1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Метод словесный (Беседа, объяснение) | Приветствует учащихся, настраивает на урок. Проверяет готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Денисовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Проверьте, готовность к уроку. На партах у вас должен лежать учебник, пенал, дневник. - На слайде написано высказывание одного известного писателя Константина Паустовского о книге. Прочитайте его. Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги. - Согласный ли вы с данным высказыванием? Почему книги – наши друзья? - Верно, давайте продолжим знакомится с произведениями вашего учебника. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку. Читают. К книге можно обратиться, как к настоящему другу, в любое время. С помощью книг мы можем найти ответы на любые вопросы, освоить новые навыки и умения, понять, что такое добро и зло, стать лучше, умнее. | | Р: принимать и сохранять учебную задачу; Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Метод словесный (Беседа, объяснение) Метод наглядный (показ, иллюстрации) | - Проведем дыхательную разминку. - Представим, что на руке стоит большая зажженная свеча. Нам нужно её погасить. Для этого сделайте глубокий вдох носом и разом выдохните весь воздух через рот. Теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох носом и выдохните воздух через рот отрывисто, 3 раза. - Перед началом чтения, нам нужно провести речевую разминку. К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под её ногами. Чёрные проталины На полях видны. Видно очень тёплые Ноги у весны. ( И. П. Токмакова) -При прочтении стихотворения, мы будем менять интонацию. Сначала прочитаем стихотворение с повествовательной интонацией, затем с вопросительной, восклицательной. - Сначала прослушайте, как прочитаю его я. А теперь вместе. - Хорошо. -Скажите, с каким новым разделом вашего учебника, вы начали знакомство? Вспомните, на прошлых уроках вы познакомились с творчеством известных поэтов. - С творчеством каких поэтов вы познакомились? - Посмотрите на слайд, соотнесите название произведения с портретом автора. | Выполняют дыхательную разминку. Слушают. Читают стихотворение с разной интонацией. -С разделом «Поэтическая тетрадь». -С творчеством Фёдора Ивановича Тютчева, Афанасия Афанасьевича Фета. Соотносят. Федор Иванович Тютчев – «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». Афанасий Афанасьевич Фет - «Весенний дождь», «Бабочка». | Читать стихотворение выразительно, передавать настроение с помощью голоса, интонации. | Р: принимать и сохранять учебную задачу: Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П: осуществлять анализ, сравнение, поиск необходимой информации. К: выражать собственное мнение и аргументировать его; | |
3. Выявление места и причины затруднения. | Метод словесный (Беседа) Наглядный (иллюстрация) | - Сегодня мы познакомимся с новым поэтом, для того, чтобы узнать, кто это будет, вам нужно зачеркнуть слог, который повторяется. МАБМААМАРМААМАТМАЫМАНМАСМАКМАИМАЙ. - Мы познакомимся с поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским. - Определите тему урока. - Поставим цель урока. С чем нам нужно познакомиться? | - Баратынский. Называют тему: - Знакомство с произведениями Е. А. Баратынского. - Познакомиться с произведениями Е. А. Баратынского. | | П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа, объяснение) | - С помощью чего мы достигнем цель урока? - Давайте составим свой план. - Посмотрите на слайд, перед вам предложения, давайте выявим, какие из них будут пунктами плана. Познакомиться с биографией автора. Прочитать произведения автора. Читать тихо и не выразительно. Будем наблюдать, каким настроением проникнуто произведение. Читать с ошибками. Будем учиться выражать свое мнение о произведениях. - Молодцы! Приступим к выполнению первого пункта плана | - С помощью плана. Называют. 1.Познакомиться с биографией автора. 2.Прочитать произведения автора. 3. Будем наблюдать, каким настроением проникнуто произведение. 4. Будем учиться выражать свое мнение о произведениях. | | Р: принимать и сохранять учебную задачу: Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
5. Реализация построенного проекта. | Метод словесный (Беседа, рассказ, объяснение) Метод наглядный (иллюстрация, показ) | - Познакомимся с биографией Евгения Абрамовича Баратынского. Прослушайте о его жизни и творчестве. Евгений Баратынский – известный российский поэт 19-го века, современник Пушкина, Жуковского, Лермонтова. - Известны ли вам данные фамилии? - Знаете ли вы некоторые произведения данных авторов? Уже с раннего детства Евгений проявлял интерес к литературе и поэзии. В школе он был отличником и всегда с удовольствием выполнял свои домашние задания по русскому языку и литературе. Окруженный красивой природой и тишиной деревни, Евгений много времени проводил на прогулках, где любовался цветами и пением птиц. Именно в эти моменты он чувствовал себя свободным и вдохновленным. В детстве он часто выступал перед друзьями и родными с маленькими стихотворениями, которые сам сочинял. - Посмотрите на слайд и назовите произведения, которые он написал. Баратынский писал прекрасные стихи, которые были наполнены глубокими мыслями и чувствами. В его творчестве можно увидеть размышления о жизни, любви и природе. Он стремился выразить свои чувства и мысли через прекрасные образы и глубокие смыслы. - Что вы запомнили о творчестве Евгения Баратынского? - Кто – нибудь из вас читал его стихотворения? Если да, то какие? - Сегодня мы познакомимся с его стихотворениями. А чтобы понять, о чем в них будет идти речь, откройте страницу в учебнике 108. Перед нами стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского. - Как оно называется? - По его названию, мы можем определить, о чем оно будет? - Каким настроением оно будет проникнуто? - Прежде чем его читать, познакомимся с неизвестными словами, которые встретятся в стихотворении. Лазурь - синева, синий цвет. Торжествующий - одержавший победу. Очи – устаревшее значение слова глаза. Ветхий - старый. Душист - ароматен, с приятным запахом. Взвился - быстро взлетел, поднялся. Незримый - невидимый. Заздравный - приветственный. Гимн - хвалебная песнь. Ясен - чист, прозрачен. Хребет - гребень волны. - Прослушайте данное стихотворение. - Понравилось ли вам это стихотворение? - Каким настроением оно проникнуто? Почему? - Скажите, о чем в нем говориться? - О каком периоде весны повествует автор? - Какие слова, помогли вам понять, что весна ранняя? - А сейчас давайте прочитаем данное стихотворение по строфам. - Скажите, как мы будем его читать? - Как вы думаете, какие чувства переполняют поэта? Почему? - Почему в этом стихотворении много восклицательных знаков? - Какова главная мысль стихотворения? - Хорошо. Какие выразительные средства помогли автору создать яркий образ времени года? - Прочитаем первую строфу. Найдите в ней эпитеты - те слова, которые красочно описывают предметы или явления. Эпитеты являются именем прилагательным. - Теперь назовите олицетворение- это наделение неодушевленных предметов живыми качествами. - Есть ли в данной строфе метафора? Это скрытое сравнение, которое имеет переносное значение слов. - Прочитайте вторую строфу. Есть ли здесь эпитеты? - Назовите олицетворение. - Найдите метафору. -Хорошо, прочитайте третью строфу. Есть ли в ней эпитеты? - Олицетворения? - Найдите метафору. - Прочитайте четвертую строфу. Какие средства выразительности вы можете назвать? - Прочитайте пятую строфу. Найдите в ней средства выразительности. - Молодцы. | Отвечают. Называют. Называют. Называют. Вспоминают, называют. Называют. Открывают. Читают: - Весна, весна! Как воздух чист! - Да, о весне. - Радостным, автор восхищается весной. Внимательно слушают чтение учителя. Отвечают. - Умиротворенным, радостным, приподнятым, ведь автор пишет о наступлении такого прекрасного времени года, как весна. - О весне. - О раннем периоде. - Шумят ручьи. Река несет на торжествующем хребте поднятый ею лёд. Еще древа обнажены. Жавронок поет заздравный гимн весне. - Радостно, с восхищением, с восторженной интонацией. Читают стихотворение. - Поэта переполняют чувства восторга, восхищения, радости от встречи с пробуждающейся весной. - Они выражают восторг, восхищение. - Весной оживает не только природа, но и душа человека. - Эпитеты, олицетворения, метафоры. Называют эпитет: Живая лазурь. Называют олицетворение: Небосклон слепит очи. - Метафоры здесь нет. - Эпитетов в данной строфе нет. Называют олицетворение: Летают облака. Называют метафору: На крыльях ветерка. - Да, торжествующий хребет. - Шумят ручьи, блестят ручьи, взревев река несёт. - Её здесь нет. Называют метафору: Древа обнажены. Называют олицетворение: Лист шумен. Называют эпитеты: Незримый жавронок, заздравный гимн. | Рассказывать об Евгении Абрамовиче Баратынском, как о русском поэте 19 века; Читать стихотворение выразительно, передавать настроение с помощью голоса, интонации. Использовать простейшие приёмы анализа различных произведений. | Р: принимать и сохранять учебную задачу; Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: выражать собственное мнение и аргументировать его; К:владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (объяснение, беседа) | - Обратите внимание на страницу 109. На ней вы видите еще одно произведения Евгения Баратынского. Прочитайте его название. - Прослушайте, как прочитаю его я. - Понравилось ли вам это стихотворение? - Скажите, о каком времени года идет речь? - Как вы это поняли? Назовите примеры из стихотворения. - Каким настроение проникнуто произведение? Почему? - Обратите внимание на подчеркнутые слова, как они помогают поэту сравнить зиму и лето? - Кто хочет прочитать его выразительно? - Хорошо, давайте найдем в этом произведении выразительные средства. Первый ряд находит метафоры, второй ряд – олицетворения, 3 ряд – эпитеты. - Первый ряд, назовите метафоры. - Какие олицетворения вы нашли? - Есть ли здесь эпитеты? - Молодцы. | Читают название: - «Где сладкий шепот моих лесов». Слушают чтение учителя. Отвечают. - О зиме. - Деревья голы, ковер зимы покрыл холмы, под ледяной корой ручей немеет, всё цепенеет, ветер воет. - Стихотворение проникнуто грустными чувствами поэта потому что надо прощаться с тёплыми деньками лета и мириться холодной зимой. - Подчеркнутые слова противопоставляют описание летней и зимней природы, чтобы показать разницу. Леса были одеты – теперь они голые, реки несли шумно свои потоки – теперь они скованы льдом, где цвели цветы – теперь лежит снег. Читают выразительно по желанию. Называют метафоры: - Ковер зимы, ледяная кора ручья. Называют олицетворения: - Шёпот лесов, ропот потоков, ручей немеет, ветер воет. Называют эпитеты: - Сладкий шёпот, ледяной корой, ветер злой, седою мглой, | Читать стихотворение выразительно, передавать настроение с помощью голоса, интонации. Использовать простейшие приёмы анализа различных произведений. | Р: принимать и сохранять учебную задачу; Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П: осуществлять анализ, сравнение, поиск необходимой информации. К:владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Словесный (объяснение) Практический (задание) | - Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданием. - Послушайте задание. Вам нужно заполнить таблицу, сравнив два произведения Е. А. Баратынского. Записать название двух стихотворений. Назвать тему каждого, то есть, о чем говорится в произведении. Определить их настроение. Записать по одному выразительному средству к каждому виду. Один пример эпитета, метафоры, олицетворения. - Давайте проверим. - Первое произведение «Весна, весна!...». - Какова его тема? - Какое настроение? - Назовите примеры выразительных средств. - Второе произведение «Где сладкий шепот…». -Какова его тема? - Какое настроение? - Назовите примеры выразительных средств. | Выполняют работу. Заполняют таблицу. - Радость от пробуждения природы в весеннее время. -Умиротворенное, радостное, приподнятое. - Эпитет – живая лазурь. Олицетворение – небосклон слепит. Метафора – Хребет реки. - На место хорошей погоды, настроения приходит грустная пора. Всё меняется, не стоит на месте. - Тоскливое, грустное. -Метафора – ледяная кора ручья. Олицетворение- шёпот лесов. Эпитет – седая мгла. | Использовать простейшие приёмы анализа различных произведений. | П: осуществлять анализ, сравнение, поиск необходимой информации. Р: осуществлять волевую саморегуляцию, оценивать свою деятельность. К:владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) | - Давайте подведем итоги урока. С творчеством какого поэта мы познакомились? - Что вы запомнили из его биографии? - Какие стихотворения читали? - Чему было посвящено первое произведение? Второе? - Достигли мы цели урока? - Выполнили все пункты плана? - Верно. | - С творчеством Евгения Абрамовича Баратынского. Вспоминают, рассказывают. Называют: - «Весна, весна!», «Где сладкий шепот моих лесов». - Ранней весне, зиме. - Да. | Рассказывать об Евгении Абрамовиче Баратынском, как о русском поэте 19 века; | Р: осуществлять волевую саморегуляцию, оценивать свою деятельность. К: выражать собственное мнение и аргументировать его; | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |