

2.Прочитать произведения автора.

3. Будем наблюдать, каким настроением проникнуто произведение.

4. Будем учиться выражать свое мнение о произведениях.



Р: принимать и сохранять учебную задачу:


Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


К: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

5. Реализация построенного проекта.

Метод словесный

(Беседа, рассказ, объяснение)


Метод наглядный

(иллюстрация, показ)







- Познакомимся с биографией Евгения Абрамовича Баратынского.

Прослушайте о его жизни и творчестве.

Евгений Баратынский – известный российский поэт 19-го века, современник Пушкина, Жуковского, Лермонтова.

- Известны ли вам данные фамилии?

- Знаете ли вы некоторые произведения данных авторов?

Уже с раннего детства Евгений проявлял интерес к литературе и поэзии. В школе он был отличником и всегда с удовольствием выполнял свои домашние задания по русскому языку и литературе.

Окруженный красивой природой и тишиной деревни, Евгений много времени проводил на прогулках, где любовался цветами и пением птиц. Именно в эти моменты он чувствовал себя свободным и вдохновленным. В детстве он часто выступал перед друзьями и родными с маленькими стихотворениями, которые сам сочинял.


- Посмотрите на слайд и назовите произведения, которые он написал.


Баратынский писал прекрасные стихи, которые были наполнены глубокими мыслями и чувствами. В его творчестве можно увидеть размышления о жизни, любви и природе. Он стремился выразить свои чувства и мысли через прекрасные образы и глубокие смыслы.

- Что вы запомнили о творчестве Евгения Баратынского?


- Кто – нибудь из вас читал его стихотворения? Если да, то какие?

- Сегодня мы познакомимся с его стихотворениями. А чтобы понять, о чем в них будет идти речь, откройте страницу в учебнике 108.

Перед нами стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского.

- Как оно называется?


- По его названию, мы можем определить, о чем оно будет?


- Каким настроением оно будет проникнуто?


- Прежде чем его читать, познакомимся с неизвестными словами, которые встретятся в стихотворении.


Лазурь - синева, синий цвет.
Торжествующий - одержавший победу.

Очи – устаревшее значение слова глаза.
Ветхий - старый.
Душист - ароматен, с приятным запахом.
Взвился - быстро взлетел, поднялся.
Незримый - невидимый.
Заздравный - приветственный.
Гимн - хвалебная песнь.
Ясен - чист, прозрачен.
Хребет - гребень волны.




- Прослушайте данное стихотворение.



- Понравилось ли вам это стихотворение?


- Каким настроением оно проникнуто? Почему?





- Скажите, о чем в нем говориться?


- О каком периоде весны повествует автор?


- Какие слова, помогли вам понять, что весна ранняя?








- А сейчас давайте прочитаем данное стихотворение по строфам.

- Скажите, как мы будем его читать?









- Как вы думаете, какие чувства переполняют поэта? Почему?



- Почему в этом стихотворении много восклицательных знаков?



- Какова главная мысль стихотворения?



- Хорошо. Какие выразительные средства помогли автору создать яркий образ времени года?


- Прочитаем первую строфу. Найдите в ней эпитеты - те слова, которые красочно описывают предметы или явления. Эпитеты являются именем прилагательным.

- Теперь назовите олицетворение- это наделение неодушевленных предметов живыми качествами.


- Есть ли в данной строфе метафора? Это скрытое сравнение, которое имеет переносное значение слов.


- Прочитайте вторую строфу. Есть ли здесь эпитеты?


- Назовите олицетворение.



- Найдите метафору.



-Хорошо, прочитайте третью строфу. Есть ли в ней эпитеты?


- Олицетворения?



- Найдите метафору.


- Прочитайте четвертую строфу. Какие средства выразительности вы можете назвать?



- Прочитайте пятую строфу. Найдите в ней средства выразительности.


- Молодцы.








Отвечают.


Называют.












Называют.






Называют.










Вспоминают, называют.



Называют.




Открывают.


Читают:

- Весна, весна! Как воздух чист!


- Да, о весне.


- Радостным, автор восхищается весной.




















Внимательно слушают чтение учителя.


Отвечают.

- Умиротворенным, радостным, приподнятым, ведь автор пишет о наступлении такого прекрасного времени года, как весна.

- О весне.


- О раннем периоде.



- Шумят ручьи. Река несет на торжествующем хребте поднятый ею лёд. Еще древа обнажены. Жавронок поет заздравный гимн весне.




- Радостно, с восхищением, с восторженной интонацией.


Читают стихотворение.

- Поэта переполняют чувства восторга, восхищения, радости от встречи с пробуждающейся весной.

- Они выражают восторг, восхищение.


- Весной оживает не только природа, но и душа человека.


- Эпитеты, олицетворения, метафоры.



Называют эпитет:

Живая лазурь.


Называют олицетворение:

Небосклон слепит очи.



- Метафоры здесь нет.


- Эпитетов в данной строфе нет.


Называют олицетворение:

Летают облака.


Называют метафору:

На крыльях ветерка.


- Да, торжествующий хребет.

- Шумят ручьи, блестят ручьи, взревев река несёт.

- Её здесь нет.


Называют метафору:

Древа обнажены.

Называют олицетворение:

Лист шумен.


Называют эпитеты:

Незримый жавронок, заздравный гимн.


Рассказывать об Евгении Абрамовиче Баратынском, как о русском поэте 19 века;



































































































Читать стихотворение выразительно, передавать настроение с помощью голоса, интонации.


































Использовать простейшие приёмы анализа различных произведений.








Р: принимать и сохранять учебную задачу;




Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.



П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.






П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.






К: выражать собственное мнение и аргументировать его;





















К:владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.


способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.




учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный

(объяснение, беседа)


- Обратите внимание на страницу 109. На ней вы видите еще одно произведения Евгения Баратынского. Прочитайте его название.




- Прослушайте, как прочитаю его я.


- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Скажите, о каком времени года идет речь?

- Как вы это поняли? Назовите примеры из стихотворения.





- Каким настроение проникнуто произведение? Почему?








- Обратите внимание на подчеркнутые слова, как они помогают поэту сравнить зиму и лето?












- Кто хочет прочитать его выразительно?

- Хорошо, давайте найдем в этом произведении выразительные средства.

Первый ряд находит метафоры, второй ряд – олицетворения, 3 ряд – эпитеты.

- Первый ряд, назовите метафоры.



- Какие олицетворения вы нашли?





- Есть ли здесь эпитеты?




- Молодцы.




Читают название:

- «Где сладкий шепот моих лесов».


Слушают чтение учителя.


Отвечают.

- О зиме.


- Деревья голы, ковер зимы покрыл холмы, под ледяной корой ручей немеет, всё цепенеет, ветер воет.


- Стихотворение проникнуто грустными чувствами поэта потому что надо прощаться с тёплыми деньками лета и мириться холодной зимой.


- Подчеркнутые слова противопоставляют описание летней и зимней природы, чтобы показать разницу. Леса были одеты – теперь они голые, реки несли шумно свои потоки – теперь они скованы льдом, где цвели цветы – теперь лежит снег.

Читают выразительно по желанию.





Называют метафоры:

- Ковер зимы, ледяная кора ручья.

Называют олицетворения:

- Шёпот лесов, ропот потоков, ручей немеет, ветер воет.

Называют эпитеты:

- Сладкий шёпот, ледяной корой, ветер злой, седою мглой,












Читать стихотворение выразительно, передавать настроение с помощью голоса, интонации.


























Использовать простейшие приёмы анализа различных произведений.

Р: принимать и сохранять учебную задачу;


Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.



П:

осуществлять анализ, сравнение, поиск необходимой информации.


К:владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.


способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Словесный

(объяснение)

Практический (задание)


- Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданием.

- Послушайте задание. Вам нужно заполнить таблицу, сравнив два произведения Е. А. Баратынского. Записать название двух стихотворений.

Назвать тему каждого, то есть, о чем говорится в произведении.

Определить их настроение.

Записать по одному выразительному средству к каждому виду.

Один пример эпитета, метафоры, олицетворения.

- Давайте проверим.


- Первое произведение «Весна, весна!...».

- Какова его тема?


- Какое настроение?



- Назовите примеры выразительных средств.




- Второе произведение «Где сладкий шепот…».

-Какова его тема?






- Какое настроение?


- Назовите примеры выразительных средств.









Выполняют работу. Заполняют таблицу.







- Радость от пробуждения природы в весеннее время.

-Умиротворенное, радостное, приподнятое.


- Эпитет – живая лазурь. Олицетворение – небосклон слепит. Метафора – Хребет реки.


- На место хорошей погоды, настроения приходит грустная пора. Всё меняется, не стоит на месте.


- Тоскливое, грустное.


-Метафора – ледяная кора ручья.

Олицетворение- шёпот лесов.

Эпитет – седая мгла.









Использовать простейшие приёмы анализа различных произведений.

П:

осуществлять анализ, сравнение, поиск необходимой информации.


Р: осуществлять волевую саморегуляцию, оценивать свою деятельность.



К:владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.



способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный

(беседа)

- Давайте подведем итоги урока. С творчеством какого поэта мы познакомились?


- Что вы запомнили из его биографии?



- Какие стихотворения читали?




- Чему было посвящено первое произведение? Второе?


- Достигли мы цели урока?


- Выполнили все пункты плана?

- Верно.

- С творчеством Евгения Абрамовича Баратынского.


Вспоминают, рассказывают.


Называют:

- «Весна, весна!», «Где сладкий шепот моих лесов».


- Ранней весне, зиме.


- Да.

Рассказывать об Евгении Абрамовиче Баратынском, как о русском поэте 19 века;


Р: осуществлять волевую саморегуляцию, оценивать свою деятельность.




К: выражать собственное мнение и аргументировать его;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)


Наглядный (иллюстрация)

Осуществляет рефлексию:

На слайде изображено дерево успеха.

У листьев дерева есть 3 цвета.

Зеленый – я все сделал правильно, на уроке я был активен.

Желтый- были трудности, мог быть более активным.

Красный – было много ошибок, не работал на уроке.

Выберите для себя один цвет листа у дерева.

- Наш урок подошел к концу, до свидания.

Осуществляют рефлексию.



Выбирают цвета.


К: выражать собственное мнение и аргументировать его;

Р: осуществлять волевую саморегуляцию, оценивать свою деятельность.


способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.





Заполни таблицу. Сравни два стихотворения Е. А. Баратынского.


Первое стихотворение

Второе стихотворение

Название






Главная тема





Настроение





Изобразительные средства

Эпитет-



Олицетворение-




Метафора -



Эпитет-



Олицетворение-




Метафора




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!